Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье обосновывается значение физической культуры как обязательного раздела в гуманитарном компоненте образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил. Предлагаются мероприятия, позволяющие повысить эффективность организации образовательного процесса высшего учебного заведения по дисциплине «Физическая культура».
Ключевые слова: спорт, физкультура, спортивная подготовка, образовательный процесс, эффективность, здоровье. 

Модернизация и повышение эффективности современной системы физического воспитания в условиях реформирования высшего образования является актуальной задачей. Подтверждением этому служит отсутствие у большинства студентов устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом. Анализ реального образовательного процесса в высших учебных заведениях даёт основание говорить о том, что в настоящее время уровень теоретических знаний студентов недостаточен для организации ими самостоятельных занятий по физической культуре [1,1].

О  необходимости  физического  воспитания  личности,  о  роли  двигательной  активности,  об  ее  исключительном  значении  для  развития  человека,  и  не  только  физического,  но  и  интеллектуального,  и  эмоционального  написано  немало.  Древнерусские  письменные  и  иные  источники  свидетельствуют,  что  корни  физической  культуры  уходят  в  далекое  прошлое.  Наши  древние  предки  использовали  в  быту  и  в  военном  деле  такие  физические  упражнения,  как  бег,  прыжки,  ходьба  на  лыжах,  плавание,  различные  виды  борьбы,  кулачные  бои,  стрельба  из  лука,  верховая  езда.  Ещё  К.Д.  Ушинский  считал,  что  человек  должен  быть  совершенным  физически,  умственно  и  нравственно,  гармонически  развит.  Т.А.  Ильина  считала,  что  физическое  воспитание  вносит  свой  вклад  и  в  нравственное  воспитание:  для  совершенствования  нравственных  поступков,  волевых  действий,  для  проявления  моральной  стойкости  и  выносливости  очень  часто  нужны  физические  силы,  физическая  выносливость  и  закалка  [2,163].  Я.А.Коменский  рассматривал  физическое  воспитание  как  важнейшую  часть  семейного  воспитания  и  педагогического  процесса  в  школе.  И.Ф.  Харламов считал,  что  физически  здоровый  человек  может  лучше  проявлять  себя  в  производительном  труде,  преодолевать  большие  нагрузки,  меньше  утомляться  [3, 238].  О  необходимости  физического  воспитания  детей  с  раннего  возраста  писал  В.Г.  Белинский  и  т.  д.  Но  и  на  сегодняшний  день  проблема  недостатка  физического  воспитания  детей,  подростков  и  студентов  остаётся  достаточно  актуальной.  Назовём  лишь  несколько  фактов,  подтверждающих  это.

По  статистическим  данным  40%  школьников  в  возрасте  10—15  лет,  страдают  искривлением  позвоночника.  Очень  важной  проблемой  современного  общества является нарушение  зрения.  Причём,   медики  подчёркивают,  что  на  функциональных  свойствах  зрительного  анализатора  —  наших  глазах  прежде  всего  пагубно  отражается  дефицит  движений  современного  человека.  Неправильное   питание  влечёт  за  собой  не  только  нарушение  физического  развития  человека,  но  и  развитие  таких  серьёзных  болезней,  как  ожирение,  сахарный  диабет,  язва  и  гастрит,  сердечно-сосудистые  заболевания,  почечная  недостаточность  и  др.  Причины   вышеназванных  заболеваний  также  хорошо  известны  и  достаточно  исследованы;  многочасовое  сидение  у  компьютера  и  телевизора,  недостаточное  общение  детей,  всё  чаще  заменяемое  на  виртуальное  и  др.  Проведённое   в  Великобритании  исследование  образа  жизни  почти  500  детей  выявило,  что  девочки  от  8  до  10  лет  играют  в  подвижные  игры  или  бегают  не  более  17  минут  в  день.  К   сожалению по  нашей  стране  ситуация  не  менее  тревожная.

Освоение дисциплины «Физическая культура» имеет огромное значение для физического развития современной молодежи. Но зачастую осуществляется она без должного лекционного (теоретического) курса и проведения методико-практических занятий, что ведет к преобладанию в методике преподавания дисциплины кондиционной подготовки студентов в ущерб теоретической и методической.

Многие высшие учебные заведения не располагают в необходимой мере современной учебно-тренировочной и материально-технической базой, оснащенной спортивным оборудованием, тренажерами и спортивным инвентарем для качественного проведения учебных и внеучебных занятий, поэтому они вынуждены ориентироваться только на занятия общей физической подготовкой, значительная часть которых осуществляется на открытых площадках. Численность студентов на учебных занятиях зачастую превышает 15 человек на одного преподавателя, что исключает возможность индивидуализации учебных занятий.

Для повышения эффективности физического воспитания студентов, на наш взгляд, необходимо:

-    перейти (по возможности) от образования центрированного к индивидуально-ориентированному образованию. Для этого необходимо более широко использовать активные методы и средства обучения студентов, развивать у них творческую самостоятельность и способность организовать свою деятельность [4];

-    внедрение в образовательный процесс по физической культуре рейтинговых и кредитно-модульных систем оценки учебной и исследовательской деятельности студентов. Это позволит повысить мотивацию к занятиям, положительно отразится на эффективности профессионального образования будущих специалистов;

-    прохождение теоретического и методического разделов учебной программы по физической культуре с использованием новых информационных технологий (например, самостоятельное изучение студентами во внеучебное время теоретического раздела программы путем использования компьютерных учебников);

-    расширение теоретического раздела программы по теме «Основы здорового образа и стиля жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья». Особое внимание при этом следует уделить значению средств физической культуры для профилактики наркомании, алкоголизма, курения;

-    разработать соответствующие тесты и контрольные нормативы, чтобы в ходе их выполнения в полной мере нашли отражение все стороны овладения студентами соответствующими профессионально важными умениями и навыками;

-    моделирование на занятиях по физической культуре ситуаций профессиональной деятельности, что позволит будущему специалисту принимать решение, самостоятельно действовать в сложных ситуациях;

-    физическое воспитание в вузах необходимо строить с активным использованием не только основных (обязательных занятий), но и дополнительных (секционных) форм занятий. Шире использовать самостоятельную физическую тренировку студентов;

-    создание разносторонней спортивной среды (секций по видам спорта различного уровня), адаптированной к способностям и возможностям каждого студента;

-    внедрение (как один из путей интенсификации физической подготовки) элементов спортивной культуры в культуру физического воспитания. Речь идёт о творческом переносе передовых методик, наработанных в области спорта, в практику физического воспитания студентов;

-    создание тренировочных программ (оздоровительно-тренировочных, кондиционно-тренировочных, авторских, вариативных), включающих систему упражнений или видов деятельности для управления параметрами физического состояния занимающихся, коррекции физической нагрузки, физического состояния, тренированности;

-    применение различных компьютерных программ с освещением структуры движения для создания у студентов представлений о выполнении отдельных упражнений, приёмов и действий.

Таким образом, реализация вышеизложенного в организации образовательного процесса высшего учебного заведения по дисциплине «Физическая культура» могло бы:

-    во-первых, значительно повысить у студентов интерес к занятиям физической культурой и спортом;

-    во-вторых, способствовать обеспечению студентов важнейшими аспектами знаний о жизнедеятельности человека, потенциале его здоровья, средствах, принципах и методах здорового образа жизни;

- в-третьих, качественно улучшить показатели физической подготовленности студентов для социальной и профессиональной деятельности.

Ссылки на источники:

1. http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm
2.  Ильина  Т.А.  Педагогика:  Курс  лекций.  Учеб.  пособие  для  студентов  пед.  ин-тов.  М.:  Просвещение,  1984.  —  496  с.
3. Харламов  И.Ф.  Педагогика.  М.:  Гардарики,  1999.  —  520  с.
4. Белолипецкая А.В. Применение инновационных методов в обучении студентов экономических специальностей// Концепт. – 2015.- Спецвыпуск№9. – ART 75146. – URL:http//e-koncept.ru/2015/75146.htm.-Гос.рег. Эл.No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120Х.