Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В настоящее время профориентация имеет большую актуальность, так как проблема будущих кадров отразится на обществе в целом. Автор видит большой потенциал школы в этом вопросе.
Ключевые слова: старшеклассники, профориентация, профессиональное самоопределение.

В современном мире выпускники школ стоят перед сложным выбором. Часто их желания и стремления идут вразрез с их способностями, о которых они сами имеют лишь приблизительное представление. Перед многими обучающими приоритетом является «идеальный образ жизни». Престиж той или иной профессии определяется тем, насколько она может выступать как средство достижения желаемого результата [2, С. 53].

Абитуриент должен предварительно обозначить приоритетные направления, тогда он сможет сделать действительно правильный выбор. Ведь, работа должна доставлять не только материальное удовольствие, но и, в первую очередь, эмоциональное. Также необходимо учитывать тот факт, что рынок труда не стоит на одном месте, он постоянно меняется. Та профессия, которая актуальна сейчас, может, не нужна будет через 5-10 лет.

В своем Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) от 4 февраля 2014 года Глава Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов подчеркнул: «Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития республики является сбалансированная кадровая политика, направленная на удовлетворение потребностей экономики в квалифицированных кадрах» [1].

Несмотря на перемены в мире, квалификационную работу по профессиональной ориентации может системно проводить только школа, так как школьные учителя, лучше, чем, кто-либо другой знают способности, возможности обучающихся, что позволяет им управлять процессом формирования осознанного интереса к будущей профессии. Профессиональное самоопределение рассматривается как воздействие общества на личность, где основная ответственность возлагается на школу.

В этом важном вопросе необходимо привлекать попечителей, базовые предприятия, семьи и общественные организации с целью формирования у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Должны создаваться условия для углубленного ознакомления с содержанием выбираемой профессии, функциональными обязанностями, развитием профессионально важных качеств, приобретением практических умений выбираемой профессии.

Таким образом, авторами определены правила, необходимые в выборе профессии: 1) изучить самого себя; 2) изучить профессиограмму; 3) сравнить свои знания со своими возможностями (посоветоваться с родителями и специалистами); 4) изучить рынок труда; 5) выбрать наиболее привлекательную профессию; 6) начальная профессиональная подготовка (кружки, факультативы); 7) выбрать запасные варианты профессии; 8) проявление настойчивости в реализации своих профессиональных намерений. Эти правила позволят обучающимся получить представление о себе как личности и субъекте деятельности.

Организация педагогической помощи старшеклассникам в выборе подходящей специальности обусловлена социальным заказом общества и государства на подготовку недостающих кадров для республики, также возрастающей потребностью личности в оказании помощи в формировании профессионального самоопределения.

Ссылки на источники

  1. Борисов, Е.А. Послание Главы Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн), 4 февраля 2014 года // [Электронный текст] http://www.egorborisov.ru/poslanija-prezidenta/3163-vystuplenija.html.
  2. Шалавина, Т.И. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения детей-сирот / Т.И. Шалавина, М.П. Пальянов, Е.А. Пахомова // Педагогика. – 2014. - №3. – С. 53.