Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций будущих педагогов начального образования посредством применения метода кейс-стади (метода ситуационного обучения) в процессе обучения. Автор уделяет особое внимание анализу различных типов кейсов с учетом целей и задач их применения, структуры и особенностей формулирования заданий. В работе также анализируются содержание кейса и конечные результаты использования метода ситуационного обучения будущих педагогов начального образования.
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании; профессиональные компетенции; метод кейс-стади; метод ситуационного обучения; кейс. 

В современной социально-экономической ситуации актуализация внутреннего субъективного потенциала человека становится ведущим фактором его развития, а также прогрессивного развития общества и культуры. Если признать подготовку людей к мобильности и неопределенности в качестве одного из ориентиров современного профессионального образования, то необходимо выстроить цепочку технологических действий, направленных на достижение поставленной цели.

Активизация социальной позиции, способность реагировать на вызовы социальных перемен, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, терпимость к чужому мнению, толерантность к другим социальным конфессиональным группам, умение вести переговоры, вступать в диалог - это широкая социально-гуманитарная составляющая в собственно высшем образовании решается именно в блоке социально-гуманитарного образования.

Подготовка будущих педагогов начального образования к мобильности и неопределенности как стержень гуманитарного образования требует научить студентов делать выбор из множества альтернатив, видеть диапазон возможных вариантов, прогнозировать последствия выбора того или иного варианта решения. Современный учитель должен быть способен к исследовательской деятельности, к профессионально-педагогической рефлексии, к рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как целостных явлений, к согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения на основе учёта интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности, категориальном аппарате.

Важная роль в подготовке компетентного учителя принадлежит современным продуктивным методам профессионального развития. Среди них особое место отводится кейс-методу.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность (т.е. умение) решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [4].

Реализация предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) компетентностного подхода основывается на широком использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В свете приведенного требования в обучении студентов возрастает роль одной из старейших форм интерактивного обучения – метода кейс-стади, или метода ситуационного обучения. Следует отметить, что ФГОС ВПО, указывая на необходимость применения интерактивных форм прове- дения занятий, называет одной из таких форм «разбор конкретных ситуаций». Фактически – это указание на необходимость применения метода кейсов. Подобный вывод следует уже из самого определения понятия «кейс», которое в одном из своих значений трактуется как «реальный случай, на котором разбираются теоретические идеи» (от англ. case — «обстоятельства», «случай», «дело») [3].

Классическое, наиболее детальное определение метода кейс-стади было дано представителями Гарвардского университета, где, собственно, названный метод и был впервые применен: «это метод обучения, когда студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям из практики. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем практики, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод конкретных ситуаций, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе» [2].

Таким образом, метод кейсов представляет собой интерактивную форму проведения занятий, предполагающую использование реальных (или приближенных к реальным) ситуаций с целью анализа их обучающимися и выбора наиболее правильного и(или) оптимального решения.

Общее содержание кейса представленное Юлдашев З. Ю.: «...кейс содержит исчерпывающую информацию о том, что происходит, кто в этом участвует, когда должен быть получен результат, зачем все это нужно…, какие ресурсы можно использовать… Нет только ответа на вопрос, как достичь поставленной цели и получить необходимый результат – это и предлагается решить участнику» [2].

В первую очередь использование метода кейс-стади способствует формированию у студентов практических навыков по решению ситуаций, постоянно возникающих в ходе их профессиональной деятельности. Использование этого метода способствует развитию аналитических, практических, коммуникативных, творческих навыков, навыков самоанализа и др. При этом обучение с использованием метода кейсов позитивно воспринимается самими студентами, которые рассматривают решение кейса, с одной стороны, как игру, с другой, как возможность применить полученные знания на практике, поскольку ситуации, анализируемые в рамках кейса, берутся из реальной жизни, школьной практики или собственной практической деятельности студента или преподавателя.

Кейсы варьируются по объему, формату, глубине требуемого решения. Так, по цели использования в учебном процессе, традиционно выделяется три типа кейсов: практические, обучающие и научно- исследовательские [3].

Практические кейсы отражают абсолютно реальные жизненные ситуации. Как отмечает Б. Е. Андюсев, целью практического кейса «является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально-деятельностное пространство реальной жизни» [1].

Обучающие кейсы «отражают типичные ситуации, которые наиболее часты в жизни и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе профессиональной деятельности, им присуща ― искусственность, ―сборность из наиболее важных и правдивых жизненных деталей» [1]. Такие кейсы применяются с целью обучения студентов обобщениям, переносу частных знаний и умений решать типичные ситуации, возникающие в повседневной практической деятельности. Наконец, кейсы научно-исследовательские «выступают моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней» [6, с. 149]. Такие кейсы ориентированы на осуществление научного исследования и оформление его результатов. Научно-исследовательские кейсы целесообразно применять для подготовки проектов отдельными студентами или группой студентов, а не для обучения всех студентов вообще. При этом информацию, полученную в ходе выполнения научно-исследовательского кейса, в дальнейшем можно будет использовать для подготовки других кейсов или для иллюстрирования теоретических положений лекционного занятия практическими примерами. При этом не исключена возможность проведения научного исследования в рамках выполнения кейса по заданию будущего работодателя.

Традиционные кейсы представляют собой описание ситуаций объемом от 20 до 50 страниц. Для учебных целей в рамках подготовки будущих педагогов начального образования такие кейсы представляются не вполне удобными, требующими значительных временных и организационных затрат, влекущих сложности у студентов, осваивающих разнонаправленные дисциплины при насыщенности учебных планов. Адаптированным к современной системе обучения бакалавров представляется другой вид кейсов – так называемые «маленькие наброски» или «сжатые кейсы». Такие кейсы целесообразно использовать при завершении изучения дисциплины для проверки сформированности профессиональных компетенций и выявления пробелов в полученных знаниях – прежде всего, самими студентами. Кроме того, работу с таким кейсом можно организовать и по-иному, предлагая обучающимся на каждом занятии выполнять определенную часть кейса, соответствующую изучаемой теме и уровню знаний студентов.

На семинарских занятиях в первую очередь следует использовать мини-кейсы, состоящие из одного-двух предложений или нескольких абзацев. Такие кейсы содержат необходимую для анализа информацию в наиболее сжатой форме, требующей ответа на конкретный вопрос (или несколько вопросов). При этом практика использования кейсов в обучении студентов показывает, что следует менять технологию применения метода конкретных ситуаций в практике преподавания. Предложение студентам кейса с заранее сформулированными вопросами ограничивает познавательную активность обучающегося, а кроме того, зачастую наталкивает его на требуемый ответ, не вызывая у студента потребности рассуждать, анализировать ситуацию.

Таким образом, представляется необходимым в обучении студентов использовать наряду с традиционными «конкретными ситуациями» кейсы нового типа, включающие описание ситуации без конкретно сформулированного вопроса. Студенты самостоятельно или в ходе обсуждения в малой группе должны сами определить, какая проблема описана в кейсе, и сформулировать вопросы, требующие ответа при анализе конкретной ситуации. В случае необходимости преподаватель может скорректировать предложенные студентами вопросы и помочь в формулировании алгоритма анализа кейса.

Приведем примеры используемых кейсов в процессе обучения будущих педагогов начального образования: При изучении предмета «Семейное воспитание детей младшего школьного возраста» использовался кейс «Моя семья». Кейс по обучению студентов решать профессиональную педагогическую задачу «Уметь проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией» Цель: уметь устанавливать взаимодействие с родителями как субъектами образовательного процесса.

Ситуация:

Идет разговор в учительской с отцом одного из учеников. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Его отец, руководитель одного из крупных предприятий, говорит в ответ на замечания педагога:

-  Поймите, у меня ответственная работа. У меня совершенно нет времени. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность!

Когда педагог замечает, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе самого папы, он возражает:

-   Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека, современный компьютер с выходом в Интернет, он имеет прекрасную коллекцию дисков, сколько раз его возили по России и за границу, водили по музеям...

Затем долго перечисляет элементы своего участия в воспитании сына. Говорит, что считает это главным, а на беспокойство школы по поводу сына отвечает усмешкой.

Вопросы и задания: 1. Сравните эти высказывания: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты» (Н.М.Карамзин); «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» (А. С. Макаренко).Так кто же прав? Может ли педагог компенсировать недостаток воспитания в семье? . Предложите способы изменения позиции отца в вопросах воспитания сына. .Многие знают афоризм В.О.Ключевского: «Привычки родителей превращаются в пороки детей». Всегда ли это так? А у вас есть какие-либо черты, которые передались вам от родителей? Можно ли их назвать пороками?

Занятие может быть проведено в форме дискуссии. Студенту необходимо осознать, что для решения данной ситуации педагогу важно иметь знания теории вопросов семейного воспитания. Необходимо знать и понимать проблемы современной семьи, знать психолого- педагогические закономерности и причины, которые лежать в основе поведения ребенка. Все эти знания помогут учителю правильно и корректно обосновать сложившуюся ситуацию родителям и предложить психолого- педагогические рекомендации по ее решению.

Далее приведем пример кейса используемого при изучении предмета «Введение в педагогическую деятельность». Кейс «Педагогическая этика». Кейс по обучению студентов решать профессиональную педагогическую задачу «Умение проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, выявлять проблемы в осуществляемой профессиональной деятельности и определять способы их решения». Цель кейса: научить выявлять этические ценности, дающие моральное право педагогу учить других людей.

Ситуация.

В массовой общеобразовательной школе работает учительница К. Коллеги считают ее опытным учителем, творчески относящимся к своей работе, умным собеседником, отзывчивым и чутким человеком. Ученики также с большим уважением относятся к ней, отзываясь о К. как о справедливом и интересном человеке, друге, учителе, способном доходчиво объяснить учебный материал. За годы работы в школе у неё с учениками не произошло ни одного деструктивного конфликта. Длительное время К. была уверена, что преподавание - это её призвание. В этой же школе обучается ее сын. Ребенок умный, нестандартный, успешно обучающийся, с задатками лидерства. Но в течение нескольких лет обучения этот ребенок отличается еще и вызывающим поведением, постоянно нарушает дисциплину на уроках и перемене. Мама- учительница все эти годы была в курсе происходящего, проводя со своим сыном беседы, но это лишь улучшало ситуацию на время, после чего все возвращалось в русло прежнего поведения. Поведение ребенка неоднократно разбиралось на педагогическом совете; на последнем из них последовало наказание - отстранение ребенка на месяц от учебных занятий с переводом его на самостоятельное обучение. Естественно, об этом стало известно параллели младших классов, в которых и преподает учительница К. (в том числе, в классе своего сына). Также, маме в комиссии по делам несовершеннолетних вынесено предупреждение за неудовлетворительное исполнение родительских обязанностей. Это обстоятельство с непреодолимой силой высветило для К. давно вызревавший в ее душе вопрос: имеет ли она моральное право на продолжение работы по любимой профессии?

Вопросы для обсуждения: Предложите варианты разрешения этой ситуации. Аргументируйте предложенные варианты. Выделите этические ценности, которые лежат в основании приведенной аргументации.Как Вы считаете, нравственная чистота учителя - это миф или реальность? В чем проявляется нравственное совершенство учителя?Что значит быть самим собой в профессии? Каково соотношение профессиональной чести и человеческого достоинства? Занятие может быть проведено в форме дебатов.

Кроме того, эффективной представляется такая форма занятий, при которой студенты на основе анализа практики и результатов собственной практической деятельности самостоятельно формулируют проблемы и создают кейсы. Указанные предложения, как представляется, будут способствовать более эффективному применению технологии интерактивного обучения и, в конечном итоге, формированию профессиональных компетенций учащихся.

В целом же использование метода кейсов способствует развитию у студентов умений и навыков: Выделим конкретные профессиональные навыки, формированию которых способствует использование кейс-метода в процессе обучения. Аналитические навыки: к ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация невысокого качества.

Практические навыки: пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования педагогической теории, методов и принципов.

Творческие навыки: Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

Коммуникативные навыки: Среди них можно выделить: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

Социальные навыки: В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

Самоанализ: Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения [2].

Таким образом, использование кейса имеет достаточно широкие возможности в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов, что подтверждает целесообразность активного включения данного метода в процесс профессиональной подготовки студентов.

Ссылки на источники

  1. Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. 2010. № 4. С. 61-69.
  2. Долгоруков А. Case-study как способ (стратегия) понимания. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. Под ред. А.Долгорукова. - М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. - С.22-44.
  3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). // Интернет-порталы: содержание и технологии. Вып. 2. / ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: Просвещение, 2004. - С.56-84.
  4. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – Спб: Питер, 2001. – 544 с. 

Sergeyeva Bella Vladimirovna,
candidate of pedagogical sciences, associate professor. departments of pedagogics and technique of primary education of FGBOU VPO "The Kuban state university",Krasnodar
Use of a method case-stadi as means of formation of professional competence of future teachers of primary educationAbstract. The article deals with the formation of professional competence of future teachers of primary education through the use of case study method (method of situational training) in the learning process. The author pays special attention to the analysis of different types of cases with the goals and objectives of their application, the structure and characteristics of the formulation tasks. The paper also analyzes the content of the case and the results of using the method of situational training future teachers of primary education.
Key words: competence-based approach in education; professio-nalny competences; method case-stadi; method of situational training; case.

References

  1. Andyusev B. E. Keys-metod as instrument of formation of kompetentnost//Principal. 2010. No. 4. Page 61-69.
  2. Dolgorukov A. Case-study as way (strategy) of understanding. Practical guidance for the tutor of system of Open education on the basis of remote technologies. Under the editorship of A. Dolgorukov. - M.: Center of intensive technologies of education, 2002. - Page 22-44.
  3. Case method. A window to the world of a situational technique of training (case-study).//Internet portals: contents and technologies. Vyp. 2. / GNII ITT "Informika". - M.: Education, 2004. - Page 56-84.
  4. Farm A.V. Modern didactics: The textbook for higher education institutions. – SPb: St. Petersburg, 2001. – 544 p.