Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Данная работа посвящена проблеме развития общения старших дошкольников со взрослыми. Описаны результаты теоретического исследования и экспериментального исследования развития общения  у детей старшего  дошкольного возраста со взрослыми.
Ключевые слова: общение, формы общения, игра. 

Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти своё место в мире.

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми — это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье. Семья для ребенка становится первой, с кем он начинает общаться, именно там закладываются основы общения, которые в будущем ребенок будет развивать.

Наиболее сильный и важный источник переживаний дошкольника, попавшего в другую социальную среду – его взаимоотношения и общение с другими людьми - взрослыми и детьми.

Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и проявляются все новые его способности. Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребёнка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических проявлений ребёнка. Личность ребёнка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми.

        Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий, ре­шение которых может качественно изменить процесс развития общения дошкольников со взрослыми. К таким относятся противоречия между:

  • необходимостью изучения содержания форм общения со взрослыми  и недостаточной осведомленностью педагога;
  • необходимостью развития психологической грамотности у родителей и недостаточным количеством информации по реализации данной проблемы;
  • необходимостью проведения игр, направленных на развитие общения и недостаточной подготовленностью социальных и близких взрослых.   

Данные противоречия позволили сформулировать выбор темы нашего иссле­дования: «Развитие общения со взрослыми в старшем дошкольном возрасте».

Цель исследования – выявить особенности развития общения старших дошкольников со взрослыми.

Объектом нашего исследования является общение старших дошкольников со взрослыми.

         В предмете исследования мы изучали  развитие общения детей старшего дошкольного возраста с социальными и близкими взрослыми.

         Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленное проведение игр, направленных на развитие общения дошкольников, будет способствовать устойчивым и позитивным изменениям в общении старших дошкольников со взрослыми.

        Исследование проводилось на базе подготовительной  группы ДОУ №  359 Советского района   г. Волгограда. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 6-7 лет. Исследование проводилось с августа по октябрь 2013 года.

Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач. Первая из них:

         Проанализировать исследования по проблеме развития общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в отечественной психологии.

На важность формирования умения общаться, в дошкольном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования М.И.Лисиной,  Е.О.Смирновой, З.М.Богуславской, Л.С. Выготского, Л.Н. Галигузовой, Т.А.Репиной,  А.Г.Рузской.

Проблему общения взрослого и ребенка подробно исследовала М.И. Лисина. Именно она впервые стала рассматривать общение ребенка со взрослым как особый предмет изучения, в котором протекают другие различные процессы, а не наоборот.

М.И. Лисина выделила четыре формы общения со взрослыми, сменяющих друг друга на протяжении первых 7 лет жизни ребенка:

- ситуативно-личностное (первое полугодие жизни);

- ситуативно-деловое (6 мес – 2 года);

- внеситуативно-познавательное (3-5 лет);

- внеситуативно-личностная (6-7 лет).

Переход от низших форм общения к высшим осуще­ствляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности переста­ет соответствовать старой форме, обеспечивавшей в те­чение некоторого времени прогресс психики, разламы­вает ее и обусловливает возникновение новой, более со­вершенной формы общения.

         Второй задачей:экспериментально   выявить   особенности   развития  общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.

      Для эксперимента были использованы следующие методики:

  1. Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина).
  2. Беседа с воспитателем на выявления уровня развития общения по четырем показателям (Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой):

1- Умение слушать и слышать взрослого

2- Умение следовать инструкции взрослого

3- Отношение к допущенным ошибкам

4- Направленность бесед со взрослым

По результатам диагностики  определения ведущих форм общения со взрослыми  сделали  вывод о том, что большинству участвовавших детей,  свойственна, внеситуативно-познавательная  форма общения, она оказалась ведущей у 8 из 10 детей, т.е. у 80% обследованных детей. У двоих детей  (20%) ведущей формой общения оказалась внеситуативно-личностная форма, которая является нормой для данного возраста. Детей с ситуативно-деловой формой общения в обследованной группе не оказалось. Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что общение со взрослым у старших дошкольников соответствует  внеситуативно-познавательной  форме общения, которая преобладает у детей 3 – 5 лет.  

У детей наблюдалась замкнутость и застенчивость, которая проявлялась в робости, неуверенности, напряженности, тревоге и страхе перед другими.

           Анализ результатов беседы с воспитателем показал, что в основном  дети по всем показателям имеют средний уровень развития общения со взрослым.

Подробнее остановимся на каждом из показателей:

1.   Умение слушать и слышать взрослого:  Высокий уровень – 2 ребенка, это 20% от общего числа детей, участвующих в эксперименте. Дети внимательно слушали все, что говорит взрослый, выполняли задания взрослого, даже если оно их не очень интересно. Средний уровень – таких детей большинство – 7 детей - это 70% от общего числа детей, принявших участие в эксперименте. Дети слушали задание, начинают выполнять его, при этом отвлекались, разговаривали со сверстниками. Низкий уровень – 1 ребенок – 10% от числа обследованных детей. Ребенок  не сосредотачивался на объяснении взрослого, отвлекался.

 2. Умение следовать инструкции взрослого – Высокий уровень – Таких детей в обследованной группе не оказалось. Средний уровень – 9 детей. Дети частично выполняют сложные задания, не доводят до конца,  начинают заниматься другими делами. Таких детей большинство в обследованной группе. Низкий уровень – 1 ребенок – 10% от числа обследованных детей. Ребенок выполнял только легкие задания, сложные задания выполнять отказывался.

 3. Отношение к допущенным ошибкам – Высокий уровень – Таких детей в обследованной группе не оказалось. Средний уровень – 10  детей это 100%  Дети исправляли ошибки, но неохотно. Низкий уровень – Таких детей в обследованной группе не оказалось.

4. Направленность бесед со взрослым – Высокий уровень – 2 ребенка, это 20% от общего числа детей, участвующих в эксперименте. Дети обсуждали вопросы,  касающиеся особенностей человеческих отношений и личности взрослого. Средний уровень – таких детей большинство – 7 детей - это 70% от общего числа детей, принявших участие в эксперименте. Дети  охотно расспрашивали о явлениях окружающего мира.  Низкий уровень – 1 ребенок – 10% от числа обследованных детей. Ребенку интересны темы общения, связаные с окружающими предметами.

Анализ данных полученных в результате проведенного исследования на начальном этапе эксперимента позволил  четко спланировать следующий этап нашей работы, направленный на развитие общения.       

 Третей задачей в нашем исследовании мы осуществляли работу направленную на   развитие общения  у детей старшего  дошкольного возраста с социальными взрослыми - воспитателями.

Нами были подобраны игры по развитию общения на основе работ Андрущенко Т. Ю., ШашловойГ.М., Чернецкой Л.В.,  Шипицыной, Л. М.

Каждое мероприятие проводились во второй половине дня в форме игры.

        Игры были направлены на расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания и умения задавать вопросы; активизацию процесса самопознания; повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

  Вся система игр была распределена таким образом, чтобы максимально эффективно воздействовать на  развитие общения старших дошкольников с воспитателями:

Занятие 1. Тема:  «Правила общения». Цель: Познакомить детей с правилами общения, развивать умение вступать в контакт, вести диалог, располагать к себе собеседника.

Занятие 2. Тема: «Я - сам и Я - другие». Цель:          Развитие самопринятия и принятия партнёра по общению, развитие эмпатии.  

Занятие 3. Тема: «Я – король». Цель:   Развивать уверенность в себе, умение выразить свои желания, помочь детям снять  мышечное напряжение, учить детей соотносить свои действия с инструкцией.

Занятие 4. Тема: «Сказочный герой». Цель: Развивать умение оценивать действие другого,  воспитывать уважение к другой личности.

Занятие 5. Тема: «Журналисты». Цель: Развивать умение слушать и слышать другого собеседника, умение задавать вопросы.

Занятие 6. Тема: «Моя семья». Цель:  Развивать чувство собственного достоинства, способствовать развитию  большего самоуважения - осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими, члена семьи.

Занятие 7. Тема: «Я справился!». Цель:          Повышение уровня самоконтроля  в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

Занятие 8. Тема: «Оцени поступок». Цель: Формировать потребность в сопереживании и взаимопонимании.

На этом этапе велась работа с родителями по формированию психологической грамотности для решения данной проблемы. Привлекая внимание родителей,  к данной проблеме были проведены беседы на тему: «Игра – одна из форм общения старшего дошкольника», «Роль семьи в воспитании дошкольников». В информационном уголке размещены консультации на тему: «Как научиться общаться со своим ребенком»,          «Особенности общения с детьми в семье». Изготовлен буклет  «Общение с ребенком», где описали причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста, рекомендации «Как научиться слушать своего ребенка», привели примеры игр на преодоление застенчивости перед взрослым.    

  После цикла игр  была проведена повторная диагностика, для изучения эффективности разработанной нами системы по  развитию общения у старших дошкольников.

Анализируя результаты диагностики по определению ведущих форм общения, сделали вывод, что значительно возросло (на 30%) количество детей с внеситуативно-личностной формой общения. При этом количество детей с внеситуативно-познавательной  формой общения снизилось на 30%. Количество детей с личностно-деловой формой общения в исследуемой группе по прежнему  осталось неизменным.

В таблице 1  отражены сравнительные данные констатирующего и контрольного исследования.

Таблица 1

Сравнительные результаты диагностики форм общения детей 6-7 лет со взрослыми

Этап

эксперимента

Количество детей (%)     /      Форма общения

ситуативно-деловая форма общения

внеситуативно-познавательная форма общения

внеситуативно-личностная форма общения

констатирующий

0

80

20

контрольный

0

50

50

Данные свидетельствуют о том, что в процессе игр, проведенных на этапе формирующего эксперимента,  наблюдается  развитие форм общения с социальными взрослыми.

          Анализ беседы с воспитателем  на этапе контрольного эксперимента показал, что число детей, демонстрирующих высокие  показатели, возросло по сравнению с началом исследования, тогда как количество детей со средними и низкими показателями соответственно уменьшилось. В контрольном исследовании большинство детей проявляли  средние и высокие показатели развития общения.

          На основании проведенного нами исследования можно сделать вывод, что цель, поставленная в начале работы, нами достигнута.

Результаты позволяют сделать заключение об эффективности применения игр

по развитию общения старших дошкольников со взрослыми. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее результатов для воспитателей детских садов, а также родителей.

Для дальнейшей работы по развитию общения  у детей старшего дошкольного возраста,   планируем просветительскую работу  с родителями, направленную на развитие общения детей с близкими взрослыми. Формами для реализации просветительской работы будут родительские собрания, родительские клубы, обучающие семинары.

Ссылки на источники

  1. Андрущенко Т.Ю.,Шашлова Г.М.Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.- 96 с.
  2. Афонькина, Ю.А., Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. - М.,2008.- 291 с.
  3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004.-144 с.
  4. Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет. 2- е издание, переработанное и дополненное. / Н.В. Клюева, Ю. В. Филиппова.- Ярославль: Академия развития, 2006. – 160 c.
  5. Комарова Т.С.,Соломенникова О.А.,Педагогическая диагностика перед поступлением в школу.-Ярославль:Академия развития ,2006.-144 с.
  6. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - Питер, 2009.- 320 c.
  7. Шашлова Г.М.Содержание общения ребенка со взрослым в период кризиса семи лет. Москва, 2000. 24 с.
  8. Шипицына Л.М.,Защиринская О.В, Азбука общения. Развитие личности ребёнка,навыков общения со взрослыми и сверстниками. Детство пресс.,2007.192 с.
  9. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практ. рук.для педагогов и психологов дошк. образоват. учреждений. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-103 с.