Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье обосновывается значимость русского языка в формировании профессиональных компетенций бакалавров педагогики, определяются практические задачи, интерактивные технологии, виды самостоятельной работы студентов, описываются разработанные индивидуальные задания творческого характера.
Ключевые слова: компетенции,русский язык,речевая профессиональная культура, творческие задания. 

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, внедрённого в последнее время в российскую образовательную систему, становится актуальной задача повышения и развития речевой профессиональной культуры будущего педагога начального образования, содействие развитию его профессиональных компетенций.

В связи с этим неизмеримо возрастает значение языковой и речевой подготовки будущего учителя начальных классов, умеющего свободно владеть русским языком в различных сферах социокультурной коммуникации, обладающего высокой профессионально-речевой культурой. 

Следует отметить, что профессиональное владение речью особенно важно для педагога начального образования, поскольку именно он «должен стать наставником, способным передать знания о русском языке, его системе и структуре, особенностях функционирования, научить подрастающее поколение речевому общению, выработать готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию» [1]. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте определяются идеалы, формируется мировоззрение, усваиваются нормы речевого поведения в контексте конкретной национальной культуры. Качество обучения в начальной школе во многом зависит от степени профессиональной подготовки учителя, его личностных качеств, общей культуры, сознательной любви к родному языку. Для педагога язык должен стать не только средством общения и передачи информации, но и средством эмоционального воздействия и средством воспитания, в том числе и формирования языковой культуры младших школьников.

В этой связи актуальными и общественно значимыми представляются такие дисциплины, как «Русский язык», «Лингвистические теории в начальном курсе русского языка», «Синтаксис русского языка и речевые ошибки младших школьников», «Практикум по русскому правописанию», которые относятся к вариативной части профессионального цикла и органически входят в систему дисциплин филологической подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование».

Процесс изучения дисциплины «Русский язык» непосредственно направлен на формирование следующих профессиональных компетенций [2]:

-  осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

-  способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач;

-   владение основами речевой профессиональной культуры;

-   готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

В иерархии компетенций доминантными следует признать последние две, так как их формирование и совершенствование способствует выработке у студентов умения оптимально использовать средства языка в устном и письменном общении в речевых ситуациях, связанных с будущей профессией. Однако не менее важными являются и остальные профессиональные компетенции, стимулирующие познавательную активность и интеллектуально-побуждающие мотивы бакалавров.

Следует отметить, что под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы в процессе обучения той или иной дисциплине и служат развитию личности обучающегося. Введение в практику высшей школы понятия «компетенция» даёт более четкие ориентиры при описании освоения студентами конкретного учебного курса и разработке измерителей уровня подготовки обучающихся по данной образовательной области.

Поскольку курс русского языка имеет, в отличие от других гуманитарных дисциплин, эксплицитно выраженную практическую направленность, то главными практическими задачами, которые он должен решать, являются:

1) научить бакалавров применять полученные лингвистические знания и умения в собственной речевой практике; повышать интерес младших школьников к русскому языку;

2) показать связь русского языка с культурой речи, стилистикой, психолингвистикой, этимологией и использовать в своей профессиональной деятельности дополнительные знания для объяснения языковых явлений и фактов;

3) способствовать приобретению опыта в проведении различных видов анализа языковых единиц, т.е. в осуществлении фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического и синтаксического разборов;

4) научить соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка; воспитать чувство ответственности за своё вербальное поведение и стремление к совершенствованию коммуникативных умений – важной составляющей профессионограммы бакалавра.

Формирование разных видов профессиональных компетенций, повышающих уровень коммуникативной культуры бакалавров, осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, в процессе контролируемой самостоятельной работы. В образовательный процесс включены также и такие виды самостоятельной работы, которые обеспечивают реализацию индивидуальной образовательной траектории студента. Приведём некоторые их них:

-  составление электронных презентаций по темам дисциплины и применение их в адаптированном виде при решении конкретных образовательных и исследовательских задач в начальной школе;

-  создание коллажей по определённым темам, например: «Представители фонологических школ и их вклад в развитие теории фонемы»; «Известные лингвисты ХIХ-ХХ веков и их взгляды на языковой знак»; «Лингвистическая карта мира»; «Уровни языка и традиционные разделы изучения языка» и др.;

-  самостоятельное исследование (включая проектную деятельность) с использованием современных методов изучения языковых единиц;

-  систематизация научного материала по определённой теме (составление уроков с информативными таблицами, схемами и т.п.) для проведения ролевых игр.

В ходе аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии:

а) интерактивные лекции с мультимедийной системой, проблемные беседы, лекции с элементами психологического тренинга (разминка – активизация знаний, работа с ожиданиями) и другие;

б) семинары в диалоговом режиме, практические занятия с использованием средств мультимедиа (тестовые программные комплексы, мультимедийный репетитор), обсуждение дискуссионных вопросов и проблем; электронные презентации, решение проблемно-поисковых заданий, технология коллективных способов обучения.

Семинарские занятия состоят из двух частей: 1) проверка теоретических знаний студентов с включением вопросов для обсуждения, требующих участия в дискуссии по определённой проблеме, и 2) практические задания, направленные на решение разного рода дидактических и профессиональных задач:

а) разноуровневые задания, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический языковой материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

б) задания, связанные с усвоением языковых норм (орфоэпических, акцентологических, грамматических, лексических, стилистических) и совершенствованием орфографических и пунктуационных навыков;

в) нахождение языковых средств в художественных, публицистических и других текстах, конструирование фрагментов текста из заданных элементов с учётом указанных условий;

г) разыгрывание тех или иных ситуаций общения, актуальных для будущих педагогов начального образования (ролевые игры, дебаты и т.п.).

Оценочными средствами по дисциплине «Русский язык» являются: коллоквиумы, собеседование, творческие задания (включая коллажи, презентации), ролевые игры, дебаты, рефераты, тесты, разноуровневые задания.

Анализ профессиональной деятельности студентов во время прохождения педагогической практики показал, что отсутствие стремления к систематическому совершенствованию собственных речевых навыков может привести к серьезным затруднениям в коммуникативной деятельности. В связи с этим нами была усилена работа по формированию у бакалавров профессиональных компетенций «владение основами речевой профессиональной культуры» и «осознание социальной значимости своей будущей профессии». И только после углублённого изучения ряда тем, связанных с нормативным аспектом русского языка и культуры речи, и проведения дискуссии студенты стали следить за своим и чужим произношением, словоупотреблением, замечать ошибки в постановке ударения, исправлять их, задумываться над выбором того или иного варианта слова, чувствовать ответственность за свою речь перед учениками. Таким образом, правильное произношение и ударение, выбор грамматических конструкций есть неотъемлемые качества речевой культуры, но это лишь фундамент, на котором выстраивается здание ораторского мастерства будущего педагога, чей язык должен быть точен и прост и вместе с тем выразителен и богат.

Будущий учитель начальных классов только тогда сможет повысить интерес своих учеников к русскому языку как к учебному предмету, когда сам мотивирован осуществлять профессиональную деятельность, развивает в себе творческую личность, воспитывает любовь и уважение к своему родному, русскому, языку. Поэтому актуальной задачей, стоящей перед преподавателем высшей школы, становится целенаправленное формирование мотивационной сферы личности бакалавра – интеллектуально-побуждающих мотивов, основанных на получении «удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладение определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.» [3].

В современной педагогической литературе рассматриваются объективные возможности, заложенные в самой дисциплине «Русский язык», и субъективные факторы, влияющие на отношение к данному учебному предмету, а следовательно, и к русскому языку как общественному явлению. Объективно привлекательное заключено в самом языке, в его фактах и явлениях, в стройной системе, в самодостаточности лингвистических законов, по которым язык продолжает развиваться, в функционировании языка. По мнению Е.В. Архиповой, «интерес представляют не только закономерности языка, но и существующие объективно отступления от нормы, несущие в себе некоторую тайну, неожиданность, загадку и придающие языку своеобразие» [4]. К субъективным факторам в преподавании русского языка относятся: личность преподавателя, личность студента, избранная методика обучения, качественный отбор дидактического материала.

Нами были разработаны индивидуальные задания творческого характера, стимулирующие познавательную мотивацию студентов. Основная форма выполнения таких заданий – самостоятельный поиск обучающихся. Приведем примеры различных типов заданий.

1. Нахождение языковых средств в художественных, публицистических и других текстах.

А. Перечитайте первые главы романа М. Шолохова «Тихий Дон». Найдите в тексте диалектизмы и определите их типы. Какова стилистическая функция диалектной лексики в данном произведении?

Б. Найдите в стихотворениях поэтов серебряного века однозначные и многозначные слова, выполняющие номинативную функцию, номинативную и экспрессивно-синонимическую функции. Определите, в каком из значений употребляется многозначное слово.

2. Работа с различными лингвистическими словарями (толковыми, иностранных слов, фразеологическими; словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).

А. Пользуясь словарями разного типа, приведите примеры лингвистических терминов, которые можно рассматривать как межнаучные терминологические омонимы. Например: морфология – в лингвистике, биологии, ботанике.

Б. Приведенные ниже фразеологизмы разделите на две группы с точки зрения происхождения: 1) ФЕ, восходящие к библейским текстам; 2) ФЕ, восходящие к античности. Объясните значение данных ФЕ. За справками обращайтесь к сборнику        Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова и выражения».

Белая ворона; ахиллесова пята; вавилонское столпотворение; прокрустово ложе; заблудшая овца; козел отпущения; сфинксова загадка; змий-искуситель, золотой телец; дары данайцев; волк в овечьей шкуре; драконовские законы, сизифов труд

3. Работа над эмоционально-экспрессивными средствами языка – тропами и фигурами речи.

А. Определите, какие образные средства лежат в основе приведенных фразеологизмов. Обоснуйте свой ответ. 

1) Поджилки трясутся, задирать нос, повернуться спиной, морочить голову; 2) Выходить сухим из воды, бездонная бочка; 3) Плечом к плечу; душа в душу; лопух лопухом; туча тучей; 4) Искатель приключений; серый разбойник; белый континент; зелёный океан.

Б. Подберите примеры антитезы (не менее 10) из художественной литературы (например, поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.И. Цветаевой и др.).

4. Написание лингвистических сказок.

А. Придумайте лингвистическую сказку «Как подружились причастия и прилагательные», в которой отражались бы правила, регулирующие написание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Б. Придумайте и напишите сказку, текст которой состоял бы на 70 % из фразеологических оборотов, крылатых слов и выражений.

5. Написание словесных натюрмортов, сочинений-миниатюр.

А. Напишите словесный натюрморт «Овощи», используя прилагательные и причастия с н и нн.

Б. Напишите сочинение-миниатюру «Масленица», используя личные глаголы и краткие причастия.

6. Языковой анализ связных текстов.

Прочитайте данный текст без имён прилагательных. Что изменилось? Какова роль прилагательных в нашей речи? Охарактеризуйте морфологические особенности приведённых прилагательных.

Еще несколько дней, какая-нибудь неделя – и весь этот невероятный хлам в лесу природа начнет закрывать нежными цветами, душистыми травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно смотреть, как природа заботливо убирает свой желтый, сухой и мертвый костяк (по М.М. Пришвину)

7. Проведение ролевой игры «Я – учитель».

Создайте тесты для однокурсников, включив в них 40 заданий на правописание существительных, прилагательных и глаголов. Самостоятельно проведите тестирование, обработайте и проанализируйте полученные результаты.

Как показывают наблюдения, подобные задания всегда вызывают у студентов неизменный интерес и желание как можно больше узнать о русском языке. При наличии интереса успешнее идет развитие творческого побуждения, что ведет к усилению познавательной мотивации и формированию профессиональных компетенций.

Итак, стратегическая цель курса русского языка – становление сильной языковой личности педагога начального образования, обладающей важными профессиональными компетенциями, этической ответственностью и приумножающей культурные ценности нации.

Ссылки на источники

1. Коваленко Е.Г. Особенности коммуникативно-речевой подготовки современного студента // Коммуникативное образования в России: история и современность. –Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. – С. 169-172.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 46). – С. 4-5.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. – С. 196.

4. Теория и практика обучения русскому языку /  Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., 2007.– 336 с. – С. 25.

Ekaterina Kovalenko

Candidate of philological sciences, associate professor, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Kuban State University», Krasnodar

Formation of competences of future teacher of primary education in the process of learning Russian

Abstract. The article explains the importance of the Russian language in the formation of professional competences of bachelors of pedagogy, determined by practical tasks, interactive technologies, the types of independent work of students and describes developed individual tasks of a creative nature/
Key words: competences, the Russian language, speech professional culture, creative tasks.

References

1. Kovalenko E.G. Features of communicative-and-speech-training the modern student Communication education in Russia: history and modernity. – Novokuznetsk, 2010. – Pp. 169-172.

2. Federal state educational standard of higher professional education in the direction of preparation 050100 teacher education (qualification (degree) "bachelor") (appr. by order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 17 January 2011 N 46).

3. Slastenin V.A. et al. Pedagogy. – M.: Publishing Center "Academy", 2002. – 576 p. – P. 196.

4. Theory and practice of teaching Russian / Ed. R.B. Sabatkoeva. – M., 2007. – 336 p. – P. 25.