Исследование ситуативной тревожности студентов I курса факультета психологии в период экзаменационной сессии
Выпуск:
ART 970795
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Молоканов
А.
В.,
Кондратьева
О.
А. Исследование ситуативной тревожности студентов I курса факультета психологии в период экзаменационной сессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2341–2345. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970795.htm.
Аннотация. В статье проанализированы различные подходы к понятию «ситуативная тревожность», особенности проявления ситуативной тревожности в студенческом возрасте, обосновано влияние ситуативной тревожности как свойства личности на деятельность студента в период экзаменационной сессии.
Похожие статьи
- Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников
- Исследование ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
- Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет
- Влияние самооценки на ситуативную тревожность младших школьников
- Исследование ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Текст статьи
КондратьеваОльгаАлександровна,кандидат психологическихнаук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Южноуральскийгосударственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинск(научный руководитель)sobolevaoa@cspu.ru
Молоканов Александр Владимировичстудент факультета психологии ФГБОУ ВО «Южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскmolokanov.aleksander2014@yandex.ru
Исследование ситуативной тревожности студентов 1го курсафакультета психологии в период экзаменационной сессии
Аннотация. В статье проанализированыразличные подходы к понятию «ситуативная тревожность», особенностипроявления «ситуативной тревожности»в студенческомвозрасте, обосновано влияние ситуативнойтревожности,как свойстваличности на деятельность студента в период экзаменационной сессии.Ключевые слова: ситуативная тревожность,страх, тревога,студенты 1го курса.
Специфическая учебная форма отношения студента к деятельности во время обучения в учреждениивысшегообразованияхарактеризуетсянапряженными и остроэкспрессивными ситуациями, которые оказывают своё негативное воздействие на данную категорию людей. И, как результат, частое нахождение студента в эмфатическом, нервнопсихическомнапряжении и постоянном ощущении тревоги. Чувство тревоги знакомо каждому человекуи виной этому служит неизбежноеналичие стрессовых ситуацийво всех сферах деятельности индивида[1].Эксцесс экзамена непосредственно связан с тревожностью, что значительно повышает актуальность глубокого изучения данной проблемы,в связи с проявлением большого интереса работников сферы образованияк данной вопросу.Склонность студентов к частым и интенсивным переживаниям состояния тревожности во время экзаменационной сессии, находится в центре внимания среди причин, вызывающих нервнопсихические напряжения у учащихся [2].Именно тревожность, как отмечают многие классики зарубежной и отечественной практической психологии, лежит в системе целого ряда психологических сложностей и основанием для обращения запсихологическойпомощью.В современной психологиивопростревогии тревожностисчитаетсяоднимизсамыхисследуемых.Впервыеакцентировалвнимание на данной проблеме З.Фрейд. З. Фрейд рассматривает тревогу как эмоциональное состояние, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. З. Фрейд придерживается точки зрения,чтопредставленнаяоценкауказываетнестольконасоставляющиерассматриваемогосостояния,скольконаего внутренниефакторы.
По мнению З. Фрейда,неприятноесостояниетревогиявляетсяполезнымадаптационнымприспособлением, побуждающиминдивидакзащитномудействиюдля преодоленияопасности[3].В большинстве случаев понятия «тревога» и «тревожность»употребляютвдвухзначениях:–тревогакакпсихологическоесостояние(собственнотревога);–тревогакаксвойстволичности(тревожность).В первом значении термин «тревога» выступает в качестве негативного эмоционального состояния, которое отличается субъективными ощущениями напряжения и ожидания неблагополучных событий.Во втором значении тревога как свойство личности проявляется как устойчивая склонность субъекта чувствовать угрозу своему «Я» на различных стадиях и рефлектировать на них усилением состояния тревоги.Американский психолог Б.Ф. Скинер трактовалтревогу как отрицательное явление, связывая ее с наказанием. Иззасобственнойугрожающейприродытактиканаказаниянежелательногоповеденияспособна спровоцировать–«эмоциональныеэффекты» [4].Психолог М. Литвак характеризуеттревогу как эмоцию, возникающую в неблагоприятной ситуации.Отсутствие возможности нейтрализовать источник тревоги, приводит к трансформации тревоги в страх[5]. Классик психологии эмоции К. Изард приходит к выводу, что тревога –этосовокупностьнескольких эмоций, одной из которых является страх, а другими её составными частями, по мнению этого ученого, являютсячувства печали, вины и стыда [6].
Большая частьавторовнаосновеогромногофактическогоматериаларассматриваюттревогукакоткликнанеопределенный,зачастуюнезнакомыйсигналпопричинетого,чтотревогапроявляетсязадолгодонаступленияугрозы.Корнитревогизачастуюнеосознаютсялибоникак неподдаютсялогичномуобъяснениюи проецируютсявбудущее[7].Однакотревожность–этоличностнаяпсихическаяособенность, проявляющаяся всклонностичеловека зачастуюиспытыватьсильнуютревогупоотносительнонезначительнымповодам.Термин «тревожность»зачастуюприменяетсяис цельюобозначениянаиболееширокогокруга переживаний,образующихсянезависимоотопределенныхситуации.Согласновзглядам,А. Прихожан,напсихическомуровнетревожностьчувствуетсякак напряженность,обеспокоенность,раздражительностьиволнениеввидеощущений неопределенности,слабости, бессилия, незащищенности, одиночества,угрожающейнеудачи,невозможностипринять решение[8].Изучаятревожностькакиндивидуальноесвойствои тревогукаксостояние,Ч.Д. Спилбергерподелилэтидваопределенияна«ситуативную» и «личностную»тревожностьС цельюнаилучшегоразличияличностнойи ситуативной тревожности Ч.Д.Спилбергеропределилглавнуюхарактеристикукак«Т –качество», адругую–как«Т –состояние».Личностнаятревожностьсчитаетсянаиболеестабильнойкатегориейиобусловливаетсятипомвысшейнервнойсистемы, темпераментом,характером,обучениемиполученнымистратегиями реагированиянавнешниеобстоятельства.Ситуативнаятревожностьфиксируетпричину илиполученнуюповеденческую диспозицию,котораяпредрасполагаетиндивидак восприятиюобщегодиапазонаобъективнобезопасныхфакторовкакохватывающихугрозу, побуждаяотвечатьнанихТсостояниями,силакоторыхникак неподходитвеличинеобъективнойугрозыситуативнаятревожностьболеенаходится в зависимостиоттекущихпроблемипереживаний–в частности,передсерьезнымсобытиемумногихлюдейонанамноговыше,чемвпериодобычнойжизни.Какправило,характеристикиличнойи ситуативной тревожностиобъединенымеждусобой: улюдейсбольшимипоказателямиличнойтревожности,ситуативнаятревожностьвсходныхмоментахвыражаетсявбольшейстепени. [9].Методологический аппарат нашей работы состоит из: Целиисследования–теоретически обосновать и экспериментальновыполнитьисследование ситуативной тревожности у студентов 1го курса факультета психологии в период экзаменационной сессии.Объекта–ситуативная тревожность у студентов 1го курсафакультета психологии в период экзаменационной сессии.Предмета–исследование ситуативной тревожности студентов1го курса факультета психологии в период экзаменационной сессии.
Гипотезыисследования:предполагаем, что в период экзаменационной сессии уровень ситуативной тревожности у студентов 1го курса факультета психологии характеризуется высокими показателями.Задач исследования:1) Изучить феномен ситуативной тревожности в отобранной психологопедагогической литературе;2) Изучить особенности проявления ситуативной тревожности у студентов 1го курса факультета психологии в период экзаменационной сессии;3) Определить этапы, методы и методики исследования;4)Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования;5) Разработать психологопедагогические рекомендации студентам 1го курса факультета психологии в период по снижению ситуативной тревожности в период экзаменационной сессии.В ходе эксперимента использовались следующие методы исследования:1.Теоретические –анализ, синтез, обобщение. 2. Эмпирическиеконстатирующий эксперимент, тестирование по методикам: –Ч. Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности»;–Опросник Х. Ю. Айзенка «Самооценка психических состояний»
3.Метод математической статистики: tкритерий Вилкоксона.Психологопедагогическое исследование проходило в 3 этапа: поисковоподготовительный этап, опытноэкспериментальный этап, контрольнообобщающий этап.Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и цели исследования.База исследования –ФГБОУ ВО ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет г. Челябинска, студенты 1го курса, факультета психологии в количестве 27 человек.Для исследования ситуативной тревожности студентов 1го курса было проведено исследование по методике «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина. Работа по получению данных проводилась в 2 этапа.Первый этап –констатация уровнятревожностив период экзаменационной сессии.Данная процедура была проведена для наличия представленийо ситуативной тревожности каждогоиспытуемого, что поможет объяснить, интерпретировать конечныеданные.В нашем случае результаты исследования ситуативной тревожности студентов 1го курса представлены на рисунке 1.
Рис. 1.Уровни ситуативной тревожности в период и после экзаменационной сессии пометодике «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина
При сравнении полученных результатов было установлено, что в период экзаменационной сессии у достоверно большего числа исследуемых 15 человек (55%)наблюдался высокий уровень ситуативной тревожности по сравнению с результатами, выявленными после экзаменационной сессии у 6 человек (22%). При этом у достоверно меньшего числа респондентов –12 человек (45%) в период экзаменационной сессии наблюдался умеренный уровень ситуативной тревожности, чем после сессии –13 человек (48%). Особого внимания заслуживает то, что низкий уровень ситуативной тревожности в период экзаменационной сессии не наблюдался ни у одного студента, а после экзаменационной сессии этот уровень проявился у 8 человек (30%). Кроме этого, во время экзаменационной сессии, в целом же по группе наблюдался высокий уровень ситуативной тревожности. Высокийуровеньспособенуказыватьомалойэмоциональнойприспособленности кэтиминымсоциальнымситуациям. Устудентовспредоставленнымуровнемвыявляетсяотношениексебекаккслабовольному,неумелому.Так же состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством. Следует отметить, что количество баллов у студентов, показавших высокийуровеньситуативной тревожностиво время экзаменационной сессиибылближе к верхней границе данного уровня, что характеризует ситуациюсдачи экзамена как стрессовую.У респондентов,имевших умеренный уровень ситуативной тревожности во время экзаменационной сессии могут иметь местовозможныепредпосылки для возникновения тревожности не физиологического, а скореесоциального плана, тоестьстрах самовыражения, боязнь оценок и трудности в ответе на экзамене.На втором этапе после констатации уровня ситуативной тревожности после сдачи экзаменационной сессии испытуемым было предложено еще раз заполнить тест. В целом же по группе после периодаэкзаменационной сессии доминирует умеренный уровень ситуативной тревожности. В результате повторного исследования мы выяснили следующее:у опрошенных, имевших высокий уровень ситуативной тревожности напряжение сохранялось на всём протяжении экзаменационной сессии. Возможно и то, что эти студенты настолько неуверенные всебе,своихзнанияхисилах,чтосамопредчувствиеконтролязнанийбеспокоитих, авзаимодействиеспреподавателемдоставляеттолько лишьотрицательныеэмоции.Тоесть, вповеденииданныхстудентовпрослеживаетсясниженнаяприспосабливаемостькситуациямстрессогенногохарактера.13 человек, что составляет 48% опрошенных имеют умеренный уровень ситуативной тревожности. 8 человек, а это 30% от числа опрошенных, имеют низкий уровень ситуативной тревожности. Эти студенты уже не испытывают страха в ситуации проверки знаний. По результатам проведенного нами исследования студентов 1 курса очевидно, что уровень ситуативной тревожности значительно менялся в разные периоды экзаменационной сессии.Результаты диагностики по методике «Самооценка психических состояний» Х. Ю. Айзенка у студентов 1го курса факультета психологии изображены на рисунке 2.В результате наших исследований, мы выяснили следующее: 3человека,чтосоставляет11%опрошенныхобладаютвысокимуровнемличностнойтревожности,которыйуже послесессииуменьшилсядо7 % (2человека). Индивиды высокотревожнойгруппы,имеющиезначительныепоказателиличностнойтревожности,никак невыражаликакуютоособовыраженнуюситуативнуютревожность.Чемнастойчивееподчеркиваетсявзаимосвязьвыполняемогозаданияспроверкойспособностииндивида,темплохопреодолеваютего«высокотревожные»студентыитемлучшееговыполняют«слаботревожные».У 15 человек, что составляет 56% опрошенных имели умеренный уровень личностной тревожности во время экзаменационной сессии, а после сессии этот уровень стал составлять 41% (11 человек). Личностная тревожность этого уровня помогла им мобилизовать свои силы встрессовых ситуациях, побудилак адекватному реагированию в ситуациях экзамена.«Высокий и умеренный уровень личностной тревожности стимулируют состояние острой тревоги в любой ситуации», –пишет Л.М. Костина [10]. Из этого можно сделать вывод о том, что умеренный и высокий уровень личностной тревожностидалее обуславливает такой же уровень ситуативной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина как в проблемных ситуациях, так и в ситуациях, не являющимися таковыми (в нашем случае –во время экзаменационной сессии).
Рис.2.Уровень личностной тревожности в период и после экзаменационной сессии по методике«Самооценка психических состояний» Х.Ю. Айзенка
Для подтверждения этого положения, мы и констатировали уровень личностной тревожности испытуемых.9 человек, что составляет 33% от числа респондентов имеют низкий уровень личностной тревожности во время сессии и соответственно 13 человек (48 %) после сессии, что является нормой. И это связано с тем, что, по окончании периода сессии происходит снижение большого количества непредвиденных ситуаций, с которыми сталкивается студент, следовательно,он знает их исход, соответственно тревога не возникает.Переходя к такому отрицательному психическому состоянию студента как фрустрация, то есть состоянию, которое появляется в результате действий объективных трудностей, возникающих в период экзаменационной сессии, мы видим также динамические изменения,представленные на рисунке 3. В период экзаменационной сессии уровень фрустрации у студентов в основном находится на среднем уровне (52%) и на низком (41%), а в период после сессии уровень фрустрации падает и имеет (44%) и (48 %) соответственно. Не переживают фрустрацию только студенты набравшие низкие показатели, что говорит скорее о том, что ситуация обучения, для большинства студентов из этой категории, не является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.
Рис. 3. Уровни фрустрации в период и послеэкзаменационной сессии пометодике «Самооценка психических состояний» Х.Ю. Айзенка
Источники, цитируемые в данной главе, акцентируют внимание на том, что фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций, раздражением, гневом, чувством вины. В связи с чем уровень фрустрации зависит от функционального состояния студента, попавшего в фрустрационное состояние и от устоявшихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального ответа на возникшие трудности в период экзаменационной сессии. В нашем случае, в период после экзаменационной сессии, студенты,набравшие высокие и средние показателипроявили фрустрационную толерантность, т.е. проявили способность к адекватной оценке фрустрационной ситуации, предвидели и смогли найти выход из нее. Отдельного внимания заслуживает ригидность –затрудненность в изменении исследуемых намеченной программыдеятельности в условиях, которыми в нашем случае является ситуация во время экзаменационной сессии и после неё. Уровни ригидности, проявившими студентами, выражены взаимодействием их личностных особенностей с видом среды, содержащей степень сложности, стоящей задачи, наличие опасности и представлен на рисунке 4.При сравнении полученных результатов было установлено, что в период экзаменационной сессии у 2х человек (8%) был выявлен высокий уровень, который после сессии проявился лишь у 1 человека (4%), у19 человек (70%) выявлен средний уровень регидности, тогда как после сессии, этот уровень проявился лишь у 14 человек (51%), низкий уровень во время сессии проявилсяу 6 человек (22%), а после экзаменационной сессии низкий уровень проявился у 12 человек (44%).
Рис.4.Уровни ригидности в период и после экзаменационной сессии по методике «Самооценка психических состояний» Х.Ю. Айзенка
Данные результаты говорят о том, что состояние ригидности с высоким уровнем во время сессии составил 8 %, а после –4 %. Средний уровень свидетельствуют о затрудненности в изменении намеченной программы подготовки в условиях экзаменационной сессии, когда требуется перестройка всей деятельности, и после неё. В этих условиях проявляется инерционность мышления субъекта, прослеживается плохая переключаемость внимания, характерно планирование своих действий личностью заранее, отсутствие у студентов желания менять свои привычки.Обобщив результаты проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:–в обстоятельствах с неопределенным исходом, таким как экзаменационная сессия и после сессии, у студентов проявляются психические состояния с отклонениями. Такими отклонениями может быть депрессия, неуверенность в своих силах, подавленное настроение, усталость, тревожность;–проведенные изыскания тревожности, фрустрации и ригидности выявили их негативныйхарактер и показали отрицательное влияние на психическиесостояниястудентов;–в период экзаменационной сессии возникают более ярко выраженныеотрицательные психические состояния,такие как тревожность, фрустрация и ригидность, а после экзаменационной сессии отрицательные состояния проявляются в мягкойформе.Для расчета значимости и подтверждения гипотезы нами была проведена математическая обработка по критерию Т. Вилкоксона(рис.5).Н0: Сдвиг в сторону увеличения балла коммуникативных склонностей не превышает интенсивность сдвигов в сторону ее уменьшения. Н1: Сдвиг в сторону увеличения балла коммуникативных склонностей превышает интенсивностьсдвигов в сторону ее уменьшения.Принимается гипотеза Н1.Значения, полученные в результате проведения методики «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина, изменяются сдвигом в типичном направлении в областьзначимых значений.Т эмп. < Т 0,01, следовательно, существуют статистически значимые различия ситуативной тревожности студентов до и после экзаменационнойсессии.
50,5 76 100 x
Рис.5.Ось значимости
Таким образом, гипотеза исследованияо том, что в период экзаменационной сессии уровень ситуативной тревожности у студентов 1го курса факультета психологии характеризуется высокими показателями, доказана.Выявленная динамика показателей ситуативной тревожности студентов первого курса факультета психологии указывает необходимость проведения профилактической и коррекционноразвивающей работы для обеспечения оптимального психического состояния в период промежуточной аттестации, достижения желаемых учебных результатов.
Ссылки на источники1.Долгова В.И. Страх как причина развития аддиктивного поведения / В.И. Долгова, Я.В. Латюшин // Вестн. инта разв. обря и восп. подраст. поколения при ЧГПУ. Сер. 3, центр профки психоакт. вв в молод. среде. –2002. №11. –7173 с.2.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М.: Высшее образование: МГППУ, 2011. –288 с.3.Фрейд З. Проблема тревоги. –НьюЙорк, 1936. –99100 c.4.Реан А.А. Психология изучения личности: учебное пособие –СПб.: Речь, 1999.
324 с.5.ДолговаВ.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова, А.А. Напримеров, Я. Латюшин. –СПб.: РГПУ им. Герцена, 2002. 167 с.6.6.Изард К. Психология эмоций. –СПб.: Питер, 2002. –460 с.7.Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие для вузов. М.: Академия: Смысл, 2004 –541 с.8.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. –М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 303 с.9.Хекхаузен Х. Мотивация идеятельность. СПб.: Питер, 2003.
436 с.10.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. –СПб.: Питер, 2006. 126 с.Т0,01Т0,05
Молоканов Александр Владимировичстудент факультета психологии ФГБОУ ВО «Южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскmolokanov.aleksander2014@yandex.ru
Исследование ситуативной тревожности студентов 1го курсафакультета психологии в период экзаменационной сессии
Аннотация. В статье проанализированыразличные подходы к понятию «ситуативная тревожность», особенностипроявления «ситуативной тревожности»в студенческомвозрасте, обосновано влияние ситуативнойтревожности,как свойстваличности на деятельность студента в период экзаменационной сессии.Ключевые слова: ситуативная тревожность,страх, тревога,студенты 1го курса.
Специфическая учебная форма отношения студента к деятельности во время обучения в учреждениивысшегообразованияхарактеризуетсянапряженными и остроэкспрессивными ситуациями, которые оказывают своё негативное воздействие на данную категорию людей. И, как результат, частое нахождение студента в эмфатическом, нервнопсихическомнапряжении и постоянном ощущении тревоги. Чувство тревоги знакомо каждому человекуи виной этому служит неизбежноеналичие стрессовых ситуацийво всех сферах деятельности индивида[1].Эксцесс экзамена непосредственно связан с тревожностью, что значительно повышает актуальность глубокого изучения данной проблемы,в связи с проявлением большого интереса работников сферы образованияк данной вопросу.Склонность студентов к частым и интенсивным переживаниям состояния тревожности во время экзаменационной сессии, находится в центре внимания среди причин, вызывающих нервнопсихические напряжения у учащихся [2].Именно тревожность, как отмечают многие классики зарубежной и отечественной практической психологии, лежит в системе целого ряда психологических сложностей и основанием для обращения запсихологическойпомощью.В современной психологиивопростревогии тревожностисчитаетсяоднимизсамыхисследуемых.Впервыеакцентировалвнимание на данной проблеме З.Фрейд. З. Фрейд рассматривает тревогу как эмоциональное состояние, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. З. Фрейд придерживается точки зрения,чтопредставленнаяоценкауказываетнестольконасоставляющиерассматриваемогосостояния,скольконаего внутренниефакторы.
По мнению З. Фрейда,неприятноесостояниетревогиявляетсяполезнымадаптационнымприспособлением, побуждающиминдивидакзащитномудействиюдля преодоленияопасности[3].В большинстве случаев понятия «тревога» и «тревожность»употребляютвдвухзначениях:–тревогакакпсихологическоесостояние(собственнотревога);–тревогакаксвойстволичности(тревожность).В первом значении термин «тревога» выступает в качестве негативного эмоционального состояния, которое отличается субъективными ощущениями напряжения и ожидания неблагополучных событий.Во втором значении тревога как свойство личности проявляется как устойчивая склонность субъекта чувствовать угрозу своему «Я» на различных стадиях и рефлектировать на них усилением состояния тревоги.Американский психолог Б.Ф. Скинер трактовалтревогу как отрицательное явление, связывая ее с наказанием. Иззасобственнойугрожающейприродытактиканаказаниянежелательногоповеденияспособна спровоцировать–«эмоциональныеэффекты» [4].Психолог М. Литвак характеризуеттревогу как эмоцию, возникающую в неблагоприятной ситуации.Отсутствие возможности нейтрализовать источник тревоги, приводит к трансформации тревоги в страх[5]. Классик психологии эмоции К. Изард приходит к выводу, что тревога –этосовокупностьнескольких эмоций, одной из которых является страх, а другими её составными частями, по мнению этого ученого, являютсячувства печали, вины и стыда [6].
Большая частьавторовнаосновеогромногофактическогоматериаларассматриваюттревогукакоткликнанеопределенный,зачастуюнезнакомыйсигналпопричинетого,чтотревогапроявляетсязадолгодонаступленияугрозы.Корнитревогизачастуюнеосознаютсялибоникак неподдаютсялогичномуобъяснениюи проецируютсявбудущее[7].Однакотревожность–этоличностнаяпсихическаяособенность, проявляющаяся всклонностичеловека зачастуюиспытыватьсильнуютревогупоотносительнонезначительнымповодам.Термин «тревожность»зачастуюприменяетсяис цельюобозначениянаиболееширокогокруга переживаний,образующихсянезависимоотопределенныхситуации.Согласновзглядам,А. Прихожан,напсихическомуровнетревожностьчувствуетсякак напряженность,обеспокоенность,раздражительностьиволнениеввидеощущений неопределенности,слабости, бессилия, незащищенности, одиночества,угрожающейнеудачи,невозможностипринять решение[8].Изучаятревожностькакиндивидуальноесвойствои тревогукаксостояние,Ч.Д. Спилбергерподелилэтидваопределенияна«ситуативную» и «личностную»тревожностьС цельюнаилучшегоразличияличностнойи ситуативной тревожности Ч.Д.Спилбергеропределилглавнуюхарактеристикукак«Т –качество», адругую–как«Т –состояние».Личностнаятревожностьсчитаетсянаиболеестабильнойкатегориейиобусловливаетсятипомвысшейнервнойсистемы, темпераментом,характером,обучениемиполученнымистратегиями реагированиянавнешниеобстоятельства.Ситуативнаятревожностьфиксируетпричину илиполученнуюповеденческую диспозицию,котораяпредрасполагаетиндивидак восприятиюобщегодиапазонаобъективнобезопасныхфакторовкакохватывающихугрозу, побуждаяотвечатьнанихТсостояниями,силакоторыхникак неподходитвеличинеобъективнойугрозыситуативнаятревожностьболеенаходится в зависимостиоттекущихпроблемипереживаний–в частности,передсерьезнымсобытиемумногихлюдейонанамноговыше,чемвпериодобычнойжизни.Какправило,характеристикиличнойи ситуативной тревожностиобъединенымеждусобой: улюдейсбольшимипоказателямиличнойтревожности,ситуативнаятревожностьвсходныхмоментахвыражаетсявбольшейстепени. [9].Методологический аппарат нашей работы состоит из: Целиисследования–теоретически обосновать и экспериментальновыполнитьисследование ситуативной тревожности у студентов 1го курса факультета психологии в период экзаменационной сессии.Объекта–ситуативная тревожность у студентов 1го курсафакультета психологии в период экзаменационной сессии.Предмета–исследование ситуативной тревожности студентов1го курса факультета психологии в период экзаменационной сессии.
Гипотезыисследования:предполагаем, что в период экзаменационной сессии уровень ситуативной тревожности у студентов 1го курса факультета психологии характеризуется высокими показателями.Задач исследования:1) Изучить феномен ситуативной тревожности в отобранной психологопедагогической литературе;2) Изучить особенности проявления ситуативной тревожности у студентов 1го курса факультета психологии в период экзаменационной сессии;3) Определить этапы, методы и методики исследования;4)Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования;5) Разработать психологопедагогические рекомендации студентам 1го курса факультета психологии в период по снижению ситуативной тревожности в период экзаменационной сессии.В ходе эксперимента использовались следующие методы исследования:1.Теоретические –анализ, синтез, обобщение. 2. Эмпирическиеконстатирующий эксперимент, тестирование по методикам: –Ч. Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности»;–Опросник Х. Ю. Айзенка «Самооценка психических состояний»
3.Метод математической статистики: tкритерий Вилкоксона.Психологопедагогическое исследование проходило в 3 этапа: поисковоподготовительный этап, опытноэкспериментальный этап, контрольнообобщающий этап.Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и цели исследования.База исследования –ФГБОУ ВО ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет г. Челябинска, студенты 1го курса, факультета психологии в количестве 27 человек.Для исследования ситуативной тревожности студентов 1го курса было проведено исследование по методике «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина. Работа по получению данных проводилась в 2 этапа.Первый этап –констатация уровнятревожностив период экзаменационной сессии.Данная процедура была проведена для наличия представленийо ситуативной тревожности каждогоиспытуемого, что поможет объяснить, интерпретировать конечныеданные.В нашем случае результаты исследования ситуативной тревожности студентов 1го курса представлены на рисунке 1.
Рис. 1.Уровни ситуативной тревожности в период и после экзаменационной сессии пометодике «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина
При сравнении полученных результатов было установлено, что в период экзаменационной сессии у достоверно большего числа исследуемых 15 человек (55%)наблюдался высокий уровень ситуативной тревожности по сравнению с результатами, выявленными после экзаменационной сессии у 6 человек (22%). При этом у достоверно меньшего числа респондентов –12 человек (45%) в период экзаменационной сессии наблюдался умеренный уровень ситуативной тревожности, чем после сессии –13 человек (48%). Особого внимания заслуживает то, что низкий уровень ситуативной тревожности в период экзаменационной сессии не наблюдался ни у одного студента, а после экзаменационной сессии этот уровень проявился у 8 человек (30%). Кроме этого, во время экзаменационной сессии, в целом же по группе наблюдался высокий уровень ситуативной тревожности. Высокийуровеньспособенуказыватьомалойэмоциональнойприспособленности кэтиминымсоциальнымситуациям. Устудентовспредоставленнымуровнемвыявляетсяотношениексебекаккслабовольному,неумелому.Так же состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством. Следует отметить, что количество баллов у студентов, показавших высокийуровеньситуативной тревожностиво время экзаменационной сессиибылближе к верхней границе данного уровня, что характеризует ситуациюсдачи экзамена как стрессовую.У респондентов,имевших умеренный уровень ситуативной тревожности во время экзаменационной сессии могут иметь местовозможныепредпосылки для возникновения тревожности не физиологического, а скореесоциального плана, тоестьстрах самовыражения, боязнь оценок и трудности в ответе на экзамене.На втором этапе после констатации уровня ситуативной тревожности после сдачи экзаменационной сессии испытуемым было предложено еще раз заполнить тест. В целом же по группе после периодаэкзаменационной сессии доминирует умеренный уровень ситуативной тревожности. В результате повторного исследования мы выяснили следующее:у опрошенных, имевших высокий уровень ситуативной тревожности напряжение сохранялось на всём протяжении экзаменационной сессии. Возможно и то, что эти студенты настолько неуверенные всебе,своихзнанияхисилах,чтосамопредчувствиеконтролязнанийбеспокоитих, авзаимодействиеспреподавателемдоставляеттолько лишьотрицательныеэмоции.Тоесть, вповеденииданныхстудентовпрослеживаетсясниженнаяприспосабливаемостькситуациямстрессогенногохарактера.13 человек, что составляет 48% опрошенных имеют умеренный уровень ситуативной тревожности. 8 человек, а это 30% от числа опрошенных, имеют низкий уровень ситуативной тревожности. Эти студенты уже не испытывают страха в ситуации проверки знаний. По результатам проведенного нами исследования студентов 1 курса очевидно, что уровень ситуативной тревожности значительно менялся в разные периоды экзаменационной сессии.Результаты диагностики по методике «Самооценка психических состояний» Х. Ю. Айзенка у студентов 1го курса факультета психологии изображены на рисунке 2.В результате наших исследований, мы выяснили следующее: 3человека,чтосоставляет11%опрошенныхобладаютвысокимуровнемличностнойтревожности,которыйуже послесессииуменьшилсядо7 % (2человека). Индивиды высокотревожнойгруппы,имеющиезначительныепоказателиличностнойтревожности,никак невыражаликакуютоособовыраженнуюситуативнуютревожность.Чемнастойчивееподчеркиваетсявзаимосвязьвыполняемогозаданияспроверкойспособностииндивида,темплохопреодолеваютего«высокотревожные»студентыитемлучшееговыполняют«слаботревожные».У 15 человек, что составляет 56% опрошенных имели умеренный уровень личностной тревожности во время экзаменационной сессии, а после сессии этот уровень стал составлять 41% (11 человек). Личностная тревожность этого уровня помогла им мобилизовать свои силы встрессовых ситуациях, побудилак адекватному реагированию в ситуациях экзамена.«Высокий и умеренный уровень личностной тревожности стимулируют состояние острой тревоги в любой ситуации», –пишет Л.М. Костина [10]. Из этого можно сделать вывод о том, что умеренный и высокий уровень личностной тревожностидалее обуславливает такой же уровень ситуативной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина как в проблемных ситуациях, так и в ситуациях, не являющимися таковыми (в нашем случае –во время экзаменационной сессии).
Рис.2.Уровень личностной тревожности в период и после экзаменационной сессии по методике«Самооценка психических состояний» Х.Ю. Айзенка
Для подтверждения этого положения, мы и констатировали уровень личностной тревожности испытуемых.9 человек, что составляет 33% от числа респондентов имеют низкий уровень личностной тревожности во время сессии и соответственно 13 человек (48 %) после сессии, что является нормой. И это связано с тем, что, по окончании периода сессии происходит снижение большого количества непредвиденных ситуаций, с которыми сталкивается студент, следовательно,он знает их исход, соответственно тревога не возникает.Переходя к такому отрицательному психическому состоянию студента как фрустрация, то есть состоянию, которое появляется в результате действий объективных трудностей, возникающих в период экзаменационной сессии, мы видим также динамические изменения,представленные на рисунке 3. В период экзаменационной сессии уровень фрустрации у студентов в основном находится на среднем уровне (52%) и на низком (41%), а в период после сессии уровень фрустрации падает и имеет (44%) и (48 %) соответственно. Не переживают фрустрацию только студенты набравшие низкие показатели, что говорит скорее о том, что ситуация обучения, для большинства студентов из этой категории, не является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.
Рис. 3. Уровни фрустрации в период и послеэкзаменационной сессии пометодике «Самооценка психических состояний» Х.Ю. Айзенка
Источники, цитируемые в данной главе, акцентируют внимание на том, что фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций, раздражением, гневом, чувством вины. В связи с чем уровень фрустрации зависит от функционального состояния студента, попавшего в фрустрационное состояние и от устоявшихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального ответа на возникшие трудности в период экзаменационной сессии. В нашем случае, в период после экзаменационной сессии, студенты,набравшие высокие и средние показателипроявили фрустрационную толерантность, т.е. проявили способность к адекватной оценке фрустрационной ситуации, предвидели и смогли найти выход из нее. Отдельного внимания заслуживает ригидность –затрудненность в изменении исследуемых намеченной программыдеятельности в условиях, которыми в нашем случае является ситуация во время экзаменационной сессии и после неё. Уровни ригидности, проявившими студентами, выражены взаимодействием их личностных особенностей с видом среды, содержащей степень сложности, стоящей задачи, наличие опасности и представлен на рисунке 4.При сравнении полученных результатов было установлено, что в период экзаменационной сессии у 2х человек (8%) был выявлен высокий уровень, который после сессии проявился лишь у 1 человека (4%), у19 человек (70%) выявлен средний уровень регидности, тогда как после сессии, этот уровень проявился лишь у 14 человек (51%), низкий уровень во время сессии проявилсяу 6 человек (22%), а после экзаменационной сессии низкий уровень проявился у 12 человек (44%).
Рис.4.Уровни ригидности в период и после экзаменационной сессии по методике «Самооценка психических состояний» Х.Ю. Айзенка
Данные результаты говорят о том, что состояние ригидности с высоким уровнем во время сессии составил 8 %, а после –4 %. Средний уровень свидетельствуют о затрудненности в изменении намеченной программы подготовки в условиях экзаменационной сессии, когда требуется перестройка всей деятельности, и после неё. В этих условиях проявляется инерционность мышления субъекта, прослеживается плохая переключаемость внимания, характерно планирование своих действий личностью заранее, отсутствие у студентов желания менять свои привычки.Обобщив результаты проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:–в обстоятельствах с неопределенным исходом, таким как экзаменационная сессия и после сессии, у студентов проявляются психические состояния с отклонениями. Такими отклонениями может быть депрессия, неуверенность в своих силах, подавленное настроение, усталость, тревожность;–проведенные изыскания тревожности, фрустрации и ригидности выявили их негативныйхарактер и показали отрицательное влияние на психическиесостояниястудентов;–в период экзаменационной сессии возникают более ярко выраженныеотрицательные психические состояния,такие как тревожность, фрустрация и ригидность, а после экзаменационной сессии отрицательные состояния проявляются в мягкойформе.Для расчета значимости и подтверждения гипотезы нами была проведена математическая обработка по критерию Т. Вилкоксона(рис.5).Н0: Сдвиг в сторону увеличения балла коммуникативных склонностей не превышает интенсивность сдвигов в сторону ее уменьшения. Н1: Сдвиг в сторону увеличения балла коммуникативных склонностей превышает интенсивностьсдвигов в сторону ее уменьшения.Принимается гипотеза Н1.Значения, полученные в результате проведения методики «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина, изменяются сдвигом в типичном направлении в областьзначимых значений.Т эмп. < Т 0,01, следовательно, существуют статистически значимые различия ситуативной тревожности студентов до и после экзаменационнойсессии.
50,5 76 100 x
Рис.5.Ось значимости
Таким образом, гипотеза исследованияо том, что в период экзаменационной сессии уровень ситуативной тревожности у студентов 1го курса факультета психологии характеризуется высокими показателями, доказана.Выявленная динамика показателей ситуативной тревожности студентов первого курса факультета психологии указывает необходимость проведения профилактической и коррекционноразвивающей работы для обеспечения оптимального психического состояния в период промежуточной аттестации, достижения желаемых учебных результатов.
Ссылки на источники1.Долгова В.И. Страх как причина развития аддиктивного поведения / В.И. Долгова, Я.В. Латюшин // Вестн. инта разв. обря и восп. подраст. поколения при ЧГПУ. Сер. 3, центр профки психоакт. вв в молод. среде. –2002. №11. –7173 с.2.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М.: Высшее образование: МГППУ, 2011. –288 с.3.Фрейд З. Проблема тревоги. –НьюЙорк, 1936. –99100 c.4.Реан А.А. Психология изучения личности: учебное пособие –СПб.: Речь, 1999.
324 с.5.ДолговаВ.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова, А.А. Напримеров, Я. Латюшин. –СПб.: РГПУ им. Герцена, 2002. 167 с.6.6.Изард К. Психология эмоций. –СПб.: Питер, 2002. –460 с.7.Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие для вузов. М.: Академия: Смысл, 2004 –541 с.8.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. –М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 303 с.9.Хекхаузен Х. Мотивация идеятельность. СПб.: Питер, 2003.
436 с.10.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. –СПб.: Питер, 2006. 126 с.Т0,01Т0,05