Аннотация. Статья посвящена специфике сопровождения педагогом процесса нравственного воспитания детей 5-7 лет средствами мультипликационных фильмов. Обосновываются особенности подобного вмешательства в детский кинопросмотр. Даётся описание методики «Мультфильмы о главном», характеризуются ситуации включения воспитателя в восприятие и просмотр детьми кинопродукции.
Ключевые слова: мультфильм, педагог, нравственное воспитание, ситуация, старший дошкольный возраст.
Стремительное развитие компьютерных технологий, киноискусства и мультипликации привело к появлению безграничного информационного пространства. Первоочередной задачей социально-личностного развития современного ребёнка становится содействие его адаптации и ориентации в подобном пространстве, начиная уже с дошкольного возраста. Очевидно, что реализация подобных задач может осуществляться только при условии педагогического сопровождения взаимодействия ребёнка с миром медиа. Согласно профессиональному стандарту педагога, регулирующему педагогическую деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, одними из необходимых общепедагогических умений и действий современного педагога являются:
- разработка, освоение и применение «…современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»;
- умение «… реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы» [1, с.7].
Невнимание и непризнание мультфильма как произведения искусства способствует зарождению стереотипа о его развлекательном и элементарном характере, не требующем специальной подготовленности к восприятию и просмотру. Вместе с тем, известными медиапедагогами и исследователями изучено и экспериментально доказано наличие потенциальных возможностей мультфильма, позволяющих ему выступать средством воспитания и образования современных детей (А.А. Немирич, И.В. Челышева, Ю.Н. Усов, А.В. Фёдоров). В рамках нашего исследования мультипликационный фильм рассматривается как средство нравственного воспитания. Мультфильм как воплощение метафор и аллегорий, при сопровождении их просмотра взрослыми, способен объяснить ребёнку в доступной форме множество довольно абстрактных нравственных понятий, качеств, причинно-следственных связей, а главное – с помощью образов помочь ребёнку увидеть мир человеческих взаимоотношений, а значит - способствовать его нравственному воспитанию [2].
В этой связи интерес предоставляет вопрос возможностей и способов включения педагога в процесс просмотра и восприятия дошкольниками мультипликационного фильма. В процессе исследования проблемы мы учитывали, что процесс «вхождения» в детский кинопросмотр достаточно сложен, при организованном включении педагога у детей может пропасть интерес к происходящему на экране, ведь процесс контакта с кинопроизведением уже достаточно мотивирован самой композицией и природой мультфильма.
Однако, следуя мысли Ю.Н. Усова, именно подготовленный педагог способен научить воспитанников видеть подлинную идею, мысль, представленную в динамике аудиовизуального образа кинопроизведения [3].По нашему предположению, педагогическое вмешательство должно быть органически связанным с самим процессом просмотра мультфильма, не нарушать естественный процесс контакта ребёнка с произведением. В ином случае, при стихийном включении педагога восприятие ребёнка нарушится, а само сопровождение превратится в традиционное научение.
В процессе исследования проблемы мы обратились к субъектно-гуманитарному подходу Н.М. Борытко, в соответствии с которым эффективность воспитания обусловлена активной позицией самого ребёнка в этом процессе [4]. Интересными для нашей проблемы явились исследования Т.Н. Ле-ван, которая вводит понятие «готовность педагога дошкольной образовательной организации к медиаобразованию». Готовность к работе с медиаматериалом автор раскрывает через следующие позиции: осознание педагогом значения информационных технологий в жизни ребёнка, их положительного и отрицательного влияния на его развитие; уважение к интересам и предпочтениям ребёнка в сфере медиа, их учёт при организации работы, даже в случае их расхождения с взглядами педагога; владение методикой работы с медиаматериалами [5].
Приоритетным в нашем исследовании является создание такой ситуации, в которой ребёнок оказывается перед необходимостью разрешения определённого конфликта. Роль воспитателя в этом процессе заключается в оказании поддержки на пути присвоения дошкольником нового опыта. Помощь взрослого не сводится к предоставлению готовых знаний, передаче собственного опыта, а состоит в оказании помощи для приобретения дошкольником своего собственного. Педагог не даёт ребёнку готовых инструкций, а погружает его в ситуацию переживания, проживания, подводит к нравственным выводам, к открытию собственных смыслов, альтернативных вариантов и способов действия. Таким образом, роль педагога состоит в осуществлении со-деятельности с детьми, совместном преодолении возникающих трудностей в личностном, нравственном становлении дошкольников.
Теоретическое изучение проблемы и её экспериментальное исследование стали основой для разработки методических рекомендаций для педагогов дошкольных учреждений по нравственному воспитанию старших дошкольников средствами мультфильмов. С целью реализации этой задачи нами разработана и апробирована система организованной образовательной деятельности по использованию мультфильмов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мультфильмы о главном». Система работы создана с опорой на исследования Р.Г. Казаковой, Ж.В. Мацкевич, использующих в своей работе мультипликационные фильмы в качестве средства художественно-эстетического развития дошкольников ССЫЛКА. Содержание совместной деятельности детей с взрослыми реализуется в следующих разделах:
- «Такой разный мультфильм!» - знакомство с разнообразием мультипликационной продукции: кукольные, рисованные, компьютерные мультфильмы.
- «Злой колдун и добрая фея» - накопление представлений о многообразии образов персонажей, их нравственных качествах, чертах характера.
- «Что мы чувствуем?» - формирование представлений об эмоциях и чувствах героев.
- «Совершая разные поступки…» - знакомство детей с понятием «поступок», посредством демонстрации и последующего анализа поступков персонажей, их последствий и значения в жизни человека [6].
Особое место педагога и его непрямое включение в кинопроизведение осуществляется за счёт:
- Организации посещения мультклуба, оформленного в виде кинозала.
- Введения в кинопросмотр и обсуждение мультфильма персонажей, активно взаимодействующих с детьми посредством педагога (Лунтик, гусеницы Пупсень и Вупсень, Незнайка, Кузя, Птичка Тари, Зайка-Зазнайка, гном Вася, Крошка Енот, Нехочуха и т.д.).
- Использования авторских коротких зарисовок из жизни героев мультфильма - ситуаций нравственного конфликта. Персонаж совместно с детьми разбирает ситуации, пытается помочь, отыскать возможные выходы и способы решения проблем.
- Активного применения игровых бесед с игрушками-мультперсонажами, игр-драматизаций, совместной деятельности на основе мультипликационного сюжета, что даёт возможность глубже прочувствовать героя, понять его мысли, мотивы.
В работе были использованы преимущественно интерактивные методы воспитания. Они предусматривают широкое взаимодействие педагога с детьми, детей друг с другом, детей с мультипликационными героями. В первую очередь необходимо понимание того, что восприятие и переживание ребенком мультфильма – это определенный вид деятельности и согласно учению Л.С. Выготского о культурно-исторической природе развития психики ребенка, развивающий потенциал этой деятельности обусловлен возможностью экспликации мыслей, образов, переживаний в процессе интерактивного взаимодействия со взрослым. Именно воспитатель вносит в его сознание те оценочные и смысловые регулятивы, нравственные нормы и образцы, которые направляют мысль, переживания, а затем и реальное поведение ребенка. Следует подчеркнуть, что предварительно педагогу рекомендуется основательно ознакомиться с тем мультфильмом, который он предлагает детям. Требуется обратить внимание на смысл, философию кинофильма и контекст, в котором он создавался, а не просто ориентироваться на обобщённую эмоциональную характеристику фильма. Также педагогу следует иметь представление о том, в какой степени дошкольник может воспринимать тот или иной мультфильм, в соответствии с его индивидуальным опытом и особенностями.
Работа осуществляется на основе поэтапно выстроенных ситуаций, способствующих зарождению и усвоению нравственных представлений, актуализации особых переживаний и личностной активности. В нашей работе такими ситуациями выступили: ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма; ситуация выделения нравственного содержания мультфильма или отдельных его эпизодов; ситуация актуализации и проявления нравственных чувств; ситуация перекрёста нравственных конфликтов мультфильма с собственным поведением; ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение.
В основе ситуации сознательного восприятия и понимания мультфильма лежит обсуждение, анализ увиденного кинопроизведения с целью коррекции впечатлений ребёнка, их точного воспроизведения. Переживая удовольствие от восприятия событий, ребенок чаще всего не задумывается о сути и смысле происходящего на экране, о том, что фильм, к примеру, имеет автора, который хотел реализовать в фильме определенный замысел, идею, мысль, мораль. Задача воспитателя – не снижая уровень интереса и увлечения, побудить ребенка к пониманию и вербальному представлению сюжета фильма, оценке не только поступков героев, но и высказыванию суждений о фильме в целом и не только на уровне «понравилось - не понравилось», а более развернуто. Педагогом создаются условия для активного обмена мнениями, опытом, развёртывания и поддержания дискуссии с акцентированием внимания на каждый ответ ребёнка. Так, например, при работе с мультфильмом «Осенняя встреча» («Союзмультфильм», 1993) основной идей мультфильма, по мысли дошкольников, выступает забота мальчика о брошенной собаке. В то время как, история подразумевает более глубокий смысл, разобраться в котором без педагогической поддержки дети не в силах.
Актуализировать механизмы осознания и понимания происходящего на экране воспитатель может: постановкой интересных вопросов, высказыванием неожиданной версии и интерпретации происходящих событий, предложением ребенку самому мысленно изменить сюжет фильма, истолкованием мало известных терминов, которые прозвучали в фильме и др.
Ситуация выделения нравственного содержания мультфильма или отдельных его эпизодов ориентирована на то, чтобы ребёнок за динамикой сюжетной линии фильма увидел нравственный смысл происходящих событий. В большинстве детских мультфильмов авторы сами выделяют этот контекст, так что юный зритель и без помощи воспитателя понимает, кто здесь положительный, а кто отрицательный герой, и прямо его спрашивать об этом вряд ли есть необходимость. Задача педагога в этой ситуации углубить переживания и расширить спектр оценочных суждений ребенка, например, сопоставить поведение персонажей фильма с поступками каких-то известных сказочных героев и последовательно перейти к примерам из собственного опыта.
Нравственные нормы имеют обобщённый характер и в полной мере недоступны полному осознанию их дошкольниками. Согласно результатам исследования Р.С. Буре, именно по этой причине дошкольники не могут воспользоваться этими нормами в ситуациях, требующих морального выбора [8]. Так, например, если педагог говорит детям: «Будьте хорошими друзьями!», они в лучшем случае запомнят эту инструкцию, но применить в конкретной ситуации не смогут. Однако, если педагог конкретизирует, расширяет содержание данного указания с опорой на яркие образы мультфильма, сюжетные линии, описывая, иллюстрируя при этом конкретные действия, детям правило становится более понятным. Так, на материале мультфильма «Приключения Лунтика и его друзей» серия «Как стать другом!» («Мельница», 2005) дети не только получают представления об умении дружить, но и видят на экране, как герои мультфильма становятся друзьями.
Наполнение детского опыта эмоционально окрашенными впечатлениями, переживаниями, оценочными суждениями нравственного характера осуществляется с помощью ситуации актуализации и проявления нравственных чувств. Роль мультипликационных фильмов в нравственном воспитании состоит не только в обогащении нравственных представлений, понятий и отношений старших дошкольников, но и в возможности возникновения особого эмоционально-чувственного проживания ребёнком содержания мультфильма. Именно педагог выступает помощником, проводником, помогающим выявить суть переживания героя, учесть причины его поведения, эмоционального состояния. Данные дополнения взрослого в оценке и анализе сюжета представляют собой нечто иное, как конкретизацию, столь необходимую для ребёнка дошкольного возраста. Примером подобной работы может выступать просмотр и обсуждение мультфильма «Просто так» («Союзмультфильм», 1976). Посредством указанного произведения педагог создаёт условия для проживания детьми сорадости, бескорыстного счастья через ознакомление детей с «рецептом» появления подобных чувств – через желание и умение делать что-то приятное, доброе для окружающих людей просто так, без конкретных целей и причин.
Педагогу важно донести до ребёнка не только переживания героя, но и передать своё собственное отношение к происходящему, описать свои чувства и эмоции. Согласно Т.П. Авдуловой «… эмоциональная оценка события взрослым является очень показательной для дошкольника, ориентирующегося в большей степени на чувства и переживания, чем на вербальную оценку ситуации» [9, c. 54]. Важно отметить, что в выражении этих чувств педагог использует не только слово, но и мимику, жесты, голос, интонацию, весь спектр форм самовыражения человека через невербальный канал, который лучше «читается», понимается детьми и непосредственно отражает все переживания.
Ситуация перекрёста нравственных конфликтов мультфильма с собственным опытом способствует сопоставлению и переносу ребёнком опыта проживания сюжетов, игровых ситуаций и ролей в реальную практику взаимодействия с окружающим миром. Сила воздействия киноискусства на личность ребёнка может быть очень значительной в том случае, если общественный, чужой опыт, заложенный в мультфильме, соприкоснётся с непосредственным опытом ребёнка. Вероятность этого контакта во многом предопределяется педагогом, помогающим осознавать и преломлять через себя воспринимаемые образы мультфильма. В ходе дискуссии по выяснению нравственного смысла мультфильма педагог вместе с мультипликационным персонажем предлагает детям привести примеры из собственной жизнедеятельности, вспомнить похожие ситуации и рассказать о них вследствие чего нравственные нормы закрепляются и находят отражение в опыте ребёнка, соотносятся с ним.
Обращение к опыту ребёнка организуется через предложение поделиться собственным опытом, например, представить рассказ о своих друзьях, о знакомстве с ними в рамках мультфильма «Приключения Лунтика и его друзей» серия «Как стать другом!» («Мельница», 2005). После знакомства с мультфильмом «Песенка радости» («Союзмультфильм», 1946) подумать, что значит радость, и постараться изобразить это чувство в собственном рисунке, сопровождая его рассказом об удивительном чувстве, поводом для которого послужил случай из жизни. Подобный переход к опыту ребенка, как показывают наблюдения, эффективен в том случае, если он носит характер педагогической поддержки, т.е. подкрепляет в нем уверенность в своих силах, положительную самооценку и желание стать еще лучше.
Ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение является заключительной в системе нашей работы. Согласно исследованиям В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, Е.С. Князевой, в старшем дошкольном возрасте формируются зачатки и предпосылки рефлексии — способности представлять себя глазами других, поэтому дети стараются контролировать внешние проявления своих чувств, присматриваться к другим людям. На данном этапе у ребёнка формируется умение соотносить собственное поведение с поведением героя, фрагмент мультфильма с подобным эпизодом из собственной жизни.
Это наиболее сложная в психолого-педагогическом плане ситуация и подготовлена всеми предыдущими. Чтобы такой перенос произошел, встреча с фильмом должна произвести сильное впечатление, вызвать сострадание к несправедливо обиженным и радость от того, что в итоге восторжествовало добро. Чтобы перенести героя на самого себя, ребенок вначале должен сам перенестись, погрузиться в мир героя, безусловно, сочувствовать ему и видеть себя на его месте, вместе с ним искать выход из затруднительного положения. При этом в его сознании должна стереться грань между художественной условностью фильма и реальностью. Признаком такого принятия моральной установки является то, что ребенок начинает со сверстниками или даже один играть в героя, полюбившегося ему. Примером выступает игра дошкольников в «Смешариков», обыгрывание ситуации с палочкой-выручалочкой и т.д. Таким образом, увиденное и услышанное становиться материалом для переживания, осмысления и в конечном итоге к интериоризации – присвоению культурного опыта.
Важно, чтобы в процессе игры педагог занимал активную позицию, играл совместно с детьми. Содержание сюжетных коллективных игр и этюдов позволяют акцентировать внимание детей на нравственной стороне взаимодействий и взаимоотношений друг с другом. Сопоставление этих событий с содержанием фильма подводит ребенка к рефлексии и самооценке своих действий, помогает ему утвердиться или засомневаться в правильности своей позиции.
Таким образом, предложенная нами организация и система педагогической работы по нравственному воспитанию старших дошкольников на основе мультфильмов позволяет педагогу, не снижая уровень вовлечённости и интереса детей, стать со-участником процесса контакта с кинопроизведением, пробудить нравственные чувства, переживания и способствовать накоплению нравственного опыта.
Ссылки на источники
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)(воспитатель, учитель) от 18 октября 2013 г. N 544н URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/?frame=1 - [Дата обращения 19.04.2015].
- Корепанова М.В., Куниченко О.В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в процессе социально-личностного развития старших дошкольников // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - № 12. – с. 27-31.
- Усов Ю.Н. Экранные искусства – новый вид мышления // Искусство и образование. – 2000. - №3. – с.48-69.
- Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: «Перемена», 2001.
- Леван Т.Н. Медиакомпетентность и здоровье ребёнка в ракурсе дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. – 2014. - №9 (45), с. 6-15.
- Казакова, Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы // Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич. – М.: «ТЦ Сфера», 2013.
- Куниченко О.В. Воспитательные возможности мультфильма и их использование в работе воспитателей дошкольного образовательного учреждения // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2014. - №3(30). – с. 39-44 – URL: http:// http://grani.vspu.ru/files/publics/1394792517.pdf. - [Дата обращения 19.04.2015].
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: «Мозаика-синтез», 2011.
- Авдулова Т.П. Становление нравственности в раннем и дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. – 2007. - №2. – с. 51-65.