Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье обсуждается актуальность формирования ценностных ориентаций у старших подростков. Определены основные понятия, дана характеристика выборки, представлены результаты констатирующего эксперимента, по которым выявлены особенности формирования ценностных ориентаций у старших подростков.
Ключевые слова: ценностные ориентации личности, ценностные ориентации, ценность, подростки, формирование.

Ценностные ориентации, являются одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. [1]. 

По мнению современного отечественного психолога Гаврилова Т. П. социальные нормы представляют собой источник для формирования ценностных ориентаций личности, а это значит, что в большей степени на их становление влияют индивидуальные представления человека о социальной приемлемости и желательности. Автор считает, что индивидуальные ценности личности должны быть рассмотрены с позиции ценностных предпочтений, царящих в социально-культурной среде, или же социальной группе, в которую помещена данная личность.

По мнению Яницкого М. С. каждая ценность индивидуальна по своей природе, так как именно человек, в личности которого данная ценность занимает важное место, определяет степень важности данной ценности. Автор подчеркивает, что ценности и ценностные ориентации личности являются производными от потребностей и интересов данной личности. А также во многом определяются вкусами, уровнем знаний, интересами, привычками, а также прочими индивидуальными особенностями человека.[2].

Ценностные ориентации – это система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение личности к ценностям. Она составляет определённую, иерархически организованную структуру и определяет направленность личности [3].

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру.

 Исследование проводилось в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 137 г. Челябинска. В констатирующей части эксперимента принимали участие 142 подростка в возрасте от 13 до 15 лет. Состав выборки по гендерному признаку является неравномерным: 85,7% – девочки, 14,3% – мальчики.

Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО)  Д.А. Леонтьева [4]; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [5]; Ценностный опросник Ш. Шварца [6];

После обработки данных исследования были получены следующие результаты.

Результаты методики по тесту смысложизненных ориентаций «СЖО» Д. А. Леонтьева представлены на рис. 1. 

Рис. 1. Результаты исследования по тесту «СЖО» Д. А. Леонтьева 

Анализ результатов исследования формирования ценностных ориентаций у подростков по тесту «СЖО» Д. А. Леонтьева показал, что высокий уровень наличия целей в жизни имеют 16% (23 чел.) подростков, средний уровень – 53% (75 чел.) и низкий – 31% (44 чел.). Для большинства подростков характерно наличие целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Однако высокий процент испытуемых не имеет определенных представлений о своем будущем, их взгляды еще не определились.

Показатель шкалы «Процесс жизни, или Интерес и эмоциональная насыщен- ность жизни» говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как эмоционально насыщенный. У 15% (22 чел.) испытуемых выявлен высокий уро- вень, средний уровень имеют 58% (82 чел.). Низкие показатели по данной шкале вы- явлены у 27% (38 чел.).

Низкие показатели по первым двум шкалам, на наш взгляд, связаны с разоча- рованием в профессии. Также мы наблюдаем снижение успеваемости и посещаемо- сти учебных занятий у данной группы респондентов.

Показатель шкалы «Результативность жизни, или Удовлетворенность самореализацией» отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивно и осмысленно была прожита ее часть. У 15,5% (22 чел.) испытуемых выявлен высокий уровень удовлетворенности самореализацией, средний уровень имеют 64% (91 чел.), низкий 20,5% (29 чел.).

Высокие оценки – 12,7% (18 чел.) – и средние – 69% (98 чел.) – у большинства подростков по фактору «Локус контроля «Я» показывают, что сформировано понимание того, что ответственность за свои успехи и неудачи необходимо брать на себя, обусловливая их собственными способностями и возможностями. Неверие в свои силы контролировать события собственной жизни характерно для 18,3% (26 чел.) испытуемых.

Среди полученных данных по шкале «Управляемость жизни» высокие баллы у 14,8% (21 чел.), средние – у 59,1% (84 чел.), низкие – у 26,1% (37 чел.) испытуемых.

Общий показатель осмысленности жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание ин- дивидом онтологической значимости жизни. Анализ результатов исследования пока- зал, что высокие баллы по данной шкале имеют 19,7% (28 чел.), средние – 53,5% (76 чел.), низкие – 26,8% (38 чел.) испытуемых.

Анализ данных, полученных с помощью теста Д. А. Леонтьева, свидетельству- ет, что наибольшее количество показателей по различным параметрам смысложиз- ненных ориентаций подростков находится в пределах нормы.

Результаты методики изучения ценностных ориентаций (шкала М. Рокича)  представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты исследования ценностных ориентаций (шкала М. Рокича)

Анализ данных по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, свидетельствуют полученные данные, первые ранговые места получили такие ценности, как «активность» 17% (24 чел.), «воспитанность» 33% (47 чел.), «образованность» 21,8% (31 чел.), «ответственность» 18,3% (26 чел.), «самоконтроль» 9,9% (14 чел.). Это указывает на то, что подростки готовы взять на себя ответственность за себя и свои поступки. Среди отвергаемых ценностей отметим несколько ценностей-средств, которые имеют разный процент отвержения. К ним относятся «честность» – 11,3% (16 чел.), «чуткость» – 37,3% (53 чел.), «рационализм» – 9,9% (14 чел.), «непримиримость» к недостаткам в себе и других – 16,2% (23 чел.), «терпимость» – 25,3% (36 чел.). На наш взгляд, такое качество, как чуткость, является необходимым для будущего психолога.

Итак, исследование ценностного сознания подростков позволило сделать вывод о необходимости внесения корректив в образовательный процесс c учетом модернизации процессов формирования познавательно-профессиональной активности у подростков (В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская [7]) и с учетом основных социально-психологических механизмов воспитательной деятельности вуза (В. И. Долгова [8]).

 Для исследования ценностных ориентаций подростков также был использован Ценностный опросник Ш. Шварца.

Результаты опросника Ш. Шварца представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результаты исследования ценностных ориентаций «Ценностный опросник»Ш. Шварца

В итоге были получены следующие данные. Количество испытуемых, имеющих высокий балл по ценности «собственный престиж», 11,2% (16 чел.), средний – 81% (115 чел.), низкий – 7,8% (11 чел.). Испытуемые с высокими и средними показателями стремятся достичь признания в обществе. Высокий балл по ценности «высокое материальное положение» имеет 34% (49 чел.), средний – 65% (92 чел.), низкий – 0,7 (1 чел.) испытуемых. Большинство респондентов упомянули о важности достойной оплаты труда. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю готовы к смене получаемой специальности, если не будет желаемого результата.

По ценности «креативность» высокие результаты демонстрируют 14% (20 чел.) респондентов, средние – 65,6% (93 чел.), низкие – 20,4% (29 чел.). Для испытуемых с высоким баллом по этому показателю характерно желание вносить в работу различные изменения и усовершенствования. Для нас эта ценность имеет большое значение, так как психолог помогает людям развить и реализовать их творческую индивидуальность, при этом особенно важны его собственные личностные качества, поскольку он делает это, опираясь на свои творческие возможности.

Высокие показатели по ценности «активные социальные контакты» имеют 12,7% (18 чел.), средние – 80,3% (114 чел.), низкие – 7% (10 чел.) испытуемых. Для подростков с высоким баллом по этому показателю значимы факторы социально-психологического климата коллектива, атмосфера доверия и взаимопомощи среди кол- лег. В целом будущие психологи заинтересованы в установлении благоприятных взаимоотношений с людьми.

Для того чтобы преуспеть в профессиональной деятельности, подросткам необходимо иметь стремление к развитию и достижениям. Количество респондентов, имеющих высокий балл по ценности «развитие себя», составляет 17,6% (25 чел.), средний – 72,5% (103 чел.), низкий – 9,9% (14 чел.). Данная ценность выражает стремление к наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни и к повышению своей профессиональной квалификации. Результат шкалы «достижения» отражает стремление подростков достигать конкретных результатов в профессиональной деятельности. Высокие показатели по ценности «достижения» имеют 17,6% (25 чел.), средние – 72,5% (103 чел.), низкие – 9,9% (14 чел.) подростков.

О стремлении подростка к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни можно судить по результатам исследования ценности «духовное удовлетворение». Высокий уровень выявлен у 18% (25 чел.) подростков, средний уровень имеют 73% (103 чел.), низкий – 9% (13 чел.). В процессе профессионального обуче- ния психологов эти данные позволяют констатировать, что большинство подростков стремятся узнать как можно больше об изучаемой дисциплине.

Анализ результатов исследования ценности «сохранение собственной индивидуальности» показал, что высокий балл имеют 17% (24 чел.) подростков, средний – 73,2% (104 чел.), низкий – 9,8% (14 чел.). Подавляющее большинство подростков считают, что очень важно сохранить неповторимость и своеобразие своей личности.

Проведенный анализ исследования показывает, что для подростков III курса наиболее значимой является терминальная ценность «материальное положение». Выявленная у подростков, особенно у юношей, ориентация на высокое материальное положение может свидетельствовать о присущей этому возрасту потребности в самоутверждении, самовыражении. Все остальные ценности также важны для подростков.

Выводы:

Формирование ценностных ориентаций у старших подростков является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Ссылки на источники

  1. Еремеев Б. А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития чело- века // Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума «Психологиче- ская безопасность, устойчивость, психотравма» / под ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Ре- гуш. – СПб., 2006. – С. 101.
  2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2007. – С. 256.
  3. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. – Челя- бинск: ООО «Искра-Профи», 2012. – С. 1.
  4. Леонтьев Д. А. Указ. соч.
  5. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Указ. соч. – С. 92.
  6. Бурлачук Л. Ф. Справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2007. – С. 301.
  7. Там же. – С. 523.
  8. Долгова В. И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности вуза // Про- блемы социальной психологии личности. – 2008. – № 7. – С. 18.
  9. Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Методология модернизации процессов формирования позна- вательно-профессиональной активности у подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 71–80.