Занятие-конкурс как средство моделирования профессиональной компетентности в подготовке современного рабочего

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гайнеев Э. Р. Занятие-конкурс как средство моделирования профессиональной компетентности в подготовке современного рабочего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2811–2815. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85563.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются возможности моделирования профессиональной компетентности, организации новых видов учебных занятий по практическому обучению – занятий-конкурсов профессионального мастерства, которые способствуют формированию профессионально важных компетенций в подготовке современных квалифицированных рабочих. При этом поиск педагогом практического обучения эффективных дидактических условий способствует построению эффективной модели процесса обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гайнеев Эдуард Робертович,Кандидат педагогическихнаук, зав. ресурсного центраУльяновского профессиональнопедагогического колледжаgajneev.eduard@yandex.ru

Занятиеконкурс как средство моделирования

профессиональной компетентностивподготовке современного рабочего

Аннотация.В статье рассматриваются возможности моделирования профессиональной компетентности, организации новых видов учебных занятий по практическому обучению –занятийконкурсов профессионального мастерства, которые способствуют формированию профессионально важных компетенций в подготовке современных квалифицированных рабочих. При этом поиск педагогом практического обучения эффективных дидактических условий способствуетпостроению эффективной модели процесса обучения.

Ключевые слова:рабочий, моделирование,профессиональнаякомпетентность, занятиеконкурс,микроэкономический эффект,творчество.

Сегодня рабочих уже не удовлетворяет обычный монотонный труд.Люди хотят, чтобы их работа включала творческие аспекты.Имаи Масааки (основатель концепции непрерывного совершенствования«ContinuousImprovement»)

Модернизация системы профессиональногообразования, особенно в условиях социальноэкономического кризиса,объективно требует приведения его в соответствие среальными запросами экономики: на современном мировом рынке труда востребован рабочий высокой квалификациис творческим подходом в производственной деятельности–«рабочийрационализатор», способныйнаравне с инженернотехническими кадрами участвовать в инновационном развитиипроизводства. Так, в производственной сфереГермании насчитывается до 47% рабочих высокого уровня квалификации, в США –43%, Англии –38%, в России –

около 5% [1;7]. Отстаем мы также и по наукоемким, инновационным технологиям: по данным профессора МГТУ им. Баумана Б. Виноградова, мировой рынок наукоемкой технологии разделен в следующем соотношении: доля США составляет –до 39 %; Японии –около 30 %; Германии –16 %; Китая –6 %, России всего лишь 0,3 %[2; 4]. Результаты первого участия сборной России во всемирном конкурсе рабочих профессий (WorldSkills International, Германия, 2013 г.)также показали удручающее положение дел в системе подготовкиквалифицированных рабочих кадров России. Какотметил, в своем комментарии по итогам "рабочей олимпиады" лидер партии«Справедливая Россия» Сергей Миронов: «сформировали из ПТУ образ какогото "пристанища неудачников", а теперь читаем в СМИ сетования крупных бизнесменов, что хорошую бригаду сварщиков или бурильщиков приходится собирать чуть ли не по всей России»[3].Аконкурсы, как известно, являются одним из наиболее объективных и важных показателей качества профессионального образования.В этих условиях, возникает необходимость более эффективного моделирования процесса профессиональной подготовки будущего рабочеговтесном, дуальном, взаимодействии социальных партнеров, основным направлением которого является совместная подготовка «рабочегорационализатора», способного к инновационной деятельности, самостоятельным действиям в производственной ситуации «ситуации нового вида»(по С.А. Новоселову) [4].В данной статье представлен лишь один из практикоориентированных подходов моделированияпроцесса формирования общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций практического обучения будущего квалифицированного рабочего, втом числе –рабочего электротехнического профиля. Актуальность проблемы поиска эффективных форм, средств и методов к формированию опыта профессиональной деятельностив подготовке электромонтера обеспечивается необходимостью владения таким опытом,в первую очередь,тем, что в содержании электротехнических работ всегда находится проблемная производственная ситуация, от решения которой зависит жизнь самого рабочего и работающих с ним. Поэтому,поиск педагогических условий, способствующих эффективному формированию ОК и ПК, остается актуальнымна сегодняшний день,недостаточно разработанными, но востребованными практиками.Главным структурным элементом модели формирования опыта профессиональной деятельности являются не только структурные компоненты содержания,но и инновационные формы организации учебных занятий по производственному обучению[5]. В предлагаемой нами модели выделен новый вид учебных занятий–система занятийконкурсовпрофессионального мастерства (система занятийКПМ), организация которого планируется по завершении каждого семестра, как контрольнопроверочноезанятиепри выполнении сложных комплексных работ.Рис. 1. Система занятийконкурсов профессионального мастерства

Основной дидактической целью контрольнопроверочного занятия является мониторинг качества сформированных умений и навыков при выполнении заданий исполнительского, поискового и исследовательского характера. Обучаемые выполняют следующие виды заданий:задания алгоритмического содержания;задания по поиску неисправностей и определения способов их устранения;задания по поиску оптимальных вариантов усовершенствования схемы. Поставленные цели определяют структуру и содержание этапов занятия:1й этап исполнительнорепродуктивный;2й этап вариативнопоисковый;3й этап проблемнопоисковый. Структура каждого из этапов имеет следующую последовательность:вводное инструктирование;основная часть (самостоятельная работа);заключительная часть.Данное занятие состоит из трех минизанятий, где на каждом из этапов проводится инструктирование, ознакомление с критериями оценкивыполняемых работ, подводятся итоги каждого этапа и вносятся в сводную ведомость оценок (рис. 2.).

Организационный компонентВремя мин.ДидактическийкомпонентТехнологическийкомпонентОрганизационная часть5Вводный инструктажПроверка готовности студентовк занятию. Инструктаж по ТБОсновная часть255Обобщение опытаСложные комплексные работыИнструктаж5Целевая установка на занятиеОбъявление цели занятия, его структуры, критериев оценки1 этапПроблемноалгоритмический.Алгоритм выполнениявыданных заданий5Целевая установка на первый этапОбъявление цели занятия задания, критериев оценки первого этапа101.Теоретическая частьТест (12 уровень):10 вопросов1202.Практическая частьМонтаж схемы реверсирования асинхронного электродвигателя2 этапВариативнопоисковый. Определение и устранение неисправностей в схеме5Целевая установка на второй этапОбъявление цели занятия задания, критериев оценки второго этапа101.Теоретическая частьТестсхема (23 уровень) Определение 10 ошибок в тестсхеме.952.Практическая частьОпределение и устранение неисправностей в схеме3 этапПроблемнопоисковый.Рационализация схемы. Коллективные формы ТКД5Целевая установка на третий этапОбъявление цели занятия задания, критериев оценки третьего этапа101.Теоретическая частьРазработка схемы по заданию (реверсирование с двух мест)902.Практическая частьМонтаж схемы реверсирования электродвигателя с двух местЗаключительная часть10Подведение итогов занятия КПМНаграждение победителей. Объявление оценок. Комментарий.

Рис. 2. Структура занятияконкурса профессионального мастерства

На первом этапе исполнительнорепродуктивном;основной задачей является интеграция теоретических знаний и практических умений и навыков обучающимися по алгоритму выполняемых работ.На втором этапе вариативнопоисковом–студентам необходимоопределитьи устранить искусственно внесенныенеисправности. На третьемэтапе

проблемнопоисковом–учебнопроизводственное задание выполняется в коллективнойформе(звено –4 человека). Основной задачей данного этапа являетсяпоискэлементов усовершенствования известной им схемы. В ходе коллективного поиска выполнения задания происходит формирование коммуникативных качеств личности обучающегося, его уменийработать в коллективе.Как показал опыт, указанная поэтапная структура организации конкурсов выполняет функции моделирования и мониторинга общих и профессиональных компетенций будущего рабочего и является средством системного, поэтапного формирования основ опыта творческоконструкторской деятельности (ТКД), стимулирующим мотивацию саморазвития личности. Важнейшим событием, способствующим интеграции нашей страны в мировую экономику и повышению качества профессионального образования, на наш взгляд, являетсявхождение России в международную организацию Всемирный чемпионат по рабочим профессиям WorldSkillsInternational, гдесистема занятийконкурсов может стать первым, базовым этапом в органичном единстве конкурсовWorldSkillsRussiaи проводится по принципу вертикали:1 этап –уровень учебнопроизводственной группы.2 этап –уровень учебного заведения, образовательной организации.3 этап –уровеньсубъекта Российской Федерации (региональный).4 этап –уровень Всероссийский (финал, заключительная часть Всероссийского чемпионата WorldSkillsRussia).5 этап –уровень финальный(финал, заключительная часть Всемирного чемпионата WorldSkills International).Важным также, на наш взгляд, является то обстоятельство, что с повышением уровня конкурса, появлением новой, более высокой ступени, значительно повышается объективность на всех предыдущих этапах в целом.





К наиболее значимым критериям относятся показатели, взаимосвязанные с требованиями национального чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkillsRussia, ориентированного, в свою очередь, на критерии и показатели всемирного чемпионата по рабочим профессиям WorldSkillsInternational.В качестве примера приведем конкурсное заданиепо профессиональной компетенции: «Электромонтажные работы», где конкурсное задание выполняется помодульно и оценка выполняемых работтакже производитсяпоэтапно,помодульно от модуля к модулю[6]:

Модуль 1: Монтаж электрооборудования гражданских зданий с использованием современных и передовых технологий.Участнику необходимо выполнить монтаж сети электроосвещения, руководствуясь монтажной и принципиальной электрической схемой установки (Приложение к Конкурсному заданию). По окончании монтажа необходимо запрограммировать таймер по циклам включения и отключения светильника HL2 с интервалом времени 1 минута.Модуль 2: Монтаж электрооборудования промышленных зданий с использованием традиционных технологий.Участнику необходимо выполнить монтаж сети силового электрооборудования, руководствуясь монтажной и принципиальной электрической схемой установки. Модуль 3: Поиск неисправностей.Участнику необходимо выполнить поиск неисправностей, внесенных в установку членами жюрии произвести наладку установки. В число неисправностей могут входить:высокое сопротивление заземлению;низкое изоляционное соединение;неправильная полярность;визуальная неисправность.Также можно включить следующие типы неисправностей:Неправильные настройки таймера;1 этап уровеньучебнопроизводственной группы.2 этап–уровеньобразовательной организации3 этап уровеньсубъекта РФ (региональный).4 этап

уровеньВсероссийскийWorldSkills Russia5 этап уровеньВсемирного чемпионата WorldSkillsInternational

Неправильные настройки превышения нагрузки;Обрыв цепи;Высокое переходное сопротивление контактов;Перекрестная связь.Таким образом, конкурс включает в себя выполнение монтажа электрической схемы силового и осветительного электрооборудования, выполнение наладочных работ по проверке смонтированной схемы (рис. 3.).

№п/пНаименованиемодуляВремяна задание1Модуль 1: Монтаж электрооборудования гражданских зданий с использованием современных и передовых технологий.6 часа2Модуль 2: Монтаж электрооборудования промышленных зданий с использованием традиционных технологий.6 часов3Модуль 3: Выполнение теоретического заданияПоиск неисправностей1 час2 часа

Рис. 3. Модули задания и необходимое время

Планирование занятий–КПМ должно быть системным в структуре содержания производственного обучения. Мастер производственного обучения на основе ФГОС НПО по профессииразрабатывает рабочую программу производственного обучения (учебной и производственной практик) и тематический план с перечнемзанятийКПМ, где определено количество занятийКПМ (в нашем случае –5 занятий). Итак, на всем протяжении профессиональной подготовки будущего рабочегоэлектромонтера (2 года, 5 мес.) каждый семестрзавершается контрольно проверочным занятиемконкурсом иежегодным конкурсом профессионального мастерства которые, в свою очередь, являются отборочным этапом регионального конкурса профессионального мастерства –как первогоэтапа Всероссийского конкурса рабочих профессий(«WorldskildsRussia»).В организации и проведенииразличных профессиональных конкурсов, в том числе и занятийконкурсов,всемерное содействие оказывает официальный дилер немецкого концерна ВOSСН Группа компаний «СигмаСИ», которая в настоящее времяполучила статус официального партнера министерства образования Ульяновской области. Группа компаний «СигмаСИ», как определяют ее управляющиеВ. Музыкантова и Ю.Юрин, устанавливает долгосрочные стратегические рабочие отношения и с министерствами экономического профиля, которые нуждаются в бизнесресурсах и выступает комплексным и системным поставщиком ресурсов[7].

«СигмаСИ», проектирует поставки оборудования в систему профессионального образования, а также принимает участие в укреплении и развитии материальнотехнической базы образовательных учреждений региона: в прошлом году, Группой компаний «СигмаСИ»для учебных заведений Ульяновской области безвозмездно было выделено самое современное оборудование и инструменты на сумму более двух миллионов рублей.

Опыт показывает, что применение поэтапной структуры организации занятий по выполнению контрольнопроверочных работ способствует повышению качества обучения будущего рабочего, позволяетболее эффективно реализовать межпредметные связи, совершенствовать формирование навыков (опыта) профессиональной самостоятельности, творческойрационализаторской деятельности,умению осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Дидактическая ценность занятийконкурсов заключается, прежде всего, в возможности поэтапного контроля уровня профессиональной подготовки выпускников, точности и объективности оценки результатов освоения компетенций в творческопедагогическом взаимодействии социальных партнеров.Традиционной формой контроля в производственном обучении, является, как известно, контрольнопроверочное занятие, которое позволяет организовать преимущественно репродуктивную деятельность студента.Занятиеконкурс, в отличие от традиционных видов контроля, открывает новые возможности в диагностике сформированных компетенций обучающихся, их профессиональной самостоятельности и творческого подхода в выполнении учебнопроизводственных заданий.

Эффективность использования занятияконкурсакак объективного средства диагностики и оценки освоения компетенций определена следующим:

игровой, раскованной, творческой формой конкурса, позволяющей получить более объективную оценку, нежели в стрессовой ситуации, присущей традиционным формам контроля (контрольнопроверочное занятие, экзамен, зачет и т.п.);

снижением стрессовой ситуации в образовательном процессе, что способствует также решению и актуальной проблемы здоровьесбережения [2];

выполнением значительно большего объема деятельности обучающихся, соответственно, охватом более широкого диапазона деятельностей, ПК и ОК;

привлечением к проведению занятия представителей работодателя из числа наиболее опытных наставников руководителей практики обучающихся колледжа на базовом предприятии –ОАО «УАЗ», что способствует реализации дуального подхода в процессе профессиональной подготовки выпускника [5; 254].Показателем высокой практической эффективности занятийконкурсов являются высокие результаты итоговой аттестации обучающихся, многократных побед нашего колледжа в конкурсах профессионального мастерствапо профессии «Электромонтер», высоких достижениях на выставках технического творчества. Таким образом, организация производственного обучения, завершаемая контрольнопроверочными занятиямиконкурсами и ежегодным итоговым групповым конкурсом профессионального мастерства, образует единый конструкт, способствующий системному и поэтапному формированию ОК и ПК в реализации творческой профессиональной подготовки квалифицированного рабочего, обеспечивающее его компетенции, адекватные требованиям рынка труда и отвечающее интересам личности, общества и государства.

Ссылки на источники1. Гайнеев Э.Р. Поэтапное формирование опыта творческоконструкторской деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. С.А. Новоселова –Екатеринбург, 2012 –72 с. 2. Виноградов, Б.А., Большая наука против губительных реформ [Текст]: // «Левый марш» 2009, №11 (211). С.4 .3. Миронов, С. М. Итоги "рабочей олимпиады" (WorldSkills International 2013).URL: sergeymironov.livejournal.com.4. Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования: системный подход. –Екатеринбург, 1997.–371 с.5. Галагузова М.А., Гайнеев Э.Р.Творческопедагогическое взаимодействие учебного заведения и базового предприятия в конкурсах профессионального мастерства [Текст] / М.А Галагузова., Э.Р. Гайнеев // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С.252257. 6.. Техническое описание электромонтажные работы. URL: brit03.ru›WorldSkills.7. Музыкантова, В.В., Юрин, Ю. СигмаСИ. Партнерство в развитии территории и деятельности. От первых шагов –к системной работе профессионалов строительной отрасли // Деловое обозрение. № 3 (171). –2012.с. 2425.