Роль межпоколенной коммуникации в развитии ценностей молодого поколения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горбачева Н. Б. Роль межпоколенной коммуникации в развитии ценностей молодого поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2381–2385. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85477.htm.
Аннотация. В работе представлены результаты социологического исследования по проблемам социального взросления молодого поколения. Раскрыт вопрос о влиянии межпоколенной коммуникации на взаимопомощь между родителями и молодежью, способствующей развитию самостоятельности современной молодежи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горбачева Наталья Борисовна,

Старший преподаватель кафедры «Социология» ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиgnb0906@mail.ru

Роль межпоколеннойкоммуникации

в развитии ценностеймолодого поколения

Аннотация.В работе представленырезультаты социологического исследованияпо проблемам социального взросления молодого поколения. Раскрыт вопрос о влиянии межпоколенной коммуникации на взаимопомощь между родителями и молодежью, способствующей развитию самостоятельности современной молодежи. Ключевые слова: молодежь, поколение, родители, помощь, самостоятельность, коммуникация, семья, общение.

Продолжая рассматривать современные концепции молодежи, отметим известного в мировом сообществе исследователей молодежных проблем И.М. Ильинского, который в советский период разработал концепцию перестройки в комсомоле, и уже тогда выделял общение как главный механизм связи между поколениями: "Комсомол ‬организатор социального общения молодежи… Общение молодежи ‬исключительно важный момент обеспечения преемственности поколений".В дальнейшее И.М. Ильинский сформировал гуманистическую концепцию молодежи, в которой основная роль в формировании жизнеспособности личности отводится понятиям самоорганизации, самореализации и самовыражения. Суть концепции ‬воспитание жизнеспособного поколения в обществе, в котором происходят глобализационные процессы,деградация различных сфер жизни, деформация духовных ценностей. В данных условиях необходимо сохранить целостность социальной системы, духовно развиваться и воспитать последующие поколение не менее жизнеспособными в биологическом и социальном планах. Поэтому, как утверждает И.М. Ильинский, жизнеспособная личность должна стать индивидуальностью, самостоятельной, со своими смысложизненными установками, самоутвердиться, реализовать свои планы и творческие способности, используя среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Таким образом, молодое поколение должно быть социально активным и ответственным за будущее, в котором "придется оздоровить старые и найти новые ценности, утвердить новую парадигму жизни, новое мышление, новые правила общежития, новую мораль и нравственность"[1]. Концепция И.М. Ильинского включает восемь базовых положений. Мы рассмотрим те, что относятся к нашей теме: молодежь являетсяобъективным общественным явлением, выступающим как большая специфическая возрастная подгруппа. Суть заключается в том, что молодежь рассматривается как часть чегото большого ‬общества и при этом является зависимым элементом ‬лишь частью общества. Ильинский выделяет проблемы молодежи, связанные с возрастом:1)молодость тесно связана с идеей зависимости; 2)преобладающая часть молодежи (учащиеся, студенты и т. п.) пока не включена в процесс производства и потому "живет в кредит"; 3)у большинства молодых людей нет прав в принятии решений, касающихся их жизни; 4)перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии; 5)молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения; 6)они решают проблему брачного выбора и деторождения.

Таким образом, несмотря на интеллектуальный потенциал и возможность для самоопределения, самоутверждения, самоорганизации, самореализации и саморазвития с целью социальной организации будущего общества, молодое поколение остается в зависимом положении от взрослых, прежде всего, от родителей. Родители и другие агенты социализации должны направлять молодежь, быть трансляторами традиций и при этом опорой молодежи в строительстве будущего. В современных условиях неопределенности и непредсказуемости актуален вопрос о том, как будет проходить взаимодействие двух поколений: во взаимовыручке или потребительском отношении друг к другу. Современный социолог Е.Л. Омельченко, исследовавшая молодежные субкультуры на Западе и у нас в стране, характеризует молодое поколение с точки зрения стилевого анализа жизни молодых людей. Молодежь проживает большую часть своей жизни во взрослом мире, которому принадлежит, поддерживает и использует его ресурсы, занимая различные позиции в социальных институтах и социальных группах. При этом она всегда остается под давлением общественных проблем: неприятие, исключение, болезнь, отсутствие финансов и другие. Молодежь не всегда использует наследуемый статус и в процессе социализации конструирует свой стиль жизнь. Е.Л. Омельченко считает, что большое влияние на это оказывает рынок потребительства: массмедиа. Современное потребительство среди молодежи рассматривается как опасная тенденция в поведении молодого поколения. Огромный выбор предлагаемых услуг и товаров, изменчивостьмоды предполагает экспериментальный характер стиля жизни молодых людей, которые считают себя при этом свободными и способными, таким образом, к самовыражению. Однако, как утверждает ученый, это всего лишь псевдосвобода, через которую молодежь удовлетворяет свои амбиции, "независимо" выбирая и покупая и конструируя свою "индивидуальную" идентичность и стиль. Испытывая новую свободу на фоне потребительского рынка, молодежь интерпретирует то, кем она является, боясь остаться в стороне от сообщества ‬аутсайдером. Контролировать родителям процесс вхождения в систему потребления становится все сложнее, так как источники информации ‬Интернет, реклама, СМИ, цифровая электроника и многообразие гипермаркетов, привносят свой вклад в становлении личности, который может неэффективно влиять на социализацию. Добиться желаемого в потреблении, значит понять жизненные цели и смысл жизни молодежи. Для этого необходимо постоянное общение родителей и молодого поколения[2]. Взаимоотношения, эмоциональная атмосфера в семье влияют на внутренний мир, характер, установки подростка, связанные с ожиданиями, во многом определяющие характер его действий.Однако, как говорит Ю. Зубок, современная неопределенность в социальной, экономической и политической жизни определяет неструктурированность социальной системы, в которой наблюдается деформация структур и моральнонравственных устоев, как в обществе, так и на индивидуальноличностном уровне, что "выражается в распаде ценностных, мотивационных, нормативных структур, в доминировании спонтанно возникающих моделей поведения"[3]. Конечно, выбор из множества альтернатив позволяет молодежи приобрести характер саморегуляции и саморазвития, но это должно подкрепляться опытом взрослых. Взаимодействие между родителями и подростками основано накоммуникации, в процессе которой они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Поступки и действия, которые совершаютсямежду родителями и подростками.Наша задача ‬выяснить,насколько межпоколенная коммуникация способствует взаимопомощи в семье.К примеру, в исследовании Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации, которое состоялось в мартеапреле 2007 года, отмечено, что большинство россиян "находится в разветвленной системе надежных родственнодружеских контактов, живет с ощущением удовлетворенности возможностями общения, уверенностью в потенциальной поддержке близких в случае необходимости (когда есть, на кого положиться) и в состоянии психологического комфорта без ощущения одиночества"[4]. В исследовании, проведенном в г. Тольятти в 2014 г., была поставлена задача изучить, какие аспекты семейной жизни представляют для молодежи особую ценность.Методом анкетирования было опрошено 654 человека. В выборке представлены две возрастные категории: 1617 летние подростки ‬52,2%, и респонденты в возрасте 2021года ‬47,8%. Ошибка выборки составляет 5%. Это позволяет распространить данные исследования на старшеклассников города 1617 лет и студенческую молодежь в возрасте 2021 года. Данное распределение респондентов по возрастным группам дает возможность проанализировать изменение ценностных ориентаций межпоколенного взаимодействия при переходе из подросткового возраста во взрослую жизнь. Опрос проводилсяв школах и ВУЗах г.о. Тольятти, поэтому выборка была гнездовой, анкетирование проводилось в классах средних школ и студенческих группах. Среди респондентов учащиеся 911 классов шести средних общеобразовательных школ составляют 58% респондентов и студенты 34 курсов двух ВУЗов г. Тольятти 42%.В процессе опроса были получены следующие данные. На взаимодействие старшего и младшего поколения, по нашему мнению, оказывают влияние представления молодежи о помощи со стороны родителей. Респондентам был задан вопрос:Как Вы относитесь к высказыванию: "Родители обязаны помогать своим детям на протяжении всей своей жизни?". 39% юношей и девушек выразили согласие с этим суждением, такое же количество опрошенных отрицают необходимость этого. Примерно четверть затрудняется ответить на вопрос.Как показали результаты, девушки на 10% чаще, чем юноши, соглашаются с суждением: "Родители обязаны помогать своим детям на протяжении всей своей жизни". Юноши чаще, чем девушки выражают противоположное мнение или затрудняются ответить на вопрос.Среди респондентов моложе 18 лет на 7,2% больше, чем среди опрошенных старше 18 лет, согласных с тем, что родители обязаны помогать своим детям. В ходе анализа данных была выявлена зависимость между мнением респондентов об обязательной помощи родителей и степенью обращения молодежи за помощью к родителям. Две трети респондентов, постоянно обращающихся к родителям в трудных ситуациях, отмечают согласие принимать помощь родителей в течение всей жизни. Среди тех, кто обращается к родителям за помощью только в крайних случаях, этот показатель на 14% меньше. Юноши и девушки, которые не хотят жить отдельно от родителей, чаще надеются на помощь со стороны старшего поколения на протяжении всей своей жизни.Респонденты, надеющиеся на постоянную помощь родителей, чаще других жизненным ориентиром выделяют собственное жилье. Молодежь, считающая, что родители не обязаны им помогать в течение жизни, выделяют такие ценности жизни, как«самостоятельность, независимость»и «хорошие и верные друзья», на которых можно положиться.Прослеживается связь между мнением молодежи относительно качеств будущего спутника жизни в зависимости от намерения принимать помощь от родителей в течение всей жизни. Данная связь находит выражение в показателях коэффициента корреляции Пирсона по следующим позициям: материальная обеспеченность будущего спутника жизни (0,149), наличие собственной квартиры (0,137), возможность переехать за границу (0,107), наличие престижной работы (0,091).Это означает, что респонденты, которые надеются на помощь со стороны родителей в течение жизни, чаще среди качеств будущего спутника жизни выделяют материальные аспекты. Респонденты, которые надеются на помощь родителей в течение жизни, чаще возлагают надежду на поддержку со стороны родителей при поступлении в ВУЗ (0,092), оплате последующего обучения (0,125), в приобретении жилья (0,170), в устройстве брака, создании семьи (0,093).Следующий рассматриваемый аспект межпоколенного взаимодействия ‬помощь детей родителям.Согласно полученным данным четыре пятых опрошенных склоняются к положительной оценке высказывания о том, что родители нуждаются в помощи своих детей. 4,6% респондентов не согласны с ними, а 12,3% опрошенных затрудняются ответить на вопрос. Молодежь старше 18 лет чаще других положительно относится к этому высказыванию. Девушки на 10% чаще отвечают на вопрос положительно, чем юноши. В процессе исследования была выявлена взаимосвязь между оценками респондентов высказываний: «Родители обязаны помогать своим детям на протяжении всей своей жизни»и «Родители нуждаются в помощи и поддержке своих детей в решении жизненных проблем».Две пятых молодежи, считающей, что родители обязаны помогать своим детям, согласны и с тем, что родители нуждаются в помощи и поддержке своих детей. Более половины респондентов, не согласных с пожизненной обязанностью родителей, не согласны оказывать помощь и поддержку своим родителям. Таким образом, можно сделать вывод, что молодежь, в основном ориентирована на формирование в будущем двухсторонних связей со старшим поколением. Юноши и девушки чаще готовы помогать родителям, при условии, что они окажут помощь. И наоборот, подростки, которые считают, что нет необходимости в том, чтобы помогать родителям, не надеются на помощь родителей в дальнейшем. Исследование показало что численность последней группы на 13% превышает количественный состав первой.Количество респондентов, которые считают, что родители нуждаются в помощи детей, но не согласны с тем, что дети должны получать помощь со стороны родителей в течение жизни примерно в два раза больше тех, кто придерживается противоположных взглядов. Они ожидают постоянной помощи от старшего поколения и не спешат помогать своим родителям.Таким образом, среди современной молодежи больше выражено стремление полной независимости от родителей, чемстремление к двухстороннему сотрудничеству.Подростки, которые считают необходимым помогать родителям, среди жизненных ценностей чаще выделяют: «хорошие, здоровые, умныедети»(0,109), «здоровье»(0,092), «хорошие отношения в семье»(0,105), «самостоятельность, независимость» (0,124). Корреляция показывает, что помощь родителям строится на хороших отношениях между членами семьи, что является ценностью для молодого поколения.Рассматривая корреляции варианта ответа «Согласен, что родители нуждаются в помощи и поддержке своих детей в решении жизненных проблем»с данными факторами, были обнаружены следующие зависимости. Юноши и девушки, которые обсуждают с родителями взаимоотношения с друзьями (0,103), взаимоотношения с родственниками (0,102), бытовые проблемы (0,114), и при этом им интересно общаться с родителями (0,132), уверены, что родителям необходимо помогать. Респонденты, считающие важным помогать своим родителям, утверждают о полном взаимопонимании с родителями приобсуждении событий в стране и в мире (0,110); о хороших отношениях со всеми членами семьи (0,104); в семейной жизни ценят участие в повседневных делах и заботах (0,164), понимание со стороны родных и близких (0,120), заботу о членах семьи (0,104); постоянно обращаются за помощью к родителям, которые никогда не откажутся помочь (0,148). В исследовании выявлена зависимость между мнением респондентов об оказании помощи родителям в течение жизни и заинтересованностью в изучении истории своей семьи молодежью, которая выражена в следующих показателях коэффициента корреляции Пирсона: «слушаю рассказы о прошлом»(0,164), «рассматриваю фотографии» (0,102), «бережно отношусь к реликвиям»(0,092). При этом естьчасть респондентов совершенно не интересующихся историей семьи, но в помощи родителям не отказывающих (0,202).Таким образом, результаты показали, что современная молодежь не остается равнодушной к родителям в период решения жизненных проблем. Согласие респондентов с этим зависит от следующих факторов:характера и тем общения с родителями, достижения взаимопонимания в процессе обсуждения событий в стране и в мире, оценки отношений в семье, частоты обращения к родителям за помощью, заинтересованности в изучении истории своей семьи, ценностей семейной жизни.В исследовании О.Н. Бурмыкиной (213 петербургских студентов) указаны виды помощи среди петербургских студентов и их «значимыми членами семьи»(родителями, близкими родственниками), независимо от того, проживают они вместе или нет. Социолог выделила материальные, инструментальные, информационные и эмоциональные функции семейного взаимодействия. К материальным ресурсам относятся продукты и вещи, деньги в дар и в долг, труд и услуги. К информационным ‬информация и связи. К эмоциональным ресурсам ‬эмоциональная и психологическая поддержка. Наименее распространенная практика взаимопомощи ‬одалживание денег. Однако матери могут одалживать деньги своему ребенку безвозвратно, а студенты в силу своей временной нетрудоспособности не могут помогать родителям материально. Среди инструментальных обменов мать и отец получают помощи больше, чем оказывают детям. Оказываемая и получаемая эмоциональная и информационная поддержка между поколениями эквивалентна, что говорит о большой эмоциональной поддержке среди семейных родственников. Исследователь подчеркивает значимость матери в помощи и поддержке подрастающему поколению, что не остается безответным со стороны детей. Такая взаимопомощь говорит об интенсивности связи между членами семьи и включенности в жизнь молодого поколения. Младшее поколение стремится оказать чаще эмоциональную и инструментальную поддержку родителям. Со стороны родителей по отношению к младшему кроме эмоциональной помощи оказывается материальная и информационная. Исследование О.Н. Бурмыкиной показало, что все виды поддержки и помощи практикуются в повседневной жизни студентов Петербурга, что свидетельствует о включенности молодежи в социальную сферу взаимопомощи со стороны семьи и подтверждает результаты нашего исследования[5].В ходе исследования была поставлена задача, определить виды помощи родителей, на которые молодые тольяттинцы рассчитывают. Прежде всего, тольяттинская молодежь, среди которой большая часть школьников, надеется, что родители помогут оплатить им дальнейшее обучение. И это естественно, так как только родители способны оплатить за образование своих детей.Более половины респондентов надеются на родительскую помощь в воспитании детей (внуков). Возможно, это связано с формой выражения доверия младшего поколения старшему, что положительно влияет на межпоколенную связь. Данный вариант ответа находится на второй позиции.Третье место занимает вариант ответа «помощь при поступлении в ВУЗ», что естественно больше волнует выпускников школ.В помощи родителей при приобретении жилья нуждаются 36% респондентов, а в оплате отдыха и лечения ‬на 4% меньше. Данные виды помощи родителей занимают 4 и 5 места соответственно.Одна четвертая часть молодежи отмечает значимость родительской помощи в устройстве на работу. Данный вариант ответа занимает шестую позицию.Седьмую позицию занимает пятая часть респондентов, рассчитывающих на помощь родителей в оплате дорогостоящих покупок. На содействие родителей в устройстве брака, создании семьи надеются 15% опрошенных. На оплату съемного жилья рассчитывают на 4% реже респондентов. Данные варианты ответов занимают восьмое и девятое места.Десятая часть юношей и девушек считают, что родители могут оплатить расходы на содержание их детей (внуков), что является десятым местом в данной шкале. На помощь в продвижении по карьерной лестнице располагают лишь 6% опрошенной молодежи. Данная позиция является замыкающей. Рассматривая рейтинг респондентов двух возрастных категорий, было выявлено, что в тройку значимых видов помощи родителей для молодежи моложе 18 лет входят «помощь при поступлении в ВУЗ», «оплата дальнейшего обучения», «воспитание детей (их внуков)»(в последовательности убывания). Для контингента старшего возраста на первое место определилось«воспитание детей (их внуков)», на второе ‬«оплата дальнейшего обучения», на третье ‬«приобретение жилья».Таким образом, были получены выводы о том, что сегодняшняя молодежь надеется на помощь родителей по мере созревания фактической проблемы. Для выпускниковшкольников ‬это дальнейшее образование, для студентов ‬не только возможность дальнейшего обучения, но и разрешение семейных и жилищных вопросов.Хочется отметить, что была обнаружена некоторая зависимость между половой принадлежностью и видами родительской помощи. Вариант «оплата дальнейшего обучения»девушки отмечают на 17% чаще, чем юноши. «Оплата отдыха, лечения»‬на 13% больше девушек. На помощь родителей при оплате дорогостоящих покупок на 9% чаще надеются девушки. Большинство опрошенных девушек (61%) рассчитывают, что родители им помогут в воспитании детей, что на 13% больше, чем юношей. Значит, девушки чаще надеются на помощь родителей, чем юноши, которые пытаются решать проблемы самостоятельно.Молодежь из семей с хорошим материальным положением чаще рассчитывают на помощь родителей при поступлении в ВУЗ, оплате дальнейшего обучения, оплате дорогостоящих покупок, оплате расходов на содержание детей. Данная категория молодых людей подвержены дефектам социализации и склонны базовыми ценностями считать материальные ресурсы.Респонденты, которые в ближайшее время стремятся к созданию семьи, чаще надеются на помощь родителей в оплате за обучение, приобретении жилья, поиске брачного партнера, воспитании детей.Молодые люди, общающиеся более двух часов в день с родителями, надеются на помощь старших членов семьи в виде приобретения жилья (40,3%), оплаты отдыха и лечения (42,2%), при поступлении в ВУЗ (61%), оплаты за обучение (67,5%). Значит, коммуникация между родителями и молодежью способствует созданию у юношей и девушек надежды на помощь родителей в решении самых важных вопросов молодого поколения.Результаты исследования показали, что современные взаимодействия между родителями и молодежью носят характер взаимопомощи.Межпоколенная коммуникация способствуетэффективной социализации молодого поколения, которое ценит семейные узы, взаимовыручку, поддержку и помощь. В условиях неопределенности тольяттинская молодежь за поддержкой и опорой обращается к родителям, которые также способны помочь в трудные моменты жизни своим детям. Модель социальной реальности взаимодействия родителей и молодежи строится на руинах деградированных сферах жизни с деформацией духовных ценностей. Социальная активность юношей и девушек и их социальное развитие, которые некоторых предвосхищает, другими не приветствуется, формируются в условиях многовариантного выбора. Однако, как показало наше исследование, зачастую выбору молодого поколения способствуют родители в процесс коммуникации. Изучение межпоколенной коммуникации выявило тенденцию взаимоотношений между родителями и молодежью: юноши и девушки нуждаются в помощи родителей в материальном, эмоциональном и физическом плане, рассчитывают на их поддержку и в будущем. Семейная коммуникация способствует развитию взаимовыручки, взаимоподдержки, уважения и заботы в отношении к старшим членам семьи. Молодые ценят семейные отношения, чтят семейные узы.

Ссылки на источники1.Луков Вал. А. Ильинский: гуманистическая концепция молодежи // Знание. Понимание. Умение. ‬2006 ‬№2.‬С.4859.2.Омельченко Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск: Издво "Сибирская книга", 2004. ‬С. 130160.3.Зубок Ю.А., Чупров В.И. Неопределенность в механизме саморегуляции развития молодежи. Интернетконференция. Дети и молодежь.1.03.10 ‬4.04.10. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/iconf/33372699/index.html‬[дата обращения 03.10.2014].4.Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. Под. ред. М.К. Горшкова ‬М.: 2007. ‬С. 119.5.Бурмыкина О.Н. Семейные и межпоколенческие взаимодействия петербургских студентов начала XXI века. // Журнал социологии и социальной антропологии. ‬2008. ‬Том XI. ‬№ 3. ‬С. 4864.