Опережающее обучение в освоении новых образовательных технологий преподавателями высшей школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Артюхина А. И., Чумаков В. И. Опережающее обучение в освоении новых образовательных технологий преподавателями высшей школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3541–3545. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85709.htm.
Аннотация. В статье обсуждаются особенности организации повышения психолого-педагогической квалификации в медицинском вузе, рассматривается потребность педагогов высшей школы в опережающем обучении и анализируется практический опыт применения опережающего обучения в освоении преподавателями Волгоградского государственного медицинского университета новых образовательных технологий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
АртюхинаАлександра Ивановнадоктор педагогических наук, профессор,ГБОУ ВПО ©Волгоградский государственный медицинский университетª,

г. Волгоградmothersasha@rambler.ruЧумаков Вячеслав Игоревичкандидатпедагогических наук, преподаватель,ГБОУ ВПО ©Волгоградский государственный медицинский университетª,

г. Волгоградvi.chumakov@rambler.ru

Опережающее обучение в освоении новых образовательных технологий преподавателями высшей школы

Пробуждение интереса и разжигание энтузиазма

вот верный способ лёгкого и успешного обучения.

Трион Эдвардс

В статье обсуждаются особенности организации повышения психологопедагогической квалификации в медицинском вузе, рассматривается потребность педагогов высшей школы в опережающемобучении ианализируетсяпрактический опытприменения опережающего обучения в освоении преподавателями Волгоградского государственного медицинского университета .новых образовательных технологий.

Ключевые слова:опережающее обучение, образовательные технологии, повышение квалификации, компетентностный подход, преподаватели медицинского вуза.

Модернизация отечественного образования затронула все его уровни, в том числе и высшую профессиональную школу, что подразумевает процесс изменения образовательной парадигмы, содержания и методов обучения в соответствии с требованиями современности, введениеинноваций,переход к более совершенным условиямподготовки конкурентоспособных выпускников.Цели модернизации высшей профессиональной школы России кратко можно охарактеризовать как реализацию компетентностной модели выпускника и инновационное развитие университета.Высшая профессиональная школа России осуществляет подготовку бакалавров, специалистов, магистров в соответствие с Федеральными государственными образовательными стандартамивысшего профессионального образования IIIпоколения для всех специальностей, а для некоторых

и в соответствие с усовершенствованными стандартами III+. Образовательные стандарты,разработанные с опорой на компетентностный подход, определяют не толькоспектр общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должны овладеть студенты согласно направлению подготовки, но и прописывают требования к образовательным технологиям. Обосновывается, что освоение студентами требуемых компетенций будет более успешным при использовании технологий интерактивного обучения. И если раньше преподаватели имели выбор ‬одни предпочитали работать по традиционной схеме, другие ‬энтузиасты внедряли в обучение студентов новые методики и технологии, то теперь стало очевидным, что любой преподаватель должен владеть современными педагогическими технологиями.Инновационное развитие университета и внедрение в учебный процесс современных практико ориентированных технологийстанет успешным, если каждый преподаватель будетв курсе последних научный достижений педагогики высшей школы, систематически будет заниматься личностопрофессиональным развитием, повышать своюпсихологопедагогическую квалификацию.В рамках настоящей статьи мы хотели бы обсудить потребность педагогов высшей школы в опережающемобучении иподелиться практическим опытом внедрения данной новации в обучение преподавателей на курсах повышения психологопедагогической квалификации в Волгоградском государственном медицинском университете.В конвенции о правах преподавателей вузов, разработанной под эгидой ЮНЕСКО подчёркивается, что преподаватели вузов ‬особая профессия.Квалификацию преподаватели медицинского вузапо своей ведущей специальности (биохимия, хирургия, педиатрия и т.д.) повышают не реже, чем разв пять лет, тогда как профессиональнопедагогическую квалификацию согласно ©Закона обобразовании в Российской Федерацииª должны повышать не реже, чем раз в три года.[1]Организация повышения педагогической квалификации в медицинском университете имеет свои особенности. Специфика кадрового состава высшей медицинской школы заключается в том, что преподаватели медикобиологических и клинических кафедр не имеют базового педагогического образования.Причём преподаватели одних кафедр работают по педагогической модели обученияна додипломном уровне, тогда как другие преподаватели факультета усовершенствования врачей

работают по андрагогической модели. Есть также кафедры, преподаватели которых совмещают работу со студентами,

аспирантами и клиническими ординаторами, переключаясь с одной модели на другую в зависимости от обучаемого контингента.Другой особенностью является отсутствие государственного стандарта ©Преподаватель вузаªв отличие от среднего образования, где принят ©Стандарт педагогаª. Готовность преподавателя к обучению студентовформально оценивается при аттестации каксоответствие квалификации должностным требованиям. Если в обучении студентов реализуется компетентностный подход логично в этом же русле проводитьповышениепедагогической квалификации преподавателей вузов, но пока нет единого представления о сущности, составесовершенствуемых в обучении профессиональнопедагогических компетенцийпреподавателей [2,3].Согласно Программыинновационного развития Волгоградского государственного медицинского университетана курсепедагогики и образовательных технологийпри кафедресоциальной работы осуществлён переход к уровневой профессиональнопедагогической подготовке преподавателей при повышении педагогической квалификации[4]. На первичномцикледля преподавателей со стажем менее 5 лет

©Психологопедагогические основы высшего профессионального образованияª, 144 чи цикледля преподавателей доцентов и ассистентов со стажем более 5 лет©Психологопедагогические и организационнометодическиеаспекты учебного процессаª, 108 ч. предусмотрены лекционные и практические занятия. Учитываются особенности состава обучаемых и преподаваемых ими дисциплин ‬для этого занятия с преподавателями клинических и неклинических кафедр проходят в отдельных группах. Повышение педагогической квалификациипрофессоров и заведующих кафедрами

©Психологопедагогические и организационнометодические аспекты управления учебным процессомª, 72 ч,проходит в форме круглых столов. Занятия с преподавателями на цикле строится по известному алгоритму: выявление образовательных потребностейслушателей, погружение в профессиональные ситуации,применение интерактивных методовобучения, рефлексия педагогического опыта, возможность ©познать себяª(использование психологопедагогической диагностики и самодиагностики ‬только зная себя можно понять, что следует совершенствовать),актуализация результатов обученияи постоянная обратнаясвязь черезemail,выполнение итоговой аттестационной работы, отчётслушателей в виде видеоформате.

Практическая ориентация занятийсо слушателями, то есть обеспечение связи фундаментальных теоретических знаний с опытом их применения в профессиональной деятельности подразумевает освоение преподавателями новых образовательных технологий. Известны два пути формирования умений. Традиционный ‬вначале теоретические знания по конкретному предмету, полученные от преподавателя,а затем на их базе формирование умений и навыков иопыт применения в профессиональном контексте.Интерактивное обучение основывается на другой логике ‬вначале формирование нового опыта, применение его, а затем теоретическое осмысление. Известно, что выбор технологий обучения всистеме профессионального образованиязависит от целого ряда характеристик учебного процесса, в том числе и отпотенциальных возможностейорганизационных формучебнойдеятельности с точки зрения освоения с их помощью тех или иных профессиональных умений, входящих в квалификационную характеристику.Преподаватели медицинского вуза должны свободно владеть интерактивными технологиями, поэтому все занятия по повышению психологопедагогической квалификации слушателей проводятся в интерактивном режиме. Опережающее обучение, применяемое при этом,позволяет повысить интерес к новой осваиваемой образовательной технологии. Поясним,почему мы сочли необходимым сделать акцент на применении опережающего обучения в освоении преподавателями университета современных педагогических технологий.

Сначала определимся с дефинициями. В научной педагогической литературе применяют термины ©опережающее обучениеª и ©опережающее образованиеª.Идеиопережающего обучениябазируются на разработанном и доказанном Л.С.Выготским

учении о двух уровнях интеллектуального развития иположении о том, что интеллектуальное развитие происходит в учебной деятельности, а не само по себе. По сути речь идёт о пониманииопережающего обучениякак обучения, опережающегоразвитие. Такиеидеинашли применение,прежде всего,в школьном образовании.Опережающее обучениеучеников в школе представляет собой краткое, поверхностное знакомство учеников с отдельными элементами учебного содержания, которое фрагментарно предваряет детальное изучение материала в дальнейшем.Полагают, чтоопережающее обучениес одной стороны заключается в том, что опережает возрастные возможности школьников, а с другой стороныпозволяет выстраивать межпредметные связи за счёт ненавязчивых упоминаний, примеров, ассоциацийпо материалу смешанной тематики, чтоособенно важно при изучении тем, трудныхдля восприятия.В представлении об опережающем обучении согласно теории Л.С. Выготского обосновывается, что оно способствует развитиюмышленияобучающихся, самостоятельному добыванию ими знаний при сотрудничестве собучающим взрослым.В высшей профессиональной школе опережающее обучение будет ориентироваться, прежде всего,на тезис о развитиимышления, а не на возрастные возможности студентов, которые в данной ситуации отходят на второй план.Опережающее обучениевконтекстестимулирования развития мышления,как указывалось нами ранее, находит применение при изучении теоретических и клинических дисциплин в медицинском университете[5].

В педагогике высшей школы чаще используется термин ©опережающее образованиеª [6,7]. Данный термин характеризуется многозначностью. Им принято обозначать:подготовку специалистов, необходимых для удовлетворения будущих потребностей общества [6];в ответ на изменение требований к профессионалу позитивную динамику личностнопрофессионального развития специалиста[8];переподготовкусотрудников,а именно освоение ими новых, востребованных на рынке труда профессий,осуществляемую до планируемого сокращения работников.

Нам близко пониманиеопережающего образованияС.Н. Спорыхиной, которая в диссертационном исследованиивкладывает в значение термина также и уровень развития личности профессионала. Речь идёт о том, что соответствоватьвызовам современности, постоянным изменениям требованийпри совершенствовании техники и организации можно лишь, еслиличности присущиразвитая мотивацияпознания нового, творческий настрой,а критичностьмышления сочетаетсяс инновационностью,при высокой общей и профессиональной культуре[8].В то время,как опережающееобучение врачей, повышающих свою профессиональную квалификацию на курсе клинической фармакологии, фактически подразумевает опережающее образование,поскольку расширяет профессиональные горизонты обучаемых, обеспечивает их современныминструментарием для клинической практики ещё не вошедшем в программные рамки, то повышение педагогической квалификации, в том числе и освоении новых образовательных технологий преподавателями университета,представляет собой именно опережающее обучение [5].

Рассматривая любую педагогическую технологию как процесс управления обучением, последовательно реализующий целеполагание, выбор средств, методов,

их применение и гарантированный результат, мы должны учитывать, что её освоениепреподавателями начинается всегда с интереса, с желания ей овладеть.Но опережающее обучение в процессе повышения квалификации способствует и повышению ситуативной готовности педагоговврачей. Мы полагаем, что развитие ситуативной готовности важно не только у студентов университета, но и у преподавателей [9].Эффективность использования опережающего обучения при повышении психологопедагогической квалификации преподавателями Волгоградского государственного медицинского университета проверялась экспериментально.Общая выборка составила 175 человек повышающих педагогическую квалификацию на цикле ©Психологопедагогические и организационнометодическиеаспекты учебного процессаª,в том числе 85 слушателей составили контрольную группу(20132014 учебный год), а 90 слушателей ‬экспериментальную (20142015 учебный год).Для опытноэкспериментальной проверки вкачестве образовательной технологии, подлежащей изучению преподавателями при повышении педагогической квалификации,выбрали технологию Вебквеста. Обучение в контрольной группе слушателей вели традиционно: на лекции рассказалио теоретических основахизначениитехнологии вебквестов, показали структуру вебквестаи подходы к его методической оценке, на практическом занятии обсуждалиприменение в образовательном процессе технологии вебквест, достоинства, недостатки и составляли вебквесты по своей дисциплине. В экспериментальной группе слушателей в начале обучения на цикле, на первой лекции, посвящённой компетентностному подходу в высшей школе,выделили несколько минут и актуализировали проблему поиска информации вИнтернете. Ведь существует две крайности. Содной стороны,студенты,когда их спрашивают, а где вы взяли такие дикие сведения, отвечают ©написано в Интернетеª и преподавателю приходится напоминать, что на заборе тоже бывают надписи, но они не отражают научную картину мира. А с другой стороны, некоторые преподаватели дают студентам задание ‬поищите чтонибудь по теме в Интернете и потом, когда студенты приводят данные из Википедии или сведения, полученные на околонаучных форумах. проявляют неудовольствие. Далее слушателям указали Интернетисточник в котором представленывебквесты,применяемыев медицинском образовании, на примереодного из них рассмотрели структуру вебквестаи предложили к практическому занятию разработать вебквест по преподаваемой дисциплине[10].Таким образом, время на теоретическое обсуждение технологии вебквеста в экспериментальной группе было сведено до минимума по сравнению с контрольной группой. На практическом занятии сравнили разработанные слушателями вебквесты, что внесло элемент состязательности в учебный процесс, обсудили сильные и слабые стороны как конкретных вебквестов, так и собственно технологии.

Каждый преподаватель контрольной и опытной группы разработал вебквест. Однако из перечня тем, рекомендуемых для выполнения итоговой аттестационной работы, ни один преподаватель из контрольной группы не выбрал тему, посвящённую технологии вебквеста. Среди преподавателей экспериментальной группы 21 человек (23,3%)выполняли итоговую аттестационную работу по вебквесттехнологии, причём не просто разработали вебквесты по материалу модуля изучаемой дисциплины, нои распределили, какие из вебквестов выполняются студентами аудиторно, а какие в качестве внеаудиторной самостоятельной работы, выделили темы по которым студенты в качестве творческого задания могут разрабатывать вебквесты. Существенно, чтосреди преподавателей, выполняющих аттестационную итоговую работу по технологии вебквеста, одна треть оказалась слушателями, обучающимиврачей на факультете усовершенствования врачей.По их мнению, технология вебквест хорошо вписывается в андрагогическуюмодель обучения.Интервью со слушателями контрольной и экспериментальной групп показало, что при традиционном обучении данная технология вебквестарассматривалась слушателями в ряду прочих и особого интереса не вызвала. Преподаватели экспериментальной группы отметили, что сам факт предъявления совсем незнакомой технологии перед началом обучения заинтриговал, вызвал интерес и мотивировал на выполнение работы, а обсуждение вебквестов на занятии позволилоне только прояснить неясные моменты в создании вебквестов, но и без особого напряжения успешно усвоить теоретическую часть вопроса, осуществить рефлексию. Многие слушатели (48 человек) отметили потребность в таком обучении, также подчёркивали, что подача материала в варианте опережающего обучения показалась им привлекательной, а 36 человек сообщили, что будут использовать такой приём в преподавании на своей кафедре.При самооценке практических умений степень освоения технологии вебквест вариант на ©отличноª выбрали 15 человек из контрольной и 33 в экспериментальной группе. В экспериментальной группе преподавателей не оказалось слушателей, оценивших свои умения по созданию вебквеста на ©удовлетворительноª, тогда как в контрольной таковых было 6 человек.Таким образом, опережающее обучение в освоении новых образовательных технологий преподавателями университета позволяет актуализировать личностный и профессиональный опыт, стимулирует мотивацию, позволяет за меньшее время приобрести теоретические знания и практические умения, способствует выработке ситуативной готовности и может рассматриваться как ресурс, позволяющий сделать образовательный процесс в рамках курсов повышения педагогической квалификации продуктивным.Ссылки на источники1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ (редакция от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015)"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. идоп., вступ. в силу с 31.03.2015)http://sudact.ru/law/doc/CxRPDd9gK3dX/010/2.Коломиец О.М. Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы .М.:Изд. Группа «Граница», 2014.168 с.3.Квалификационные требования к преподавателям высшей медицинской школы /Под. ред. Е.В. Лопановой. ‬Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. ‬64 с. http://edu.omskosma.ru/uploads/pedo/ser_1.pdf24. Программа инновационного развития Волгоградского государственного медицинского университета на 20132017 гг./Сост.: В.Б. Мандриков, М.Я. Ледяев, М.Е. Стаценко и др.; под ред. В.И. Петрова.Волгоград: Издво ВолгГМУ, 2012.132 с.5.Куликова И.В., Некрасова Е.Е., Артюхина А.И.Опережающее обучение на кафедре клинической фармакологии: оценка качества жизни // Электронный научнообразовательный журнал ВГСПУ ©Грани познанияª. ‬2014.№3(30). www.grani.vspu.ru6.Абрамян Г.В. Опережающее образование педагога и проблема его информатизации // Человек и образование 2005. №2. С.16‬197. Кагакина Е.А., Чекалина Т.А., Устимова Е.В. Опережающее высшее профессиональное образование: проблемы и перспективы. URL : http://gisap.eu/ru/node/728

8. Спорыхина С.Н.Инновационные подходы к опережающему образованию: Социальноуправленческий аспект: автореф. дис. … канд. соц. наук. Москва, 2001.9.Артюхина А.И., Великанова О.Ф., Великанов В.В. Развитие ситуативной готовности в высшей школе//Материалы IIIмеждунар.науч.практ. конф. Фундаментальные и прикладные науки сегодня 2223 мая2014 г. NorthCharleston, USA.т.2.С.6163.10. Компетентностноориентированное обучение в медицинском вузе: Учебнометодическое пособие / Артюхина А.И. [и др.] ; Под ред. Е.В.Лопановой. ‬Омск: ООО ©Полиграфический центр КАНª, 2012. ‬198 с. http://edu.omskosma.ru/uploads/pedo/ser_2.pdf

ArtyukhinaAlexandraIvanovnaDoctor of Science (Pedagogy), professorVolgograd state medical university mothersasha@rambler.ruChumakovVyacheslav IgorevichPhD, lecturerVolgograd state medical university vi.chumakov@rambler.ru

ADVANCING TRAINING IN IMPLEMENTATION OFNEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES BY THE UNIVERSITY TEACHING STAFF MEMBERS

. The peculiarities of organization of continuing psychopedagogical training at higher educational medical establishments are discussed in the article. The need of the teaching staff for the advancing training is considered and practical experience of its implementation into the continuing training course on new educational technologies for the teaching staff of the Volgograd state medical university is analyzed.

Keywords: advancing training, educational technologyprofessional development, competence approach, teaching staff members of medical school.