Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей конфликтных ситуаций среди подростков. На основе полученных данных проведен анализ возможного взаимодействия педагога с подростками в процессе поиска выхода из конфликтной ситуации.
Ключевые слова: конфликтная ситуация, подростки, воспитательный потенциал, разрешение конфликтной ситуации.
Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. Нарушение условий нормальной социальной адаптации, частые случаи насилия по отношению к детям и подросткам, вызывают ответную реакцию школьников – повышение агрессивности, что провоцирует возникновение конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации характерны, прежде всего, для подростковой среды.
Конфликт – и это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Для деструктивных конфликтов характерными последствиями будут тревога, беспомощность, стресс, смятение, отрицание, уход, поляризация.
Конфликтную педагогическую ситуацию можно определить как совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту [1].
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Агрессия непосредственно связана с таким социальным явлением, как буллинг. Английское слово буллинг (bullying, от bully – хулиган, задира, грубиян) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и подчинить его себе. Буллинг – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг - явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно и 55% эпизодически подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26% матерей считают своих детей жертвами таких издевательств.
Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
В нашем исследовании стояла задача выявления особенностей поведения подростков-восьмиклассников в конфликте. Были использованы следующие диагностические методики: методика К.Н Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте»; опросник «Агрессивность» Басса – Дарки;анкета «Телевизор», которая позволила выяснить, какие программы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные подростки, узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество. Современные подростки много времени проводят у экрана телевизора, за компьютером. В своем исследовании С.В.Книжникова отмечает, что подрастающее поколение регулярно имеет дело с медиапродукцией, которая пропагандирует различные виды агрессивного поведения, насыщена сценами насилия, эксплуатирует интерес к сексу, рекламирует культуру чрезмерного потребления, дискредитирует традиционные ценности [2]. Средства массовой коммуникации помогают сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях.
Результаты выявления степени выраженности той или иной формы проявления агрессии показали, что из 45 опрошенных у 72% подростков наблюдается повышенный уровень вербальной агрессии, т.е. словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. Необходимо также отметить новейшую тенденцию расширительного определения словесной агрессии (преимущественно в СМИ) как языка вражды – свободный перевод английского словосочетания «hate speech» (ненавидящая речь). У 58% можно отметить завышенное чувство вины, что зачастую сопровождается заниженной самооценкой. 46% подростков демонстрируют высокую подозрительность, что говорит об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности. У 42% подростков выше нормы уровень косвенной агрессии, т.е. агрессии ни на кого не направленной.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что у подростков ярко выражена агрессивность, т.е. они не владеют адекватными способами поведения. Достаточно высокий уровень агрессивности может служить причиной возникновения конфликтов. Наиболее часто конфликты возникают вследствие того, что дети подросткового возраста раздражительны и часто проявляют вербальную агрессию, что приводит к неконтролируемым вспышкам гнева и может доходить до физической агрессии. Это объясняется определенным внутренним состоянием, неумением контролировать свои эмоции, а не отрицательным отношением к миру. При этом у 59% респондентов можно отметить пониженный уровень обиды, что выражает возможное убеждение ученика в том, что он является плохим человеком и поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Такие показатели, как физическая агрессия (42%), раздражение (54%), негативизм (62%) у большинства опрошенных находятся в норме.
Нередко подростки стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Однако около 74% готовы к сотрудничеству, то есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Этот факт позволяет рассчитывать на возможность позитивного разрешения конфликтной ситуации. Иную стратегию поведения в конфликтной ситуации выбирают 40% подростков – это избегание или уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Около 35% подростков могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. 45% подростков предпочитают стратегию приспособления - принесение в жертву собственных интересов ради другого. Такую стратегию поведения можно обозначить как форму пассивного сотрудничества, которая отличается склонностью смягчить конфликтную ситуацию и сохранить существующие отношения между людьми. При этом у подростка, выбирающего данную стратегию поведения, отсутствует стремление достичь поставленной цели, при том, что другая сторона конфликта сохраняет интерес к собственным целям.
Также проведенное исследование показало, что в конфликтной ситуации у подростков наиболее часто представлены стратегии сотрудничества и соперничества, и практически не встречаются стратегии избегания и компромисса.
Проведенное исследование позволило выявить некоторые особенности конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся. Конфликты такого рода возникают из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов, отсутствия взаимопонимания, в связи с борьбой за лидерство, из-за противопоставления личности ученика коллективу, в связи с общественной работой. Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства. По наблюдениям психологов, путь к лидерству в подростковой среде связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности, агрессивности [3].
Воспитательный потенциал межличностных конфликтов у подростков реализуется в результате активности педагога, направленной н формирование у подростка готовности к личностному самоопределении личной ответственности подростка. Владея технологией разрешения конфликта и используя его позитивную роль в развитии личности, педагог получает большие возможности использования этого феномена в воспитательном процессе, умело используя управляемые конфликтные ситуации в работе с подростками. Выяснение причин конфликта и поиск воспитательных возможностей конфликта осознается большинством учителей как одна из основных задач воспитателя.
Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. На практике одни конфликты разрешаются с помощью прямой и открытой коммуникации, а другие «затухают», если их не вскрывать. Лучший способ взаимодействия в конфликтной ситуации определяется характером проблемы и позициями сторон.
Современным педагогам очень трудно понимать и поддерживать своих воспитанников. Новое поколение значительно отличается от предыдущего. Непонимание влечёт за собой отчуждение, и это тяжёлое и распространённое явление. Для предупреждения и скорейшего разрешения конфликтных ситуаций с участием подростков можно и нужно прибегать к помощи родителей учащихся.
В случае недостаточного профессионализма со стороны учителя, он может сам невольно спровоцировать деструктивный конфликт. Способствовать этому будет следующее поведение педагога в конфликтной ситуации: запугивание и угрозы, унижение подростка, оскорбления в его адрес, ссылки на свой авторитет, уклонение от обсуждения проблемы. Трудно переоценить весь спектр негативных последствий такого поведения педагога для его подопечных. Подростки тонко чувствуют и мгновенно реагируют на малейшую несправедливость со стороны взрослых самым доступным для них способом – агрессией. Таким образом получается замкнутый круг, конфликтные ситуации порождают одна другую.
Задача учителя - управлять конфликтной ситуацией. Для этого необходимо выйти за пределы эмоциональности поведения, преодолеть тенденции к деструкции, когда подростками управляет эмоция, т.е. проявить педагогическую квалификацию, мастерство и начать понимать и выводить подростков за пределы сценария деструктивного развития конфликта в режим развивающего поведения в конфликте.
Конфликт может считаться продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.
Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определенными трудностями для педагога [4].
Важно понять, из-за чего возникла педагогическая конфликтная ситуация, разрешать ее лучше сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять - не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает «абсолютно плохих» или «абсолютно хороших» подростков. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликтной ситуации [5].
Социально-педагогическая работа с подростками выходит за рамки школы. Решение проблем тормозится недостатком профессионально – подготовленных кадров. Решение задачи развития социально-педагогической работы с подростками напрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация и надежда только на учителя, способного учить и работать во внеклассное время – неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор должны работать в тесном контакте, взаимодействуя, не только друг с другом, но и со всеми учреждениями и организациями, на благо развития подростка.
Подводя итоги, необходимо отметить, что не существует универсальных правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий их разрешения. Все они ориентированы, прежде всего, на понимание человека как уникальной и неповторимой личности. И, если мы откажемся таковую признавать даже в подростках, конфликты, особенно в педагогических ситуациях можно считать неизбежными.
Ссылки на источники
- Баныкина С.В.. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. СС. 373-394
- Книжникова, С.В. Нравственные зерна и плевелы подростковой медиапродукции: как научить школьников отделять одно от другого? //Народное образование. - № 7, - 2013, - С.221-224
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология DOC. М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.
- Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90 х: движение в зону риска. М., 1998.
- Даниленко С. В. Педагогические конфликтные ситуации, технологии их разрешения [Текст] / С. В. Даниленко // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 500-502.
Alexandra Gitman,
cand. ped. sciences, Associate Professor of Kuban State University, Krasnodar
Educational potential conflict situations in the teenage environment
Abstract. Educational potential conflict situations among adolescents In article results of empirical studies of conflict situations among adolescents. Based on the obtained data the analysis of the possible interaction of the teacher with teenagers in the process of searching for a way out of conflict.
Key words: conflict situation, adolescents, educational potential, resolution of conflict situations.
References
- Banykina S. V.. Pedagogical conflictology: the state of research and prospects of development // Modern conflictology in the context of a culture of peace. Moscow, 2001. SS. 373-394
- Knizhnikova, S. V. Moral of the grain and the tares teen media products: how to teach the students to separate one from the other? //Public education. - No. 7 - 2013, Pp. 221-224
- Anzupow A. J., Shipilov, A. I. Conflict studies DOC. M.: Uniti, 2000. - 551 p.
- Sobkin V. S., Kuznetsova N. And. Russian teenager of the 90s: the movement in the risk zone. M., 1998.
- Danilenko S. V. Pedagogical conflict situations, technologies of their resolution [Text] / S. V. Danilenko // Young scientist. - 2014. - No. 7. - P. 500-502.