Формирование инновационного потенциала заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Прокудин Ю. П., Милосердова Т. Е. Формирование инновационного потенциала заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2966–2970. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85594.htm.
Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема для современного этапа развития образования – повышение профессионального мастерства заместителя директора по учебно-воспитательной работе в области инновационных технологий. Прослеживается процесс его профессиональной готовности для работы в инновационном режиме. Обосновываются и анализируются выявленные критерии, показатели и уровни сформированности инновационного потенциала.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Прокудин Юрий Петрович,кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»,г. Тамбов, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, учитель высшей квалификационной категорииprokudin68@mail.ru

Милосердова Татьяна Евгеньевна,методист ТОАГОУ ДПО«Институт повышения квалификации работников образования»

neznanovatanya@mail.ru

Формирование инновационного потенциала заместителя директора по учебновоспитательной работе общеобразовательного учреждения

Аннотация.В статье раскрываетсяактуальная проблема для современного этапа развития образования –повышение профессионального мастерства заместителя директора по учебновоспитательной работе в области инновационных технологий. Прослеживается процесс его профессиональной готовностидляработы

в инновационном режиме.Обосновываются и анализируются выявленные критерии, показатели и уровни сформированности инновационного потенциала.Ключевые слова:заместитель директорапо учебновоспитательной работе,инновационная деятельность,критерийготовности,показатель, уровеньготовности, инновационная активность.

Реализация приоритетных национальных проектов в сфере образования ставит перед педагогическим сообществом задачу разработки критериев, показателей и уровней готовности педагогических кадров трудиться в условиях инновационного режима.

По данным социологических исследований, более 90% школ Российской Федерации охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм образовательной и воспитательной деятельности. В общеобразовательных учрежденияхсегодня осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов. Решение о том, нужны ли изменения в педагогической системе и если да, то в каких направлениях и какого объема, зависит от анализа ситуации, видения проблем учебного заведения и педагогического коллектива. Опрос руководителей школ показал, что большинство из них испытывают затруднения с реализацией функций инновационной активности подчиненных (55% опрошенных) и организации внедрения новшеств (54%). Решение инновационных задач в настоящее время рассматриваетсякак профессиональная обязанность педагога. Эта позицияотраженав Национальной доктрине образования Российской Федерации, где концепциейявляется идея "участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности", "интеграции научных исследований с образовательным процессом". Внимание на инновации акцентировано и в "Требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий", в "Рекомендациях по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников" и других документах. Изучение официальных требований к современному педагогическому работнику показало, что они должны быть готовы к обобщению, анализу и прогнозированию процесса развития личности и жизнедеятельности обучающихся, к осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе, к преодолениюеепротиворечий.Педагогические работникидолжны быть способны решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда. Необходима им и готовность к профессиональнопедагогической рефлексии, к рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как целостных явлений, к согласованию целей преподавания своего учебного предметас целями развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения на основе учета интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности[1].

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что необходима разработка и обоснование критериев, показателей и уровней профессиональной готовности педагога, работающего в инновационном режиме.По мнению ученых (К.Ангеловски, В.С.Лазарев, Т.Г.Новикова, В.А.Сластёнин, С.Б.Смирнов, Т.В.Щербова и др.), для успешной реализации инновационной деятельности необходима специальная подготовка педагогического работникак данной деятельности. В условиях повышения квалификации подготовка педагога к инновационной деятельности понимается как взаимосвязанные, взаимодополняемые и взаимообусловленные процессы: овладение педагогом инновационной деятельностью с учетом субъективного опыта ее осуществления в образовательном учреждении и профессиональное развитие педагога, ориентированного на выполнение инновационной деятельности; результатом данной подготовки является готовность педагога к инновационной деятельности. В исследовании профессиональное развитие учителя рассматривается с позиций результативности его подготовки к инновационнойдеятельности.Готовность к инновационной педагогической деятельности особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационноценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективнымиспособами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии. Готовность является основой активной общественной и профессиональнопедагогической позиции субъекта, которая побуждает к инновационной деятельности и способствует ее производительности[2].Под готовностью к инновационной деятельности В.С. Лазарев понимает совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения[3].Под готовностью к нововведениям мы понимаем личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности. Таким образом, педагогноватор –это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанности идей и соответствующих технологий. Только педагогноватор может включиться в инновационную деятельность образовательного учреждения.Готовность к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует инновационную позицию педагога. По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагогов.Готовность к инновационной деятельности напрямую зависит от инновационной компетентности педагога, работающего с новшествами.Инновационная компетентность заместителя директора по учебновоспитательной работе

система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, обеспечивающая эффективность использования новых педагогических технологий в работе.Компонентами инновационной компетентности педагога является осведомленность об инновационных педагогических технологиях, надлежащее владение их содержанием и методикой, высокая культура использования инноваций в учебновоспитательной работе, личная убежденность в необходимости применения инновационных педагогических технологий.В современных условиях инновационная деятельность заместителя директора по учебновоспитательной работедолжна соответствовать основным принципам:1. Принцип интеграции образования. Предусматривает усиленное внимание к личности каждого ребенка, как высшей социальной ценности общества, ориентацию на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными, физическими качествами.2. Принцип дифференциации и индивидуализации образования. Настраивает на обеспечение условий для полноценного проявления и развития способностей каждого воспитанника.3. Принцип демократизации образования. Соблюдение его обязывает к созданию предпосылок для развития активности, инициативы, творчества учащихся и учителей, заинтересованной их взаимодействием, участияобщественности в управлении образованием.Реализация этих принципов требует переходаот нормативной к инновационной и творческой деятельности, что предусматривает изменение характера образовательной системы, содержания, методов, форм, технологий обучения и воспитания.Целью образования при таких условиях является свободное развитие индивидуальных способностей, мотивов, личностных ценностей разносторонней, творческой личности.По мнению В. А. Сластенина, готовность к инновационной деятельности –это целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладаниеположительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного(деятельностного) компонентов.Когнитивный компонент, в основе которого лежит профессиональнопедагогическая компетентность, предполагает владение педагогическими знаниями по предмету, методике его преподавания, знания о содержании, сущности и специфике инноваций в педагогической деятельности.Аффективный компонент включает отношение к педагогической профессии, к детям, отношение и самооценка себя как будущего учителя, самооценка своих творческих способностей, уровень эмпатии.Конативный компонент имеет несколько подструктур:мотивационную (мотивы самоутверждения, самореализации, профессиональная направленность); операциональнотехнологическую (умение перерабатывать и интерпретировать образовательные проекты, проводить анализ собственных возможностей, формулировать цели, этапы, подходы к применению новшества, прогнозировать результаты инновационной деятельности; осуществлять контроль и коррекцию введения новшества и др.).Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в профессиональнопедагогической деятельности является креативность, которая проявляется во всех структурных компонентах психологической готовности.Формирование психологической готовности к инновационной деятельности имеет глубокий социальнопедагогический смысл, так как от ее решений зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития образовательных учреждений[4].Теоретикометодологическими основами для разработки средств мониторинга в образовании и в частности критериев и параметров профессионального становления педагога, ориентированного на инновационную деятельность являются работы

А.Н. Майорова, С.Е. Шишова и В.А. Кальней. Анализ научных трудов по квалиметрии (М.М. Калейчик,В.Н. Фомин, И.А. Шаршов) позволил уточнить суть понятия «критерии» и «показатели». Под критерием (от греческого kriterion –средство для суждения) в энциклопедической литературе понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чеголибо; мерило оценки. Критерий выражает наиболее общий сущностный признак, по которому происходит оценка явления, и включает совокупность показателей, раскрывающих определённый уровень какоголибо явления. А показатели выражают степеньпроявления и качественную сформированность критерия. Под критериями понимается качественная характеристика объекта мониторингового исследования, показатели определяются как средства качественной или количественной оценки критериев.Критерии профессионального становления педагогического работника, исходя из особенностей личностного и профессионального развития, рассматривают в своих работах

Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.Н. Макарова, А.К. Маркова,Л.М. Митина, Н.И. Шевандрин.

Опираясь на методику, разработанную В.А. Сластениным, мы выделили следующие критерии готовности заместителя директора по учебновоспитательной работе кинновационной деятельности: Мотивационный. Креативный. Операционнотехнологический. Оценочнорезультативный. Мотивационный критерий инновационной готовности заместителя директора по учебновоспитательной работе характеризуется тем, что внутреннее побуждение объекта к росту в своей деятельности, к высокой подготовленности к выполнению профессиональных задач, связанное с удовлетворением его потребностей, интерес к совершенствованию профессии, стремление добиться успеха в профессиональной деятельности; понимание значимости принимаемых профессиональных решений, совершаемых действий; побуждение активно участвовать в социальной жизни и так далее. Мотивационный критерий готовности к инновационной деятельности, на наш взгляд, является основным и системообразующим, поскольку от мотивации зависит активность личности, направленность ее дальнейшей деятельности. Успех в любом виде деятельности зависит от мотивационной установки. Индивиды с высоким уровнем мотивации больше работают и, как правило, достигают лучших результатов [5]. Мотивационный компонент готовности к инновационной деятельности является базой, на которой строятся основные профессиональные качества педагогического работника.Для эффективного самосовершенствования заместителя директора по учебновоспитательной работе необходимо: создать необходимые мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формировать готовность к инновационной педагогической деятельности; формировать у членов педагогического коллектива соответствующие потребности и мотивы. Система мотивов выполняет регулятивную функцию в процессе переподготовки заместителя директора по учебновоспитательной работе к инновационной деятельности и способствует формированию стойкого стремления к профессиональному развитию и росту. Мотивационный критерий указывает на самореализацию личности как профессионала в инновационной деятельности, на уровень восприимчивости к нововведениям, на потребность в создании инновационных проектов, как нового способарешения педагогических проблем[6].Продуктивность готовности к инновационной деятельности во многом зависят от силы и структуры профессиональной мотивации заместителя директора поучебновоспитательной работе. «Удовлетворённость деятельностью тем выше, чем оптимальнее у педагога мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий внешней негативной»[7,с.121].Современный заместитель директора поучебновоспитательной работедолжен обладать готовностью к инновационной деятельности, которая включает в себя высокую мотивацию достижения, направленность на дело, высокую степень самоактуализации личности.Таким образом, важный фактор, который обеспечивает успех в педагогической инновационной деятельности –это мотивация. Инновационная деятельность педагогического работникаобщественно мотивирована, но она побуждается и личными внешними и процессуальносодержательными мотивами, детерминирована множеством потребностей (от физиологических до потребности в самоактуализации).Данный критерий определяется следующими показателями: сформированность целей инновационной деятельности;

наличие высокого уровня восприимчивости к нововведениям; желание участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций.

Креативный критерий инновационной готовности. Педагогическая деятельность квалифицируется как творчество. В педагогическом творчестве присутствует субъективная новизна мыслей, позиций, оценок, возникающих в ходе учебного проектирования, и реализуются на практике.Большинство исследователей определяют творчество как системное явление, состоящее из совокупностивзаимосвязанных компонентов: способности,творческий процесс, индивидуальное развитие творческих способностей икачества личности, обеспечивающие творческую деятельность.

Творческое мышление это такое мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование способов решения задачи. Известный американский исследователь ДжойГилфорд еще в прошлом веке выделил четыре основных признака творческого мышления:оригинальность, которая характеризует своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность давать нестандартные ответы;гибкость способность к разнообразию ответов, к быстрому переключению; она определяется обычно степенью разнообразия ответов, возможностью найти как можно больше способов решения и применения или в способности изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;интеграция способность одновременно учитывать несколько противоположных условий,посылок или принципов;чувствительность умение подметить едва заметные детали, сходство или различие впредмете, явлении, событии[8].

В качестве препятствий творческого мышления выступают:

конформизм (стремление быть как все, боязнь выделиться, через внутреннюю цензуру человек отбраковывает все, что может вызвать неодобрение другими людьми);

ригидность (стремление мышления идти проторенными путями, решать задачи привычными способами);

излишне высокая мотивация (стремление найти ответ немедленно, использовать первое пришедшее в голову решение, не являющееся новаторским).Творческое воображение это процесс создания новых образов, то естьобразов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, разработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. В воображении различаютсубъективную и объективную новизну результата. Творческое воображение носит профессиональный характер и способствует развитию многих качествиндивида. Ценность личности определяется преобладающими в ней видами воображения: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность. Следовательно,воображение один из познавательных процессов, характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала.Опираясь на исследования педагогического творчества отечественныхи зарубежныхисследователей(С.О.Сысоева, В.И.Загвязинский, Я. А. Пономарев, Н.В.Кичук и др.), а также исследования творческого компонента готовности к инновационной деятельности И.Е.Пискаревой выделяем следующие показатели креативного критерия:открытость к инновациям;творческое воображение;

критичность мышления.Операционно –технологический критерий инновационной готовности. Данный критерий включает в себя знания о сущности и специфике инноваций, их виды и признаки, сущность педагогических инновационных технологий и образовательных программ. Приобретенные знания не являются статичными, они проявляются в деятельности и не закрепляются без определенного уровня оперирования ими. Этот критерий характеризуется умением обрабатывать и анализировать новые данные; грамотным внедрением инновационных образовательных технологий в образовательный процесс; готовностью разрабатывать и внедрять инновационные образовательные технологии для повышения качества обучения. Операционно технологическийкритерий определяется следующими показателями:

осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;

информированность о новейшие педагогические технологии, знания новаторских методик работы;ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность.Оценочнорезультативный критерий инновационной готовности. Проявляется в таких процессах, как самооценка и оценивание деятельности другого индивида. Процесс рефлексии связан с мотивами инновационной деятельности и является очень важным впереподготовке специалиста, так как высокоразвитая личностная мотивация и рефлексия, которые соответствуют целям учебновоспитательного процесса, обеспечивают успешную реализацию инновационных технологий, саморазвитие и самореализацию заместителя директора по учебновоспитательной работе. Для выявления оценочнорезультативного критерия мы предлагаемследующие показатели:умение анализировать изменения условий профессиональной деятельности; оценивать соотношение возможностей специалиста и внешних условий, анализировать ситуацию;корректировать программу собственного развития.

Исходя из выше указанных критериев и показателей выявления инновационного потенциала заместителя директора по учебновоспитательной работенами выделеночетыреуровня готовности к инновационной деятельности.

Интуитивный уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагогические работники, которых за особенностями их мышления и практической деятельности причисляют к этому уровня сформированности готовности, относятся к инновационной проблематики в качестве альтернативы традиционной практике. Основой такого отношения является эмоциональный и интуитивныйнастрой на восприятие нового потому, что оно новое, а не глубокие теоретические знания особенностей инновационной идеи или анализ педагогической практики, которая на этой идее базируется. Педагогическая рефлексия у них не сформирована.

Репродуктивный уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Эта категория педагогов хорошо знакома с теоретическими основами, содержанием, конкретными методиками педагоговноваторов, нередко применяет элементы этих систем в собственной педагогической деятельности. Однако использование инноваций в их педагогической практике является неупорядоченным, ситуативным. Отдельные педагоги считают, что новые технологии могут быть применены только их авторами. Педагогическая рефлексия в них выражена недостаточно.Исследовательский уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагогические работники, которых причисляют к этой группе, пытаются работать поновому, воплощая в собственной деятельности известные технологии и методики учебновоспитательной работы. Они охотно идут на эксперимент, не скрывают ни своих успехов, ни ошибок, открыты для публичного обсуждения, осмысления педагогических инноваций.Креативный уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагогические работники, которые творчески относятся к инновационной деятельности, имеют широкие и содержательные знания о новых научных и новаторскихподходахк обучению и воспитанию, владеют новейшими технологиями и создают собственные. Реализация творческого потенциала в инновационном процессе для многих из них является важнейшим ориентиром деятельности[9,с.89].Таблица 1.Критерии. Показатели и формы диагностики готовности к инновационной деятельности заместителя директора по учебновоспитательной работе образовательного учреждения.

КритерииПоказателиФормы диагностикиМотивационный

сформированность целей собственной инновационной деятельности;

наличие высокого уровня восприимчивости к нововведениям;

желание участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций.«Выявление направленности личности (ориентационная анкета) (Б.Басс) Методика диагностики мотивационной сферы личности (Ж.Ньютена)

Креативный

чувствительность к инновациям (открытость к инновациям); творческое воображение и активность; гибкость, критичность мышления.Методика «Карта интересов» (Е.А.Климов) Методика «Ориентация на художественноэстетические ценности»Операционнотехнологический

осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике; информированность о новейшие педагогические технологии, знания новаторских методик работы; ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность.Методики диагностики профессиональной направленности личности (Дж.Голланд) Методика выявления и оценки профессионально важных качеств специалистов системы «человектехника»Оценочнорезультативный

умение анализировать изменения условий профессиональной деятельности; оценивать соотношение возможностей специалиста и внешних условий, анализировать ситуацию; Опросник профессиональной готовности(ОПГ) Краткий тест творческого мышления (П.Торранс)

корректировать программу собственного развития.

Необходимо отметить, что недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы заместитель директора поучебновоспитательной работемог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но соответствоватьреально существующим в данной школе условиям. Еслиучебный план ориентируется на работу, реализующую технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, топедагогический процесс в школе строится по знаниевоориентированной модели изаместитель директорапо учебновоспитательной работедолжен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии. Степень компетентности заместителя директора по учебновоспитательной работе в инновационном образовании может быть различной, поэтому различным будет и уровень егоготовности к инновационной деятельности в этом аспекте[10.c.164].

Ссылки на источники1. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. Практическое пособие для работников управления образования. М., 2006.2. Электронная онлайн библиотека. Дерновский И., Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие. К., Академвидав, 2009.3. Лазарев В.С. Инновационная деятельность учителя. URL: http://inexp/ ru/arhive/54indejattaecher. Html.4. Сластенин В.А., Подымова Л.С.. Педагогика. Инновационная деятельность. М., 1997.5. Зайцева И.В., Мотивация учения студентов. Ирпень, Видав виддил АДПС Украины, 2000.6. URL: http://www.infolibrary.com. Ua/libs/stattay/1647kriteriytapokaznikirivyagotovnostimajbutnihuchitelivdoinnovatsijonajidijalnosti.html.7. Строкова Т.И. Мониторинг педагогических нововведений. Директор школы. 2006, №6. С.121.8. Гилфорд Джой. Психология Мышления. М., «Прогресс»,1965

9.Прокудин Ю.П. Педагогическое проектирование в деятельности общественно активной школы как фактор ее инновационного развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 3. С.89.

10. Прокудин Ю.П., Милосердова Т.Е. Модель развития инновационного потенциала заместителя директора по УВР в системе повышения квалификации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 11. С.164.