Диагностика учебных достижений учащихся в курсе биологии как подготовка к поступлению в вузы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Балукова О. М., Колесова Н. С. Диагностика учебных достижений учащихся в курсе биологии как подготовка к поступлению в вузы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4091–4095. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85819.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования и диагностики учебных достижений учащихся в курсе биологии путем использования авторских заданий разного уровня сложности и типологии. Основными результатами работы являются положительная динамика успешности и качества учебных достижений, повышение интереса к биологии и валеологизация учебного процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Балукова Ольга Михайловна,учитель биологии МБОУ «СОШ№ 28»,г. Череповецombalukova@yandex.ru

КолесоваНаталья Сергеевна,кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии и экологии ФГБОУ ВПО Вологодский государственный университет, г. Вологдаnbalukova@yandex.ru

Диагностика учебных достижений учащихся в курсе биологиикак подготовка к поступлению в вузы

Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования и диагностики учебных достижений учащихся в курсе биологии путем использованияавторских заданий разного уровня сложности и типологии. Основными результатами работы являются положительная динамика успешности и качества учебных достижений, повышение интереса к биологии и валеологизация учебного процесса.Ключевые слова: биология, диагностика, учебные достижения, учащиеся, валеологизация.

Между школой и ВУЗом должнысоблюдаться непрерывность и преемственность обучения. Эффективность биологоэкологического образования абитуриентов в значительной мере зависит от того, как они подготовлены. Уровень знаний выпускников школы должен соответствовать требованиям, предъявляемым ВУЗом к будущим студентам.Традиционные школьные выпускные экзамены в настоящее времязаменены ЕГЭ, который проводится в форме тестирования, поэтому учащиеся должны обладать не только определенным объемом знаний, но и умением их применять. Для достижения успеха обучения в ВУЗе важна преемственность не только содержания, но и готовности к усвоению знаний.

Актуальным становится обучение учащихся методике выполнения технологизированных заданий разной типологии.Обучение биологии в общеобразовательных школах г.Череповца с 2003 года осуществляется по программе В.В. Пасечника[1]. За этот период освоены учебники с 5 по11 класс, то есть,по всему курсу биологии. В 2004‬2005 учебном году прошла апробация учебника «Биология. Человек» /Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев/.В2005г. начался процесс созданияавторами средств контрольно‬оценочной деятельности к учебникам сначала восьмого класса,по курсу Биология. Человек, а затемпятого ‬«Природа неживая и живая». После многократной апробации материалы были опубликованы [2, 3, рис. 1]. Также разработаны наборы дидактического материала к остальным курсам биологии, позволяющие проверять знания учащихся по всем разделам.

Рис. 1. Сборники тематических проверочных работ [2, 3].

Данные разработки ориентированы на диагностику учебных достижений учащихся на разных этапах обучения биологии в рамках промежуточного и итогового контроля, при подготовке к олимпиадам разного уровня, оптимизируя контрольнооценочную деятельность и усвоение материала. Это приобретает дополнительную актуальность в настоящее время ‬при переходе на ФГОС. Предпосылками создания технологизированных материалов служили с одной стороны перегрузка учебника «Биология. Человек» Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева теоретической информацией, которая оставляетнедостаточное количество времени на опрос, а с другой стороны ‬отсутствие проверочных материалов, позволяющих более рационально использовать время на уроке, быстро устанавливатьобратную связь.Система технологизированных тематических заданий соответствует контрольноизмерительным материалам (КИМам) ЕГЭ по биологии, адаптируя к ним учащихся, начиная с 5 класса общеобразовательной школы. Благодаря заданиям разных типов и уровня сложности реализуется три уровня обработки учебного материала: усвоение информации, воспроизведение и применение в новых измененных условиях. При этом развивается логическое и образное мышление, что важно в любом школьном курсе, в том числе при изучении биологии.Технологизация диагностики реализуется в двух направлениях: быстрота выполнения и быстрота проверки. Окончательное формирование заданий осуществлялось после тщательной обработки, экспериментальной проверки и обеспечения детализированной инструкцией. Диагностичность заданий заключается в том, что они ориентированы на измерение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений и навыков. Данная система позволяет получить результат за короткое время.Задания, соответствующиеучебнику 8 класса,распределены по пятнадцати темам, 5 класса ‬одиннадцати, каждая из которых имеет по 2 варианта проверочных работ. Оптимизация контрольнооценочной деятельности, повышение эффективности обратной связи, совершенствование диагностичности проверки учебных достижений осуществляется за счет использования технологизированных закрытых заданий (часть А, частично В) в контрольноизмерительных материалах по 8 классуи закрытых и открытых (с кратким ответом ‬часть В и развернутым ответом ‬часть С) различной типологии и уровня сложностив 5 классе. Важным положительным моментом для эффективного итогового контроля знаний учащихся является наличие итоговой контрольной работы в сборнике материалов 5 класса.Научная новизна.Создана и апробирована система технологизированных тематических разноуровневых заданий, алгоритмов их выполнения, диагностики уровня усвоения, рекомендаций по оценке результатов проверки, что повышаетэффективность оценки содержания и качества биологического образования.Ранее не было создано учебнометодических пособий контрольноизмерительных материалов по биологии, адаптированных к курсам «Биология, 8 класс» и «Природа неживая и живая, 5 класс» линии УМК под редакцией В.В.Пасечника. Практическая новизна.Благодаря диагностике уровняусвоения, рекомендаций по оценке результатов проверки с позиции уровня усвоения материала, данные материалы являются инструментом для формирования регулятивных универсальных действий по самоанализу и самооценке учебных достижений, способствующих развитию критического мышления учащихся. Это позволяет ученикустать субъектом контрольнооценочной деятельности, получать самостоятельно новые знания, при этом реализуется системнодеятельностный подход.В данных материалах контрольнооценочной деятельности используются задания различной типологии: 1. На завершение. Задание состоит из двух частей, первая из них ‬утверждение, которое нужно завершить(может быть вопрос), а вторая ‬правильный ответ среди 3 дистракторов(неправильных утверждений).2. С выбором нескольких правильных ответов.Среди предложенных четырех ответов, дистракторов не три, а один или два.3. На отрицание.Задание, направленное на выбор неправильного ответа. Большинство ответов правильных, и лишь один неправильный, его и нужно найти. Необходимо проверить все 4 варианта ответов.4. На установление последовательности.Необходимо после прочтения заданиярасположить ответы в нужном порядке и найти среди ответов правильный.5. На установление соответствия между двумя множествами.Соответствие должнобыть однозначным. Каждому элементу первого множества соответствует только один элемент из второго множества.6. Использование рисунков в проверочных заданиях.

Задания данного типа развивают образное мышление, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними, проверяют сформированность умений наблюдать. Задания с рисунками могут быть очень разнообразными. Чаще всегоони ориентируют на выбор одного правильного ответа.Примеры заданий [3]Задания части А:содержат вопросы базового и повышенного уровня.Базовый уровень (репродуктивный ‬ориентирован на воспроизведение материала).1. Необходимо указатьодин ответ из четырёх предложенных.Пример: тема 1. Вселенная, вариант 2, задание 1 (1 балл).Прочитайте внимательно задание. Продумайте ответ и найдите его среди предложенных. Как называется воздушная оболочка Земли?а) атмосфераб) биосферав) гидросфераг) литосфера2. Предлагается выбрать наиболее полный ответ, характеризующий главный признак, основную причину биологического процесса.Повышенный уровень (продуктивный ‬ориентирован на применение знаний):Обязательно обратите внимание на отрицание в вопросе, если оно есть, на частицу «не», «нельзя», «не следует» и т. д., как правило, они выделены полужирным шрифтом. Частица нев тексте часто не воспринимается при прочтении материала, поэтому в данных учебнометодических материалах она выделяется полужирнымшрифтом во избежание ошибок восприятия.Пример:итоговая к/р, вариант 1, задание 1/5 (1 балл).Какое животное неотносятся к домашним?

а) козаб) курицав) свиньяг) снегирь3. Вопросы с рисунками. Крометого, что часть информации учащиеся должны получить рассматривая рисунок, правильный ответ они будут выбирать среди большего, чем 4 ответов.Пример: тема 3. Воздух, вариант 2, задание 2 (1 балл).Рассмотрите рисунок(рис. 2). Какое свойство воздуха иллюстрирует опыт, изображенный на данном рисунке?

Рис. 2.Иллюстрация опытаодного из свойств воздуха.

а) бесцветныйб) давит на все предметыв) занимает пространствог) имеет весд) прозрачныйе) сжимаем и упругЗадания части Воткрытого типа, с кратким ответом содержат вопросы повышенного уровня сложности.1.Задания, требующие написания пропущенного слова.При этом не нужно переписывать формулировку задания, следует дать только краткий ответ одним ‬двумя словами.Пример:тема 4. Вода, часть В, вариант 2, задание 1 (3 балла).Выпишите номера предложений, а напротив запишите только пропущенные слова:1.Вещества, частицы которых не проходят через фильтр и задерживаются на нем, называются ……………… 2.Передача тепла от более нагретой части тела к другой, менее нагретой, называется ………………3.Жидкость, содержащую посторонние вещества, которые равномерно в ней распределяются, называют ……………….2.Из ряда утверждений нужно выбрать только правильныеи выписать номера, которыми они обозначены:Пример: тема 1. Вселенная, вариант 1, задание 1 (5 баллов).

Выпишите номера правильных утверждений:1. Солнце ‬самая яркая и гигантская звезда.2. На небе около 88 созвездий.3. Поверхность Луны покрыта кратерами.4. День на Луне длится 15 земных суток.5. Обсерватория ‬это научный центр для наблюдения и изучения звезд.3. Вопросы на установление соответствия между двумя множествами.

Необходимо обратить внимание на то, что каждому элементу первого множества соответствует только один элемент из второго множества. Соответствие должно быть однозначным.Пример: тема 8. Растения ‬посредники между небом и Землей, вариант 1, задание 3 (2 балла).Установите соответствие между названием растения (АБ) и его частью, котораяиспользуется в медицине для лечения людей (аг).К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и найдите ответ в третьем.А) мать и мачеха Б) девясила) листьяб) надземная часть растенияв) подземная часть растения г)цветки1) Аа Бб2) Аа Бв3) Аб Бг4) Аг Бб4. Необходимо указать правильный ответ (ответы) из предложенных. Сложность данного задания в том, что учащийся не знает точного количества ответов.

Пример 1: тема 5. Горные породы, вариант 1, задание 2 (3 балла). Обратите внимание на то, что ответов на поставленный вопрос может бытьнесколько:Какими свойствами обладают металлы? а) плавкостьюб) растворимостьюв) теплопроводностьюг) электропроводностью5. Вопросы с рисунками. Информацию об объекте учащиеся должны получить, рассматривая рисунок, давая при этом собственные краткие ответы. Пример: тема 8. Растения ‬посредники между небом и Землей, вариант 1, задание 1 (3 балла).Рассмотрите рисунок(рис. 3).Какие части цветка изображены под буквами «А» ‬«В»?

Рис. 3. Строение цветка.Пример 2: тема 7. Организмы: что это такое? вариант 1, задание 2. (3 балла).Рассмотрите рисунок (рис. 4). Какой организм на нём изображен? Дайте его характеристику, выбрав несколько цифр.а) амеба обыкновеннаяб)инфузория туфелькав) хламидомонадаг) эвглена зеленаяд) многоклеточноее) одноклеточноеж) животноез) растение

Рис. 4. 6. Задания, содержащие таблицу Пример: итоговая контрольная работа, вариант 2, задание 2 (5 баллов). Рассмотрите таблицу (табл. 1) и догадайтесь, какие слова в ней пропущены. Выпишите слова, пропущенные под номерами от 1 до 6:Таблица 1Свойства тел

Тела

Признакижидкие3.…4.…Сохраняют ли форму?1.………….да5.…Сохраняют ли объём?2.…………данет

Часть С. В открытых заданиях, требующих монологического развернутого ответа необходимы краткие, лаконичные, ёмкие формулировки тремя предложениями, содержащими ответ только на поставленные вопросы.Оцениваются задания 3 баллами, это значит, ответ должен содержать не менее трех положений.1. Задания, в которых нужно вспомнить лабораторные опыты и проанализировать их результат.Пример: тема 5. Почва, вариант 2, задание 1 (3 балла).Рассмотрите рисунок(рис. 5). Вспомните опыт, помогающий понять состав почвы. Сделайте соответствующий вывод. Ответ запишите, отвечая на три вопроса:1. Что делали?2. Что наблюдали?3. Какой вывод из этого можно сделать?

Рис. 5. Опыт, иллюстрирующий состав почвы.2.Задания, в которых прослеживается связь биологии с жизнью.Пример: тема 5. Почва, вариант 1,задание 2 (3 балла).Объясните смысл выражения: «Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить».3. Задания, содержащие практическую значимость полученной информацииПримеры:тема 11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни. Задание 1, вариант 1 (3 балла). Если Вас застала гроза, что необходимо сделать, где можно переждать непогоду? Ответ обоснуйте.Задание 2, вариант 2 (3 балла). Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать человеку при обморожении?4.Вопросы с рисунками. Информацию об объекте учащиеся должны получить, рассматривая рисунок,при этом необходимо дать краткие, ёмкие ответы только на поставленные вопросы тремя предложениями.Пример: итоговая контрольная работа, вариант 2, задание 1 (3 балла).Рассмотрите рисунок (рис. 6). Как называется изображенное на нем животное? Какой тип питания для него характерен? В какой среде обитания его можно встретить?



Основные результаты работы1.Положительная динамика успешности и качества учебных достиженийпри использовании инновационной разработки «Диагностика учебных достижений». Под успешностью учебных достижений понимается доля учащихся, получивших отметки «3», «4» и «5»отобщего количества респондентов, под качеством ‬4» и «5». Осуществлялся мониторинг результативности учебнометодических пособий в трех удаленных друг от друга географических точках Вологодской области, на трёх уровнях ‬в МБОУ «СОШ № 28» г. Череповца (2004‬2014 гг.), БОУ «Брусенская общеобразовательная школа» (Нюксенский район) (2011‬2013 гг.) и БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» (2011‬2013 гг.). В каждом из трёх учебных заведений отмечалась положительная динамика результативности инновационной разработки, включая успешность и качество учебных достижений и положительные отзывы учащихся;2. Формированиеумения выполнять задания различного уровня сложности и типологии, на любом уровне: на уроках, ЕМЭ, ЕГЭ, олимпиадах.Нами выявлена положительная динамика качества учебных достижений заданий всех уровней сложности при использовании данной системы технологизированных заданий в течение всего периода мониторинга. На рис. 2 продемонстрирована положительная динамика качества учебных достижений на примере 2013‬2014 учебного года. Чем выше уровень сложности задания, тем закономерно выявлено более низкое качество учебных достижений учащихся.

Рис. 2. Зависимость качества учебных достижений от типологии заданий в 8 классе в начале (I) и в конце (II) 2013‬2014учебного года.

Для большей объективности проведенного мониторинга в конце 2013‬2014 учебного года О. М. Балуковой было проведено анкетирование для выявления субъективного отношения учащихся к заданиям разного уровня сложности (рис. 3).

Рис. 3. Задания, вызывающие наибольшее затруднение учащихся 8 класса

(по результатам анкетирования в конце 2013‬2014 учебного года).

Интересно отметить, что задания, оказавшиеся объективно более сложными, качество учебных достижений у которых было самым низким (на восстановление последовательности), эмоционально также были окрашены учащимися как вызвавшие наибольшие затруднения. Это подтверждает достоверность полученных результатов.3.Повышение интереса к биологии, что проявляется в массовости участия во внеклассных мероприятиях, в конкурсах, олимпиадах разных уровней.4.Усиление мотивации контрольно‬оценочной деятельности. Учащиеся, с четко выраженной учебной мотивацией, с удовольствием работают на уроках и во внеурочной деятельности с данными учебнометодическими пособиями. 5.Валеологизация диагностики в учебном процессе. Контрольнооценочные материалы выполняют не толькоконтрольную функцию, но и тренировочноадаптационную. Задача учителя ‬с помощью технологизированных заданий научить выполнять задания не только воспроизводящего типа, но и ориентированные на операции логического мышления. Тем самым обеспечивается здоровьесберегающая методика преподавания биологии. Использование технологизированных заданий различной типологии, алгоритмизированных, созданных на основе тщательного отбора материала в течение курса обучения позволяет адаптировать учащихся к сдаче государственного экзамена в форме ЕГЭ с минимальными потерями для здоровья.6.Развитие межпредметных связей. Умение решать технологизированные задания по одному предмету формирует навык работы с ними и по другим предметам, то есть, общешкольные умения, как во время уроков, так и на олимпиадах разного уровня.7.Положительная экспертная оценка инновационной разработки«Диагностика учебных достижений». Данная работа многократно обсуждалась и апробировалась и имеет положительную оценку коллег, в частности, В.В. Пасечника.Минимальная нагрузка точно так же, как и максимальная, не обеспечивает полезного результата. Необходимо осуществлять валеологическое сопровождение учебного процесса через оптимум нагрузки. Учебный процесс всегда связан с затратой энергии, и задача учителя‬оптимизировать его, найти единство формы и содержания и создать комфортную психологосоциальную атмосферу в классе [4]. Обеспечение здоровьесберегающего эффекта позволяет выполнить сразу две задачи: тренировка, адаптация, и реализация контрольной и обучающей функции в работе с проверочными заданиями.Таким образом, при обучении в школе и при подготовке к поступлению в ВУЗы должен соблюдаться системный (структурнофункциональный) подход. Необходимо обучить не только содержанию, но и методикам усвоения и воспроизведения знаний. Этого можно достигнуть с помощью систематического выполнения технологизированных заданий разной типологии в курсе биологии. Благодаря этому учающиеся привыкают к выполнению заданий по алгоритму, снимаются стрессовые факторы, связанные с формой заданий, что в будущем позволяет им успешно справляться с КИМами ЕГЭ при итоговой аттестации.

Ссылки на источники1.Биология 5‬11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.состав. Г. М. Пальдяева. ‬М.: Дрофа, 2012.2.Балукова О. М., Колесова Н. С. Диагностика учебных достижений Биология, 8 класс (сборник тематических проверочных работ): учебнометодическое пособие. ‬Вологда: издво ВГПУ, 2010. ‬90 с.3.Балукова О. М.,Колесова Н. С. Природа неживая и живая, 5 класс: Сборник тематических проверочных работ. ‬Вологда, 2012. ‬53 с. 4.Соколов В. В. и др. Школа и здоровье учащихся: Валеологопедагогическая консультация для организаторов здоровьесберегающей деятельности / В.В. Соколов, М. Н. Попов, А. В. Старостина, Л. А. Коробейникова, Б. Б. Быков. ‬Вологда, 2006. ‬187 с.