Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы ситуативной тревожности в старшем дошкольном возрасте; показано, что тревожность как свойство личности обусловливает поведение старшего дошкольника; представлены результаты исследования уровня ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: ситуативная тревожность, старшие дошкольники, страх, тревога.

Проблема тревожности у детей старшего подросткового возраста является одной из актуальных проблем в психологии. Среди негативных переживаний тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Ребенок с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. В состоянии тревоги, ребенок переживает не одну эмоцию, а комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных детей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх.

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятию тревожность, но большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать тревожность дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.

Для того чтобы определить понятие «ситуативная тревожность», рассмотрим разные определения авторов понятия «тревожность»

По определению Р.С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [1].

По определению, А.М. Прихожан: «Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [2].

По определению А.В. Петровского: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [3].

Выделяют два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку

Ситуативная тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство по поводу сложившейся ситуации. Значение профилактики ситуативной тревожности и её преодоление важно при подготовке старших дошкольников к трудным ситуациям при вступлении в новый этап – обучение в школе.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции [4].

Также в психологии выделяют две основные формы тревожности:

1)    открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

2)    скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки. Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный уровень тревожности и страха рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности и свойственен всем людям [5].

Тревожность как свойство личности во многом обусловливает поведение ребенка. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности [6].

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной [7]. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением [8].

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Важнейшим изменением в мотивационной сфере старших дошкольников выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, ранее отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания, эмоциональную неустойчивость, тревожность [9].

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной [10].

Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании креативного мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

    Тем не менее, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, являются родительские отношения. Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме.

Жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации.

Исследование было проведено в подготовительной группе МБДОУ № 308. В группе 15 человек.

Воспитанникам во время учебно-воспитательных мероприятий, характерны мотивы достижения, познания, а так же потребность в общении.

Детям интересно участвовать в процессе обучения, обсуждать предложенные темы, а так же применять новые знания. Им присуще чувство соперничества, борьбы, как индивидуального так и группового характера.

Дети обучают друг друга, делают замечание, если кто-то ведет себя не правильно. Они не боятся высказывать свою точку зрения, а так же выслушивают чужую, но не всегда ее принимают.

Поведение на занятиях: дети отвлекаются друг на друга и на посторонние предметы, игрушки, их сложно успокоить в начале занятий. Через минут 5 они включаются в рабочий процесс, активно принимают участие в беседах, играх, спортивной и творческой деятельности. Любят самостоятельно выбирать места для работы, и не хотят сидеть так, как предлагает педагог.

В ходе проведения методики «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена были получены результаты, представленные в таблице 1. 

Таблица 1

Результаты по методике «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена 

Уровень

тревожности

Экспериментальная

группа

%

кол-во чел.

Высокий

60

9

Средний

27

4

Низкий

13

2

Наглядно результаты по методике «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена представлены на рис. 1.

  Рис. 1. Результаты по методике «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена 

Как видно из таблицы 1 и рисунка 1, преобладающая часть испытуемых экспериментальной обладает высоким уровнем тревожности 60 % – 9 человек, 27 % - 4 человека, 13 % - 2 человека.

В ходе проведения методики «Кактус» было выявлено, что для 54 % испытуемых экспериментальной группы характерно расположение рисунка в углу, остается на листе много свободного места, размер изображения маленький, линии прерывистые, нажим слабый, рисунок выполнен темным цветом, имеется штриховка. Данные характеристики рисунка говорят о наличии высокой тревожности у испытуемых.

У остальных испытуемых рисунок расположен по центру листа, средних размеров, линии непрерывистые, нажим средний – 46 %.

В ходе проведения восьмицветного тест М.Люшера были получены результаты, представленные в таблице 2. 

Таблица 2

Результаты восьмицветного тест М.Люшера 

Уровень тревожности

Экспериментальная

группа

%

кол-во чел.

Высокий

47

7

Средний

40

6

Низкий

13

2

 Наглядно результаты восьмицветного тест М.Люшера представлены на рис. 2.  

Рис. 2. Результаты восьмицветного тест М.Люшера 

Как видно из таблицы 2 и рис. 2, преобладающая часть испытуемых экспериментальной группы обладает повышенной тревожностью (47%).

Результаты констатирующего этапа исследования показали, что в экспериментальной группе большинство испытуемых обладают высоким и средним уровнем тревожности и лишь незначительная часть – низким уровнем тревожности.

Результаты эмпирического исследования тревожности старших дошкольников указывают на высокую потребность проведения коррекционной работы с детьми и с родителями по предупреждению развития тревожности дошкольников [11], на необходимость внедрения инновационных психолого-педагогических технологий в дошкольное образование [12].

Таким образом, тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).

Тревожность проявляется в психологической, психофизиологической сфере. Причины тревожности могут находиться на психологическом и психофизиологическом уровне.

Ссылки на источники 

  1. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. – М.: Владос, 2007. – 303 с.
  2. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).  – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
  3. Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебник. – М.: Академия, 2010. – 528 с.
  4. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: УНИИ РГУ, 2009. – 146 с.
  5. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 33-34.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие. –М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 456 с.
  8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж: Модек, 2000. – 178 с.
  9. Долгова В.И. Проявление рефлексивного компонента системы профессионально важных качеств будущих педагогов-психологов / Травматизм, психологическая безопасность, сопротивляемость и культура: мат. Международной конф. (г. Челябинск, 26-28 апреля 2007 г.): в 2-х ч. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2007. Ч.1. – С. 147-151.
  10. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методологические основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных - М.: ВЛАДОС, 2008. – 264 с.
  11. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  12. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.