Использование метода примера в нравственном воспитании студентов
Выпуск:
ART 85859
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Прокофьева
О.
Н. Использование метода примера в нравственном воспитании студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4291–4295. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85859.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению примера и его роли в нравственном воспитании студентов. Раскрывается сущность категории «пример», выделяются особенности использования метода примера в нравственном воспитании, и приводятся рекомендации по его использованию.
Ключевые слова:
идеал, подражание, пример, метод примера, особенности использования метода примера в нравственном воспитании студентов.
Текст статьи
Прокофьева Ольга Николаевна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», г. КалугаProkophevaKgu@yandex.ru
Использование метода примера в нравственном воспитании студентов
Аннотация.Статья посвящена рассмотрению примера и его роли в нравственном воспитании студентов.Раскрывается сущность категории "пример", выделяются особенностииспользования метода примера в нравственном воспитании иприводятся рекомендаций к егоиспользованию.
Ключевые слова:пример, метод примера, подражание, идеал, особенности использования метода примера в нравственном воспитании студентов.
Отсутствие ярких положительных примеров, образцов мужества и патриотизма, служения долга и семье, высокой нравственности и любви к человеку, жертвенности и милосердия, приводит к тому, что это место занимается антипримерами и антиобразцами. Средства массовой коммуникации, интернет навязывают примеры эгоизма и карьеризма, расчетливости и жестокости, жадности и равнодушия к ближнему. Должны ли современные юноши и девушки быть патриотами, любить свою родину, край, семью, знать историю, быть не только физически, но и нравственно здоровыми? Положительный ответ на этот вопрос толкает многих исследователей, педагогов к поиску новых илииспользованию давно известных, но не заслуженно забытых,
путей повышения эффективности воспитательного процесса.Рассмотрение обозначенной темы видится в определении понятия «пример», особенностей использованияметода примера, атакже определения условий его эффективнойреализации. Ключевым словом обозначеннойтемы является «пример». О значимости примера в жизни каждого говорят многие народные пословицы и поговорки, образцы народной мудрости: «Каков пастырь, таковы и овцы», «каковы дядьки, таковы и дитятки»,«с кем поведешься, от того и наберешься», «какову дружбу заведешь, такову и жизнь поведешь». [1]В литературе пример определяется в нескольких смыслах: пример как факт или случай, который может быть приведен в пояснение, вдоказательство чегонибудь; [2,3]пример как действие, которому подражают, а также действие как выдающийся образец чегонибудь. [4]В педагогике примеррассматриваетсяв нескольких контекстах: вопервых, как «метод воспитания, формирующий сознание воспитуемого, ищущего опору в реально действующих, конкретных образцах, олицетворяющих усеваемые им идеи и идеалы». [5]. Тем самым использование примера как метода воспитания определяет один из путей достижения поставленных воспитательных целей, предполагаетсоблюдение определенных требований по его использованиюи совокупность педагогических действий для его эффективной реализации. Вовторых, как средство воспитания, выполняющие для воспитанника ориентирующую и демонстрационную функцию, выделяя пример, образец, идеал и норму. [6] «Правильный» пример описания жизни личностей, выступает значимым средством позволяющимпознакомить воспитанников с понятиями добра и зла, морального поступка, нравственного идеала, совести, долга, любви, справедливости, свободы,ответственности и выстроить ориентиры для дальнейшего их научения правильнымобразцамповедения. В используемых в нравственном воспитании примерах отражается тот идеал, образец «совершенного человека», к которому стремится педагогика, являясь и наукой и искусством: «педагогика стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека» [7]. Существующие абсолютные нравственные ценности и идеалы нуждаются в их воплощении и реализации в конкретных поступках. Изучение «правильных» примеров личностей, деятельность и поступки которых можно рассматривать в качестве образца (идеала), воплотивших в своей жизни высокие нравственные стремления и личностные качества, позволяет приблизится к этим абсолютным ценностям, и дать ориентирыв выборе между добрым и злым, нравственным и безнравственным илиразвернуть(если необходимо) личностные убеждения к нравственным, применительно к будущему поведению и профессиональной деятельности воспитанников. При этом изучаемые примеры могут приводить к нравственноэтическим обобщениям, иллюстрировать, подкреплять выдвинутые положения, побуждать к подражанию, к оценкепоступков и событий, с точки зрениянравственногообразца(идеала).Нравственный идеал –это «понятие морального сознания,в которомпредъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества» [8]
Таким образом,использование примера в нравственном воспитании может способствовать решению различных воспитательных задач: онопобуждает (если говорим о примере
образце, идеале, модели, прообразе), онопоясняет, подкрепляет и конкретизирует (пример
иллюстрацию, сравнение, объяснение).В раннем детстве пример мамы и папы становится образцом для подражания и непроизвольного копирования слов и действий ребенком. В юношеском возрасте, в процессе формирования и становленияличности, влияние примеров (родителей, друзей, знакомых, кумиров, известных личностей) приобретает огромную роль. Идентифицируя себя со значимой, референтной личностью, юноша или девушка через оценку и рефлексию собственного поведения и поведения образца, получает некую подсказку для своего будущего поведения. Римский философ Сенека писал: «Нам нужен ктонибудь, по чьему образцу складывался бы наш нрав. Ведь криво проведенную черту исправишь только по линейке». [9] Этой «линейкой»,идеалом,к которому можно и нужно стремится,образцом для подражания, может выступать как пример живущих и окружающих нас людей, так и пример личностей выдающихся, исторически живших до нас. В качестве таких примеров могут выступатьпримеры жизни ученых, педагогов, живших в нашей стране, в родном крае, городе
людей увлеченных и преданных своему делу, любящих свой край, отечество и людей, живущих в нем.Метод примерарассматривается нами как необходимое средство и метод воспитания, основанный на этически правильных образцах поведения людей в различных жизненных и профессиональных ситуациях, которые задаютнравственныеориентиры в личностном и профессиональном самоопределении воспитанников. Самоопределение это «динамичное явление, процесс, деятельностный акт или система данных актов, механизм становления личности, соотносящийся в своем значении с такими понятиями, как «выбор», «принятие решения», «поступок»».[10] В основе действия примера лежит такой психологический механизм, как подражание. В психологопедагогической литературе подражание определяется каксоциальнопсихологический механизм воздействия, который состоит в сознательномили бессознательномвоспроизведении, копировании двигательных и иных культурных стереотипов, является основойобучения и передачи культурных традиции из поколения в поколение,играетрешающую роль в присвоении общественного опыта [11, 12,13] Другими словами, подражание это следование человека какомулибо примеру, образцу . [14]Подражая рассматриваемым примерам истории, юноши и девушки получают некую профессиональноэтическую «линейку» (Сенека) по которой будут очерчиватьсвой путь и оценивать путь других.Использование метода примера должновключать рядэтапов: восприятие личности –примера (образца, модели, идеала)посредством специально организованогообразовательногопроцесса.Не достаточно простой констатации фактов, изложения биографических сведений и событий, необходимо, жизненно важно из любого примера извлекать уроки уроки воспитания. Уроки воспитания –это те нравственноэтические выводы,обобщенияи оценки, к которым могут привести примеры, могут стать руководством в будущих действиях и поступках студентов. Выступая ценностносмысловой основой примеров, использование историкобиографических сведений –важное и необходимое условие успешного и полноценного использования метода примера.формирование представления о нравственном образце (идеале), принципах поведения в виде образа в сознании воспитанников, путем оценки
отношений, событий, поступков, а также путем анализа ситуаций –реальных нравственных дилемм из жизни личностейпримеров, в сочетании с их моральной оценкой, а также собственных действий в воображаемой ситуации собственного морального выбора.При этом способность анализировать, давать содержательную оценку с нравственноэтической позиции поступкам и поведению, рефлексировать, будет свидетельствовать о зрелости нравственного сознания воспитанника. В оценке поступка важен анализ всех составляющих его элементов: мотивов и намерений, обстоятельств поступка и последствий, к которым он привел.Цель примера подвести к формулировке общего этическиправильного вывода, как ориентира для будущих поступков и поведения воспитанника. создание,на основе уже сформировавшегося образа,ситуацийморального самовыражения [15], которые способствовали бы приобретению индивидуального опыта нравственного поведения, через воспроизведение в собственнойдеятельности поведения образца (идеала,модели).
Селивановым B.C. приводятся рекомендации к использованию примера: «в качестве примера следует приводить поступки, качества уважаемого воспитанниками человека; пример должен приводиться авторитетным для воспитанников человеком; раскрываемый образец поведения должен пониматься как вполне определенная часть нравственного идеала; приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности воспитанника, быть приемлемым для использования в настоящем; не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка, его возможностями освоения образца; не следует часто использовать один и тот же пример; воспитатель сам должен обладать качеством или воспитывать у себя качество, которое приводит как примерное». [16]Дополним их следующими:просты для понимания и глубоки по содержанию примеры истории жизней ученых, педагогов, простых людей края, где родился или живет воспитанник,необходимо отдавать предпочтение изучению примеров из истории родного края;необходимо учитывать личныйопыти представления воспитанников.описываемые из жизни личности –примера поступки, факты,события должны быть простыми для понимания и бесспорно говорить о своей нравственной природе;необходимо проникать в саму суть поступка:оценивать поступки, действия, слова, предполагаемые мотивы и намерения, побуждения и последствия поступка, ответственность за них, устанавливать связь между обстоятельствами и последствиями, проникать в глубинунравственных чувств, вызыватьк эмпатии и состраданию;предъявление примера возможно двумя путями: открытым и скрытым, без явного предъявления целейвоспитанникам;поведение и включенные в примерпоступки должны восприниматься как гипотетически возможные для воспитанника;нравственное воспитание через пример невозможно без пробуждения у воспитанников сильных эмоций. Для этого необходимо использовать методакцентирования эмоций, метод адекватных эмоций, метод эмоциональноценностных альтернатив. [ 17]изучаемые поступки, факты или события должны подбираться и формулироваться таким образом, чтобы они побуждали перейти от единичных нравственноправильныхобобщений к более общим, абсолютным истинам. История Калужской земли хранит множество ярких и бесценных с воспитательной точки зрения примеров жизни людей,каждыйиз которых имеетсвой путь: героический и извилистый, особый и особенный, честный и тяжелый, оправданный и трудовой.Такими яркимипримерами для студентов Калужского государственного университета может служитьсудьба и деятельность Е.Р.Дашковой,К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, П.Л.Чебышеваи многих других.Изучая принципы нравственного поведения,воспитанники получают множество образцов для подражания, моделей будущего поведения, рисуют прообраз своей будущей деятельности и поведения. Примеры истории, истории в лицах и событиях, представляют собой мощный и неиссякаемый источник правильных уроков воспитания.
Ссылки на источники1.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. 1907 г. 895 с. URL: Режим доступа http://vdal.ru/[Дата обращения 05.05.2015]2.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковыйсловарь русского языка: 80 000слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.4е изд., дополненное.М.: Азбуковник, 1999.944с3.Философский энциклопедический словарь / ред.сост. Е.Ф. Губского [и др.]. —М.: ИНФРАМ, 2006. —574 с.4.Там же.5.Сластёнин В.А. и др. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. –М.: Издательский центр «Академия», 2011 – 380 c.6.Борытко, Н. М.Теория и методика воспитания. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. —Волгоград: Издво ВГИПК РО, 2006.—98 с.7.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. –С.Пб., 1894г. URL: Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/31053. [Дата обращения 05.05.2015]8.Словарь по этике /Под ред. И.С. Кона. –М.:Политиздат, 1983. –445с.9.Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Эксмо, 2010 10.Никитина Н. Н. Становление культуры профессиональноличностного самоопределения учителя. автореф. дис…докт. педагог. наук.Ульяновск, 2003.11.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.Режим доступа http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/podrazhanie
12.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2004. –672 с13.Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.
14.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2004. –672 с15.Гуревич П.С. Этика. М.:ЮНИТИДАНА,2012.416с. URL: Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/31053/read#page94[Дата обращения 05.05.2015] 16.Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 336с.17.Маслова Т.А. Дидактические условия реализации эмоциональноценностного компонента в профессиональнопедагогическом образовании. // Сборник Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психологопедагогические науки. 2014. –Калуга: Издательсво КГУ им.К.Э. Циолковского, 2014. 397с. С.8993
Использование метода примера в нравственном воспитании студентов
Аннотация.Статья посвящена рассмотрению примера и его роли в нравственном воспитании студентов.Раскрывается сущность категории "пример", выделяются особенностииспользования метода примера в нравственном воспитании иприводятся рекомендаций к егоиспользованию.
Ключевые слова:пример, метод примера, подражание, идеал, особенности использования метода примера в нравственном воспитании студентов.
Отсутствие ярких положительных примеров, образцов мужества и патриотизма, служения долга и семье, высокой нравственности и любви к человеку, жертвенности и милосердия, приводит к тому, что это место занимается антипримерами и антиобразцами. Средства массовой коммуникации, интернет навязывают примеры эгоизма и карьеризма, расчетливости и жестокости, жадности и равнодушия к ближнему. Должны ли современные юноши и девушки быть патриотами, любить свою родину, край, семью, знать историю, быть не только физически, но и нравственно здоровыми? Положительный ответ на этот вопрос толкает многих исследователей, педагогов к поиску новых илииспользованию давно известных, но не заслуженно забытых,
путей повышения эффективности воспитательного процесса.Рассмотрение обозначенной темы видится в определении понятия «пример», особенностей использованияметода примера, атакже определения условий его эффективнойреализации. Ключевым словом обозначеннойтемы является «пример». О значимости примера в жизни каждого говорят многие народные пословицы и поговорки, образцы народной мудрости: «Каков пастырь, таковы и овцы», «каковы дядьки, таковы и дитятки»,«с кем поведешься, от того и наберешься», «какову дружбу заведешь, такову и жизнь поведешь». [1]В литературе пример определяется в нескольких смыслах: пример как факт или случай, который может быть приведен в пояснение, вдоказательство чегонибудь; [2,3]пример как действие, которому подражают, а также действие как выдающийся образец чегонибудь. [4]В педагогике примеррассматриваетсяв нескольких контекстах: вопервых, как «метод воспитания, формирующий сознание воспитуемого, ищущего опору в реально действующих, конкретных образцах, олицетворяющих усеваемые им идеи и идеалы». [5]. Тем самым использование примера как метода воспитания определяет один из путей достижения поставленных воспитательных целей, предполагаетсоблюдение определенных требований по его использованиюи совокупность педагогических действий для его эффективной реализации. Вовторых, как средство воспитания, выполняющие для воспитанника ориентирующую и демонстрационную функцию, выделяя пример, образец, идеал и норму. [6] «Правильный» пример описания жизни личностей, выступает значимым средством позволяющимпознакомить воспитанников с понятиями добра и зла, морального поступка, нравственного идеала, совести, долга, любви, справедливости, свободы,ответственности и выстроить ориентиры для дальнейшего их научения правильнымобразцамповедения. В используемых в нравственном воспитании примерах отражается тот идеал, образец «совершенного человека», к которому стремится педагогика, являясь и наукой и искусством: «педагогика стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека» [7]. Существующие абсолютные нравственные ценности и идеалы нуждаются в их воплощении и реализации в конкретных поступках. Изучение «правильных» примеров личностей, деятельность и поступки которых можно рассматривать в качестве образца (идеала), воплотивших в своей жизни высокие нравственные стремления и личностные качества, позволяет приблизится к этим абсолютным ценностям, и дать ориентирыв выборе между добрым и злым, нравственным и безнравственным илиразвернуть(если необходимо) личностные убеждения к нравственным, применительно к будущему поведению и профессиональной деятельности воспитанников. При этом изучаемые примеры могут приводить к нравственноэтическим обобщениям, иллюстрировать, подкреплять выдвинутые положения, побуждать к подражанию, к оценкепоступков и событий, с точки зрениянравственногообразца(идеала).Нравственный идеал –это «понятие морального сознания,в которомпредъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества» [8]
Таким образом,использование примера в нравственном воспитании может способствовать решению различных воспитательных задач: онопобуждает (если говорим о примере
образце, идеале, модели, прообразе), онопоясняет, подкрепляет и конкретизирует (пример
иллюстрацию, сравнение, объяснение).В раннем детстве пример мамы и папы становится образцом для подражания и непроизвольного копирования слов и действий ребенком. В юношеском возрасте, в процессе формирования и становленияличности, влияние примеров (родителей, друзей, знакомых, кумиров, известных личностей) приобретает огромную роль. Идентифицируя себя со значимой, референтной личностью, юноша или девушка через оценку и рефлексию собственного поведения и поведения образца, получает некую подсказку для своего будущего поведения. Римский философ Сенека писал: «Нам нужен ктонибудь, по чьему образцу складывался бы наш нрав. Ведь криво проведенную черту исправишь только по линейке». [9] Этой «линейкой»,идеалом,к которому можно и нужно стремится,образцом для подражания, может выступать как пример живущих и окружающих нас людей, так и пример личностей выдающихся, исторически живших до нас. В качестве таких примеров могут выступатьпримеры жизни ученых, педагогов, живших в нашей стране, в родном крае, городе
людей увлеченных и преданных своему делу, любящих свой край, отечество и людей, живущих в нем.Метод примерарассматривается нами как необходимое средство и метод воспитания, основанный на этически правильных образцах поведения людей в различных жизненных и профессиональных ситуациях, которые задаютнравственныеориентиры в личностном и профессиональном самоопределении воспитанников. Самоопределение это «динамичное явление, процесс, деятельностный акт или система данных актов, механизм становления личности, соотносящийся в своем значении с такими понятиями, как «выбор», «принятие решения», «поступок»».[10] В основе действия примера лежит такой психологический механизм, как подражание. В психологопедагогической литературе подражание определяется каксоциальнопсихологический механизм воздействия, который состоит в сознательномили бессознательномвоспроизведении, копировании двигательных и иных культурных стереотипов, является основойобучения и передачи культурных традиции из поколения в поколение,играетрешающую роль в присвоении общественного опыта [11, 12,13] Другими словами, подражание это следование человека какомулибо примеру, образцу . [14]Подражая рассматриваемым примерам истории, юноши и девушки получают некую профессиональноэтическую «линейку» (Сенека) по которой будут очерчиватьсвой путь и оценивать путь других.Использование метода примера должновключать рядэтапов: восприятие личности –примера (образца, модели, идеала)посредством специально организованогообразовательногопроцесса.Не достаточно простой констатации фактов, изложения биографических сведений и событий, необходимо, жизненно важно из любого примера извлекать уроки уроки воспитания. Уроки воспитания –это те нравственноэтические выводы,обобщенияи оценки, к которым могут привести примеры, могут стать руководством в будущих действиях и поступках студентов. Выступая ценностносмысловой основой примеров, использование историкобиографических сведений –важное и необходимое условие успешного и полноценного использования метода примера.формирование представления о нравственном образце (идеале), принципах поведения в виде образа в сознании воспитанников, путем оценки
отношений, событий, поступков, а также путем анализа ситуаций –реальных нравственных дилемм из жизни личностейпримеров, в сочетании с их моральной оценкой, а также собственных действий в воображаемой ситуации собственного морального выбора.При этом способность анализировать, давать содержательную оценку с нравственноэтической позиции поступкам и поведению, рефлексировать, будет свидетельствовать о зрелости нравственного сознания воспитанника. В оценке поступка важен анализ всех составляющих его элементов: мотивов и намерений, обстоятельств поступка и последствий, к которым он привел.Цель примера подвести к формулировке общего этическиправильного вывода, как ориентира для будущих поступков и поведения воспитанника. создание,на основе уже сформировавшегося образа,ситуацийморального самовыражения [15], которые способствовали бы приобретению индивидуального опыта нравственного поведения, через воспроизведение в собственнойдеятельности поведения образца (идеала,модели).
Селивановым B.C. приводятся рекомендации к использованию примера: «в качестве примера следует приводить поступки, качества уважаемого воспитанниками человека; пример должен приводиться авторитетным для воспитанников человеком; раскрываемый образец поведения должен пониматься как вполне определенная часть нравственного идеала; приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности воспитанника, быть приемлемым для использования в настоящем; не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка, его возможностями освоения образца; не следует часто использовать один и тот же пример; воспитатель сам должен обладать качеством или воспитывать у себя качество, которое приводит как примерное». [16]Дополним их следующими:просты для понимания и глубоки по содержанию примеры истории жизней ученых, педагогов, простых людей края, где родился или живет воспитанник,необходимо отдавать предпочтение изучению примеров из истории родного края;необходимо учитывать личныйопыти представления воспитанников.описываемые из жизни личности –примера поступки, факты,события должны быть простыми для понимания и бесспорно говорить о своей нравственной природе;необходимо проникать в саму суть поступка:оценивать поступки, действия, слова, предполагаемые мотивы и намерения, побуждения и последствия поступка, ответственность за них, устанавливать связь между обстоятельствами и последствиями, проникать в глубинунравственных чувств, вызыватьк эмпатии и состраданию;предъявление примера возможно двумя путями: открытым и скрытым, без явного предъявления целейвоспитанникам;поведение и включенные в примерпоступки должны восприниматься как гипотетически возможные для воспитанника;нравственное воспитание через пример невозможно без пробуждения у воспитанников сильных эмоций. Для этого необходимо использовать методакцентирования эмоций, метод адекватных эмоций, метод эмоциональноценностных альтернатив. [ 17]изучаемые поступки, факты или события должны подбираться и формулироваться таким образом, чтобы они побуждали перейти от единичных нравственноправильныхобобщений к более общим, абсолютным истинам. История Калужской земли хранит множество ярких и бесценных с воспитательной точки зрения примеров жизни людей,каждыйиз которых имеетсвой путь: героический и извилистый, особый и особенный, честный и тяжелый, оправданный и трудовой.Такими яркимипримерами для студентов Калужского государственного университета может служитьсудьба и деятельность Е.Р.Дашковой,К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, П.Л.Чебышеваи многих других.Изучая принципы нравственного поведения,воспитанники получают множество образцов для подражания, моделей будущего поведения, рисуют прообраз своей будущей деятельности и поведения. Примеры истории, истории в лицах и событиях, представляют собой мощный и неиссякаемый источник правильных уроков воспитания.
Ссылки на источники1.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. 1907 г. 895 с. URL: Режим доступа http://vdal.ru/[Дата обращения 05.05.2015]2.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковыйсловарь русского языка: 80 000слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.4е изд., дополненное.М.: Азбуковник, 1999.944с3.Философский энциклопедический словарь / ред.сост. Е.Ф. Губского [и др.]. —М.: ИНФРАМ, 2006. —574 с.4.Там же.5.Сластёнин В.А. и др. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. –М.: Издательский центр «Академия», 2011 – 380 c.6.Борытко, Н. М.Теория и методика воспитания. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. —Волгоград: Издво ВГИПК РО, 2006.—98 с.7.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. –С.Пб., 1894г. URL: Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/31053. [Дата обращения 05.05.2015]8.Словарь по этике /Под ред. И.С. Кона. –М.:Политиздат, 1983. –445с.9.Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Эксмо, 2010 10.Никитина Н. Н. Становление культуры профессиональноличностного самоопределения учителя. автореф. дис…докт. педагог. наук.Ульяновск, 2003.11.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.Режим доступа http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/podrazhanie
12.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2004. –672 с13.Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.
14.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2004. –672 с15.Гуревич П.С. Этика. М.:ЮНИТИДАНА,2012.416с. URL: Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/31053/read#page94[Дата обращения 05.05.2015] 16.Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 336с.17.Маслова Т.А. Дидактические условия реализации эмоциональноценностного компонента в профессиональнопедагогическом образовании. // Сборник Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психологопедагогические науки. 2014. –Калуга: Издательсво КГУ им.К.Э. Циолковского, 2014. 397с. С.8993