Сравнительный анализ программных средств создания электронных образовательных ресурсов в образовательных учреждениях
Выпуск:
ART 85818
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Долгова
Р.
А. Сравнительный анализ программных средств создания электронных образовательных ресурсов в образовательных учреждениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4086–4090. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85818.htm.
Аннотация. В работе дается сравнительный анализ программных средств создания электронных образовательных ресурсов в образовательных учреждениях.
Ключевые слова:
электронные образовательные ресурсы, программное обеспечение, программные средства, электронное обучение
Текст статьи
Долгова Розалия Александровна,студентка 4курса экономического факультетаФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина», Ульяновскdolgovarozaliya73@yandex.ru
Сравнительный анализ программных средств создания электронных образовательных ресурсов в образовательных учреждениях
Аннотация.В работе дается сравнительный анализ программных средств создания электронных образовательных ресурсов в образовательных учреждениях.Ключевые слова:электронные образовательные ресурсы, электронное обучение, программное обеспечение, программные средства.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовательных учреждениях. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения.Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. Одним из таких средств являются электронные образовательные ресурсы.Электронный образовательный ресурс (ЭОР)–это самостоятельный законченный продукт, содержащий информацию, представленную в электронной форме, и предназначенный для длительного хранения и многократного использования в учебном процессе[1].Эффективность электронного обучения существенно зависит от используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии электронного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы ЭО. Сложное в использовании программное обеспечение не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении[2].На сегодняшний день имеется большой выбор ЭОР, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса. С целью определения средства создания ЭОР, для работы с которым от создателя не требуется наличие специальных знаний, был выполнен сравнительный анализ программных продуктов, а также форматов представления информации, используемых в учебном процессе СПО и ВПО. Все рассматриваемые средства были оценены по следующим критериям: наличие возможности обучения; наличие возможности тестирования; возможность реализации с помощью данного средства различных типов тестов, автоматизация заполнения; наличие статистической обработки данных; возможность выдачи результатов тестирования для студентов по окончании самопроверки; защищенность от несанкционированного доступа; удобство добавления и форматирования материала достоинства использования программного продукта для разработки ЭОР; недостатки использования программного продукта для разработки ЭОР; необходимость специализированных знаний по работе со средством реализации ЭОР(таблица 1).Таким образом, было рассмотрено следующее программное обеспечение, поддерживающее создание ЭОР: «Системы проверки знаний», «Тестер», «Test Office Pro», Portable Document Format (PDF), Microsoft PowerPoint и HyperText Markup Language (HTML)[3].«Система проверки знаний» предназначена для автоматизации процесса тестирования знаний студентов, абитуриентов и любых других групп, тестируемых по любым направлениям.Электронный образовательный ресурс «Тестер» обеспечивает проведение тестирования на компьютерах по линейным или адаптивным тестам, подготовленным из банка тестовых заданий.«TestOfficePro» это программа для создания тестов, проведения тестирования и обработки результатов тестирования. Вопросы и варианты ответа можно полноценно форматировать, используя для этого мощный встроенный текстовый редактор, по своим функциям и удобству мало отличающийся от MS WORD. В редакторе можно вставлять изображения, формулы, схемы, таблицы, аудиои видеофайлы, HTML документы и любые OLE документы.PDF (Portable Document Format) формат электронных документов, разработанный компанией Adobe Systems. PDF представляет собой формат электронных документов, поддерживающий различные шрифты, графику, мультимедийные средства.Microsoft Power Point это программа для создания и проведения презентаций, при этом презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду[4,5].HTML это стандартный язык разметки документов в Internet. Язык HTML интерпретируется браузером и отображается в виде документа, в удобной для человека форме. Таким образом, по итогам классификации и анализа данных программных средств созданияЭОР можно сделать вывод, что рассмотренные программные средства позволяют повысить эффективность образовательного процесса в учебных заведениях, достаточно просты в использовании и в основном не требуют специальных профессиональных знаний создания с их помощью ЭОР. Каждый из рассмотренных средств создания ЭОР имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому, в зависимости от того, какую цель и какие задачи ставит перед собой педагог, он может выбрать любой программный продукт. Так, например, если преподаватель ставит перед собой задачу протестировать обучающихся по своей дисциплине, то выбор должен быть в пользу «Системы проверки знаний», «Тестера» или «TestOfficePro», а если преподавателю необходимо представить теоретический материал в более наглядной, простой и лучшей для восприятия обучающимися форме, то следует использовать PDF или Microsoft Power Point.
Таблица 1 Сравнительный анализ электронных образовательных ресурсовДидактическая функцияКонтролирующаяОбучающаяКритерий«Системы проверки знаний»«Тестер»«Test Office Pro»PDFMS PowerPointHTMLРазработчикИнститут регионального моделирования и анализа (IRMALtd)Нардюжев В.И.SunRav, SofwarAdobe SystemsMicrosoftТим Бернерс ЛиВозможность обученияНе предполагает предоставление теоретических сведенийНе предполагает предоставление теоретических сведенийНе предполагает предоставление теоретических сведенийОбеспечивает возможность обученияОбеспечивает возможность обученияОбеспечивает возможность обученияВозможность тестированияТестирование в автоматическом режимеТестирование в автоматическом режимеТестирование в автоматическом режимеОбеспечивает возможность тестирования. При этом ответы на задания теста и результаты тестирования фиксируются самим испытуемым в других средствах или на бумагеВозможно тестирование в автоматическом режиме при условии дополнительных знаний разработчиковТестирование в автоматическом режимеНаличие статистической обработки данных
Необходимо специальное программное обеспечениеНеобходимо специальное программное обеспечение
Необходимо специальное программное обеспечениеНеобходимо специальное программное обеспечениеВозможно обеспечить статистическую обработку данныхВозможно обеспечить статистическую обработку данныхЗащищенностьот несанкционированного доступаБезопасность обеспечивается парольной защитойДанные теста сохраняются в отдельном закрытом файлеВсе тесты и результаты тестирования шифруются методом стойкой криптографикиБезопасность обеспечивается путем поддержки многоуровнего механизмазащиты и проверки подлинностиБезопасность обеспечивается парольной защитойВысокий уровень безопасности обеспечивается при условии профессиональных знаний элементов программирования
Продолжение таблицы 1Удобство добавления иформатирования материалаГотовый и отформатированный материал легко добавляетсяГотовый и отформатированный материал легко добавляется из MSWord. Форматирование внутри программы не поддерживается
Готовый и отформатированный материал легко добавляетсяНет возможности добавления и форматирования, возможно только заново создать материалМатериал легко добавлять и удобно форматироватьМатериал легко добавлять и удобно форматировать при условии профессиональных знаний элементов программированияДостоинства
Идентификация студентов; распределение студентов по группам; фиксация результатов тестированияНастройка параметров теста; заданные трудности тестового заданияНастройка параметров теста; интеграция тестов в электронные учебники; наличие реакции на действия тестируемого
Кроссплатформенность; компактность; безопасностьОбеспечивает поддержку различных типов данных, что позволяет создавать информационно насыщенные и наглядныеЭОРИнтерактивность; для создания Webстраниц можно использовать простейший текстовый редакторНедостаткиДоступность данных теста; сохранение данных в текстовом форматеОтсутствие обработки статистической информации по наполняемости тестовых заданийОтносительно небольшое количество типов вариантов ответов тестаОхватывает множество стандартов, что не позволяет эффективно использовать его в конкретных целях; сохраняет точную визуальную копию документа, но не его логическую структуруДля реализации интерактивной работы требуется знание языков программированияВебстраница и все входящие в нее изображения хранятся в разных файлах; описывает внешний вид страницы, но не поведение отдельных ее элементовСпециальные знанияНе требуютсяНе требуютсяНе требуютсяНе требуютсяТребуется знание языков программирования для реализации отдельных функцийДля создания динамических страниц требуется знание языка JavaScriptСсылки на источники1. Калина И.И., Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах[Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/
2. Электронные образовательные ресурсы [Электронный ресурс].Режим доступа: http://eornp.ru/3. Виды электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]// Образовательный ресурс Московского энергетического Института (Технического университета). Режим доступа: http://ftemk.mpei.ac.ru/
4. Солнцева О.В., Бунина Н.Э., ЗаживноваО.А. Интерактивные методы изучения информационных систем в экономике. // Материалы научнометодической конференции профессорскопреподавательского состава академии «Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании», 45 декабря 2013. –Ульяновск, ГСХА им. П.А.Столыпина, 237 с.
5. Бунина Н.Э., Солнцева О.В. Внедрение интерактивных образовательных технологий в учебный процесс вуза. // В сборнике: Образование в ХХI веке: путь к новым кризисам? Материалы II международной научнопрактической конференции. Саратов, 2014. С. 5458.
Сравнительный анализ программных средств создания электронных образовательных ресурсов в образовательных учреждениях
Аннотация.В работе дается сравнительный анализ программных средств создания электронных образовательных ресурсов в образовательных учреждениях.Ключевые слова:электронные образовательные ресурсы, электронное обучение, программное обеспечение, программные средства.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовательных учреждениях. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения.Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. Одним из таких средств являются электронные образовательные ресурсы.Электронный образовательный ресурс (ЭОР)–это самостоятельный законченный продукт, содержащий информацию, представленную в электронной форме, и предназначенный для длительного хранения и многократного использования в учебном процессе[1].Эффективность электронного обучения существенно зависит от используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии электронного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы ЭО. Сложное в использовании программное обеспечение не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении[2].На сегодняшний день имеется большой выбор ЭОР, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса. С целью определения средства создания ЭОР, для работы с которым от создателя не требуется наличие специальных знаний, был выполнен сравнительный анализ программных продуктов, а также форматов представления информации, используемых в учебном процессе СПО и ВПО. Все рассматриваемые средства были оценены по следующим критериям: наличие возможности обучения; наличие возможности тестирования; возможность реализации с помощью данного средства различных типов тестов, автоматизация заполнения; наличие статистической обработки данных; возможность выдачи результатов тестирования для студентов по окончании самопроверки; защищенность от несанкционированного доступа; удобство добавления и форматирования материала достоинства использования программного продукта для разработки ЭОР; недостатки использования программного продукта для разработки ЭОР; необходимость специализированных знаний по работе со средством реализации ЭОР(таблица 1).Таким образом, было рассмотрено следующее программное обеспечение, поддерживающее создание ЭОР: «Системы проверки знаний», «Тестер», «Test Office Pro», Portable Document Format (PDF), Microsoft PowerPoint и HyperText Markup Language (HTML)[3].«Система проверки знаний» предназначена для автоматизации процесса тестирования знаний студентов, абитуриентов и любых других групп, тестируемых по любым направлениям.Электронный образовательный ресурс «Тестер» обеспечивает проведение тестирования на компьютерах по линейным или адаптивным тестам, подготовленным из банка тестовых заданий.«TestOfficePro» это программа для создания тестов, проведения тестирования и обработки результатов тестирования. Вопросы и варианты ответа можно полноценно форматировать, используя для этого мощный встроенный текстовый редактор, по своим функциям и удобству мало отличающийся от MS WORD. В редакторе можно вставлять изображения, формулы, схемы, таблицы, аудиои видеофайлы, HTML документы и любые OLE документы.PDF (Portable Document Format) формат электронных документов, разработанный компанией Adobe Systems. PDF представляет собой формат электронных документов, поддерживающий различные шрифты, графику, мультимедийные средства.Microsoft Power Point это программа для создания и проведения презентаций, при этом презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду[4,5].HTML это стандартный язык разметки документов в Internet. Язык HTML интерпретируется браузером и отображается в виде документа, в удобной для человека форме. Таким образом, по итогам классификации и анализа данных программных средств созданияЭОР можно сделать вывод, что рассмотренные программные средства позволяют повысить эффективность образовательного процесса в учебных заведениях, достаточно просты в использовании и в основном не требуют специальных профессиональных знаний создания с их помощью ЭОР. Каждый из рассмотренных средств создания ЭОР имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому, в зависимости от того, какую цель и какие задачи ставит перед собой педагог, он может выбрать любой программный продукт. Так, например, если преподаватель ставит перед собой задачу протестировать обучающихся по своей дисциплине, то выбор должен быть в пользу «Системы проверки знаний», «Тестера» или «TestOfficePro», а если преподавателю необходимо представить теоретический материал в более наглядной, простой и лучшей для восприятия обучающимися форме, то следует использовать PDF или Microsoft Power Point.
Таблица 1 Сравнительный анализ электронных образовательных ресурсовДидактическая функцияКонтролирующаяОбучающаяКритерий«Системы проверки знаний»«Тестер»«Test Office Pro»PDFMS PowerPointHTMLРазработчикИнститут регионального моделирования и анализа (IRMALtd)Нардюжев В.И.SunRav, SofwarAdobe SystemsMicrosoftТим Бернерс ЛиВозможность обученияНе предполагает предоставление теоретических сведенийНе предполагает предоставление теоретических сведенийНе предполагает предоставление теоретических сведенийОбеспечивает возможность обученияОбеспечивает возможность обученияОбеспечивает возможность обученияВозможность тестированияТестирование в автоматическом режимеТестирование в автоматическом режимеТестирование в автоматическом режимеОбеспечивает возможность тестирования. При этом ответы на задания теста и результаты тестирования фиксируются самим испытуемым в других средствах или на бумагеВозможно тестирование в автоматическом режиме при условии дополнительных знаний разработчиковТестирование в автоматическом режимеНаличие статистической обработки данных
Необходимо специальное программное обеспечениеНеобходимо специальное программное обеспечение
Необходимо специальное программное обеспечениеНеобходимо специальное программное обеспечениеВозможно обеспечить статистическую обработку данныхВозможно обеспечить статистическую обработку данныхЗащищенностьот несанкционированного доступаБезопасность обеспечивается парольной защитойДанные теста сохраняются в отдельном закрытом файлеВсе тесты и результаты тестирования шифруются методом стойкой криптографикиБезопасность обеспечивается путем поддержки многоуровнего механизмазащиты и проверки подлинностиБезопасность обеспечивается парольной защитойВысокий уровень безопасности обеспечивается при условии профессиональных знаний элементов программирования
Продолжение таблицы 1Удобство добавления иформатирования материалаГотовый и отформатированный материал легко добавляетсяГотовый и отформатированный материал легко добавляется из MSWord. Форматирование внутри программы не поддерживается
Готовый и отформатированный материал легко добавляетсяНет возможности добавления и форматирования, возможно только заново создать материалМатериал легко добавлять и удобно форматироватьМатериал легко добавлять и удобно форматировать при условии профессиональных знаний элементов программированияДостоинства
Идентификация студентов; распределение студентов по группам; фиксация результатов тестированияНастройка параметров теста; заданные трудности тестового заданияНастройка параметров теста; интеграция тестов в электронные учебники; наличие реакции на действия тестируемого
Кроссплатформенность; компактность; безопасностьОбеспечивает поддержку различных типов данных, что позволяет создавать информационно насыщенные и наглядныеЭОРИнтерактивность; для создания Webстраниц можно использовать простейший текстовый редакторНедостаткиДоступность данных теста; сохранение данных в текстовом форматеОтсутствие обработки статистической информации по наполняемости тестовых заданийОтносительно небольшое количество типов вариантов ответов тестаОхватывает множество стандартов, что не позволяет эффективно использовать его в конкретных целях; сохраняет точную визуальную копию документа, но не его логическую структуруДля реализации интерактивной работы требуется знание языков программированияВебстраница и все входящие в нее изображения хранятся в разных файлах; описывает внешний вид страницы, но не поведение отдельных ее элементовСпециальные знанияНе требуютсяНе требуютсяНе требуютсяНе требуютсяТребуется знание языков программирования для реализации отдельных функцийДля создания динамических страниц требуется знание языка JavaScriptСсылки на источники1. Калина И.И., Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах[Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/
2. Электронные образовательные ресурсы [Электронный ресурс].Режим доступа: http://eornp.ru/3. Виды электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]// Образовательный ресурс Московского энергетического Института (Технического университета). Режим доступа: http://ftemk.mpei.ac.ru/
4. Солнцева О.В., Бунина Н.Э., ЗаживноваО.А. Интерактивные методы изучения информационных систем в экономике. // Материалы научнометодической конференции профессорскопреподавательского состава академии «Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании», 45 декабря 2013. –Ульяновск, ГСХА им. П.А.Столыпина, 237 с.
5. Бунина Н.Э., Солнцева О.В. Внедрение интерактивных образовательных технологий в учебный процесс вуза. // В сборнике: Образование в ХХI веке: путь к новым кризисам? Материалы II международной научнопрактической конференции. Саратов, 2014. С. 5458.