Основные подходы к организации интегрированных уроков по биологии и смежным дисциплинам в средней школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кныш С. И. Основные подходы к организации интегрированных уроков по биологии и смежным дисциплинам в средней школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2961–2965. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85593.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации междисциплинарных уроков в средней школе и интеграции различных предметов в процесс изучения биологии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кныш Светлана Ивановна, учитель биологи Лебяжьевской средней школы Курганской областиknysh_svetlana59@mail.ru

Основные подходы к организации интегрированных уроков по биологии и смежным дисциплинам в средней школе

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации междисциплинарных уроков в средней школе и интеграции различных предметов в процесс изучения биологии.Ключевые слова:биология, средняя школа, интеграция, подходы.

Второе десятилетие XXIвека привнесло в российское образование кардинальные изменения. В современном образовании сменились парадигмы, а, следовательно, ученик из пассивного слушателя (поглотителя знаний) превратился в активного участника образовательного процесса. Одним из критериев выпускника современной школы является высокий уровень знаний, включающий в себя достаточную базу для продолжения образования. А чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире. Огромная роль в этом отводится процессу интеграции, тк постоянно сокращаются часы на изучении тех или иных дисциплин, в том числе биологии, химии, географии. Безусловно, эти проблемы создают платформу для исследований в области методики, требуют поиска новых подходов организации учебного процесса. Необходимо сформировать у выпускников школ такие компетенции, которые позволили бы ученику обобщать, систематизировать, синтезировать знания смежных дисциплин.Внедрение интегрированных уроков позволит формировать целостный взгляд на мир, на процессы, происходящие в этом мире, понять сущность взаимосвязи явлений и процессов. Что такое интеграция в рамках образовательного процесса? Интеграция –это объединение материала по двум и более предметам, обеспечивающего повышение идейновоспитательного и научного уровней содержания уроков, например, по биологии. Для реализации интегрированных уроков необходимо сформулировать задачи, позволяющие организовать инновационное обучение. Необходимо:рассмотреть сущность интегрированных уроков по биологии;показать, каким образоминтегрированные уроки могут объединить самые разные дисциплины (например, биология и экология; биология и история; биология и география; биология и химия)разработать сценарий совместного интегрированногоурока.Как показывает практика, специфика проведения «интегрированных уроков» в процессе обучения биологии, экологии, истории, географии и химии в современных условиях–это сложный процесс социализации выпускников школы. Интегрирование –это слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области, в нашем случае, биологии, экологии, географии. Объединение разрозненных частей 3ех предметов, воедино.Вместе с этим, интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков.При отборе содержания интегрированного урока по биологии следует формировать у учащихся понятие о природе как целой системе, в которой все ее элементы взаимодействуют и постоянно поддерживают разные процессы, благодаря чему сохраняется необходимость биофизических и биохимических условий жизни на Земле. Чтобы сформировать понятие о целостности природы, необходимо биологическое содержание на уроке раскрывать в диалектическом единстве «природачеловекобщество». Отсюда вытекает значимость установления не только внутрипредметных связей, но и интеграции материала из других предметов (экологии, географии, химии, физики)[1]. Они пронизаны межпредметными связями и предлагают учащимся знания многих областей науки, искусства, а также реальной повседневной жизни.Рассматривая структуру интегрированного урока, необходимо отметить важные компоненты, соответствующие инновационному занятию:* материал всех дисциплин должен быть четким, компактным, сжатым;* он должен отличаться логикой и последовательностью интегрируемых предметов на каждом этапе урока;* информация, представленная в рамках такого урока, должна быть большей по сравнению с обычным занятием.Анализ психологопедагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний по нескольким предметам занималисьмногие ученыепедагоги в эти периоды.Данный вопрос исследовали в своих трудах Я. А. Каменский, Дж. Локк, И. Гербарт, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров.В советский период данной проблемой занимались: Н.Ф. Талызина, М.Р. Львова, Е.Н. КабановаМиллер, Н.Н. Светловская, В.Г. Горецкий, И.Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. К. Кириллов, Н. А. Лошкарева, Л. Я. Зорина, Н. М. Сокольникова.В наше время на уроках биологии, кроме классноурочной формы организации учебного процесса, целесообразно использовать нетрадиционные формы обучения, такие как интегрированные уроки. Они могут применяться при изучении нового материала, при его обобщении и закреплении. Интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал[4].Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Необходимо отметить, что в интегрированном уроке принимают участие два или более учителей. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны отдавать себе отчет, что им нужно построить свою работу слаженно, распределить роли, прийти к общей цели.При этом необходимо уточнить, что самое сложноев интегрированном уроке

это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться поразному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой ассистентом или консультантом

Интегрированные уроки строятся таким образом, чтобы обеспечить реализацию дифференцированного подхода к получению знаний учащимися. Для разных категорий учеников в зависимости от их способностей целесообразно предлагать разнообразные методы усвоения знаний: от анализа изучаемых процессов до пересказа полученной информации. Кроме того, изучение биологических процессов носит не только описательный, но и поисковый характер.И это очень важный компонент современного обучения.В этом случае, поставленные перед учениками проблемы требуют использования знаний, полученных и в курсе биологии, экологии, географии химии и других наук. Следовательно, изучаемые проблемы рассматриваются с различных точек зрения и с помощью нескольких предметов.Учителям, планирующим интегрированные уроки, например, биологии и экологии,важно учитывать следующие условия:

в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двухтрех различных предметов. Для этого очень важно правильно определить главную цель интегрированного урока[2].. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. Например, интегрированный урок по экологии родного края «Лекарственные растения Курганской области»;

интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке, кроме того, необходимо использовать интерактивные методы обучения (ролевые игры «Экологические проблемы Лебяжьевского района»; мозговой штурм «Биологические знания в экологии»;

при проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий. Лучше всего распределить между преподавателями роли ведущего и ассистента;

в форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.Например, при изучении темы «Влияние человека на окружающую среду».Интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов;

важно помнить, что в интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.Преимущества интегрированных уроков можно выделить следующим образом:* интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинноследственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

* интегрированные уроки повышают мотивацию учащихся за счет формы проведения (презентации, ролевые игры, мозговые штурмы, беседыэкскурсиии т.д.)[5];* интегрированные уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников; * интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества,как учителя, так и стимулирует раскрытие способностей его учеников;* интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразия мира[3].Таким образом, следуетсказать, что современный интегрированный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач. При его организации используются как объяснительно–иллюстративные, так и частичнопоисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные курсы, интернет–технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко применяются также разнообразные формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, парная, звеньевая и индивидуальная. На таких уроках создаются большие возможности для решения многих задач, реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.Объединив все положительные моменты, можно заключить, что интегрирование предметов позволяет использовать как содержание самих предметов, так и привлекать сведения из других различных областей науки, культуры, искусства, а также обращаться к явлениям и событиям окружающей жизни.

Ссылки на источники1.Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира [текст]/ М.И. Балагурова. –М.: Просвещение, 2006. –3с.2.Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина [текст]/ авт.сост. М.М. Гуменюк. –Волгоград: Учитель, 2006. 331 с.3.Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. –9е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2008. –287с.4.Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии [текст]/–А.Е. Богоявленская. М.: Просвещение, 1996. –234с.5.Горностаева, З.Я Проблема интеграции в современном образовании [текст]/ З.Я. Горностаева. // Открыт. школа, 1998. №2 –С. 10.