Аннотация. В статье проанализированы пути, формы и последствия влияния СМИ на поведение пользователей. Приводится характеристика функций СМИ, каналов воздействия на человека. Даны рекомендации по биоэтическим характеристикам для преодоления негативных последствий воздействия СМИ на психику пользователей.
Ключевые слова: средства массовой коммуникации, функции СМИ, стандартизация мышления, саморазвитие.
Юридический статус глобальной сети интернет как СМИ в России пока не определен, де-факто интернет это средство массовых коммуникаций, имеющее в качестве преимущества четко отслеживаемую обратную связь.
В связи с усилением разнонаправленных информационных потоков и их доступности наблюдается постоянный рост числа участников виртуальных коммуникаций и средней продолжительности пребывания пользователей в глобальной сети. Положительными эффектами данного процесса можно назвать широчайшие возможности обмена данными, информационную доступность, скорость передачи информации, различные аспекты дистанционного контроля внедрения и развития технологий, участия в освещения событий. Как пишет Д.В. Иванов, происходит регресс функций коммуникации до элементарных - трансляция/ретрансляция.
В последние годы именно тиражирование и копирование информации, идей, технологий приобрело огромную популярность и поглотило многие виды деятельности социума. Зачастую подача информации в СМИ о каком-либо интеллектуальном продукте, событии, происшествии конструируется определенным образом в контексте собственной выгоды, оказывая направленное влияние на общественное сознание, и не всегда позитивное. По результатам проведенного нами опроса более 200 работающих жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, примерно 68% из них отмечают негативное воздействие СМИ: нагнетание психологического напряжения, апелляции к негативным эмоциям, стимуляцию нервного напряжения; 36% тратят на просмотр телевизионных программ и пребывание в социальных сетях более пяти часов свободного времени в выходной день. Сколько времени у человека остается на саморазвитие, самообразование, поддержание семейных связей и ведение здорового образа жизни?
Одной из многочисленных функций СМИ является функция социально-ориентирующая (идеологическая), в общественном сознании наделенная практически сакральным значением. Происходит конструирование общественного мнения, манипуляция общественными взглядами. Общество, круглосуточно включенное в интернет-коммуникации, становится все более программируемым, более управляемым. Используя сформированные годами и поколениями эмоциональные установки, традиции и стереотипы, привлекается и удерживается внимание людей, подменяя сакраментальные истины бутафорскими, сиюминутными ценностями, купируется стремление к духовному и социальному развитию, взращивается коммерчески выгодная культура потребления. Постоянный просмотр телепрограмм, так же, как времяпровождение в социальных сетях, создают иллюзию сопричастности, объедения участников в некие сообщества, номинально позволяя проявить индивидуальность, в действительности же ограничивая мировоззрение, предлагая готовые стереотипы, способы и направления мышления, тем самым атрофируя личностное восприятия, создавая зависимость.
Современное телевидение и интернет насыщены красивыми картинками, красочными видеорядами, впечатляющими сценами, шаблонами эмоциональных проявлений, готовыми стандартными рецептами радости, счастья, любви, отношений. Способствует ли это развитию воображения, полету фантазии, вдохновению, или это приводит к примитивной типизации, стандартизации мышления, сужению границ восприятия? К сожалению, только 14% опрошенных предпочитают активный отдых (спорт, прогулки, путешествия), лишь 22% читают книги и только 6-7% упомянули творческую реализацию и самообразование. Эти цифры указывают на то, что обществу пора сменить навязанную коммерчески заинтересованными структурами, субъектами и институтами, одежку примитивных потребителей информации на курс к самоопределению, развитию и созиданию. Необходимо воспитывать в себе самих и особенно в детях культуру восприятия и проявления эмоций, самоконтроль, способность к индивидуализированному восприятию, освобождению от стереотипов и мифологизации.