Полный текст статьи
Печать

Аннотация.  В статье рассматриваются исторические предпосылки проявления   патриотизма и нравственности в разные периоды развития России, определены и критически обоснованы проблемы формирования нравственных ориентиров на современном этапе развития общества. Целью исследования является прослеживание взаимосвязи между патриотизмом и современными реалиями развития экономики России.
Ключевые слова: патриотизм, нравственность, общество, экономика, человеческий потенциал

Современный большой энциклопедический словарь определяет патриотизм как любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Очевидно, что патриотизм имеет двоякое значение: в общем виде – любовь к своей родине (стране), а в более узком смысле слова – любовь к своему региону (району, городу).

Энциклопедический словарь «Политология» трактует патриотизм как  эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности  служить ей и защищать её от врагов.

Понятие «патриотизм» появилось в России не сейчас, не вчера (в советское время), а значительно раньше. Достаточно вспомнить Куликовскую битву или Отечественную войну 1812 года. Например, крепостные одного из тульских помещиков в 1812 году на Березине захватили копию вандомской колонны –штандарт  Наполеона размером в рост Бонапарта (этот раритет после 1917 года долго хранился на Тульском оружейном заводе (ТОЗе), а в конце прошлого века передан в музей оружия).

Ещё один пример, менее героический. В Санкт-Петербурге в 1912 году вышла  книга «Что нужно знать каждому в России». Её написал  князь Алексей Николаевич Шаховской – предводитель венёвского уездного дворянства Тульской губернии. В 1 главе книги, которая называется «Россия ожидает от каждого, что он выполнит свой долг», читаем: «Настоящая книга посвящена разъяснению того, что является нашим долгом по отношению к нашей родине».  Автор  рассматривает такие проблемы, как  значение флага и гимна страны для её граждан;  объясняет, что значит быть хорошим сыном Отечества; дает характеристики ряду министерств, призванных в том числе формировать правильное отношение гражданина к своей стране (министерства образования, юстиции,  военного и морского, почты и телеграфа).

Таким образом, в самые разные периоды истории России,  так или иначе, вопрос формирования и проявления   патриотизма  был актуальным среди широких слоёв гражданского общества.

Но защищать свою родину – огромную страну, а не маленький надел земли – не зная её культуру, историю развития, очень трудно. Сделать что-то важное и значимое не только для себя и своего соседа, а для всех жителей родной страны, невозможно, если не знаешь законов природы, психологии, экономики и культуры. Поэтому чтобы стать патриотом страны, а не радетелем местечковых интересов, нужно обладать большим кругозором – много знать и уметь, пользоваться своими знаниями на пользу людям.

Однако, одного образования мало. Сумасшедшим с мечом в руках называл Д.И.Менделеев того, у кого есть знания, но нет воспитания.

«Мы рождаемся слабыми – нам нужна сила, мы рождаемся беспомощными – нам нужна помощь, мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Всё, что мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, став взрослыми, дано нам воспитанием» - слова известного французского мыслителя Ж.Ж.Руссо. [3]

«Человек может стать человеком только путём воспитания. Он – то, что делает из него воспитание» - дополняет немецкий философ И.Кант. [2]

А великий русский демократ В.Г.Белинский, подытоживая всё сказанное, утверждает, что «Воспитание – великое дело, им решается участь человечества». [4]

Пока человек достигает совершеннолетия, его воспитывают семья, детский сад, школа, средние специальные и высшие учебные заведения. В советское время в деле воспитания молодых людей огромную роль играли общественные молодёжные организации (пионерия, комсомол), аналогов которым сегодня в России нет – и это большой минус.

Став взрослым, каждый человек должен заниматься самовоспитанием, определив для себя, чего он хочет достичь, добиться.

В наше время среди ценностных ориентиров у молодых людей России преобладают власть и богатство. И это не плохо, если оба названных результата используются на благо не только личное и никогда не становятся средством для ущемления прав других людей. К сожалению, многим молодым людям сегодня свойственно потребительское отношение к окружающим и жизни в целом («мы сидим, а денежки идут»). Во многом это – результат политики государства (в том числе в средствах масс-медиа) в 90-е годы прошлого столетия и первого десятилетия века XXI.

Чего хотят вступающие в самостоятельную жизнь молодые люди?

1.Неплохо жить и обеспечивать себя и свою молодую семью всем необходимым. Для этого нужно получать высокую зарплату, а поэтому:

- нужно быть специалистом высокого уровня, настоящим профессионалом, т.е. не только иметь высокий образовательный уровень, но и уметь работать в коллективе, испытывая при этом, как правило, большие психологические и физические нагрузки. Значит необходимо:

- быть физически здоровым и поддерживать высокий уровень здоровья на протяжении долгих лет.

Легко ли обеспечить выполнение этих задач в современных условиях? Скажем прямо – нет!

По данным Туластата   в 2013 году только 18% молодёжи  имели высшее образование, ещё 26,5 получили среднее специальное образование. В прошлом году 11 684 пары официально создали семьи, но в том же году 7 630 семей (65%) распались в большинстве из-за бытовой неустроенности. Будут ли одинокие матери уделять много времени патриотическому воспитанию ребёнка, растущего в неполной семье?

Патриотизм формируется в большей степени на конкретном живом примере, поэтому важную роль в этом процессе играют культура и история, познать которые посредством только интернета невозможно. Очень важно сегодня восстановить любовь к чтению не только электронных книг – это позволит значительно расширить диапазон получаемой информации и усилить эмоциональную составляющую образования.

Примером образованности могут быть и преподаватели учебных заведений, однако «оптимизация» (т.е. сокращение) профессорско-преподавательского состава и снижение уровня его зарплаты (сегодня она в вузах ниже, чем 10 лет назад) часто ведут к выхолащиванию из преподавательской среды асов своего дела.  А сокращение бюджетных студенческих мест в институтах может дискредитировать для многих молодых людей   необходимость прилагать усилия для получения высокой квалификации по избранной специальности («образование» покупается).

Поскольку главным для молодых людей сегодня остаётся материальное обеспечение, профессиональная подготовка и здоровье, можно сделать корреляцию на программу, разработанную ООН в 1990 году по изучению развития человеческого потенциала. Ежегодно эта программа анализирует уровень жизни, образования и здоровья в 175 странах мира (единственным фактором, приводящим к отсутствию данных по какой-либо стране, является несвоевременное предоставление или непредставление отдельными государствами статистических данных).

        С 1990 года ООН определяет для стран мира индекс развития  человеческого потенциала (ИРЧП).  Для федеративных государств (США, ФРГ, Россия, Швейцария) ИРЧП рассчитывается как в целом по стране, так и для каждого  региона этих стран.[2]

     Методика определения индекса развития  человеческого потенциала разработана специалистами ООН исходя из трёх основных параметров:

1)    индекс продолжительности жизни;

2)    индекс уровня образования, включающий в себя

- показатель поступивших в учебные заведения,

- показатель достигнутого уровня образования;

3)    индекс реального ВВП (для регионов - ВРП) на душу населения по паритету покупательной способности (в долларах США).

Учитывая специфику отдельных государств, в 2010 году ООН ввела три дополнительные индекса, которые рассчитываются не по всем, а по отдельным  странам, где  имеются значительные социальные проблемы. [9] Это

4)    индекс развития  человеческого потенциала, скорректированный с учётом неравенства (ИРЧН) – отражает диспропорции  в сферах доходов, образования и здоровья,  даёт более полную картину благосостояния людей;

5)    индекс гендерного неравенства (ИГН) учитывает материнскую смертность и представительство женщин в парламентах стран (ИГН задуман как измеритель негативного воздействия на развитие человека глубоких социально-экономических диспропорций между мужчинами и женщинами) – лучший показатель имеет Голландия, худший у Йемена;

6)    индекс многомерной бедности (ИМБ) дополняет показатель бедности по доходам, учитывая многообразные факторы  от основных показателей уровня жизни до доступа к неполному образованию, чистой воде и т.д.

На Земле 1,7 млрд. человек в 104 странах (1/3 всего населения) живут в условиях многомерной бедности – это больше численности людей, живущих на 1,25 доллара США в день (таких по оценке ООН на Земле 1,3 млрд человек).

Как же рассчитываются 3 основные  индекса развития  человеческого потенциала?

Назовём  основные фиксированные минимальные и максимальные значения для каждого из трёх первых индексов:

1)    продолжительность предстоящей жизни при рождении – 20 и 85 лет;

2)    грамотность взрослого населения – 0 и 100%;

3)    совокупная доля обучающихся - 0 и 100%;

4)    реальный ВВП на душу населения по паритету покупательной способности  (ППС) в долларах США – 100 и 75 000.

Для любого компонента ИРЧП отдельные индексы могут быть рассчитаны   по следующей формуле:

                                 фактическое значение Хᵢ - минимальное значение Хᵢ 

          Индекс =-----------------------------------------------------------------------------

                               максимальное значение Хᵢ - минимальное значение Хᵢ

 

Например, продолжительность жизни в РФ  в 2014 году – 71 год. Следовательно, значение индекса составит

                                                           71 – 20        51

                                                           ----------  =  ----  =  0,835

                                                           85 – 20        65

 Индекс доходности – Ид - определяется как соотношение ВВП страны к численности населения этой же страны. В 1999 году в этот показатель введено изменение – вместо арифметического соотношения показателей ВВП и численности населения решено сделать соотношение через логарифм этих же показателей

                                                         ВВП

                                                  log-------   -  log 100

                                                          N
                                    И3  =  ------------------------------

                                               Log 75 000   -  log 100

 Среднегеометрическим от трёх основных индексов является индекс страны:

                                             Игос =  ³√ И1 х И2 х И3

 

Всего ИРЧП считается по 4 группам стран.

1 группа – страны с очень высоким уровнем ИРЧП (47 стран в 2014 году)

  • Норвегия (0,955)
  • Австралия (0,938)
  • США (0,937)
  • Голландия (0,921)
  • Германия (0,920) .

В первую десятку также входят Новая Зеландия, Ирландия, Швеция, Швейцария и Япония. Из других стран отметим Францию (21), Финляндию (22), Италию (26), Англию (27), Чехию (28), Польшу (39), Хорватию (47). Из бывших союзных республик СССР  в этой группе находятся страны Балтии – Эстония (34), Литва (41) и Латвия (44).

Во 2 группе страны с высоким уровнем ИРЧП – 53 страны, в т.ч. Беларусь (53), Россия (57) с И=0,778,  Казахстан (70), Азербайджан (76), Грузия (79), Украина (83) и Армения (87).

Третья группа – страны со средним уровнем  ИРЧП -  Туркмения (103), Молдова (114), Узбекистан (116), Киргизия (125)и Таджикистан (133).

В 4 группу входят страны с низким уровнем ИРЧП– входят 43 государства: от Непала (145) до Мали (176).

Следует обратить внимание на интегрированные  показатели России (0,778) и занимающей первое место Норвегии (0,955) – соотношение 0,778 : 0,955 свидетельствует о том, что наша страна на 19-20% отстаёт от стран с очень высоким уровнем ИРЧП.

Главные проблемы заключаются в том, что если Россия входит в первую десятку экономик мира (по  оценкам разных рейтингов  Российская Федерация  занимает пятое/шестое место), то в социальной сфере наши результаты  значительно скромнее. Хорошо, что Россия не вошла в список стран,  для которых определяются дополнительные индексы, - печально признавать, но  официально  за чертой бедности  в Российской Федерации проживают  16 млн.человек  (в текущем году  их  ежемесячный доход составил 7915 рублей,  а   реальный прожиточный минимум по оценкам независимых экспертов составляет 24 тыс.рублей). К глубокому сожалению, нам ещё очень далеко до уровня дохода граждан  развитых стран мира, ведь  даже  у  50%  работающих в экономической и социальной  сферах  россиян  по данным официальной статистики РФ заработная плата не достигает 15 тыс.рублей.

В Конституции Российской Федерации наша страна названа правовым государством, но как объяснить это простому гражданину, если  при реальном прожиточном минимуме  в 24 тыс.рублей  минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет всего 5 965 рублей в месяц (с 1 января 2015 года) – эти цифры озвучил в эфире Радио России  10 ноября 2014 года  председатель  Федерации независимых профсоюзов  М.В.Шмаков. 

Может ли быть поставленный такими экономическими условиями на грань выживания среднестатистический гражданин страны патриотом?

Вопрос: почему  такое  возможно?   Ответ прост: 25 лет Россия строит рыночную экономику, но при этом нарушает главные экономические принципы развития.  В нашей стране  20% ВВП расходуется на инвестиции – в Китае этот показатель составляет 35%;  у нас слабо развита  финансовая система: в структуре экономики она составляет  5-6%  -  в развитых странах на финансы приходится 12-15%; кроме того, наши банки до введения санкций брали кредиты на Западе, и теперь по состоянию на 01.01.2015 года  их долг составит 650 млрд. долларов США.

57 место России определено исходя из того, что за годы реформ в стране, с одной стороны, возросла потребность в получении высшего образования (появилось понимание того, что высшее образование является ценностью не только само по себе, но и всё более важным условием социальной и профессиональной мобильности). С другой стороны, резко сократилось финансирование образования, включая среднее. Яркий пример тому – бюджет города Тулы на 2015-2017гг., утверждённый городской Думой 28 ноября 2014 года: на финансирование дошкольных учреждений и муниципальных школ выделено 6 007,3 тыс.рублей (чуть больше 5% расходной части бюджета областного центра). Мизерный рост бюджета утверждён на последующие 2 года – в 2016 годуприрост составит 3,8%, а в 2017 году 2%, т.е. эти цифры даже не учитывают  рост инфляции. Аналогичное положение в медицине. Областной бюджет предусматривает потратить в 2015 году на содержание медицинских организаций 12 000,0 тыс.рублей, что значительно меньше общеизвестных рекомендаций Всемирной организации здравоохранения – на медицину должно тратиться 12÷15% ВВП (ВРП для регионов).

В такой ситуации крайне актуальной становится проблема нравственности руководителей разных уровней, которые часто забывают о таких качествах как дисциплина (не только для подчинённых), ответственность, скромность, доброта. В.М.Шукшин писал, что «Нравственность – это правда».

С правдой у нас тоже большие проблемы: официальная государственная статистика утверждает, что инфляция составляет 6-7%, а институт экономики РАН считает, что  на протяжении последних 4 лет ежегодная инфляция была на уровне 12%; сейчас в связи с обвалом рубля директор названного института академик Р.Гринберг осторожно называет двузначный показатель, а Минэкономразвития и Центральный банк говорят о 9%-ом росте цен. Почему руководители государственных структур, официальные лица (Улюкаев и Набиуллина) позволяют себе обманывать население и остаются безнаказанными? Это способствует воспитанию патриотизма? Однозначно нет.

Фактически, это прямое нарушение Конституции России: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2); а статья 7 провозглашает достойную жизнь людей. Нарушение этих постулатов – нарушение основного закона страны, а нарушение законодательства любой страны наказуемо. Тот факт, что и из этого правила возможны исключения, вряд ли способствует воспитанию любви к родине.

Здесь уместно напомнить замечательные слова народной артистки СССР Татьяны Дорониной: «Есть один закон, который я необыкновенно чту – никогда не лгать!» Было бы замечательно, если бы этим законом руководствовались все! Мы ругаем Запад за двойные стандарты во внешнеэкономических делах, но внутри нашей страны двойные стандарты не редкость (официальная и фактическая инфляция, разрешённый законодательно и фактический рост тарифов, например, в сфере ЖКХ и др.). При таких подходах к делу очень трудно пытаться формировать патриотическое настроение у граждан на уровне семьи, учебного заведения или трудового коллектива. Очень важно быть честными в отношениях как между отдельными людьми, так и сфере взаимоотношений между руководителем и подчинёнными, между структурами власти от самого верха до рядового гражданина в полном объёме по вертикали власти.

Не только в социальной сфере и сфере образования верх берёт коммерция. Всё менее доступным становится высокое искусство (хотя и ширпотреб от культуры не дёшев). Вот один из последних примеров. Объявлено, что в декабре в Санкт-Петербурге пройдут гастроли Московского художественного театра им.Чехова – событие для театралов, особенно если принять во внимание цену билетов в первые ряды партера: 20 000 рублей [8]. Конечно, в северной столице найдутся богатые любители Мельпомены, но что делать тем ценителям прекрасного, у которых месячный доход меньше стоимости одного билета?

Несмотря на обещанное Конституцией равенство прав и свобод граждан нашей страны (ст.19), социальное неравенство у нас огромно. Журнал «Forbes» в декабрьском номере за 2014 год опубликовал список 25 самых высокооплачиваемых руководителей.

Назовём призёров:

А. Костин (ВТБ) – вознаграждение за 2013 год составило 37 млн.$ США;

А. Миллер (Газпром) - 25 млн.$ США;

М. Кузовлев (Банк Москвы) - 17 млн.$ США;

Г. Греф (Сбербанк) - 16 млн.$ США;

М. Задорнов (ВТБ-24) - 15 млн.$ США.

Четверо из названных – банкиры. За какие заслуги такие почести? Что они сделали для развития финансовой системы страны, для повышения котировки национальной валюты, для снижения уровня инфляции в стране?

Разве учителя, которые дают основы знаний и учат любить родину, врачи, спасающие людей, газовики и нефтяники, добывающие для страны основной валютный товар, делают для страны меньше? Где же социальная справедливость? Возможно ли вообще воспитывать патриотизм на таких примерах?

По одному из трёх основных индексов человеческого развития – индексу продолжительности жизни – Россия находится в конце первой сотни стран (всего, напомним, их около 200). Хотя в последние годы продолжительность жизни несколько увеличилась (с 63 до 71 года), отставание от других развитых стран пока очень велико.

Уровень медицинского обслуживания населения во многих регионах страны  неудовлетворительный. Пресловутая оптимизация в медицине не позволяет своевременно лечить такие серьёзные недуги, как инсульт и инфаркт. Однако высокий уровень смертности – проблема не только медицины, во многом виновата наша бесшабашность: бытовое пьянство и пьянство за рулём, наркотики, гибель людей на водоёмах в летнее время (максимальный показатель гибели молодых людей по статистике приходится на июль). Причина в невысоком уровне культуры поведения, что возвращает к системе воспитания и образования, потерявшей много положительных наработок со времён советской государственности.

Итак, Россия на 57 месте. Думаем, это не наш уровень (в 1990 году, когда ООН впервые определяла индекс развития человеческого потенциала, СССР из 170 стран был на 30 месте), но эксперты ООН умеют считать, а нам надо, ещё раз оценив сложившуюся в текущем году в России ситуацию, сделать правильные выводы. Нам нужно сделать 27 шагов вверх, чтобы, по крайней мере, вернуть утраченную позицию, ведь сегодня 4 бывшие союзные республики по своему уровню развития находятся впереди России. Такой путь наверх мы сможем пройти, только если будем сильно любить свою страну вопреки всем трудностям, т.е. если будем понимать, что за нас ни банкиры, ни министры эту дорогу не осилят. Мы должны самим себе доказать, что мы образованные, воспитанные и порядочные люди. Ведь по словам публициста Н.А.Добролюбова, «В человеке порядочное есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит ни от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше.» [7]

Ссылки на источники

  1. Конституция РФ – (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
  2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. М. 2014
  3. Ж.Ж.Руссо Избранные сочинения в 3-х томах. 1959
  4. И.Кант. Сочинения в 6-ти томах
  5. В.Г.Белинский. Избранные педагогические сочинения. М. 1982 год.
  6. Н.П.Огарёв. Избранные социально-политические и философские произведения в 2-х томах. М. 1956
  7. Н.А.Добролюбов.  Собрание сочинений в 9-ти томах. М.1961
  8. Санкт-Петербургские ведомости. 11 декабря 2014 года, стр.5
  9. www.un.org