Аннотация. В статье раскрыты теоретические предпосылки психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников; проведен анализ самооценки младших школьников; предложена программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников.
Ключевые слова: самооценка младших школьников, коррекция, модель, диагностика, тестирование.
Отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств личности.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности.
Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе.
Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Младший школьный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Вступая в школьный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Завышенная самооценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученных, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Ведь завышенная самооценка кроме своего положительного влияния, которое проявляется в уверенности субъекта, оказывает и отрицательное воздействие, при котором наблюдается повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценка собственных сил [1].
Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Вопросы ее структуры, функций, онтогенеза, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Б.Г. Ананьева [2], выделившего в структуре самооценки индивидные, личностные и субъект-деятельностные характеристики. Р. Бернс [3], А.В. Захарова [4], А.И. Липкина [5] рассматривали особенности соотношения самооценки школьников и эффективности их учебной деятельности. В исследованиях И.С. Кон [6], Ч. Кули [7], Э. Эриксона [8] раскрываются проблемы изучения самооценки с точки зрения ее роли и функций в целостной структуре личности, возможностей и закономерностей ее формирования. Центральным звеном личности является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция». Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности [9, 10].
Проблема самооценки – одно из важнейших личностных образований, в настоящее время становится одной из самой популярной в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению самооценки в младшем школьном возрасте, потому что именно в этот период идет ее формирование.
Личностью человек не рождается, а становится, поэтому именно важно в этот период сформировать адекватную самооценку.
Изучая научную литературу видно, что самооценка является неотъемлемой частью Я-концепции. Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является Я-концепция. Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.
Коррекция самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки, необходимо разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции для завышенной самооценки младших школьников.
Представляем далее модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников с завышенной самооценкой построенную на основании соответствующего «Дерева целей». Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в который выделены: генеральная цель, подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [11]. Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [12].
Коррекционная работа должна строиться с учетом специфики неадекватной самооценки: коррекция завышенной самооценки предполагает одни методы, коррекция заниженной другие. Я предлагаю модель психолого-педагогической коррекции завышенной самооценки младших школьников.
Модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников опирается на методологическую основу, которую составляет система принципов, включающая: общие принципы, отражающие своеобразие метода сопровождения и специфические принципы, отражающие своеобразие работы по развитию самооценки.
К общим относятся:
1. Рекомендательный (не обязательный для исполнения) характер советов сопровождающего.
Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их замещающими.
2. Соблюдение приоритета интересов сопровождаемого.
Специалист системы сопровождения должен решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
3. Непрерывный характер сопровождения.
Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
4. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
Необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
К специфическим относятся принципы:
1. Создание ситуации неуспеха.
Ситуация неуспеха обычно создается для снижения негативного влияния отрицательного лидера в классе, осознание ребенком своих слабых сторон и стремлению к совершенствованию.
2. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки ребенка.
Принцип определяется той ролью, который играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
3. Ориентация на ведущий вид деятельности.
При разработке и реализации коррекционной программы необходимо учитывать ведущий вид деятельности ребенка.
В соответствии с принципами, положенными в основу модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников ее содержательный компонент должен включать три блока:
- диагностический блок представляет собой программу изучения уровня самооценки и степени ее реалистичности;
- развивающий блок включает такие направления работы, которые обеспечивают реалистичность самооценки;
- психокоррекционный блок направлен на психолого-педагогическую коррекцию самооценки субъектов психологического сопровождения.
В ходе реализации психологического обеспечения указанной модели работа должна осуществляться в следующих направлениях:
- расширение знаний о формировании заниженной, завышенной самооценки у младших школьников;
- обучение приемам, способствующим развитию самооценки и степени ее реалистичности;
- обучение технологиям, способствующим развитию эмоционально-волевой сферы;
- вооружения знаниями, обеспечивающими профилактику формирования завышенной или заниженной самооценки.
Технологический компонент модели психолого-педагогического сопровождения должен включать в себя различные методы работы, направленные на диагностику уровня самооценки и степени ее реалистичности у младших школьников.
В процессе реализации технологического компонента модели должны быть задействованы, во-первых, конкретные методы по выявлению уровня самооценки и степени ее реалистичности; во-вторых, различные развивающие методы (игровые, проективные т.д.).
В младшем школьном возрасте основными методами развития самооценки должны быть игровые и проективные.
В-третьих, в целях психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников технологический компонент модели должен включать психотерапевтические методы, основанные на использовании литературных текстов. Применение в целях психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников психотерапевтических методов, основанных на использовании литературных текстов, т.е. методов арттерапии, обусловлено наличием широкого спектра их коррекционного воздействия.
В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основными являются:
- выражение субъектом своих чувств;
- стремление понять, что происходит в своем внутреннем мире;
- удовлетворение потребности в общении;
- познание окружающего мира.
Использование арттерапии позволяет задействовать два механизма психокоррекции:
- переконструирование с помощью искусства психотравмирующей ситуации;
- создание с помощью искусства эстетической реакции.
В работе с младшими школьниками продуктивней всего использовать в качестве основного вида арттерапии – сказкотерапию.
В ходе сказкотерапии наряду с народными и авторскими сказками необходимо использовать специально составленные сказки, затрагивающие проблемную ситуацию ребенка.
Должны быть использованы директивные и недирективный метод сказкотерапии.
При использовании директивной (направленной) сказкотерапии задается тема, в рамках которой психолог, занимающий активную позицию, подбирает психотерапевтические метафоры в соответствии с проблемой ребенка.
Недирективный метод сказкотерапии предполагает учет психологом уникальности личности ребенка, своеобразия его внутреннего мира, ориентированность на его активность. Целью сказкотерапии является оказание ребенку помощи в выявлении и осознании своих проблем и путей их решения.
В зависимости от проблем ребенка, нужно использовать следующие виды сказок:
- дидактические, имеющие поучительный смысл;
- психотерапевтические, раскрывающие смысл происходящих событий;
- психокоррекционные, позволяющие позитивно влиять на поведение ребенка.
Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка.
Рисунок 2 - Модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников
Таким образом, в ходе теоретического анализа была разработана модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. При построении модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников необходимо учитывать общие и специфические принципы для формирования адекватной самооценки.
В соответствии с принципами, положенными в основу модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников, ее содержательный компонент должен включать три блока: диагностический, развивающий и психокоррекционный. Результатом этой модели должна стать наметившаяся тенденция к адекватности оценивания себя.
В исследовании коррекции самооценки младших школьников были использованы следующие методы и методики:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.
Эмпирические: эксперимент, метод математической обработки данных (Т – критерий Вилкоксона), тестирование по методикам: В.Г. Щур «Лесенка», Р.С. Немова «Какой я?» и А.В. Захаровой для определения эмоционального уровня самооценки.
Экспериментальное исследование по изучению коррекции самооценки младших школьников проводилось на базе школы №137 г. Челябинска. Общий объем выборки составил 27 учащихся 1г класса: 17 мальчиков, 10 девочек.
Полученные общие результаты представим наглядно в диаграмме (Рис. 3).
Рисунок 3 - Распределение общего уровня самооценки младших школьников
Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что общий уровень самооценки у 10 учащихся (37%) - адекватный, что свидетельствует о способности детей критически оценивать себя, а у 17 (63%) - высокий, что свидетельствует о личной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.
В итоге была определена группа детей с высоким уровнем самооценки, которая требует психолого-педагогической коррекции.
Цель программы психолого-педагогической коррекции: психолого-педагогическая коррекция самооценки участников, за счёт изменения поведения с помощью анализа и рефлексии.
Задачи программы:
1. Формировать осознанное восприятие своего «я», своих недостатков и достоинств.
2. Формировать умение адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния.
3. Развивать произвольную регуляцию поведения.
4. Снимать тревожность и мнительность.
5. Повышать групповую сплоченность.
6. Развивать способность позитивного отношения к людям.
7. Обучать детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Занятие 1. Какой я?
Цель: Знакомство с группой, расширение представлений участников о самих себе.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Слово ведущего
Цель: знакомство ведущего с участниками, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.
Игра «Кто в теремочке живет?».
Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.
Принятие правил группы
Цель: фиксация правил группы как основы работы на коррекционных занятиях.
Разминка «Смена ритмов»
Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.
II. Основная часть
Упражнение «Какой я?»
Цель: анализ самооценки.
Упражнение «Ладошки».
Цель: определение своих лучших качеств.
III. Завершение
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: развитие самоуважения.
Упражнение «Сказочные дома»
Цель: рефлексия занятия.
Занятие 2. Я и другие
Цель: создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Слово ведущего
Цель: мотивация на работу в группе.
Ритуал приветствия
Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.
Разминка «Смена ритмов»
Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.
II. Основная часть
Упражнение «Как расселить людей в доме».
Цель: обучение детей видеть хорошее в себе и в окружающих.
Упражнение «Присядьте те кто…»
Цель: развитие взаимопонимания между детьми.
III. Завершение
Упражнение «Ладонь полная солнца».
Цель: формирование у детей умения любить окружающих.
Упражнение «Сказочные дома»
Цель: рефлексия занятия.
Занятие 3. Чем я отличаюсь от других
Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Слово ведущего
Цель: мотивация на работу.
Ритуал приветствия
Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.
Разминка «Смена ритмов»
Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.
II. Основная часть
Игра «Ласковое имя».
Цель: помочь детям осмыслить ценность каждого из членов коллектива.
Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…»
Цель: Научить правильному оцениванию своего партнера, выделению в нем главных индивидуальных качеств, высказыванию своего мнения о партнере, а также правильному оцениванию мнения о себе.
Игра «Похожие и разные»
Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.
III. Завершение
Игра «Мы с тобой сегодня похожи и не похожи…».
Цель: осознание участниками своей уникальности.
Упражнение «Сказочные дома»
Цель: рефлексия занятия.
Занятие 4. Мешок хороших качеств
Цель: исследование своих положительных качеств и развитие адекватной самооценки.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Слово ведущего
Цель: мотивация на работу.
Ритуал приветствия
Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.
Разминка «Смена ритмов»
Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.
II. Основная часть
Игра «Лучи хороших качеств».
Цель: помочь детям выявить хорошие качества человека.
Этюды на отображение положительных качеств человека
Цель: формирование у детей моральных представлений, коррекция поведения и нежелательных черт характера.
III. Завершение
Игра «Мешок хороших качеств»
Цель: повышение самооценки и самоуважения.
Упражнение «Сказочные дома»
Цель: рефлексия занятия.
Занятие 5. Темные и светлые качества
Цель: формирование представлений о положительных и отрицательных качествах человека, обучение детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Слово ведущего
Цель: мотивация на работу.
Ритуал приветствия
Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.
Разминка «Смена ритмов»
Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.
II. Основная часть
Упражнение «Темные и светлые качества».
Цель: закрепление знаний о положительных и отрицательных качествах.
Упражнение «Мои плюсы и минусы»
Цель: развитие рефлексии и самоанализа, воспитание умения более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки.
Этюды на отображение положительных и отрицательных качеств человека
Цель: формирование у детей моральных представлений, коррекция поведения и нежелательных черт характера.
III. Завершение
Игра «Черное-белое»
Цель: закрепление знаний о достоинствах и недостатках человека.
Упражнение «Сказочные дома»
Цель: рефлексия занятия.
Занятие 6. Гармонизация притязаний на признание
Цель: формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Слово ведущего
Цель: мотивация на работу.
Ритуал приветствия
Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.
Разминка «Смена ритмов»
Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.
II. Основная часть
Чтение сказки «Гадкий утенок»
Упражнение «Гадкий утенок»
Цель: формирование моральных представлений, коррекция самооценки.
Упражнение «Я умею…».
Цель: расширение представлений о себе, укрепление уверенности в своих возможностях, осознавание и выражение своих мыслей и желаний.
III. Завершение
Игра «Цыганка»
Цель: акцентирование внимания на положительных сторонах «Я» участника.
Упражнение «Сказочные дома»
Цель: рефлексия занятия.
Занятие 7. Выработка уверенности в своих силах
Цель: развитие у детей уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Слово ведущего
Цель: мотивация на работу.
Ритуал приветствия
Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.
Разминка «Смена ритмов»
Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.
II. Основная часть
Чтение сказки «Маленькая рыбка»
Цель: развитие уверенности в себе.
Упражнение «Назови свои сильные стороны»
Цель: развитие способностей думать о себе позитивно и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей.
Игра «Я справлюсь».
Цель: выработка уверенности в своих силах.
III. Завершение
Упражнение «Я такой, какой я есть!»
Цель: выработка у участников более объективной самооценки.
Упражнение «Сказочные дома»
Цель: рефлексия занятия.
Занятие 8. Могу и хочу
Цель: развитие у детей способностей оценивать свои желания, формирование адекватной самооценки.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Слово ведущего
Цель: мотивация на работу.
Ритуал приветствия
Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.
Разминка «Смена ритмов»
Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.
II. Основная часть
Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»
Цель: определение направленности потребностей, устремление детей по их заветным желаниям.
Игра «Цветик-семицветик»
Цель: анализ участниками собственных желаний.
Упражнение «Я могу…».
Цель: повышение уверенности в себе и в своих силах.
III. Завершение
Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»
Цель: формирование адекватной самооценки.
Упражнение «Сказочные дома»
Цель: рефлексия занятия.
Занятие 9. Как добиться удачи
Цель: развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциалов ребенка.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Слово ведущего
Цель: мотивация на работу.
Ритуал приветствия
Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.
Разминка «Смена ритмов»
Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.
II. Основная часть
Чтение сказки «Случай в лесу»
Цель: развитие уверенности в своих силах.
Упражнение «Препятствие»
Цель: развитие умения преодолевать трудности.
III. Завершение
Упражнение «Как мы боремся с трудностями»
Цель: проработка личностных трудностей, визуализация, совместная творческая работа.
Упражнение «Сказочные дома»
Цель: рефлексия занятия.
Занятие 10. Сказочное превращение
Цель: подведение итогов проделанной работы.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Слово ведущего
Цель: мотивация на работу.
Ритуал приветствия
Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.
Разминка «Смена ритмов»
Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.
II. Основная часть
Чтение сказки о воробье с завышенной самооценкой
Цель: коррекция завышенной самооценки.
Упражнение «Новоселье».
Цель: подведение итогов, получение позитивных эмоций.
III. Завершение
Упражнение «Чемодан в дорогу»
Цель: создание мотивации для дальнейшей работы над собой.
Таким образом, нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции для экспериментальной группы, направленная на психолого-педагогическую коррекцию самооценки младших школьников. Продолжительность программы составляет 10 занятий, каждое занятие длится 35-40 минут. Занятия проводились 2 раза в неделю. Были использованы следующие методы: сказкотерапия, игротерапия, проективные методы и психотерапевтические. В процессе коррекционных занятий применялись методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности, благодаря чему были достигнуты видимые положительные результаты, формирование адекватной самооценки, развитие позитивной Я-концепции.
Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников осуществлялась в процессе реализации модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. Для формирующего эксперимента была набрана группа из 12 детей 1г класса с завышенной самооценкой.
После реализации программы была вновь проведена диагностика самооценки младших школьников у экспериментальной группы по методике В.Г. Щур «Лесенка», методике Р.С. Немова «Какой я» и методике А.В. Захаровой для определения эмоционального уровня самооценки.
Результаты распределения общего уровня самооценки младших школьников экспериментальной группы показаны наглядно на диаграмме (Рис. 4).
Рисунок 4 - Распределение общего уровня самооценки младших школьников экспериментальной группы
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что общий уровень самооценки у 7 учащихся (58%) - высокий, а у 5 (42%) - адекватный. Эти данные говорят о том, что наметились тенденции в изменении самооценки в сторону адекватной, ведь до реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки у 12 человек (100%) была высокая самооценка.
Как видим, в результате экспериментального воздействия произошли количественные изменения самооценки младших школьников.
Статистическая обработка результатов экспериментального исследования по психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона [13].
Сформулируем гипотезы:
Н0 - Интенсивность сдвигов показателей самооценки младших школьников в сторону снижения не превосходит интенсивности сдвигов в сторону увеличения.
Н1 - Интенсивность сдвигов показателей самооценки младших школьников в сторону снижения превосходит интенсивность сдвигов в сторону увеличения.
Статистическая обработка результатов констатирующего и формирующего этапов исследования по методике «Лесенка» с помощью Т-критерия Вилкоксона позволила выявить статистически значимую достоверность сдвига (Тэмп.=4, 4< 9) (Рис. 4).
Результат: TЭмп = 4
Критические значения T при n=12 ,Ткр.=
Рисунок 4 – Ось значимости
Статистическая обработка результатов констатирующего и формирующего этапов исследования по методике Р.С. Немова «Какой я?» с помощью Т-критерия Вилкоксона позволила выявить статистически значимую достоверность сдвига (Тэмп.=1, 1< 9) (Рис. 5).
Результат: Tэмп = 1
Результаты формирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что наметились тенденции в изменении самооценки в сторону адекватной. Сдвиг результатов на контрольном этапе исследования, по сравнению с констатирующим, статистически достоверен.
Таким образом, главной особенностью самооценки младших школьников является ее высокий уровень. Так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки, была разработана и реализована программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. Продолжительность программы составляет 10 занятий, каждое занятие длится 35-40 мин. Занятия проводились 2 раза в неделю. В процессе коррекционных занятий применялись методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности, благодаря чему были достигнуты видимые положительные результаты в сторону формирования адекватной самооценки, развития позитивной Я-концепции.
Ссылки на источники
- Божович Л.С. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2010. –352 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. Том 2. – М.: МПСИ, 2009. – 134 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. – М.: Прогресс, 2009. – 167 с.
- Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности. – М.: Дрофа, 2009. – 74 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Инфра-М, 2009. - 167 с.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 383 с.
- Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с анг. под ред. А.Б. Толстова. - М.: Идея-Пресс, 2009. - 320 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с анг. – М.: Прогресс, 2006. – 342 с.
- Роджерс К. О становлении личности. - М.: Прогресс, 2010. - 314 с.
- Долгова В.И. Гуманистическая психология о личности // В сборнике: Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее // Материалы Всероссийской конференции. Челябинский государственный педагогический университет. 1999. – С. 249-252.
- Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // В сборнике: GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 - November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 - November 12, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 41-45.
- Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
- Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.