Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье обосновывается значимость соотношения общей физической подготовки и профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), представляющей собой одно из основных направлений современной системы физического воспитания, влияющего на уровень психофизической подготовленности студентов вузов.
Ключевые слова: спорт, физкультура, спортивная подготовка, образовательный процесс, эффективность, здоровье, 

Развитие физических и психологических  качеств  студентов, являясь одним из направлений физического воспитания студенческой молодежи, призвана обеспечить формирование определенных прикладных знаний, умений и навыков, а также психофизиологический качеств личности, способствующих достижению готовности каждого студента к успешной профессиональной деятельности [1].

Требования, предъявляемые к специалистам современного производства, отражаются в целях и задачах развития физических и психологических  качеств  студентов как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая культура».

Целью студентов вуза является формирование психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности.

В процессе физического воспитания будущих специалистов в различных сферах производства для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач, обеспечивающих ускорение профессионального обучения; достижение высокопроизводительного труда в избранной профессии; предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма в целях обеспечения профессионального долголетия; использование физических упражнений в рабочее и свободное время в рекреативных и реабилитационных целях; выполнение служебных и общественных функций по внедрению физической культуры в производственном коллективе.

К таким конкретным задачам относятся следующие:

- формирование необходимых прикладных знаний;

- освоение двигательных умений и навыков прикладного характера;

- воспитание психофизических качеств, применительно к особенностям избранной профессии.

Эффективно решение этих задач должно рассматриваться с позиций единства физической и психической деятельности обучающихся в определенных условиях внешней среды, с учетом уровня предварительной физической подготовленности студентов, их двигательного опыта. Поэтому в процессе физического воспитания не должно быть разграничения и тем более противопоставления профессионально-прикладной физической подготовки (далее- ППФП) и разносторонней физической подготовки, поскольку они составляют целостный воспитательный процесс, направленный на формирование психофизической готовности будущих специалистов к высокопроизводительной профессиональной деятельности [2].

Таким образом, ППФП в процессе физического воспитания студентов должна проводиться последовательно и параллельно с ОФП, поскольку в большинстве случаев средства последней служат средствами ППФП, и наоборот. 

Формирование прикладных знаний у студентов обеспечивает непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью и осуществляется на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы или прохождения материала других учебных дисциплин (например, «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» и др.).

Усвоение прикладных знаний студентами имеет важное значение при обучении их двигательным умениям и навыкам прикладного характера, а также воспитания физических качеств, особенно необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Освоение студентами двигательных прикладных умений и навыков в процессе физического воспитания имеет свои особенности, которые тесно связаны со степенью освоения движений. Для целей ППФП принципиально важен выбор: какие двигательные действия необходимо доводить до степени навыка, а освоение каких оставить на стадии двигательного умения? Поэтому важно знать какие двигательные навыки имеют для конкретного специалиста достаточную стабильную ценность [3].

Ясно, что необходимость доведения двигательного действия до степени навыка возникает в тех случаях, когда данное действие, будучи элементом техники отдельного вида двигательной активности, в тоже время является компонентом трудовых операций. В этих случаях двигательные действия в результате многократных повторений, некоторых изменениях условий выполнения приобретают необходимую стабильность и устойчивость к сбивающим факторам. Важно отметить, что процесс формирования некоторых двигательных навыков прикладного характера необходимо приблизить к естественным условиям их применения, поскольку это будет психологически готовить будущего специалиста к эффективному выполнению рабочих операций, в основе которых лежит сформированный ранее прикладной навык.

Процесс ППФП предусматривает при обучении двигательным действиям прикладного характера их структурного соответствия физическим возможностям, подготовленностью студентов, поскольку значительная группа двигательных действий спортивного и профессионального характера требует наличия достаточно высокого уровня развития целого комплекса физических качеств.

Основные физические качества – сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Поэтому, заблаговременное их развитие в процессе физического воспитания студентов до профессионально требуемого уровня является одной из приоритетных задач ППФП.

Развитие силовых способностей. Данную группу физических способностей человека составляют собственно силовые, скоростно-силовые способности и силовая выносливость.

При развитии собственно силовых способностей необходимо помнить, что максимальная величина усилий зависит от условий их проявления (например, после сна мышечная сила увеличивается постепенно, достигая максимума через 3-5 часов). Это положение весьма важно при силовой подготовке студентов, так как в отдельных профессиях проявление силы в трудовых операциях во многом обусловлено режимом профессиональной деятельности. Кроме того, в профессиональной деятельности  подавляющего большинства специалистов практически не встречаются ситуации, требующие максимальных мышечных напряжений. Поэтому основные педагогические усилия целесообразнее направить на развитие скоростно-силовых способностей и, особенно, силовой выносливости. Дело в том, что имеются существенные отличия силовых проявлений в действиях спортивного характера от аналогичных проявлений в профессиональных трудовых операциях. Так, если во многих видах спортивной деятельности статические усилия требуются относительно редко,  порой лишь в качестве компонента динамических двигательных актов, то в большинстве видов современного труда специалистов наблюдается обратная картина – на фоне длительного статического напряжения значительных мышечных групп лишь изредка присутствует динамическая нагрузка для мелких мышц конечностей тела в микродвижениях (операторы ЭВМ, программисты и пр.). Следовательно, в целях ППФП студентов необходимо на занятиях физической культурой применять более широко как в комплексе с динамическими упражнениями, так и отдельно силовые упражнения изометрического характера, не  требующие больших временных затрат, сложного оборудования и что особенно важно, могут применяться на рабочем месте.

Развитие скоростных способностей. В большинстве современных профессий требуется не максимальная быстрота движений и их совершенная точность, а близкое оптимальное сочетание того и другого, не требующее значительных мышечных усилий. Воспитание быстроты движений у студентов в целях ППФП осуществляется на занятиях физической культурой и требует специальных дифференцированных усилий, поскольку в студенческом возрасте прекращается естественный биологический рост скоростных способностей, и дальнейшее повышение данных двигательных способностей  сопряжено с достаточно длительной целенаправленной тренировкой, требующей учета закономерностей фазовых изменений работоспособности студентов в течение учебного года.

Полученные экспериментальные данные ряда специалистов свидетельствуют о том, что в процессе физического воспитания студенческой молодежи важно воспитывать быстроту сложных двигательных реакций: реакции на движущийся объект и реакции выбора. Для этого необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе подвижные и спортивные игры, различные виды единоборств, средства легкой атлетики и других видов спорта, где требуется внезапное изменение скорости передвижения, скорости реагирования на внезапно появляющийся объект, быстрое сокращение дистанции и пр.

Развитие общей и специальной выносливости. Функциональные возможности человека в двигательных действиях, требующих проявления выносливости, зависят прежде всего от соответствующего уровня развития аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной работы. Это выдвигает на первый план в ППФП студентов воспитание выносливости, одного из действенных средств достижения высокой профессиональной работоспособности, в основе которой лежит повышение устойчивости всех органов и систем организма, прежде всего ЦНС, к различным типам производственного утомления: умственному, сенсорному (связанного с преимущественной нагрузкой на органы чувств), эмоционального, физического, имеющих различный характер и механизмы развития утомления.

Вместе с тем повышенные требования к анаэробным возможностям организма предъявляются лишь в ограниченном перечне специальностей, да и то в исключительных случаях. Поэтому наибольшее значение в целях ППФП студентов имеет развитие аэробных возможностей их организма, обеспечивающих длительную продуктивную работу на протяжении дня, недели, месяца, года.

Воспитание координационных способностей (ловкости) и гибкости. Для целей ППФП студентов дифференцированное совершенствование данных физических способностей не имеет принципиального значения. Но  поскольку достаточный уровень развития и ловкости и гибкости в значительной степени определяет быстроту овладения студентами новыми двигательными действиями спортивного и трудового характера, а также степень реализации имеющегося потенциала силы, быстроты, выносливости в практической деятельности, следовательно, для успешного формирования прикладных умений, навыков и совершенствование физических качеств в целях ППФП на занятиях физической культурой должно уделяться необходимое внимание.

Таким образом, двигательную деятельность человека, его трудовую активность во многом определяют такие психофизические качества, как мышечная сила, выносливость, быстрота, ловкость, способность к концентрированному и устойчивому вниманию и др. Все эти качества и способности являются составляющими профессиональных свойств личности и могут совершенствоваться в процессе физического воспитания студенческой молодежи.

Для обеспечения необходимого уровня психофизической подготовленности студентов существует один из разделов программы «Физическая культура» - Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), призванная формировать физические и психические качества, способствующие достижению и поддержанию объективной готовности к успешной профессиональной деятельности.

Соотношение общей физической подготовки, являющейся основой практического раздела учебной программы, и профессионально-прикладной подготовки студентов может изменяться в зависимости от особенностей избранной профессии. Уровень подготовленности по ППФП должен оцениваться отдельно и входить в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура».

Ссылки на источники

1. Белолипецкая А.В. Применение инновационных методов в обучении студентов экономических специальностей// Концепт. – 2015.- Спецвыпуск №9. – ART 75146. – URL:http//e-koncept.ru/2015/75146.htm.-Гос.рег. Эл.No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120Х.
2.http://studme.org/141701204070/meditsina/fizicheskaya_kultura_obschekulturnoy_professionalnoy_podgotovke_studentov
3. http://uchebnik.biz/book/261-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta/23-61-dvigatelnye-umeniya-i-navyki-kak-predmet-obucheniya-v-fizicheskom-vospitanii.html