Детерминация преступности в Тюменской области в ее историческом развитии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юзиханова Э. Г. Детерминация преступности в Тюменской области в ее историческом развитии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3796–3800. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85760.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные детерминанты преступности в Тюменской области. Важная роль отводится системе социологических параметров объяснения причин преступности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Юзиханова Эльвира Гумеровна,доктор юридических наук, профессор кафедры информационноаналитического и документационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюменьuzikhanovaeg@yandex.ru

Детерминацияпреступности в Тюменской области

в ее историческом развитии

Аннотация.В статье рассматриваются отдельные детерминанты преступности в Тюменской области. Важная роль отводится системе социологических параметров объяснения причин преступности. Ключевые слова: преступность, управление, тенденция, экономика, система, общество, органы внутренних дел, криминогенные факторы.

Стремление объяснить преступное поведение ‬вероятно, самое сложное в криминологии. Поиск причин преступности традиционно использует два подхода. В первом случае преступное поведение рассматривают как неотъемлемое или приобретенное качество индивидуума, имеющее генетические, биологические или психологические корни.Во втором преступность объясняют главным образом социологическими параметрами; предполагается, что источник преступности заключается в проблемах структурного или культурного склада общества. В некоторых социологических толкованиях преступника рассматривают в качестве пассивного объекта. Их авторы не пытаются объяснить, как именно социальные факторы побуждают индивидуума совершать преступления. Напротив, в таких теориях просто рассматривают соотношение между изменениями уровня преступности в обществе и изменениями других социальных условий. Сторонники других концепций стремятся объяснять преступное поведение путем поиска связи между социальными условиями и индивидуумом: каким образом эти условия производят изменения в членах общества? При поиске объяснений, каким образом биологические и генетические феномены могут влиять на социальное поведение, мы должны признавать важность социальной среды. Не исключено, что если влияние биологических и генетических факторов существует, то оно может изменяться или быть опосредованным благодаря воздействию социальных факторов. Вполне возможно, что биологические или генетические факторы оказывают влияние на преступление только при взаимодействии с социальными параметрами.[1]©Если мировому сообществу удастся както решить проблему предотвращения войн, то самой большой опасностью для человечества, его демократического и экономического развития останется интенсивно растущая национальная и транснациональная преступность, которая в настоящее время включает в себя и традиционно уголовные, и военные, и террористические, и экологические, и генетические, и прочие угрозы. Борьба с ней, скорее всего, окажется долгой, позиционной, разрушительной и не менее кровопролитной, чем переживаемые человечеством войны. Доминирующей криминологической тенденцией в начале нового тысячелетия остаются продолжающийся рост преступности в мире, увеличение ее тяжести и общественной опасности с одновременным отставанием социальноправового контроля от растущей мобильной и мимикрирующей криминализации общественных отношенийª. [2]Заметного облагораживания человеческой мотивации в истекшем столетии не наступило. Она стала еще более прагматичной и утилитарной. Не менялось и сущностное содержание криминальных побуждений. На основе научнотехнических, гуманитарныхи коммуникативных достижений мобильно совершенствовались лишь методы и способы осуществления противоправного целеполагания.

Преступность ‬побочный продукт цивилизации.[3]Чтобы объяснить преступность, необходимо составить общее представление как о самом поведении человека, так и о силах, поддерживающих порядок в обществе. Преступным поведение становится в результате того, что отдельные поведенческие акты объявляются девиантными и официально признаются криминальными. В течение длительного времени многиепредставители социальных наук полагали, что преступность ‬это нормальная функция общества (Фрэнк Танненбаум, Эмиль Дюркгейм). ©Нет никакого другого феномена, который обладал бы столь бесспорно всеми признаками нормального явления, ибо преступность тесно связана с условиями жизни любого коллектива. Допустить, что преступность представляет собой форму проявления социальной патологии, значило бы согласиться с тем, что патология не есть нечто случайное в жизни общества, а, напротив, в определенных случаях онавырастает из основной конституции живого организма; результатом этого было бы стирание всякого различия между физиологическим и патологическим. Нет сомнения, что сама по себе преступность может принимать ненормальные формы, как это имеет место, например, в тех случаях, когда ее уровень необычно высок. Такого рода превышение нормы, безусловно, имеет патологический характер. Проще говоря, нормальным является само существование преступности при условии, что она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определенного типа; этот уровень, быть может, не невозможно установитьª.[4]По словам Н.М. Добрынина, ©важнейшей особенностью, которая повлияла на развитие событий в Тюменском регионе с началом конституционной реформы и продолжает влиять на действия и поступки руководства области и федеральных органов сегодня, явилось то, что практически все месторождения нефти находятся на территории ХантыМансийского автономного округа, а газа ‬на территории ЯмалоНенецкого автономного округа. Этот факт, неимевший особого значения в государстве с административнокомандной экономикой, сразу стал основой, вокруг которой разгорелись все страсти ©периода суверенизацииª региона. Автономные округа, а точнее говоря, их население не могло не воспользоваться возможностью в полном объеме получить свои социальноэкономические права, а область (юг Тюменской области с центром в г. Тюмени. ‬Э. Ю.) не могла себя представить в иной роли, кроме всевластного хозяина всей территорииª.[5]В декабре 1990 г. на расширенном заседании Совета Министров РСФСР автономные округа добились формирования самостоятельных, независимых от областного центра бюджетов, что позволило им проводить собственную социальноэкономическую политику. В декабре 1991г. было принято Соглашение ©О разграничении полномочий между Тюменскими областными, ХантыМансийскими и ЯмалоНенецкими окружными органами представительной и исполнительной власти в сфере экономических отношенийª. Самостоятельность проявлялась и на уровне руководства органами внутренних дел. Придание УВД Тюменской области статуса Главного управления внутренних дел не повлияло на позицию руководства автономных округов и самостоятельную деятельность УВД ХантыМансийского и ЯмалоНенецкого автономных округов.Очевидно, что подобное противоборство между властными структурами в Тюменской области является одной из причин роста преступности и иных противоправных проявлений.Если подвергнуть анализу внутреннюю жизнь той или иной страны, то мы обнаружим во всех сферах общественной жизни огромное количество многоуровневых противоречий, проявляющихся, в том числе, в политических конфликтах. Проводимые социальноэкономические реформы в современной России сопровождаются острыми политическими конфликтами. Современный внутриполитический конфликт в российских масштабах ‬это, прежде всего, конфликт, обусловленный различными интересами субъектов в вопросах политической власти и проводимой социальноэкономической политики. Политическое противостояние охватило все сферы современного российского общества и продолжаетпроявляться в разнообразных формах: от дебатов в парламенте до вооруженных конфликтов центра с субъектами федерации. Такие противоречия вызваны несовершенством федерального устройства, диспропорциями развития экономических отношений, религиозными и межнациональными проблемами. Первопричины политических конфликтов, касающихся Тюменской области, кроются, прежде всего, в интересах окружных, областных и московских политикоэкономических элит за право контролировать нефтяные и газовые ресурсы. Составляя 70 % численности населения Тюменской области, автономные ХантыМансийский и ЯмалоНенецкий округа производят 6 % федерального объема промышленной продукции. В округах добывается две трети нефти и более 90 % газа. Поставка этого сырья обеспечивает четверть всех валютных поступлений в страну. Доля области, а в основном автономных округов, в экономике России, по подсчетам разработчиков ©Программы структурной реформы экономики и социальной сферы Тюменской областиª, составляет 15 % от валового национального продукта. Анализируя принимаемые решения Центра, можно предположить, что поддержание ситуации конфликта в ©тлеющемª состоянии в какойто степени является более ©удобнойª позицией Центра, ведь легче общаться с каждым отдельным субъектом Российской Федерации, чем с единой, экономически и интеллектуально мощной силой, какой могла бы стать Тюменская область. Практика показывает, что федеральное правительство рассматривает Тюменскую область как источник сырьевых ресурсов и поступления свободно конвертируемой валюты. Правительство все более и более отходит от партнерских отношений с руководством регионов. Об этом свидетельствуют факты переноса штабквартиры союза промышленников из Тюмени в Москву и перерегистрации в столице крупнейших нефтяных компаний. Многие, некогда мощные добывающие предприятия утратили статус юридического лица и стали подразделениями московских компаний. Сама модель акционирования нефтегазового комплекса, когда держателями контрольных пакетов акций являются крупнейшие московские банки и холдинги, определяет текущую политику федерального правительства. По результатам социологического исследования, проведенного В.Р. Бекшеневым, большая часть населения области и округов не ставит проблему взаимоотношения трех субъектов Федерации (юга Тюменской области, ХантыМансийского и ЯмалоНенецкого автономных округов) по степени значимости на первое место. Если в 1997 г. проблема единства области была по степени значимости на первом месте, по мнению опрашиваемых, то спустя год переместилась на четвертое место. Только 5 % опрошенных выделили ее как имеющую первостепенное значение. Отчасти это согласуется с соответствующим решением Конституционного Суда РФ по проблеме взаимоотношения автономных округов и области, и отчасти тем, что властные структуры перестали заострять наней общественное внимание, ‬переключились на создание конкретного правового и хозяйственного механизма по сохранению единства области. Образ г. Тюмени, как главного врага, начинает терять свою актуальность среди жителей Тюменского Севера. Место так называемого врага занимает центральная власть страны. В ряду основных причин ухудшения своего материального положения респонденты называют узкокорыстные интересы московских олигархов. Центр тяжести политического противостояния переносится от взаимоотношений между регионами на ось регионцентр. Этому активно способствует антисоциальная политика, проводимая московскими владельцами тюменских нефтяных компаний. [6]Нельзя забывать и того важного факта, что в отдельные регионы нашей страны обычно ссылали неблагонадежных с политической точки зрения и различный преступный сброд, что прямым и непосредственным образом влияло на криминогенную обстановку в этих регионах. Конечно, такой исторический фактор, влияющий на качественные и количественные характеристики преступности в Западной Сибири, не может выпасть из поля зрения. Таким образом, имеется некоторый исторический лаг, который отражается на современном уровне, структуре и динамике преступности Тюменской области. Социальный кризис выразился в интенсивном развитии негативных социальных процессов ‬криминогенных факторов:1.падение уровня производства;2.появление и рост безработицы;3.резкое снижение уровня жизни большинства населения, негативный эффект которого усиливает экспансия западной культуры и развитие идеологии потребительства;4.недостаток средств для финансирования органов государственного управления, в том числе правоохранительных;5.снижение эффективности работы милиции и прокуратуры, отток из этих органов опытных, энергичных кадров;6.неэффективное функционирование пенитенциарной системы;7.развитие пьянства, наркомании, что приводит к деградации населения;8.неэффективное и несправедливое распределение национального богатства и совокупного общественного продукта;9.расслоение общества, рост социального неравенства;10.отрицательная оценка властных структур, установивших и поддерживающих несправедливый порядок, падение авторитета закона и иных нормативных актов государственной власти; усугубляется коррупция во властных структурах;11.рост межнациональных, межэтнических и межрелигиозных противоречий и развитие конфликтов на этой почве;12.

идеологический кризис;13.кризис системы обучения и воспитания подрастающего поколения (семьи, школы, системы спортивных секций и центров досуга);14.ухудшение здоровья нации (физического, психического, нравственного). Неэффективность функционирования профилактики различных заболеваний, в том числе психических отклонений, проявляющихся в росте числа проявлений агрессии и склонности к насильственным преступлениям;15.несовершенство законодательства, обусловленное сращиванием криминала с чиновничьим аппаратом, лоббированием формирования правовой среды, создающей благоприятные условия для криминальной деятельности;16.криминальная самодетерминация, выражающаяся во втягивании граждан в криминальную деятельность представителями криминального мира, формировании имиджа благородного преступника и т.д.

Ссылки на источники 1. Криминология/ Под ред. Дж.Ф. Шели/ пер. с англ. ‬СПб.:Питер, 2003. ‬864 с.: ил. С. 377.2. Лунеев В.В. преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции/ В.В. Лунеев. ‬Изд. 2е, перераб. и доп. ‬М.: Волтерс Клувер, 2005. С. IV.3. Фокс В. Введение в криминологию. Перевод с английского. С.19.4. Социология преступности. Издательство ©Прогрессª, Москва 1966, С. 3940.5. Добрынин Н.М. Правовые проблемы обеспечения взаимоотношений Тюменской области, ХантыМансийского автономного округа, ЯмалоНенецкого автономного округа: Монография. ‬Тюмень: издво ТюмГУ, 1997. ‬С. 1314.6. Бекшенев В.Р. политические конфликты, их социальноэкономические и культурные детерминанты (региональный аспект).Автореф. дисс…канд. социолог. наук.‬Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 1999. С. 1011.