Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении по дисциплинам филологического профиля

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арнаутова Н. В. Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении по дисциплинам филологического профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4576–4580. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85916.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов в вузе по риторике, культуре речи и другим дисциплинам филологического профиля. Автор анализирует данную форму обучения, предлагает эффективные варианты её осуществления, изучает роль различных видов контроля и приводит рекомендации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Арнаутова Нина Вячеславовна,кандидат филологических наук, преподаватель кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк

copteva@yandex.ru

Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении по дисциплинам филологического профиля

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов в вузе по риторике, культуре речи и другим дисциплинам филологического профиля.Автор анализирует данную формуобучения, предлагает эффективные варианты её осуществления, изучает роль различных видов контроляи приводит рекомендации.

Ключевые слова: высшая школа, формы обучения, самостоятельная работа, контроль.

Достижения в теории и практике в любой сфере человеческой деятельности в полной мере зависят от качества подготовки специалистов в высшей школе. Уровень же выпускаемых специалистов далеко не всегда соответствует требованиям современности. Проблема совершенствования подготовки специалистов в высшей школе приобретает особую значимость в процессе формирования социально ценностных ориентиров. В нашей стране она еще более актуальна в связи с существующей социальноэкономической ситуацией с ее приоритетами и противоречиями. Это также связано с тем, что основная цель образования заключается прежде всего в упреждающей подготовке специалиста, рассчитанной на решение принципиально новых задач, для решения которых ему потребуется наличие таких качеств, которые пока просматриваются лишь как тенденции по отношению к желаемому будущему [1]. Умение ориентироваться в современном сложном, противоречивом, но взаимозависимом мире –это умение, которому надо учить будущих специалистов, оно не приходит попутно с освоением специальных дисциплин.Проблема воспитания активности мышления и познавательной самостоятельности приобретает особую значимость в социальноэкономической и духовной жизни нашегообщества. Без ее решения нельзя обеспечить реальные условия для развития гуманистического мировоззрения личности, способной к самоопределению и самосовершенствованию. Актуализация данной проблемы на занятиях позволяет повысить воспитательный потенциал учебного процесса, сделать интеллектуальную деятельность студентов важнейшим средством их личностного развития.В настоящее время решение задач интенсификации и оптимизации учебного процесса уже не ограничивается поиском способов воздействия на механизмы памяти человека. Решается задача активизировать мыслительную деятельность студента. В последние десятилетия осуждаются такие формы обучения, которые не учат учащихся мыслить (в частности, лекции, в которых сообщаются только факты того или иного явления) и часто предлагается резко сократить количество лекционных часов и увеличить объём самостоятельной работы студентов.В современном высшем учебном заведениииспользуютсяразличные организационные формы обучения: лекция, разные виды практических занятий –семинары, лабораторные занятия, практикумы, деловые и ролевые игры, самостоятельная работа студентов, учебная и производственная практика и т.д. В дидактике эти формы рассматриваются как способы управления познавательной деятельностью студентов для решения определённых дидактических задач.В то же время лекция, самостоятельная работа,семинарвыступают и как организационные формы обучения, так как являются способами осуществления взаимодействия педагогов и студентов, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. Все вышеперечисленные формы правомерно рассматривать и как виды учебных занятий, аудиторных или внеаудиторных.Повышение требований к качеству подготовки специалиста стимулирует поиск новых путей оптимизации и интенсификации учебного процесса.Во главу угла деятельности высшей школы на современном этапе ставятся вопросы самостоятельной работы учащихся,так как старая система лекционнопрактических занятий, система несбалансированных заданий не прошла проверку на эффективность. Самостоятельная работа студента –это не разовое мероприятие, а строгая система взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, обладающая инвариантными свойствами.Новое содержание самостоятельной работы учащихсясвязано с сокращением приблизительно на одну треть лекционных курсов и переносом этого материала на самостоятельное изучение. Это существенно влияет на структуру и содержание лекционных курсов и, в свою очередь, приводит к изменению структуры экзамена, ориентированного не на простой пересказ, а на решение творческих (лингвистических) задач. Самостоятельная работа студента складывается из текущей работы над материалом учебной дисциплины (конспектирование, подготовка к практическим занятиям, семинарам и контрольным работам) и выполнения семестровых домашних заданий (написание рефератов, подготовка спецвопросов). Для самостоятельного изучения выбираютсявопросы либо проблемного, либо информационного характера для последующего обсуждения на семинарских занятиях.В своей практике мы используем индивидуальные творческие задания, которые обеспечивают разумное сочетание обязательности, добровольности и свободы выбора студента, способствуют активизации познавательной деятельности, содействуют раскрытию, проявлению и непрерывному развитию индивидуальных особенностей учащихся, формируют их нравственные качества, повышают культуру общения[2]. Они закрепляют навыки работы с литературой(самостоятельно), учат выбирать факты, сравнивать их, осмысливать и обобщать. К такому виду работы относятся задания по написанию ответа на вопрос философского характера (например, «Что такое счастье?», «В чём смысл жизни?» или «Почему мы так очерствели?» и т.п.).Подготовка к семинару учит рассуждать, подбирать фактический материал и яркие примеры, обдумывать форму подачи информации, требует обращения к словарям, активизирует работу студента с учебником. В процессе подготовки к семинару уточняются и закрепляются уже известные и осваиваются новые лингвистические понятия. В ходе семинарского занятия учащийся учится видеть реакцию слушателей,выступатьпублично, правильно, логично, ясно, чётко, доступно излагать свои мысли, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Семинар как развивающая, активная форма учебного процесса, проблемные ситуации, которые возникают в ходе обсуждения, способствуют выработке самостоятельного мышления учащегося. Итак, следуетсделать вывод, что самостоятельная работа студента способствует прочному усвоению навыков, знаний и умений, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, мыслительной активности и умения отстаивать свои взгляды и убеждения. Управление познавательной деятельностью студентов связано с умением объективно диагностировать знания на каждом этапе обучения (исходный уровень знаний, качество усвоения микротем, разделов и теоретического курса в полном объёме). Диагностирование знаний студентов на каждом этапе имеет свою специфику. Например, на первом курсе очень важна воспитательная функция контроля, которая является не только мощным рычагом управления самостоятельной работой, но и облегчает адаптацию учащихсяк условиям обучения в высшем учебном заведениии вызывает интерес к изучению научной литературы, к решению научных проблем. Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля (традиционного и инновационного). Выделяют несколько видов контроля в зависимости от оснований классификации. Назовём некоторые из них: текущий, рубежный, итоговый (заключительный), тематический и т.д. Можно выделить три степени самоконтроля, осуществляемого учащимися в процессе изучения курса при помощи выполнения самостоятельных заданий (тесты, практические задания).

Начальнаястепень самоконтроля предполагаетзнание рассмотренных в лекционном материале фактов, явлений, понятий и объектов.Следующаястепень самоконтроля необходима для проверки умения устанавливать логические взаимосвязи между понятиями. Заключительная(третья) степень самоконтроля предусматривает умение продуцировать тексты заданной тематики в соответствии с требованиями жанра и стиля, литературными нормами.Текущий контроль осуществляется при помощи диктантов (словарных, понятийных), контрольных работ,практических заданийи т.д. Рубежный –осуществляется при помощи тестов (содержат задания как практической, так и теоретической направленности). Рубежная аттестация является необходимым этапом подготовки к итоговому контролю. Итоговый (заключительный) представляет собой зачёт (для студентов специальности «Юриспруденция», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит») или экзамен (для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»), которые состоят из ответа на один или на два теоретических вопроса соответственно. Формы и методы контроля на младших курсахследующие:

тематические консультации –групповые, индивидуальные;

письменные работы –контрольные (аудиторные и внеаудиторные с элементами самостоятельного исследования), творческие;

ролевые игры, дискуссии. На старших курсах контроль является важным средством формирования профессиональных качеств будущего специалиста. Формы и методы контроля на старших курсах:

консультации;

использование элементов личностного ролевого обучения и контроля: «ассистенты» на семинарских занятиях, «консультанты» для студентов, пропустивших занятия;

«заочная конференция» на лекции перед студентами ставится проблемный вопрос, определяются сроки сдачи ответов. Учащиеся изучают литературу, сопоставляют различные точки зрения, формулируют и аргументируют свои ответы. Задание выполняется дома письменно. После проверки преподаватель подводит итоги, анализирует ответы, высказывает своё мнение. Так совместно решается проблемный вопрос;

прессконференции, дискуссии, ролевые игры, «круглые столы». Но в отличие от младших курсов готовит их не преподаватель, а инициативная группа студентов курса;

экспрессопрос после прочитанной лекции. Можно практиковать уже с первого курса, но эффективнее эта работа проходит не сразу после прочтения лекции, а после некоторой домашней проработки материала или ряда практических занятий. Как правило, это заранее подготовленные вопросы, которые не требуют развёрнутых ответов. Хорошо таким образом проверять усвоение терминологии того или иного лекционного курса. В зависимости от количества вопросов работа занимает 5 –10 минут. Студенты признают, что систематический контроль активизирует их самостоятельную работу. В последние годы активно применяется рейтингконтроль, который сопровождает процесс обучения с первых лекций и практических занятий (текущий контроль) до экзамена (рубежный контроль). Суть его заключается вследующем: каждый студент в течение семестра должен набрать определённое количество баллов, которое впоследствии учитывается при выставлении экзаменационной (зачётной) оценки. Важно, что 50% полученных баллов –это по самостоятельной работе студентов. Данная система дисциплинирует студентов, способствует постоянной подготовке к занятиям, вызывает хороший дух соперничества. Но желательным условием рейтингконтроля является его введение одновременно хотя бы на одном из отделений факультета, т.е. им должны быть охвачены все предметы курса. На наш взгляд, интенсификация традиционных форм обучения в вузе сможет быть достигнута, с одной стороны, за счёт усовершенствования способов подачи первичной информации, а с другой –за счёт развития и более широкого использования теоретического осмысления материала. Студент должен готовиться не только к практическому занятию, зачёту, экзамену, но и к очередной лекции. Очевидно, что предварительное знакомство с материалом лекции повышает интерес к ней: учащиеся становятся соучастником занятия, а не просто слушателями. Надо отметить также важность самостоятельной работы студента в процессе подготовки лекции и на самом занятии (запись вопросов, возникших в ходе лекции, самостоятельная работа над литературой, выполнение необходимых самостоятельных заданий, решение познавательных задач и т.п.).Как не согласиться со справедливым высказыванием известного западного педагога, который заметил, что великий учитель вдохновляет. Вдохновляет студента на самостоятельный труд, на творчество, в процессе чего раскрываются уникальные способности личности студента.

Ссылки на источники1. Дементьев В.Л. Государственные образовательные стандарты как нормативная база комплексного мониторинга в Национальной системе оценки качества образования //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Проблемы создания комплексного мониторинга качества образования в России. Шестой симпозиум. Тезисы докладов. Книга II. Часть 1. –М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. –С. 5 –9. 2.Арнаутова Н.В. Текст как интегрирующий фактор в преподавании русской словесности // Концепт. –2014. –Т. 20. –С. 4661–4665.–ART 55196. –URL:http://ekoncept.ru/2014/55196.htm–Гос. рег. Эл№ ФС77–49965. –ISSN 2304–120Х.–[Датаобращения05.05.2015].