Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам анализа организации проектной деятельности модели новой российской государственности, которая в свою очередь требует формирования национальной идеи, учитывающей особенности культуры, истории и менталитета, отвечающей экономическим, социально-политическим и геополитическим интересам страны.
Ключевые слова:государственность, ценность, общество, противоречия, национальная идея, особенности культуры, менталитета. 

Начало ХХI века является переломным в жизни российского общества и государства. На повестке дня стоит формирование новой модели национальной государственности и управления. Пока отсутствует общепринятая национальная концепция развития, нет научно обоснованных долговременных целей, на которые можно было бы ориентировать развитие общества в безопасном для него направлении. В этом контексте важную функцию выполняет концепция устойчивого развития, принятая на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). В результате обобщения исторического опыта, освоения основных положений данной конференции, разрабатываемая российская стратегия устойчиво-безопасного развития одновременно решает задачи: возрождение страны; формирование новой модели государственности на основе формирования гражданского общества и правового государства; формирование правовой сознательности молодежи; вхождение в мировое сообщество.

Главный принцип на пути новой государственности - научиться при анализе западных ценностей, модели гражданского общества, не уходя от своей российской сущности, ассимилировать опыт других стран, придать ему российские черты. С точки зрения синергетики будущее состояние системы организует, формирует, изменяет наличное ее состояние. Такая «детерминация будущим» возникает в ситуациях неопределенности, неравномерности и хаотичности. Современная жизнь страны должна быть детерминирована ее стратегической целью. Кризисная ситуация в стране и нарастающая опасность проблем требуют разработки быстрых, оперативных стратегических управленческих мер. Старые схемы не эффективны. Поэтому необходима также и новая модель управления, которая должна опираться на принципы предвидения и опережающих действий. Сложность ситуации заключается в том, что в российском обществе переплелись противоречия национального, глобального и регионального уровней; проблемы экономического, экологического, демографического и иного характера. [1]

Первоочередная задача - отказ от опасной для страны догоняющей модели развития, опираясь на которую Россия в течение последних веков старается повторить исторический путь Европы, и переход на опережающую модель развития, которая учитывает исторический опыт страны и дает надежду на свое будущее. Для развивающихся стран (Турция, Иран, Китай и др.) в ХХ веке догоняющая модель - слепое восприятие западного опыта индустриализации и создание индустриальной культуры со всеми ее проблемами. Триумфом индустриальной эпохи является превращение общества в общество потребления. Частый результат такого развития - потеря традиционной национальной культуры без обретения новой, современной.

Поэтому стратегия развития позволяет лишь приближаться к ведущим странам Запада по уровню жизни, но усиливает технологическую и культурную зависимость от них, рождает фанатизм и национализм в сознании людей. Поэтому Россия не должна терять свою самобытность, а ассимилируя мировой опыт, найти свой путь выхода на социальное равенство с другими развитыми странами. Западные ценности в России реализуются в виде субкультуры досуга, но не труда. Востребованная социально-экономическая система Запада, в основе которой лежит культура труда, профессиональная ответственность, законопослушание, остается за пределами внимания россиянина. Такой односторонний подход скорее отдаляет Россию от западной модели общества и дает отрицательный результат, оказывает пагубное влияние на слабую российскую экономику и может привести к деградации культурных основ. Поэтому первоочередная задача для России - переход к опережающей модели развития, которая дает надежду на будущее. Кроме того, в России во многом разрушены вековые органические основы общественной жизни, частично утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные связи иного типа (гражданского общества) только начинают складываться.[2]

Государственные структуры оказались в этой ситуации единственной нитью, соединяющей общество. Постепенно в стране формируется рыночная экономика. Основной недостаток осуществляемых в России экономических реформ - отсутствие в них самого человека, создающего и осуществляющего рынок. Чтобы поставить человека в центр экономики, необходимо прежде всего обеспечить в обществе развитие социальноориентированной экономики, которая предполагает изменение не только форм хозяйствования, социальных сфер жизни, но и решение ряда социокультурных проблем, таких, как соблюдение высокого уровня прав и свобод граждан, признание ведущей роли в обществе закона и конституции, достижение гражданского мира как приоритетного направления социально справедливой политики государства, обусловленной определенными изменениями мышления и поведения. В подобной ситуации форсированный переход экономики на рыночные основы, ослабление вертикальной регулирующей роли государственных структур, демократизация, федерализация, децентрализация социального управления могут создать (и уже создают) социальный вакуум, неизбежно ведущий к серьезным экономическим и социально-политическим потрясениям. [3]

Поэтому социальная ориентация экономики в стране предполагает изменение и самого государства, усиление его регулирующих функций. Другими словами, в России должно быть создано социальное государство, которое способно преодолеть стихию рынка, преобразовать стихийное рыночное хозяйство в регулируемую экономику, создающую равные экономические возможности для всех и обеспечивающую безопасное сосуществование различных слоев населения через социальную политику. Тем более распад СССР, Югославии, Чехословакии, Украины свидетельствует, что национальное государство не имеет более будущего (или же человечество пока не знает методы его реформирования). Современный научно-технический прогресс разрушает их идейную и экономическую основу.

Главное в деятельности социального государства - социальная защита населения, под которой понимается система законодательных, экономических, социально-психологических гарантий, - равные условия для повышения благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, предоставляемые трудоспособным гражданам. Нетрудоспособным гражданам гарантируется создание определенного уровня жизни, необходимое пенсионное обеспечение, решение проблемы безработицы. Включение России в общемировые экономические процессы дало противоположные результаты и угрожает целостности страны. [4]

Результатом интеграционных процессов в мире стало самостоятельное включение регионов Российской Федерации в глобальное экономическое и культурное пространство. Региональная самостоятельность, которая несовместима абсолютным централизмом, набирает обороты во всех сферах российского общества. Граница региональной свободы проходит по линии безопасности и единства страны. Поэтому в российских регионах набирает обратный процесс - возрождение регионального самосознания и национальной культуры. Драматизм современной ситуации заключается в катастрофическом отставании от экономического и технического прогресса от духовности, цель которой - самореализация творческих сил каждого человека, создание условий для его достойной жизни, достижение взаимопонимания между людьми. За сегодняшними, столь распространенными упреками в адрес предков, за бесконечными сетованиями о мнимой неполноценности российской истории скрываются всего лишь наша собственная неспособность решать проблемы нашего времени.[5]

Особенностью современной России является то, что в стране налицо не только сложная нравственная, но и тяжелая экологическая ситуация [6]. Перед угрозой экологической катастрофы российское общество должно вернуться к нормальной иерархии ценностей, соотношению целей и средств своего бытия [7]. В отличие от Запада, где вопросы экологии рассматриваются общественностью большей частью как угроза личному существованию, и потому ради самосохранения там готовы решать проблемы за счет других народов (многие европейские страны отправляют свои радиоактивные отходы в Россию и другие страны, считая это приемлемым для себя), в России все, что связано с экологией, - это скорее - духовно-нравственная проблема, это – защита красоты природы, ответственность перед будущим [8].

От уровня культуры, нравственности зависит экологическое состояние страны, планеты. Законы нравственности объективны, как законы природы. Поэтому российские ученые часто употребляют понятие экология культуры", что предполагает не только экологизацию, но и сосуществование, диалог, многообразие различных национальных культур, верований и убеждений, своего рода "полифонию" концепций и мнений, обеспечивающих самовоспроизводство, саморазвитие культуры.

Поиски модели новой российской государственности требует формирования национальной идеи, учитывающей особенности культуры, истории и менталитета, отвечающей экономическим, социально-политическим и геополитическим интересам страны. Национальная идея должна создать условия функционирования гражданской культуры, базирующейся на социальной справедливости, соборности, коллективизме, труде, праве собственности, творческом развитии личности, демократии, гражданственности, которая, в свою очередь, способна сплотить полицентричное общество, устранить социальную разобщенность, стать мировоззренческой основой возрождения нации.

Итак, России не следует в очередной раз стремиться догонять Запад. Она, используя общечеловеческие ценности, мировой опыт, должна развивать свою культуру, строить ту модель государственности, которая вытекает из ее исторического развития.

 Ссылки на источники

  1. Аванесова Н.Г., Муравская Е.А. О проблемах построения правового государства в России // Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты - г. Новосибирск, г. Армавир, г. Саратов, 2015. С. 5-7.
  2. Понарина Н.Н. Базовые идеи в концепции глобализации в современных условиях // Власть. 2010. № 9. С. 64-65.
  3. Крючкова О.М., Кебурия О.А., Гузенко А.Д. Условия формирования социального предпринимательства в современной России // Социальные науки. 2015. Т. 1. № 3 (6). С. 32-35.
  4. Мезенцева Е.В. О стратегических подходах развития молодежной бизнес-среды на мезоуровне // Научно-методический электронный журнал Концепт". 2014. № S28. С. 46-50.
  5. Васильева Е.Н., Хлыстова А.Г. Влияние молодежной политики на социальный статус молодежи в современном обществе // Социальные науки. 2015. Т. 1. № 3 (6). С. 52-56.
  6. Крючкова О.М., Фешина О.А., Гузенко А.Д. «Социальное предпринимательство как фактор устойчивого развития»// Управление инновационным развитием современного общества: тенденции, приоритеты: экономические, социальные, философские, политические, правовые общенаучные закономерности. 2014. С. 72-74.
  7. Крючкова О.М. Устойчивые инвестиции - новое направление в развитии финансовых рынков / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-2. С. 155.
  8. Бондаренко И.А. Потребности и потребление российских домохозяйств в свете изменений их материального благополучия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 4. С. 129.
  9. Ярмонова Е.Н. Формирование трудовой дееспособности женщин (конец XIX – начало XX века)//Юридическая наука. 2013. № 2. С. 6-8.
  10. Ярмонова Е.Н. Особенности формирования политических прав женщин в России//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 102. С. 1170-1180.