Аннотация. Проблема распределения времени в нашем профессиональном мире стоит очень остро. Автор задался вопросом о том, умеют ли учителя планировать свое время. В статье даны результаты исследования.
Ключевые слова: самоменеджмент учителя, тайм-менеджмент, профессионализм современного учителя.
В быстро меняющихся условиях учителям необходимо быстро адаптироваться, быть организованным, коммуникативным. Знания самоменеджмента, поможет рационально организовать собственную деятельность, уменьшить влияния стрессовых ситуаций. Педагогам необходима психолого-педагогическая подготовка по оценке своих сильных и слабых сторон [1]. Время является стратегическим ресурсом и является так называемым законом времени, который можно представить в виде следующей формулы: «Время работы = цель, умноженная на (способ работы + энергия) минус помехи» [2].
Самоменеджмент, или как мы встречаем в зарубежной литературе «тайм-менеджмент» - это техника правильного использования времени, организует работу с меньшими затратами, уменьшает загруженность работой и спешку и стрессы [3]. Цельюсамоменеджмента является максимальное использование собственных возможностей, управлять своей жизнедеятельностью и профессиональной карьерой [4]. Внедряя технологию самоменеджмента в работу ОУ необходимо рассмотреть: правила внутреннего распорядка дня; трудовые договора; недельный расчет объема образовательной нагрузки [5].
Первый шаг к овладению самоменеджментом это честная самооценка, которая помогает концентрировать усилия на улучшении собственного личностного роста [6]. Нами проведен опрос, в котором участвовали 25 педагогов МОБУ ООШ № 6 г. Якутска. Для определения различных качеств и способов управления временем, чтобы появилась мотивация, учителям был предложен тест «Тайм менеджмент. Тест-опросник самоорганизации деятельности» [7]. Все вопросы направлены на выявление 5 шкал качеств: планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация, самоорганизация и ориентация на настоящее. Результаты показывают, что педагоги отвечали на вопросы, в основном полностью согласен (7 баллов) или не согласен (1 балл), промежуточные баллы встречались редко.
По результатам анкетирования видно, что у большинства учителей все эти показатели находятся на высоком или среднем уровне. У некоторых педагогов получились низкие баллы по таким показателям как планомерности, целеустремленности, настойчивости. Общие высокие баллы в тесте показывают способность планировать собственную деятельность, выполнять все поручения, быть самоорганизованным, ставить перед собой цели, что иногда может приводить к негибкости. Обучение учителей профессиональному самоменеджменту нужно начинать с целеполагания, образования условия для внутренней мотивации. В связи с этим нами разработан цикл занятий по обучению самоменеджменту учителей на тему: «Навыки профессионального самоменджмента».
Отечественная образовательная система характеризуется повышением требований к профессионализму современного учителя. Именно от психолого-педагогического сопровождения образовательной организации зависит, насколько эффективнее и продуктивнее происходит процесс профессионального саморазвития и самообразования учителя. Содержательные труды известных педагогических психологов как В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.М. Митиной посвящены изучению характерных особенностей педагогической деятельности, педагогического мастерства, общения, повышения профессионального роста, компетентности педагога, профессионального самоменеджмента. Данные разработки могут оказать методологические основания для дальнейшего исследования.
Литература:
- Технология самоменеджмента как механизм развития профессиональной компетентности педагогов//http://samorazvitie-uspeh.ru/tehnologija-samomenedzhmenta-kak-mehanizm-razvitija-professionalnoj-kompetentnosti-pedagogov
- Калинин С. И. К17 Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. — СПб.: Речь, 2006. -371с
- Смарт О. Самоменеджмент — условие личного и профессионального успеха//http://smartfield.ru/doc/samomenedzhment-uslovie-lichnogo-i-professionalnog
- Зайверт, Л. Ваше время - в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время. М.: Экономика, 1990. – 231 с.
- Соловьева Ю.Е. Использование приемов технологии тайм-менеджмента для повышения эффективности работы завуча адаптивной школы// http://www.slideshare.net/ssusereb09e5/ss-14107155.
- Джулия Моргенстерн Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М.: ООО «добрая книга», 2001. – 264 с.
- Тайм менеджмент. Тест-опросник самоорганизации деятельности// http://psycabi.net/testy
- Сергеева Т.И., Татаринова В.А. Панина С.В. Психолого-педагогическое сопровождение повышения профессионального роста учителя //Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. Чебоксары. Изд-во: «Интерактив плюс», 2015.С.114-116.