Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрыта психолого-педагогическая коррекция готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению; дан анализ коррекции готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению на примере подготовительной группы МДОУ; предложена программа психолого-педагогической коррекции готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению.
Ключевые слова: готовность к школьному обучению, модель, коррекция, , тестирование, тренинговые занятия.

Актуальность изучения готовности детей с нарушениями речи связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи. 

Психологическая и социальная готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Переход к начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников: 80– 90 % детей 6 – 7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 – 20 % имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья, одним из которых являются дети с речевой патологией. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе [1].

Вот чем обосновано отношение не просто к формированию готовности к обучению в школе, а к готовности как результату деятельности. И главная задача состоит в том, чтобы подготовить детей с общим недоразвитием речи и перевести на новую образовательную ступень, в школу. Отсюда, необходимо заострить внимание не на способах подготовки ребенка к школе, а на факторах готовности как результату деятельности дошкольного учреждения к новой начальной ступени общеобразовательной школы.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению [2].

Вопросы готовности к обучению в школе изучали педагоги: В.С.Мухина (как результат психического развития), М.М.Безруких (это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка), Л.А. Венгер (социальных умений) и многие другие.

В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [3].

Готовность это - определённый уровень: социальных умений включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать и регулировать своё поведение; в развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и др.); личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию. При определение готовности следует обязательно учитывать, и состояние здоровья ребёнка так утверждает М.М.Безруких [4].

Наиболее полно понятие « готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входит «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность [5].

Организация психолого-педагогической коррекции готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению начинается с построения дерева цели предстоящей деятельности.

Прежде чем представить модель готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению, необходимо осуществить целеполагание исследуемого процесса с применением технологии «дерева целей».

«Дерево целей» — структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в которой выделены: генеральная цель; подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [6, 7].

Генеральная цель: корректировать уровень готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению.

1.Выявить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи к школьному обучению, в начале и по окончанию коррекционной работы.

1.1. Применить методику «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Л.А. Ясюкова).

1.2. Применить методику оценки «Словесно-логического мышления» (Керна - Йирасека)

1.3. Применить методику «Отношение ребёнка к обучению в школе» (Т.А. Нежнова)

1.4. Проанализировать результат психологической диагностики.

2.Осуществить психолого-педагогическую коррекцию готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи к школьному обучению .

2.1. Работа с воспитателями.

2.1.1Осуществить психологическое просвещение по теме готовность детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи к школьному обучению.

2.1.2. Дать рекомендации: о развитие эмоционально-волевой готовности к школе и формирование мотивационной готовности к школе.

2.2. Работа с детьми

2.2.1.Установить контакт, создать положительную психологическую атмосферу.

2.2.2. Осуществить профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка.

2.2.3.Развивать интеллектуальные способности.

2.2.4. Оказать помощь в преодоление барьеров в общении.

2.3. Работа с родителями.

2.3.1. Напомнить родителям о возрастных особенностях старших дошкольников с нарушением речи.

2.3.2. Организовать показ упражнений и игр для развития мелкой моторики.

3.Проанализировать результативность психолого-педагогической коррекции.

3.1. Выявить положительные результаты коррекции.

3.2. Выявить дальнейшее направления коррекции готовности.

3.3. Закрепить результаты коррекции с помощью психолого-педагогических рекомендаций составленных с учётом, выявленных направлений коррекции.

На основе «дерева целей» мы составили модель психолого-педагогической коррекции готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению.

Для того, чтобы реализовать цель, поставленную нами по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению необходимо провести следующие мероприятия:

I. Диагностический блок – выявить, на каком уровне готовность детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению. Для этого мы используем, наиболее часто используемые методики в области исследования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению:

-  Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Л.А. Ясюкова).

−Тест оценки «Словесно-логического мышления» (Керна - Йирасека).

- Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (Т.А. Нежнова).

II. Коррекционный блок – проведение коррекционной работы по следующим блокам:

а) групповая работа с родителями

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала − заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы - предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. Нужно учить также, рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая, это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

б) групповая работа с детьми

Групповая работа с детьми проходит с помощью тренинговых занятий по следующим направлениям: профилактика и коррекция психологических изменений личности ребёнка, развитие интеллектуальных способностей, оказание помощи в преодоление барьеров в общении.

Целью тренинговых занятий для детей старшей группы детей с нарушениями речи является комплексное психологическое сопровождение дошкольников, а именно: формирование навыков конструктивного межличностного общения и сотрудничества; развитие эмоционально-волевой сферы; формирование компонентов психологической готовности к обучению в школе [8].

Коррекционная работа по преодолению и профилактике нарушений осуществляется в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.

На тренинговых занятиях используются следующие основные методы и приёмы:

Игры с правилами на развитие высших психических функций, мелкой моторики, произвольной сферы.

Игры и упражнения на сотрудничество, развитие навыков межличностного взаимодействия, объединение участников (игры-приветствия, игры-взаимодействия).

Этюды на развитие эмоциональной выразительности, снятие напряжения, релаксационные игровые упражнения.

Моделирование и анализ проблемных ситуаций.

Беседы.

Рассказы взрослых и детей, сочинение историй.

Чтение художественных произведений с последующим их обсуждением.

Слушание музыки, рассматривание рисунков и фотографий.
Упражнения творческого и подражательно-исполнительского характера.

Совместная творческая деятельность (рисование, конструирование, элементы театральной деятельности).

в) работа с педагогами ДОУ.

Будет осуществляться повышение компетентности педагогов в области психолого-педагогической коррекции готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению.

Организация работы с педагогами по коррекции готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению является одним из основных направлений работы по повышению компетентности педагогов, которое включает различные формы работы по передаче педагогам необходимых знаний о сущности данного процесса, методах и приемах взаимодействия с детьми, организации взаимодействия с семьей.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется как уровень его знаний и профессионализма, позволяющего принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ.

Организационно-методическая составляющая компетентности педагога дошкольного профиля заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий, регулировании в системе деятельности педагога, а также направлена на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с детьми, коллегами, родителями, администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных целей в развитии, образовании и социализации детей дошкольного возраста.

Образовательная составляющая компетентности предполагает владение педагогом дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом. Теоретические и практические аспекты образовательной компетентности обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами воспитания, обучения детей в период дошкольного детства, а также духовно-личностного развития ребенка в условиях ДОУ. Осуществление образовательной деятельности предполагает эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития и образования дошкольника [9].

Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.

В ходе работы с педагогами можно придерживаться следующих этапов: на первом - мотивировать их на целенаправленное осуществление процесса готовности детей к школьному обучению, на втором - дать недостающие или систематизировать имеющиеся знания о процессе готовности детей к школьному обучению, воспитывать умения осуществлять этот процесс, а также привлекать к взаимодействию родителей воспитанников.

III. Аналитический блок – для оценки эффективности проведенной коррекционной работы мы проводим повторную диагностику по ранее использованным методикам с целью выявления результата, а так же применяем математическую обработку данных для подтверждения наших результатов.

IV. Прогностический блок – с целью закрепления эффекта коррекционной работы необходима разработка рекомендаций педагогам ДОУ, родителям по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Наши рекомендации даны для того, чтобы помочь всем участникам образовательного процесса в подготовке детей дошкольного возраста с нарушением речи к школьному обучению.

В итоге по проведённым мероприятиям можно будет проследить реализацию цели по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

В исследовании готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи были использованы следующие методы и методики:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

Эмпирические: эксперимент, метод математической обработки, тестирование по методикам:

1) Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Л. А. Ясюкова).

2) Тест оценки «Словесно-логического мышления» (Керна- Йирасека).

3) Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (Т.А. Нежнова).

Целью констатирующего эксперимента является:

- определение уровня готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи школьному обучению;

- выявление уровня общей ориентации детей в окружающем мире и запас бытовых знаний;

- выявления уровня словесно-логического мышления дошкольника перед поступлением в начальную школу;

- выявить отношение ребенка к обучению в школе.

Используя представленные выше методы и методики изучения психологической готовности дошкольника к обучению в школе, мы провели диагностику, результаты которой оформили в таблицы.

 Таблица 1

Выявление уровня общей ориентации детей в окружающем мире и запас бытовых знаний (Л. А. Ясюкова), в процентах

Уровни

Кол-во детей

Кол-во процентов

Высокий уровень

5

25%

Средний уровень

7

35%

Низкий уровень

8

40%

В целом общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний имеет показатели низкого уровня: было определено 5 (25%) детей с высоким уровнем ориентации в окружающем мире, это значит, что дети ответили правильно на все вопросы и они полностью готовы к обучению в школе, 7(35%) - со средним уровнем, дети ответили правильно на 5-8 вопросов и 8 (40%) детей имеют низкий уровень ориентации в окружающем мире, слабый запас бытовых знаний так как они ответили правильно на 1-4 вопроса.

Таблица 2

Результаты выявления уровня познавательных процессов «Словесно-логическое мышление» Керна-Йирасека

Уровни

Кол-во человек

Кол-во процентов

Высокий уровень

4

20%

Средний уровень

7

35%

Низкий уровень

9

45%

Тестирование словесно-логического мышления позволило сделать выводы, что большинство,9(45%) детей находится на низком уровне развития, это значит, что ребёнок ответил на 1-8 вопросов, 7(35%)детей со средним уровнем познавательных процессов, это значит, ребёнок ответил на 8-16 вопросов и 9(45%) детей находятся на высоком уровне, так как достаточно разумно и по смыслу отвечают на поставленные ему 15-16 вопросов.

Таблица 3

Результаты исследования отношения ребенка к обучению в школе (Т.А.Нежнова), в процентах

Уровни

Кол-во человек

Кол-во процентов

Высокий уровень

6

30%

Средний уровень

7

35%

Низкий уровень

7

35%

Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе.

По результатам оценки обследования при помощи данной методики в обследуемой группе являются:

Полностью готовым к обучению в школе – 6 (30%)детей.

Не вполне готовыми к обучению в школе – 7(35%) детей.

Не готовыми к обучению в школе -7(35% )детей.

После формирующего эксперимента психолого-педагогической коррекции готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению была проведена контрольная диагностика.

Контрольная диагностика показала, изменение в поведение испытуемых и их результаты по диагностикам показали, что готовность детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению стала выше уровнем, чем до формирующего эксперимента.

 Психолого-педагогическая коррекция с испытуемыми с низким и средним уровнем готовности детей к школьному обучению привела к весьма успешным сдвигам в поведении детей, к психологической готовности ребят.

Мы провели контрольную диагностику, результаты которой оформили в таблицы.

 Таблица 4

Выявление уровня «Общей ориентации детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Л. А. Ясюкова), в процентах

Уровни

Кол-во детей

Кол-во процентов

Высокий уровень

8

40%

Средний уровень

10

60%

Низкий уровень

2

10%

Таким образом, проводя тестирование на общую ориентацию детей в окружающем мире, мы обнаружили следующий запас бытовых знаний.

В целом общая ориентация детей, после реализации психолого-коррекционной программы, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний имеет показатели: было определено 8(40%) детей с высоким уровнем ориентации в окружающем мире, 10(60%) - со средним уровнем и 2(10%) детей имеют низкий уровень ориентации в окружающем мире, то есть дети, которые имели на начало эксперимента слабую ориентацию в окружающем мире и запас бытовых знаний, значительно его повысили.

Таблица 5

Результаты выявления уровня познавательных процессов «Словесно-логическое мышление» ( Керна-Йерасика)

Уровни

Кол-во человек

Кол-во процентов

Высокий уровень

9

45%

Средний уровень

8

40%

Низкий уровень

3

15%

Тестирование словесно-логического мышления позволило сделать выводы, что большинство детей после формирующего эксперимента показал знания высокого уровня – 9(45%) , среднего уровня развития – 8(45%) и низкий уровень-3(15%). В основном вопросы не вызывали трудностей у ребят, что подтверждает их эффективное развитие словесно-логического мышления.

Таблица 6

Результаты исследования «Отношения ребенка к обучению в школе» (Т.А.Нежнова), в процентах

Уровни

Кол-во человек

Кол-во процентов

Высокий уровень

8

40%

Средний уровень

9

45%

Низкий уровень

3

15%

Нашей задачей было определить мотивацию учения у детей, после формирующего эксперимента, определить есть ли положительные сдвиги, т.е. выяснить, появился ли у них интерес к обучению.

Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если всё в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе.

По результатам оценки обследования при помощи данной методики в обследуемой группе являются:

Полностью готовым к обучению в школе – 8(40%) детей.

Не вполне готовыми к обучению в школе – 9(45%) детей.

Неготовыми к обучению в школе – 3(15%) детей.

Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо руководствоваться следующими принципами [10, 11, 12].

1. Недопустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучший вид мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

3. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

4. Уделяйте внимание развитию умственных действий с понятиями. У современной школы большие требования к умственному развитию ребенка. Когда он пойдет в школу, от него потребуется уметь обобщать понятия, сравнивать их, выделять существенное. Это особенно важно, если ребенок будет учиться по программам развивающего обучения.

5. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

6. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

9. Развивайте мелкую моторику рук и графические навыки, используя занятия с пластилином, рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием картинок, вырезанием фигурок ножницами и т.п.

10. Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

11. Расширение кругозора через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и т.п.

12. Формирование правильного представления о школе, желания идти в школу.

13. Развитие умения сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций, посещение различных кружков, спортивных секций), осознание своих эмоций и эмоций других людей чрез рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.

14. Формирование самосознания. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.

15. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.

16. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.

17. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.

18. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.

Выводы:

Таким образом, необходимо организовать систему развернутой деятельности, создающей условия коррекции готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению. При условии внедрения результатов исследования в практику мы достигли цели и задач исследования и экспериментально проверили гипотезу исследования: психолого-педагогическая коррекция готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению будет более эффективной если реализовать программу по формированию готовности к школе, а также дать рекомендации родителям и педагогам ДОУ.

Ссылки на источники

  1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. − 2010. − № 4. − С. 67- 72.
  2. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2011. – 815 с.
  3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество // Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. − 456 с.
  4. Безруких М.М. Пора ли в школу? − М.: Вентана − Граф, 2013. − 16 с.
  5. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание. − 2009. − №.9.− С. 19 − 22.
  6. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
  7. Долгова В.И., Иванова Л.В., Крыжановская Н.В. Регламент аттестационных материалов// Изд. 5-е переработанное дополненное. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 132 с.
  8. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /И.В. Вачков. −М.: Эксмо, 2011. – 416 с.
  9. Готовность к школе / под редакцией Дубровиной. − М.: Норма, 2010. – 390 с.
  10. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психологическое образование. − 2011. − № 3. − С. 45 - 50.
  11. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  12. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.