Аннотация. В статье рассматриваются вопросы психологических закономерностей и нравственных основ формирования и развития конкретных форм трудовой деятельности в условиях развития новой системы ценностей глобального общества.
Ключевые слова: труд, психология, нравственность, душа, духовность, этика, православие, воспитание, патриотизм.
Труд как трудовая деятельность, согласно «Словарю русского языка» отечественной Академии Наук, – «целенаправленная деятельность человека, требующая умственного или физического напряжения; работа» [6,572].
Вопросы психологических закономерностей формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду рассматриваются в одной из отраслей прикладной психологии – психологии труда. Ее основные задачи в данном понимании сформулированы в статье С.Г. Геллерштейна «Вопросы психологии труда» (1961): «Особое место в программе работ по психологии труда должна занимать проблема работоспособности, главным образом с точки зрения оценки роли психологических факторов, влияющих на работоспособность, как в сторону ее повышения, так и понижения. Практическая реализация этих исследований связана с необходимостью правильной организации режима труда, от рационального построения которого в большей степени зависит производительность труда. Это направление работ обещает быть эффективным при условии координирования усилий психологов с усилиями физиологов, гигиенистов, технологов» [2, 358].
В России эта отрасль психологического знания получила развитие в 70-80-х годах XIX века. Научной организации труда посвящаются доклады в «Императорском Русском Техническом Обществе» (1866), «Русском обществе охранения народного здравия» (1877), на «Съездах отечественных психиатров», «Совещательных съездах железнодорожных врачей и представителей русских железных дорог», «Всероссийских съездах фабричных врачей и представителей фабрично-заводской промышленности», «Съездах русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России». По вопросам трудовой деятельности появляются статьи в периодической печати (Эрисман Ф. Ф. Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда. Спб., 1877; Рихтер И. И. Рабочее время и отдых на железных дорогах // Железнодорожное дело. 1893. № 5-64; Сеченов И. М. Физиологические критерии для установки длины рабочего дня // Вестник общества технологов. 1897. №3; Оршанский И. Г. Закон экономии в умственном труде // Северный вестник, 1897. № 11,12.) [4, 52-53, 145-155].
С началом нового столетия научное поле исследований по проблеме трудовой деятельности значительно расширяется. Начинается изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели; изучаются влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы (Сеченов И. М. Очерк рабочих движений человека. М., 1901; Гаген В. А. К вопросу об организации указаний труда в России // Трудовая помощь, 1901, октябрь, с. 402-426; ноябрь, с. 578-602; Спиртов И. Н. О влиянии музыки на мышечную работу // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1903. № 6; Ставропольский В. Ф. О нормировке рабочего дня с медико-санитарной точки зрения // Общественный врач. 1906. № 1; Астрахан И. Д. Новый проект рабочего законодательства с точки зрения врача // Общественный врач. 1906. № 7; Сеченов И. М. К вопросу о влиянии раздражения чувствующих нервов на мышечную работу человека. М., 1907. Т. 1; Уваров М. С. Лялин Л. М. Охрана жизни и здоровья работающих. Систематическое изложение профессиональной гигиены. М., 1907; Голгофский В. К вопросу о влиянии сокращения рабочего дня на производительность труда // Записки Русского Технического Общества. 1908. № 11; Никольский Д. П. Травматизм сельскохозяйственных рабочих // Практический врач. 1908. № 22; Никольский Д. П. Несчастные случаи на трамвае и конножелезных дорогах // Русский врач. 1908. № 46; Крживицкий Л. Профессиональные типы // Современный мир. 1909, № 4. С. 35-36; № 6. С. 126-145).
В течение XX века психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда. Возникла специальная ветвь психологии труда – профессиональная ориентация и профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела психологии труда – разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнения и тренировки. К библиографии по этой проблематике относятся работы Щелованова Н. М. (Работы Института по изучению мозга и психической деятельности в направлении изучения проблемы труда // Труды Первой Всероссийской Инициативной Конференции по научной организации труда и производства. 20-27 января 1921 г. в г. Москве. М., 1921. Вып. VI), Шпильрейна И. Н. (Анализ профессии, как основа исследования работы по определению промышленной пригодности и исследования утомления // Гигиена труда. 1925. № 10), Геллерштейна С. Г. (Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей. Челябинск, 1943; Чувство времени и скорость двигательной реакции. М. 1958), Левитова Н. Д. (Психология труда. М., 1963), Климова Е. А. (Введение в психологию труда. М., 1986), Котеловой Ю. В. (Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986), Психология труда / Под ред. А. В. Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2005.
Должное внимание уделяется и главному аспекту этого обширного исследования – нравственному. Особое значение в развитии этого направлении имеют взгляды выдающегося русского психиатра, невропатолога, физиолога, психолога В.М. Бехтерева (1857-1927), с именем которого связывают становление отечественной психологии труда. В статье «Личность и условия ее развития и здоровья» (1902) В.М. Бехтерев приводит обоснования положительного влияния труда на духовную жизнь человека. По словам ученого, «праздность, чем бы она ни обусловливалась, приводит естественным образом к понижению умственной работоспособности, к невознаградимой утрате умственного материала за время бездеятельности, к недостаточному усовершенствованию нервно-психических механизмов, что доказывается между прочим также и психометрическими исследованиями, и вообще к умственному и телесному обессилению, а последовательно – к нравственному и физическому вырождению, особенно если к праздности присоединяются ее естественные спутники – алкоголизм и другие излишества». В.М. Бехтерев отмечает: «Как для правильного развития тела необходимо правильное физическое питание, так для умственного развития, приводящего к развитию личности, необходимо правильное доставление пищи духовной…Но вопросы воспитания и обучения чрезвычайно деликатны и требуют большой осмотрительности в своем применении. Прежде всего здесь нужно иметь в виду при соблюдении физической и умственной гигиены постепенное приучение к систематическому труду, развитие самостоятельного мышления с широким миросозерцанием …и стойкость характера» [1, 124-125].
Из первой книги Ветхого Завета мы узнаем о том, что Господь создал первых людей Адама и Еву по Образу и Подобию Своему. Образ Божий состоит в бессмертной душе, в ее свойствах и силах – ее духовности, разуме, чувствах, в свободной воле. Подобие – в направлении этих сил и способностей к Богу, в их усовершенствовании до уподобления Творцу. Изначально души Адама и Евы в силу своей чистоты отражали свет Благодати и светились, пламенели любовью к Богу. С Божией помощью Адам и Ева могли воспринимать любое знание мира, любой процесс вселенной априори.
Для утверждения человека в святости, послушании Богу, для укрепления нравственных сил в добре была дана воспитательная Заповедь – не вкушать плодов с райского Древа познания добра и зла. После нарушения этой Заповеди люди утратили Благодать, исказили свой образ. В результате грехопадения было утрачено духовное зрение, омрачился ум, как следствие – ослабла воля, помрачились чувства.
В таком поврежденном состоянии люди были отправлены на землю для покаяния, для спасения, для того, чтобы по доброй свободной воле стремиться к возвращению утраченной Благодати, своего естественного состояния без зла, страданий, болезней, смерти. В помощь Бог дал людям очень многое на земле, в том числе и труд. Ослабленная после грехопадения воля породила лень. Труд призван не позволить человеку, находящемуся в неестественно преобладающем состоянии стремления к телесным удовольствиям, погибнуть. Труд мобилизует волю, заставляет работать ум, развивает творческие способности, возвышает, не позволяет уподобиться зверям с их примитивными потребностями. В этом нравственность труда, его роль в спасении поврежденного грехом человека.
Требования нравственного совершенства кажутся подчас безмерными и даже нереальными с точки зрения условий затемненного грехом бытия. Однако даруемая в жизни Церкви сверхъестественная благодать сообщает человеку творческие силы, дающие возможность нравственного усовершенствования. Когда нравственный идеал открыт, сознание долга не допускает никакого оправдания для уклонения от цели его достижения под предлогом обстоятельств или "запросов природы". Стремление к идеалу становится необходимой потребностью, потому что оно является не чем иным, как жизненным предназначением каждого человека.
В этом принципиальное отличие православной этики от практической деонтологии Запада. Православие, как отмечает протоиерей Сергий Булгаков, не знает автономной этики, которая представляет собой преимущественную область и своеобразный духовный дар протестантизма. В православном учении о нравственном долге нет того элемента гордости, который присутствует в практической протестантской деонтологии с ее подчеркиванием собственного достоинства личности и долгом человека перед самим собой. Исключив присутствие Бога из широкой области нравственной жизни и оставив лишь узкую доктрину морального толкования Священного Писания, протестантизм поставил индивида Нового времени в открытую, разомкнутую бесконечность, где единственной нравственной опорой его бытия становится автономия.
С другой стороны, Православию чужда и практическая мораль католицизма с ее делением на спасение и совершенство, на евангельские заповеди и евангельские советы, на должное и сверхдолжное. Так, Римская Церковь учит, что святые праведники достигли не только спасения, но и совершенства, поскольку они в своей жизни исполнили не только евангельские заповеди, но и так называемые евангельские советы, и что поэтому они имеют "сверхдолжные заслуги". Православная Церковь, однако, никогда не учила в том смысле, что человек для своего спасения должен совершить некий необходимый минимум добрых дел и что все совершенное им сверх этого минимума составляет его сверхдолжные заслуги. Практическая деонтология Римско-Католической Церкви представляет собой естественный итог господства юридической теории в области объективной и субъективной сотериологии.
В отличие от римско-католической юридической теории в православной сотериологии спасение человека понимается не как избавление от вечных наказаний, достигаемое благодаря наличию "заслуг", а как процесс духовного освящения и преображения человеческой личности, совершающийся по мере ее приобщения к Божественной благодати, источнику обожения и святости [5].
Согласно концепции так называемых «современных» западных ценностей, в предшествующие века в отдельных случаях успешно, в других – безуспешно прикрываемых практической деонтологией Запада, и навязчиво актуализированных в настоящее время, человечество не имеет надобности и в светской этике. «Так, постепенно, но неуклонно, из смыслового центра философии…этика все более очевидно и необратимо превращается в разновидность социальной технологии и вытесняется не периферию ценностного сознания современного общества. Параллельно в умах его интеллектуальной, политической и, отчасти, бизнесэлиты все настойчивее формируется убежденность в том, что будущее этики может обеспечить лишь статус прикладной или профессиональной. Говоря иными словами, только став инструментом, обеспечивающим бесконфликтное и достаточно эффективное функционирование конкретных общественно-политических, профессиональных или корпоративных сообществ, этика получит последний шанс сохранить себя, пусть и ценой утраты своей культурно-исторической специфики и теоретико-дисциплинарной идентичности» [3, 160-161].
В настоящее время поврежденный грехом человек имеет укороченное сознание, которое не дает возможности воспринимать духовный мир, он живет в трехмерном пространстве, ему надо все пощупать руками, он не хочет понимать духовной жизни (совесть, нравственность). Духовными ценностями он называет науку и искусство, которые на самом деле являются душевными ценностями, занимающими место неизмеримо ниже духовных. Поэтому для возвращения в естественное состояние святости человеку необходима духовная работа.
Ссылки на источники
- Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. Москва—Воронеж, 1997.
- Геллерштейн С.Г. Статья «Вопросы психологии труда». Психологическая наука, том II. – М.: Издательство педагогических наук РСФСР, 1960.
- Гельфонд М.Л. Статья «Этика в системе культуры». Актуальные проблемы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 5 мая 2014 г. В 7 частях. Часть 1. М.: «АР-Консалт», 2014 г.
- Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. М., 1992.
- Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви. Православие и современность. Электронная библиотека. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. Практическая деонтология Запада и православная этика.
- Словарь русского языка в четырех томах. Том IV. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961.