Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье проанализирована актуальность проблемы социально-коммуникативного развития личности ребенка как основополагающего компонента в личностном становлении человека. Обосновываются современные тенденции в области социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. В статье приведен пример построения педагогического процесса с целью реализации задач ФГОС в аспекте реализация образовательной области – социально-коммуникативное развитие.
Ключевые слова: социальное развитие, личность, социально-коммуникативное развитие, социальный мир, ребенок-дошкольник. 

Современное российское дошкольное образование переживает период многогранных перемен. Во-первых, осознается значимость национальных и социальных ценностей в содержательном контексте воспитания и образования детей. Во-вторых, поворот всей системы воспитания и обучения к человеку как ценности выявил необходимость рассмотреть процесс воспитания как содействие духовному и ценностному обогащению личности. Данные изменения акцентируют значимость индивидуального, личностного начала в системе образования детей. В государственном стандарте дошкольного образования акцентируется внимание на первостепенности решения задач воспитания в целостном образовательном процессе на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Приоритетность гуманистической, личностно ориентированной парадигмы в образовании обусловлена социальной потребностью современного общества в развитии у детей, начиная с дошкольного возраста, субъектности, коммуникабельности, положительных нравст­венных качеств, социального поведения. Именно в дошкольном детстве происходит интенсивное освоение социального пространства. Ребенок начинает осознавать себя как социальное существо и учится осознанному управлению своим поведением. У него появляется возможность саморегуляции поступков на основе знания нравственных норм и правил, умения анализировать ситуации, заключающие в себе моральный смысл, а также предвосхищать последствия предполага­емого собственного поступка для себя и окружающих [2].

В стандарте дошкольного образования одной из приоритетной области личностного развития ребенка дошкольного возраста определяется область - социально-коммуникативного развития. Реализация данной  области в программном содержании воспитания и образования ребенка дошкольного возраста направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [5].

Проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества, на современном этапе развития общества  остается одной из ведущих.

В условиях современного личностно-ориентированного образование развитие личности ребенка понимается как развитие субъектности, вхождение ребенка в образ своего «Я», обретение индивидуальных, фундаментальных свойств личности, в данном подходе детство воспринимается как самоценность, а образовательный процесс рассматривается как деятельность взрослых направленная на сохранение, оберегание детства [1].  К сожалению, в современной ситуации дошкольного и начального образования отмечена тенденция к интеллектуализации образовательной среды, это требование диктуется стремлением к высоким показателям интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, что ведет к неполноценному проживанию ребенком дошкольного детства, в результате такого построения образовательного пространства намечается тенденцию к снижению уровня социально-личностной готовности ребенка к новой ситуации развития. Тем самым, согласно В.А.Петровскому и В.В.Давыдову, нарушается принцип самоценности дошкольного детства. В условиях модернизации образования, связанные с внедрением предшкольного образования, особое значение приобретает проблема гармонизации повышенных требований, диктуемых современными условиями школьного обучения, и необходимостью личностного развития ребенка, возможностью прожить дошкольное детство полноценно, что дает возможность становления адаптивных структур личностной сферы и развития индивидуальных особенностей личности каждого ребенка [4].

Связующим звеном между ребенком и социальным миром является взрослый, который выступает по отношению к ребенку носителем социального опыта, взрослый включает дошкольника в пространство общения. Гуманное отношение к ребенку выражается в принятии его как полноправного субъекта. Собственная активность ребенка есть необходимое условие процесса самопознания. Особенности понимания ребенком своих личностных качеств обусловлены не только оценочным отношением к нему взрослых, но и внутренними детерминантами, следствием которых является формирование личностной рефлексии. Уже в дошкольном возрасте, помнению многих отечественных и зарубежных психологов, развивается такой механизм cоциальной перцепции, как эмпатия. Ребенок приобщается к переживаниям других людей,накапливая и обобщая опыт взаимодействия, что позволяет ему на определенном этапе воспринимать другого человека как обособленного индивида и представлять мир переживаний другого как отличный от его собственного. Умение встать на позицию другого развивается у него в процессе направленного формирования взрослыми просоциальной мотивации. Именно в дошкольный период происходит зарождение и развитие способности к пониманию своей личности, которая включает не только умение оценивать свои личностные качества, но и предположить, что думают и как оценивают его окружающие [3].

Таким образом, факты окружающей жизни, присваиваемые ребенком, встраиваются в его картину мира и способствуют образованию целостной концепции жизни и своего места в ней, что может быть принято за компоненты самосознания и мировоззрения ребенка дошкольного возраста.

Педагогический процесс социально-коммуникативного развития направлен на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций. Формирование ценностного аспекта социального и личностного развития должен быть представлен в целостности и последовательности взаимосвязанных этапов. Социально-коммуникативное развитие осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с активной позиции субъекта социальных отношений, благодаря созданию специально организованной среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки и стратегии поведения. Реализация программных целей социально-коммуникативного развития находит свое отражение в решении следующих задачах: обучить умению вести себя в общении в соответствии с нормами и правилами этикета; умению выслушивать собеседника; умение понимать настроение другого (сопереживать); обучить умению вести себя в конфликтной ситуации, в ситуации морального выбора; умению относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам; сформировать правильное отношение к соблюдению и нарушению социальной нормы поведения; сформировать способность отрицательно воспринимать собственное нарушение норм и правил поведения; сформировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, в ситуации нравственного выбора.

Для реализации задач социально-коммуникативного развития личности ребенка дошкольного возраста необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки. Педагогическая деятельность может быть представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир: ребенок – взрослый (родители, воспитатель, учитель); ребенок – ребенок (сверстник); ребенок – общественная норма, ценность.

Стимулирование личностной активности ребенка, как педагогического условия осознанного формирования социально-коммуникативных компетенций осуществляется благодаря системе педагогических средств, применение которых может привести к достижению запланированных целей и задач. Социально-педагогическими средствами могут выступать: игровая ситуация – игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. Игра  занимает важное место в жизни дошкольников. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, совместной деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Именно в условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных отношениях, таким образом, дети в игре упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливает себя для того чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального поведения. Игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных отношений. Проблемная ситуация как педагогическое средство формирования социально-ценностного поведения способствует приобретению детьми позитивного  опыта нравственного поведения, так как решение конкретных проблем ориентирует ребенка на конкретные дела и поступки. Ситуации морального выбора стимулировали способность к анализу и обобщению нравственных представлений, чувств и стимулировали выработку определенной стратегии поведения. Ориентируясь на собственные чувства и  нравственные знания ребенок решая определенную проблему, в ситуации морального выбора, моделирует различные варианты поступков и повеления. С помощью возможности апробирования различных способов поведения ребенок, ориентируясь на социальную норму как ценность, выбирает для себя наиболее оптимальную модель поведения, которая в дальнейшем, опираясь на устойчивость нравственных знаний, представлений и ценностных ориентиров, переходит в стратегию поведения. Материальные и духовные объекты культуры и социума (устное народное творчество, искусство, детская литература) – русские народные сказки оказывают педагогическое воздействие на развитие у детей нравственных чувств, качеств, нравственного сознания и готовность к нравственному поведению. Русские народные сказки всегда включали в себя аспект, связанный с нравственным поступком, поведением. С помощью устного народного творчества раскрываются для детей такие понятия как взаимопомощь, поддержка, добро, терпение, любовь. Чтение произведений для детей помогает детям понять и оценить поступки людей. В литературных произведениях ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности. Анализ прочитанного дает возможность детям оценить поступки различного характера и увидеть результаты того или иного поведения, это способствует усвоению детьми нравственных представлений. Использование в воспитательной деятельности предметов искусства обусловлена тем, что чем более разнообразнее чувственное восприятие, тем более прочно усваивается воспитательная информация.  Влияние предметов искусства на духовный мир ребенка направлено на изменение и обогащение нравственных чувств. Использование художественных средств познания мира обогащает нравственное сознание, чувства и стимулирует преобразование поведения ребенка [6].

Таким образом, каждый этап должен выводить ребенка на соответствующий уровень социально-личностного развития: эмоциональное отношений к окружающим близким ведет к пониманию нравственных норм поведения (дружба, взаимопомощь, сочувствие и сорадование), соответственно, эмоциональные чувства и знания находят свое отражение в поведении как способе реализации нравственных отношений. Реализация этапов коммуникативно-личностного развития направлена на отвлечение детей от фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к сверстнику; сформированности нравственных чувств, ценностных представлений и нравственных мотивов поведения; развитие способности согласовывать собственное поведение с поведением других людей.

Ссылки на источники:

  1. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью: избр.пед.тр.: в 2 т. Т 2 / Е.В  Бондаревская. . – М.; Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Гос. Пед. ун-та, 2006. – 504с.
  2. Запорожец Л.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника /Л.В.Запарожец //Эмоциональное развитие дошкольника.  - М., 1985.
  3. Корепанова М.В. Особенности становления образа «Я» ребенка // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика – Волгоград: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2009. Т.9 №4  – С.74-79.
  4. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности /В.А.Петровский. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. – 512с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155. – 9 с.
  6. Шарапова Э. И. Формирование  социально-ценностного  поведения детей 5—7 лет: Дис.на соиск степ. канд. пед. наук. Волгоград, 2008 – 208с.