Аннотация. В статье представлены теоретическое исследование особенностей страха у дошкольников и программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников.
Ключевые слова: страх, дошкольный возраст, психолого-педагогическая коррекция, коррекция страхов.
Эмоциональная насыщенность и динамика жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам не только у взрослых, но и у детей.Это обстоятельство в значительной степени обусловлено преобразованиями в обществе, повышением требований с его стороны к интеллектуальным, психоэмоциональным, физическим возможностям человека, к его способности регулировать социально приемлемыми способами эмоциональные состояния. Наименее защищенными в этих условиях оказываются дети, поскольку и организм, и психика ребенка еще неустойчивы, легко уязвимы и очень восприимчивы к воздействию среды: чувство беззащитности и неуверенность ребенка в собственном благополучии вызывают у него тревогу и различные страхи (Кряжева Н.Л [1]).
В дошкольном возрасте проявления страха–это подтверждение нормального, своевременного развития ребенка, но если страхи ярко выражены, то ребенку тяжело справиться с ними и страхи начинают «взрослеть» вместе с ребенком
При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере у ребенка-дошкольника возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность), уход в себя, в свои проблемы (Захаров А.И [2]).
Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным.
Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности (Котова Е.В [3].
К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной программы – предупредить возможность проявления страхов и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Программа психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста
Цель программы:коррекция страхов у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Снизить уровень тревожность у детей.
- Усилить образ-«Я» каждого ребёнка.
- Актуализировать чувство страха.
- Повысить психический тонус ребёнка.
- Осуществить контроль над объектом страха.
- Повысить уверенность в себе.
Программа реализуется в 4 этапа:
1 этап–диагностический.
Цель: выявление страхов и уровня тревожности у дошкольников
Диагностический инструментарий:
- Тест “Страхи в домиках” М.А.Панфилова, А.И.Захаров
- Тест “ Кактус”
- Тест “ Тревожности” (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников
2 этап–информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов по работе с тревожными детьми
Памятки и рекомендации для родителей и педагогов по работе с тревожными детьми.
3 этап–практический.
Цель: коррекция страхов у дошкольников.
4 этап–контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Проведение повторных диагностик для определения результата проведенной работы.
Для реализации программы психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста выбрана групповая форма проведения психолого-педагогической коррекции. Групповая форма заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.
Цикл занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В группе 6 человек. Возраст детей 5-6 лет. Приблизительная длительность каждого занятия–40 минут.
Методы и техники, используемые в программе:
- Релаксация
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
- Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
- Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
- Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
- Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
- Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Критерии эффективности программы:
- · повышение уверенности в себе;
- · снижение тревожности;
- · снижение количества страхов;
- · улучшение взаимоотношений родитель-ребёнок
Таблица 1
Тематический план занятий
№ занятия |
Тема |
Цель |
Часы |
1 |
Это –мы! |
Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление |
30 минут |
2 |
« Настроение» |
Осознание своего эмоционального состояния, понижение психоэмоционального напряжения. |
40 минут |
3 |
« Наши чувства» |
Осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. |
30 минут |
4 |
« Страх» |
Стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. |
40 минут |
5 |
“Я больше не боюсь»” |
Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. |
40 минут |
6 |
« Волшебный лес» |
развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе |
30 минут |
7 |
« Как в сказке»
|
Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. |
40 минут |
8 |
« Волшебники» |
Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия |
40 минут |
9 |
« Герои» |
Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих. |
30 минут |
10 |
Аутотренинг « Во сне» |
Снять психоэмоциональное напряжение,мышечные зажимы |
20 минут |
Вывод
Психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем.Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста.
Ссылки на источники
- Кряжева Н.Л.Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 207 с.
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. –Спб.: Издательство « Союз», 2004. – 440 с.
- Котова Е.В.В мире друзей: Программа эмоционально - личностного развития детей. М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 77с.
- Лютова Е.К.Монина Г.Б.Тренинг эффективного общения. –М.: Генезис, 2000. – 190 с.Долгова В.И.Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
- Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
- Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
- Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение «Владос», 1999.