Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлена программа формирования эмоциональной устойчивости студентов старшего юношеского возраста в учреждениях среднего профессионального образования и принципы её реализации.
Ключевые слова: программа, формирование, эмоциональная устойчивость, старший юношеский возраст, студент, учреждение, среднее профессиональное образование.

Самое важное место в формировании эмоциональной устойчивости студентов старшего юношеского возраста в учреждениях среднего профессионального образования принадлежит педагогу-психологу как самому квалифицированному в этой области специалисту. Именно он должен способствовать развитию всех составляющих эмоциональной устойчивости студентов, определять действующий уровень сформированности этой характеристики личности и проводить занятия, направленные на ее формирование [1, с.316].

Цель программы: формирование эмоциональной устойчивости студентов старшего юношеского возраста в учреждениях среднего профессионального образования, развитие первичной профессиональной идентичности, реализация профессионально-психологического потенциала личности.

Задачи программы [2, c.5]:

  • развить установки на самопознание, и саморазвитие;
  • сформировать знания о понятии, структуре и проявлениях эмоциональной устойчивости;
  • сформировать умения диагностики эмоциональной устойчивости;
  • сформировать стратегии поведения в конфликтной ситуации;
  • выявить особенности своей эмоциональной устойчивости;
  • развить адекватное понимание себя участником программы;
  • развить профессиональное самосознание, способности определять перспективу своей будущей жизни, проектировать жизненные планы;
  • развить коммуникативные умения и навыки и разные формы и методы профессионального общения;
  • обучить студентов методам и приемам регуляции эмоциональных состояний.

Для того чтобы решить поставленные задачи используются дидактические принципы развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, в котором учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида [3, c.69].

Содержание программы разделено на три блока: диагностический блок, теоретический блок, инструментальный блок.

Первый блок – диагностический. В рамках диагностического блока организуется процесс познания и самопознания, направленный на выявление и осознание отдельных сторон своей личности.

Второй блок – теоретический. В рамках теоретического блока рассматриваются индивидуальные особенности управления эмоциональным состоянием, а также факторы, влияющие на сформированность эмоциональной устойчивости.

В содержание теоретического блока входят следующие занятия [4, с.6]:

Лекция на тему «Проблема эмоциональной устойчивости в трудах отечественных и зарубежных ученых»

Цель: познакомить с феноменом эмоциональной устойчивости. Сформировать понятие о классической модели восприятия человеком эмоциональных проявлений.

Лекция на тему «Индивидуальные особенности управления эмоциональными состояниями»

Цель: показать значение управления эмоциями, индивидуальные особенности контроля выражения эмоций, познакомить студентов с методами устранения нежелательных эмоциональных состояний.

Лекция на тему «Факторы, влияющие на сформированность эмоциональной устойчивости»

Цель: сформировать понятия о факторах, влияющих на сформированность эмоциональной устойчивости.

Третий блок курса – инструментальный. Он включает в себя тренинговые занятия. Содержание каждого занятия содержит вводную часть, основную часть и рефлексивную, заключительную часть. Во вводной части занятия раскрывается содержание темы, идет формирование мотивации. В основной части применяются активные групповые методы работы: обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», ролевые игры, психотехнические упражнения. Данные активные методы работы позволяют обучающимся самостоятельно анализировать себя в системе профессиональной деятельности, и формировать способность к профессиональному саморазвитию. Подведение итогов занятия проводится в виде рефлексивного обсуждения, с целью присвоения участниками полученного опыта.

Работа в тренинговых группах осуществляется согласно положениям: активное участие в происходящем, уважительное отношение друг к другу, конфиденциальность, искренность, общение по принципу «здесь и сейчас», обратная связь [4].

Следовать положениям необходимо для достижения цели занятий. В структуре занятия проводятся ритуалы приветствия, основная часть, ритуалы прощания.

Тренинговая программа состоит из трех взаимосвязанных блоков.

Первый блок «Я и мой внутренний мир» посвящен осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности, рефлексия.

Задачи:

  • развить способность к самопознанию;
  • развить безоценочное принятие своих качеств;
  • развить безоценочное принятие качеств участников группы.

Выбор жизненного пути связан с выбором реальных жизненных ценностей. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими самосознания через внутреннюю мотивацию. Жизненные цели, как когнитивное эмоциональное образование, служат мотивирующим фактором оценки себя. В свою очередь результат оценки мотивирует к постановке тех или иных жизненных целей. Таким образом, самооценка и понимание себя выступают как внутренний побудитель, внутренняя мотивация, и соотносят прошлое, опыт и знания, и будущее с настоящим (переживание «Я») [5, c.13].

Понимание своего «Я» может происходить на нескольких уровнях:

– осознание участником того, как он воспринимается другими, каким он представляется в межличностных ситуациях (каким меня видят другие?);

– осознание собственных стратегий и тактик, применяемых в общении длительное время (каким я воспринимаю себя?);

– осознание мотивов, лежащих в основе того или иного стиля поведения (почему я веду себя именно так?);

– понимание человеком того, как на протяжении его жизни складывались присущие ему способы поведения (каковы глубинные причины моего поведения?).

Блок представлен занятиями: «Я и мой внутренний мир», «Образ Я». Упражнения, входящие в данный блок: «Ищем секреты», «Паутина», «Имя – движение», «Кое-что о других людях и о себе», «Кто Я», «Какой Я», «Толкни меня», «Другой ты», «Позитивное Я», «Круговое рукопожатие».

Заключительный тренинг проводится в виде опросника «Итоги занятия».

Второй блок «Я и профессия» направлен на осознание себя в системе профессиональной деятельности, развитие профессиональной и личностной идентичности, профессионального самоопределения.

Задачи этого блока:

  • сформировать ощущение себя во времени;
  • развить представления о жизненном пути как едином целом;
  • развить понимание специфики выбранной профессии;
  • развить рефлексию «образа я и профессии»;
  • развить положительное подкрепление выбранной профессии.

Занятия блока: «Я и профессия», «Я и мое будущее» включаются следующие упражнения: «Человек – человек», «Запоминание позы», «Плюсы и минусы», «Звездный час», «Профессиональная идентичность», «Аплодисменты по кругу», «Прошлое – настоящее – будущее», «Раньше – сейчас – потом», «Человек на своем месте», «Профессиональный портрет», «Фантазии о жизненном пути и имени».

Третий блок «Я и мое профессиональное сообщество. Я и другие» ориентирован на осознание себя в системе профессионального общения и оптимизацию отношений к этой, и в этой системе.

Задачи:

  • развить внимание к окружающим людям в совместной деятельности;
  • развить осознание себя в деятельности;
  • развить внимание к поведению другого.

В занятия блока включены следующие упражнения: «Приветствие», «Найди пару», «Карандаши», «Встреча взглядами», «Поиск сходства», «Скалолаз», «Поддержка», «Дракон ловит свой хвост», «Тратим деньги на дело», «Волшебный сундук», «Карта будущего», «Круговое рукопожатие».

Принципы реализации программы основываются на учете возрастных особенностей участников, представлений об эффективных формах обучения и структуре изучаемого материала и представлены следующим образом:

  1. Принцип рефлексии личностных изменений. Подведение итогов занятия необходимо проводить в форме рефлексивного обсуждений мыслей, чувств возникших в ходе занятия, для этого необходимо соблюдение принципов принятия учащихся, безоценочности суждений, конгруэнтности.
  2. Принцип общения на равных и принцип взаимоуважения. Необходимо обеспечение равенства позиций между педагогом-психологом и участниками. Этому способствуют правила, принимаемые в группе (правило уважения каждого мнения). Особенно четко должна подчеркиваться идея, что мнение ведущих является лишь одной из возможных точек зрения наравне с мнением каждого из участников. Участники вправе не согласиться с этим мнением, но вместе с тем это мнение имеет право на существование и может быть высказано.
  3. Принцип свободы самовыражения. Поскольку в реализации программы существенная роль отводится активным методам обучения, важно создать такие условия, которые бы способствовали созданию безопасной атмосферы для свободного проявления себя. Кроме правила без оценочного принятия личности, этому способствуют стимуляция и поощрение самовыражения участников группы.
  4. Принцип обучения, основанный на обращении к собственному опыту. Данный принцип основывается на представлении о том, что эффективность усвоения материала зависит от его личностной значимости. В соответствии с этим наиболее адекватным для реализации целей программы является методический прием обращения к собственному опыту.
  5. Принцип развития и саморазвития личности ученика на основе его индивидуальных особенностей как субъекта познания, предметной деятельности и общения.
  6. Принцип обеспечения права учащегося на невмешательство в его внутренний мир – важнейший этический принцип.

Программа формирования эмоциональной устойчивости студентов старшего юношеского возраста разработана для реализации в системе среднего профессионального образования и направлена на необходимость углубить знания студентов по проблемам эмоциональной устойчивости, а так же сформировать умения и навыки практической деятельности, направленные на её развитие.

Выводы:

На формирование эмоциональной устойчивости студентов старшего юношеского возраста оказывают влияние особенности эмоциональной сферы, такие как большая интенсивность переживаний, повышенная эмоциональность и эмоциональная восприимчивость, интенсивное развитие самооценки. Особое влияние от развития высших эмоций – нравственных и эстетических, среди которых есть интеллектуальные эмоции. Обучение студента должно происходить с учетом формирования эмоциональной устойчивости. Сформированная эмоциональная устойчивость позволит сохранить личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создаст основу для возникновения внутренней гармонии.

 Ссылки на источники

  1. Долгова В.И. Особенности эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ // Успехи геронтологии. –  2014. – Т. 27. № 2. – С. 315-320.
  2. Долгова В.И., Латюшин Я.В., Напримеров А.А. Формирование эмоциональной устойчивости личности: монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 167 с.
  3. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Адаптационный потенциал эмоциональной устойчивости студентов в процессе профессионального самоопределения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 6. - С. 69-77.
  4. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Адаптационный потенциал и эмоциональная устойчивость в профессиональном самоопределении студентов: монография. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. - 208 с.
  5. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография – М.: Изд-во «Перо», 2014. – 173 с.