Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калугина Ю. В., Мустафина А. Р. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3496–3500. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85700.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению квеста как интерактивной формы обучения иностранному языку. Изучаются структура и компоненты обучающего квеста. Выделяется образовательный и воспитательный потенциал квеста. Описывается опыт успешной реализации квестов в учебном процессе кафедры иностранных языков Башкирского государственного аграрного университета.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Калугина Юлия Владимировна,кандидат филологических наук, старший преподавателькафедры иностранных языков,ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, г. Уфаyu.v.kalugina@gmail.com

МустафинаАльбина Рамилевна,кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, г. Уфаalb344@yandex.ru

Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку

Аннотация.Данная статья посвящена рассмотрению квеста как интерактивной формы обучения иностранному языку. Изучается структура и компоненты обучающего квеста. Выделяется образовательный и воспитательный потенциал квеста. Описывается опыт успешной реализации квестов в учебном процессе кафедры иностранных языков Башкирского государственного аграрного университета.Ключевые слова:квест, компетентностный подход, коммуникативная компетенция, лингвострановедческая компетенция, социокультурная компетенция,интерактивнаяформа обучения.

На современном этапе развития высшего и среднего образования знание иностранных языков является социальным заказом общества, а формирование поликультурной многоязычной личности современного специалиста –объективное требование времени. Коммуникативная компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки специалистов любого профиля. Высокие требования, предъявляемые к подготовке будущего специалиста, требуют учета как языковой, так и социокультурной, лингвострановедческой, социальнопсихологической и профессиональной составляющих данного процесса.Инновационные процессы, происходящие в обществе, нашли свое естественное отражение в изменении общей концепции и всей системы современного иноязычного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения предполагает реализацию компетентностного подхода к обучению, предусматривающего усиление практикоориентированной составляющей процесса обучения и его направленность на развитие не только коммуникативной, но и лингвострановедческой и социокультурной компетенций будущего специалиста, а такжеширокое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий [1]. Под интерактивными формами обучения понимаются виды деятельности, направленные на развитие аналитическогои творческого мышления; принятие самостоятельных решений. Преподаватели иностранных языков высшей школы активно практикуют на своих занятиях такие интерактивные формы обучения, как метод «кейсстади», проектную деятельность, а также квесты.Данная статья посвящена рассмотрению образовательногоквестакак формы совместной деятельностипреподавателя и студента. В переводе с английского квест (quest) –продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой,и поэтому данный вид деятельности предполагаетнахождение различных подсказок и их использование для достижения цели. Тенденция к применению квестав обучении гуманитарным дисциплинам, в частности, в преподавании иностранных языков,обусловлена тем, что онразвивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать информацию. У студентов повышается мотивация, поскольку они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности познавательного процесса. Квест как игровая форма обучения также способствует развитию воображения, установлению эмоциональных контактов между учащимися, снимает чрезмерное психологическое напряжение, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Квестовые задания могут выполняться индивидуально, однако групповая работа является более предпочтительной, поскольку совместная деятельность учащихся позволяет не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение [2].Структура обучающего квеста обычно включает в себя следующие компоненты: 1) введение (изложение темы, обоснование значимости проекта); 2) формулировку задания; 3) распределение ролей; 4) описание процесса работы; 5) руководство к действиям; 6) оценку полученных результатов; 7) заключение (суммирование познавательных навыков, акцентирование возможности их применения в других областях). Квестовая форма обучения актуальна как в учебной работе, так и при организации внеаудиторной деятельности студентов. В зависимости от целей, поставленных преподавателем при организации квеста, создается образовательный продукт, отвечающий требованиям компетентностного подхода к обучению. В частности, тематика, задачи и структура квеста могут затрагивать формирование как языковой компетенции (коммуникативных навыков и умений), так и общекультурной компетенции (развитие социокультурных навыков). Кроме того, квест несет и определенную воспитательную нагрузку.Проведение квестов является неотъемлемой частью работы преподавателейкафедры иностранных языков Башкирского государственного аграрного университета. На кафедре разработана система квестов, которая успешно реализуется в течение учебного года. Каждый квест приурочен к определенному событию, имеет свою уникальную структуру, способствует достижению определенных целей и решению различных дидактических задач[3].Так, например, для того чтобы помочь молодым людям как можно быстрее и,главное,успешнее адаптироваться и влиться в ряды студентов в начале учебного года,на кафедре проводится квест для первокурсников "Добро пожаловать в университет".Цель квеста: 1. Адаптация первокурсников к новой социальной среде. 2. Знакомство с университетом.3. Развитие исследовательских навыков.4. Развитие умения работать в команде.5. Использование иностранных языков в сфере бытового общения.Условия конкурса:1. Найти и посетить все объекты университета, указанные в таблице (см. таблицу 1).2. Сфотографироваться на фоне каждого объекта.3. Найти информацию о каждом объекте (сайт университета, опрос, Интернет). 4. Фото и инфо в виде заполненной на иностранном языке таблицы выслать в электронном виде на указанный адрес. 5. Побеждает команда, приславшая наиболее креативные фотографии и оригинальный материал (на английском / немецком / французском языке).6. В спорных случаях учитывается дата получения материала. Таблица 1. Задания квеста

Посетить все 7 корпусов БГАУПоесть в столовойПосетить читальный залПознакомиться с деканомСходить на лекциюПолучить учебники в библиотеке

Заняться спортом на стадионе или в спортзале университетаПосетить общежитие факультета

Посетить один из музеев университета

Измерить давление/температуру в медпункте университетаПокормить животное в клинике университетаПосетить ботанический сад

Данное мероприятие способствует формированию базовых компетенций (социальнополитической, информационной, коммуникативной, социокультурной), которые в совокупности обеспечивают готовность студентов к адаптации и самореализации в условиях современного общества[4].Принимая участие в конкурсе, студенты пребывают в условиях коллективного взаимодействия на иностранном языке. Им приходится решать ряд проблемных задач, связанных с посещением новых мест, готовностью работать с источниками информации. Поиск информации предполагает формирование таких умений, как:

находить нужную информацию с помощью различных источников, включая современные мультимедийные средства, личную беседу;

определять степень ее достоверности / новизны / важности;

обрабатывать в соответствии с ситуацией ипоставленными задачами;

архивировать и сохранять;

использовать ее для решения широкого спектра задач [5].Поиск, обработка и оценка информации являются более сложными, комплексными умениями, которыми далеко не все студенты обладают в достаточной мере и которые необходимо целенаправленно формировать.На последнем этапе студенты представляют результаты своей работы в виде фотоотчета и доклада на иностранном языке. Данный вид коллективной деятельности формирует умение конструктивно излагать полученные результаты в письменном виде. Традиционным стал имежфакультетскийквест «Уфа монументальная», приуроченныйк Международному дню памятников и исторических мест (18 апреля).Перед участниками квестаставитсядостаточно сложная задача: за ограниченное время (2 часа) они должны выполнить как можно больше заданий, связанных с посещением того или иного памятника или исторического места Уфы, поиском информации о выдающихся деятелях культуры, литературы, искусства и науки. Сам памятник или достопримечательность не называются, но дается ряд подсказок, на которые студенты опираютсяв своих поисках.В квесте принимаютучастие студенты различных факультетов. По результатам поданныхзаявок формируются команды из 10человек. После выполнения каждого этапа квеста, команда должна представить фотографии или видеозапись с места пребыванияв программе WhatsApp. Обязательным условием для получения очередной подсказки является успешное выполнение предыдущего задания. Задача усложняется тем, что все задания и подсказки составлены на иностранном языке.Отличительной чертой данного квеста как механизма, позволяющего активизировать сформированные в академической среде навыки, является необходимость выполнения задачи, генерирования идеи, разработки стратегии, что позволяет сформировать такие умения и навыки, как оперативность, находчивость, коммуникативные навыки.Воспитательный характер данного мероприятия заключается в развитии интереса и формированиипознавательной активности, расширенииобщеобразовательногокругозора студентов, приобщениик духовным, национальным и общечеловеческим ценностям, развитиисоциальной и культурной компетентности личности[6].Иныецелибыли поставленыпреподавателями при организации квеста, посвященного 70летию со дня Победы в Великой Отечественной войне, который был проведен в парке Победы 24 апреля 2015 г. Одной из главныхзадачданного мероприятия стало формирование у студентов духовнонравственных ориентиров, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. В квесте«Великая Отечественная война»приняли участие 110 студентов 13 курсов, различных направлений подготовки.Ровно на 1 час парк Победы стал предметом детального изучения: студенты вспомнили подвиг А. Матросова и М. Губайдуллина, проанализировали данные об участниках Великой Отечественной войны из разных районов Башкортостана, изучили списки Героев Советского Союза, остановились у памятников М. Шаймуратову, Т. Кусимову и М. Гарееву, пообщались с партизанами в лесу, нашли одиноко стоящую березу и т.д. Прохождение маршрута на территории парка осуществлялосьс помощью писеминструкций, которые передавались координаторами группам в случае правильногоответа на вопрос о событиях Великой Отечественной войны.Особенностью данного квеста стало общение на английском языке между группами студентов –участниками квеста и студентамикоординаторами маршрута. Данныйквест имел два уровня поиска: группы должны были не только пройти максимальное количество пунктов маршрутаза заданное время, но и определить (на конечном этапе) название фронтовой песни по секретным словам, которые содержались в каждом письмеинструкции.Исполнение песни «Катюша» под сводами республиканского музея Боевой Славы стало кодой мероприятия.В целом, квест«Великая Отечественная война»является многогранным образовательныммероприятием, поскольку сочетаетразличные цели, задачи и приемы. Познавательный аспект мероприятия включаетотработку навыков понимания английской речи в форме инструкций и заданий,практику элементарной диалогической речи в общении, а также применение конкретных лексических единиц по тематике.Развивающий аспект затрагиваетдеятельность мышления, памяти. Активизация духовнонравственного потенциала студентов и формирование у студентов чувствалюбви к Родине составляют воспитательный потенциалквеста.Описанныевыше квесты, несомненно, носят интерактивный характер и основаны на принципах кооперации, активности обучаемых, опоре на групповой опыт. Необходимо отметить, что учебный процесс, опирающийся на использование образовательного квеста как интерактивной формы обучения, организуется с привлечением всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, поскольку в ходе работы идет обмен знаниями и идеями. Организуются парный и групповой виды взаимодействия, осуществляется работа с различными источниками информации. Таким образом, создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, равенством аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Ссылки на источники1. Иваненко, Г. Л. Владение иноязычным деловым общением как непременное условие профессиональной компетенции современного специалиста [Текст] / Г. Л. Иваненко // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы V Междунар. науч. конф., посвящ. 90летию образования Белорус.гос. унта, Минск, 28 окт. 2011 г. / редкол. : В. Г. Шадурский [и др.]. –Минск : Изд. центр БГУ, 2011. –С. 1819.2. Терских, М.В. Интерактивные методы обучения бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» [Текст] / М.В. Терских // Педагогическое образование в России. –№ 1. –Екатеринбург, 2013. –С. 152158.3. Новикова, О.Н. Вопросы разработки системы интерактивных занятий по иностранному языку [Текст] / О. Н. Новикова // Актуальные проблемы преподавания социальногуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы Международной научнометодической конференции (4–5 апреля 2014 г.) / отв. ред. Ф.Н. Зиатдинова.–Уфа: Башкирский ГАУ, 2014. –С. 221223.4. Новикова, О.Н., Калугина, Ю.В. Иностранный язык как средство адаптации первокурсников к обучению в вузе [Текст] / О.Н. Новикова, Ю.В. Калугина // На пересечении языков и культур.актуальные вопросы гуманитарного знания: межвузовский сборник статей. Вып. 6. –Киров, 2014. –С. 183186.5. Морева, Л. А. , Турло, В. П. Формирование базовых компетенций студентов в процессе преподавания иностранных языков [Текст] / Л.А. Морева , В.П. Турло // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы V Междунар. науч. конф., посвящ. 90летию образования Белорус. гос. унта, Минск, 28 окт. 2011 г. / редкол. : В. Г. Шадурский [и др.]. –Минск : Изд. центр БГУ, 2011. –С. 2627.6. Калугина, Ю.В., Мустафина А.Р., Салимгареева Н.И. Интерактивные формы обучения как средство реализации компетентностного подхода на занятиях по иностранному языку в вузе [Текст] / Ю.В. Калугина, А.Р. Мустафина, Н.И. Салимгареева // Актуальные проблемы преподавания социальногуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы Международной научнометодической конференции (4–5 апреля 2014 г.) / отв. ред. Ф.Н. Зиатдинова. –Уфа: БашкирскийГАУ, 2014. –С. 156160.