Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлены теоретическое исследование особенностей страха у дошкольников и программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников.
Ключевые слова: страх, дошкольный возраст, психолого-педагогическая коррекция, коррекция страхов.

Эмоциональная насыщенность и динамика жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам не только у взрослых, но и у детей.Это обстоятельство в значительной степени обусловлено преобразованиями в обществе, повышением требований с его стороны к интеллектуальным, психоэмоциональным, физическим возможностям человека, к его способности регулировать социально приемлемыми способами эмоциональные состояния. Наименее защищенными в этих условиях оказываются дети, поскольку и организм, и психика ребенка еще неустойчивы, легко уязвимы и очень восприимчивы к воздействию среды: чувство беззащитности и неуверенность ребенка в собственном благополучии вызывают у него тревогу и различные страхи (Кряжева Н.Л [1]).

В дошкольном возрасте проявления страха–это подтверждение нормального, своевременного развития ребенка, но если страхи ярко выражены, то ребенку тяжело справиться с ними и страхи начинают «взрослеть» вместе с ребенком

При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере у ребенка-дошкольника возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность), уход в себя, в свои проблемы (Захаров А.И [2]).

Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным.

Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности (Котова Е.В [3].

К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной программы – предупредить возможность проявления страхов и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Программа психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Цель программы:коррекция страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Снизить уровень тревожность у детей.
  2. Усилить образ-«Я» каждого ребёнка.
  3. Актуализировать чувство страха.
  4. Повысить психический тонус ребёнка.
  5. Осуществить контроль над объектом страха.
  6. Повысить уверенность в себе.

Программа реализуется в 4 этапа:

1 этап–диагностический.

Цель: выявление страхов и уровня тревожности у дошкольников

Диагностический инструментарий:

  1. Тест “Страхи в домиках” М.А.Панфилова, А.И.Захаров
  2. Тест “ Кактус”
  3. Тест “ Тревожности” (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников

 2 этап–информационный.

 Цель: информирование родителей и педагогов по работе с тревожными детьми

Памятки и рекомендации для родителей и педагогов по работе с тревожными детьми.

3 этап–практический.

Цель: коррекция страхов у дошкольников.

4 этап–контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Проведение повторных диагностик для определения результата проведенной работы.

 Для реализации программы психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста выбрана групповая форма проведения психолого-педагогической коррекции. Групповая форма заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.

Цикл занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В группе 6 человек. Возраст детей 5-6 лет. Приблизительная длительность каждого занятия–40 минут.

Методы и техники, используемые в программе:

  1. Релаксация

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

  1. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
  2. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
  3. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
  4. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
  5. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Критерии эффективности программы:

  • · повышение уверенности в себе;
  • · снижение тревожности;
  • · снижение количества страхов;
  • · улучшение взаимоотношений родитель-ребёнок

Таблица 1

Тематический план занятий

№ занятия

Тема

Цель

Часы

1

Это –мы!

Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление

30 минут

2

« Настроение»

Осознание своего эмоционального состояния, понижение психоэмоционального напряжения.

40 минут

3

« Наши чувства»

Осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

 30 минут

4

« Страх»

Стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

40 минут

5

“Я больше не боюсь»”

Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

40 минут

6

« Волшебный лес»

развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе

30 минут

7

« Как в сказке»

 

Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

40 минут

8

« Волшебники»

Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

40 минут

9

« Герои»

Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

30 минут

10

Аутотренинг

« Во сне»

Снять психоэмоциональное напряжение,мышечные зажимы

20 минут

Вывод

Психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем.Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста.

Ссылки на источники

  1. Кряжева Н.Л.Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 207 с.
  2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. –Спб.: Издательство « Союз», 2004. – 440 с. 
  3. Котова Е.В.В мире друзей: Программа эмоционально - личностного развития детей. М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 77с.
  4. Лютова Е.К.Монина Г.Б.Тренинг эффективного общения. –М.: Генезис, 2000. – 190 с.Долгова В.И.Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
  5. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  6. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  7. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение «Владос», 1999.