Полный текст статьи
Печать

Возрожденные праздники, или «старые новые» праздники в жизни народа – явление трепетное и глубокое. В 2005 году памятный день 4 ноября, день нашей победы, был назван Днем народного единства. В названии восстановленного государственного праздника слышится призыв к благочестию, к верности нашим духовным ценностям, на которых всегда стояла, стоит и будет стоять Святая Русь.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года воины народного ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосты Кузьмы Минина с Казанской иконой Божией Матери освободили Москву от польско-литовских захватчиков. Страшное смутное время на Руси подходило к концу. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день 22 октября был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года. Согласно православному церковному календарю, в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)».  В начале XX века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, почитавшегося как спасителя Отечества.  После революции 1917 года традиция отмечать на государственном уровне освобождение Москвы и России от польско-литовских интервентов прервалась. Восстановлена она была лишь через 88 лет.  Победила любовь, завещанная отцами любовь к Родине. В этом празднике и радость, и память о горестных уроках прошлого.

Что же случилось с нами на рубеже XVI-XVII веков, что довело нас до страшного смутного времени 1598-1613 годов – тяжелейшего нравственного, политического, экономического, государственного и социального кризиса, до того, что «обышедше обыдоша страну нашу нечестивии врази»? Причина как всегда одна – умножение нераскаянных грехов. Свидетельством нравственного кризиса было избрание на царство самозванца и цареубийцы Бориса Годунова.

 Иоанн IV Васильевич (Грозный) оставил своему сыну Феодору Иоанновичу крепкое Московское государство. Новый царь Феодор I Иоаннович (1584-1598) был человеком глубокой веры, необычайного благочестия. Он был хорошо образован и обладал талантами военачальника. При этом кротком, чистом сердцем царе-молитвеннике Русь жила в мире и довольствии. После смерти он был канонизирован Русской Православной Церковью как Святой Благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский. Память святого царя совершается в день его преставления 7 (20) января и в Неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.  Благоденственное царствование Феодора Иоанновича было отмечено возрастанием печатания церковных книг, увеличением авторов летописных заметок. В результате спровоцированной шведами русско-шведской войны 1590-1595 годов Россия вернула земли около Финского залива, утраченные во время Ливонской войны.

«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли «освятованным царем». Недаром вскоре после кончины он был занесён в святцы местночтимых Московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты «нищие духом» [Архимандрит Тихон (Шевкунов)].

Молитвами и трудами Феодора Иоанновича в 1589 году на Освященном Соборе был избран первый Патриарх всея Руси Иов. В 1989 году он был канонизирован в лике Святителей на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (Память 5 (18) апреля, 19 июня (2 июля), 5 (18) октября). Святой Патриарх Иов составил о святом царе «Повесть о честном житии царя и великого князя Феодора Иоанновича всея Руси».

В 1591 году, во время царствования бездетного Феодора Иоанновича, был убит в Угличе его брат восьмилетний царевич Димитрий по приказу властолюбивого боярина, брата царицы, страстно желающего трона Бориса Годунова. Искусный царедворец сумел предстать невинным перед убитым горем царем. После смерти в 1598 году Феодора I Иоанновича Богом данная династия Рюриковичей, династия Святого Равноапостольного князя Владимира, пресеклась. И народ, и власть предержащие сочли, что влиятельнейший мудрый боярин Борис Годунов будет благом для Руси, и избрали его царем, «забыв» при этом, что только Божией волей, а не человеческим соизволением может быть поставлен православный царь.   И лишь спустя время, в тяжких страданиях оглядываясь назад, осознали свою вину.

При ненаследном царе Борисе с 1601 по 1603 год даже в летние месяцы не прекращались заморозки, в сентябре выпадал снег. После трех неурожайных лет разразился страшный голод. Предпринимаемые царем меры оказываются безуспешными, и он теряет контроль над ситуацией. Появляются многочисленные банды грабителей, перерастающие в восстания и угрожающие власти.  В народе возникает осознание причины бедствий – избрание неприродного царя, повинного в крови царевича Димитрия.  В стране начинается хаос, врагами распространяются слухи, что законный наследник трона царевич Димитрий жив.    

Появляется самозванец, беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. В начале 1604 года он бежит в Речь Посполитую и в обмен на военную помощь для овладения русским троном обещает полякам Смоленск и Северские земли. За согласие воеводы Мнишека на брак с его дочерью Мариной обещает передать ей во владение Новгород и Псков. Самозванец принимает католицизм, становится орудием иезуитов и католической пропаганды и получает указание папы римского осуществить давнюю мечту западного мира – обратить Русь в католичество. Запад начинает религиозную войну.

В этих условиях единственной опорой для русских людей остается Русская Православная Церковь. Она возглавляет противостояние польско-литовским захватчикам. Патриархом Иовом повсюду рассылались разъяснительные грамоты о преданном анафеме самозванце. Но далеко не все русские люди услышали голос церкви.

Патриарх остается твердым при загадочных обстоятельствах кончины Бориса Годунова в апреле 1605 года, не оставляет молитвы за Русь при оскорблениях и избиениях приверженцами самозванца в Успенском Соборе Московского Кремля, смиренно отправляется в ссылку в Старицкий монастырь. 

20 июня 1605 года самозванец появляется в Москве. Затем, опираясь на захватчиков, предательство русского двора и матери убиенного царевича Димитрия Марии Федоровны Нагой, вступает на престол. Лжедмитрий I вместе с пришедшими с ним иезуитами смеется над нашей верой и обычаями.

За веру вступаются казанский митрополит Ермоген и коломенский епископ Иосиф, они требуют, чтобы польская невеста царя Марина Мнишек перед браком перешла в православие. Но при хозяйничающих и бесчинствующих в Москве поляках и немцах Лжедмитрий вступает в незаконный брак. Возмущенные жители Москвы во время свадебных торжеств 17 мая 1606 года люто расправляются с самозванцем. Царем становится организатор мятежа родовитый боярин Василий Шуйский.

В разграбленной, измученной распрями стране зреет покаяние за молчание на убийство царевича Димитрия и возведение на трон его убийцы Бориса Годунова. Богом данная угасшая династия Рюриковичей даровала Руси нового заступника – Димитрия Иоанновича Угличского. «Царевич Димитрий был погребен в Угличе, в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных…3 июня 1606 года святые мощи страстотерпца были обретены нетленными…Торжественно…перенесены…и положены в Архангельском Соборе Московского Кремля, «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его», митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова [Житие Благоверного царевича Димитрия Угличского]. Прославление царевича Димитрия (Память 19 октября (1 ноября), 15(28 мая), 3(16 июня)) положило начало следующему этапу в процессе всенародного покаяния, в осознании народом его необходимости ради спасения Отечества.

Тяжело болеющий Святитель Иов благословляет на Первосвятительский Престол Казанского митрополита Ермогена, который в 1579 году «будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм» [Житие священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси].

Укрепленный Богородицей новый Патриарх стал непоколебимым столпом церкви и государства. При активном участии Патриархов Иова и Ермогена в Успенском Соборе Московского Кремля в феврале 1607 года состоялось всенародное покаяние во всех совершенных изменах, клятвопреступлениях, убийствах, поруганиях святыни и других земских грехах со смерти царя Феодора Иоанновича.

Патриарх Ермоген как подлинный воин Христов укреплял народ во всех выпавших на время его патриаршества бедствиях. Он твердо стоял в правде и во время подступавшего к Москве войска мятежников под предводительством Ивана Болотникова, и при нашествии следующего самозванца Лжедмитрия II (Тушинского вора) и польского короля Сигизмунда III, и при нашествиях нагайской орды и крымских татар, и при свержении Василия Шуйского, и при семибоярщине, и при стремлении бояр-предателей поставить на русский престол католиков – польского королевича Владислава или его отца Сигизмунда. В это страшное время Патриарх Ермоген для верных Отчизне русских людей был единственным олицетворением законной власти.  Несмотря на угрозы засевших в Кремле интервентов и бояр-предателей, он до последней возможности рассылал по Руси многочисленные грамоты с призывами к объединению для освобождения Родины, изменников призывал покаяться, «обратиться и обрадовать своих родителей, жен и чад».  По благословению Патриарха, имевшего в православном русском народе огромную силу, было поднято первое народное ополчение. «Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью… Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года (Память 17 февраля (2 марта), 12(25) мая, 5(18) октября) [Святитель и чудотворец Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси].

Последним не взятым врагами рубежом был Троице-Сергиев монастырь, руководимый учеником Святого Патриарха Ермогена Преподобным Дионисием (Память 12(25) мая). Монастырь выдержал 16-месячную осаду войск литовского гетмана Яна Сапеги и тушинских предателей. Отчаявшиеся поляки сделали подкоп под одну из башен монастыря. Узнавшие об этом крестьяне Никон Шилов и Слота взорвали его, пожертвовав своими жизнями ради веры и Отечества. Троицкий монастырь помогал Москве продовольствием, деньгами, оружием, людьми, рассылал по Руси патриотические грамоты. Чудо спасения Троице-Сергиева монастыря приписывалось его героическими защитниками исключительно заступничеству святых. Чудесные видения Преподобных Сергия и Никона впоследствии были описаны в «Сказании Авраамия Палицына».

Великий заступник земли русской Преподобный Сергий Радонежский сподвигнул в видениях и богобоязненного новгородского купца Кузьму Минина поднимать народ на освобождение Отечества от нечестивых захватчиков.  Второе народное ополчение, возглавленное воином князем Дмитрием Пожарским и хозяйственником Кузьмой Мининым, как и первое, снаряжалось всем миром, жертвами монастырей, церквей и граждан.  Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину с воинами даровал в 1612 году благословение на освобождение Руси от польского ига инок Борисоглебского монастыря под Ростовом Преподобный Иринарх Затворник (Память 13(26) января, 23 мая (5 июня)).  

22 октября князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и штурмом взял его.  В этот день после двухмесячных сражений второго народного ополчения Москва была освобождена от захватчиков.

Последствия смутного времени были катастрофичны. Русь утратила Псков, Новгород, Смоленские, Чернигово-Северские земли, земли у Балтийского моря. Значительно сократилась численность населения. Вследствие хозяйственного упадка в несколько раз уменьшился размер пашни. Но незримая Святая Русь молитвами и самопожертвованием ее защитников осталась неприкосновенной. Оскверняющие наши храмы и разоряющие нашу землю захватчики с недоумением смотрели на «москвитян», добровольно бросающихся в огонь за православную веру, и не могли понять, почему их стремление насадить католицизм еще больше объединяло русских людей в борьбе против них. Интервенты всех времен приписывали свои поражения на русской земле обстоятельствам, каким-то случайным фактам. Несокрушимая сила нашей святой веры непонятна для них и по сей день.

С этой святой верой приступили наши отцы в 1612 году к избранию истинного народного царя. Грамотой от 15 ноября были созваны представители от городов. Когда эти выборные от всех сословий прибыли в январе 1613 года в Москву на Земский Собор, был назначен трехдневный пост. Затем начались совещания в Успенском Соборе Московского Кремля.

Многим был дорог шестнадцатилетний Михаил Феодорович Романов как родственник угасшего царского рода Рюриковичей. Он приходился внучатым племянником первой жене Иоанна IV Васильевича (Грозного) царице Анастасии Романовне и двоюродным племянником ее сыну царю Феодору I Иоанновичу. 21 февраля 1613 года Великий Земский избирательный Собор провозгласил его царем. В Успенском Соборе Московского Кремля представители всех слоев русского народа дали Соборную клятву на верность Богоизбранному Царскому Роду.

Михаил Феодорович Романов-Юрьев в это время находился с матерью в Костромском Ипатьевском монастыре.  Узнав об этом, польская шляхта, стремящаяся поставить на Руси своего короля, пошла в Кострому, чтобы убить Михаила Романова. Но на их пути встала непостижимая для них святая вера костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, положившего душу свою за други своя.

14 марта 1613 года в Костроме в Ипатьевском монастыре перед Феодоровской иконой Божией Матери монахиня Марфа, исполняя не свою, а Божию волю, благословила на царство первого из Романовых сына своего Михаила. С того времени в этот день Русской Православной Церковью отмечается «Празднование Феодоровской иконе Божией Матери». Феодоровская икона Божией Матери особо почиталась домом Романовых. Многие будущие русские царицы, переходя в православие, получали отчество Феодоровны. По преданию, этой чудотворной иконой был благословлен отцом при венчании Святой Благоверный князь Александр Невский. Феодоровская икона Божией Матери была постоянно при нем как его молельный образ.

300 лет отечественной истории прошли под сенью династии Романовых, сделавшей Россию великой империей. Нашу Родину называли тысячелетним Православным царством. На протяжении долгих столетий соседние государства просили у добрых русских царей защиты от захватчиков. К началу XX века в России отмечался высокий экономический рост, была создана замечательная русская финансово-валютная система. Россия являлась богатейшей хлебной страной, славилась учеными и образованнейшей интеллигенцией.  При последнем нашем царе Николае II значительно увеличилось население России, было введено бесплатное начальное образование, к 1908 году оно стало обязательным, успешно действовала система опеки детей-сирот, аборты преследовались уголовными наказаниями как для женщин, так и для врачей. За время царствования Николая II в России было открыто более двухсот новых монастырей, построены тысячи церквей.

Николай II проводил мирную внешнюю политику, по его инициативе в 1899 году для предотвращения международных военных конфликтов и сокращения вооружения была созвана   Первая Гаагская Мирная конференция. В 1907 году состоялась вторая. Это было началом на пути создания ООН.

В 1915 году (во время ведения войны) в России был утвержден бюджет, не предусматривающий доходов от продажи спиртных напитков. После того, как Николай II принял на себя Верховное Командование, наша армия приобрела доминирующее  положение в военных действиях.

“В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть Православного Царя”, – говорил Преподобный Серафим Саровский. Государь Николай II был святым правителем, создавшим святую семью. Это редчайшее явление в истории человечества.

Что же опять случилось с нами в начале XX века? Почему мы забыли уроки прошлого? Почему отказались от своего Православного Отечества, от собственного уклада жизни, проверенного веками? Господь для нашего вразумления и предостережения послал нам Святого Праведного Иоанна Кронштадтского и Святого Царя. Николай II правил по примеру своих святых предков, начиная со Святого Равноапостольного князя Владимира. И когда соблазненная западом Россия, попирая Соборную клятву 1613 года, отказалась от него, он принес себя и свою семью в жертву за искупление грехов русского народа. Какой народ может найти в своей истории подобное? Мы оказались недостойны ни благочестивого царя, ни своих святынь, ни своего Православного Отечества.

По молитвам царя-искупителя Россия сохранилась как государство, сохранилась и незримая Святая Русь. Вера продолжала жить во многих русских людях. Твердо стояли в правде новомученики и исповедники российские, и хранящие веру в страшных условиях советской власти православные монахи и священники при молчаливой поддержке основной части народа. На примере кровавого XX века мы узнали, что такое Россия без Православной монархии. Это было позорнее и ужаснее смутного времени. После уничтожения советской власти и прекращения гонений на веру началось восстановление старых церквей, монастырей и строительство новых. Мы начали медленно расправлять крылья.

20 августа 2000 года Русская Православная Церковь прославила в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию.

Почти сто лет назад тысячелетнее Православное русское царство пало, и все это время мы существуем среди постоянных, мягко говоря, нестроений во всех сферах жизни. В нашем народе лишь намечаются ростки покаяния. Над нами довлеют укорененные грехи. А ведь, как показала история, для исправления и последующего процветания Отечества покаяние должно быть всенародным, осознанным, искренним, полным. В этом мы должны быть едины.