Аннотация. В статье рассматриваются лингвометодические основы правописания безударных суффиксов в глаголах на -ывать/-ивать; -овать/-евать, анализируются причины, затрудняющие успешное формирование орфографического навыка. Предлагаются приемы, способствующие усвоению орфограммы.
Ключевые слова: глагол, видообразование, словообразование, орфограмма, условия выбора написания, грамматическое правило.
Образование, правописание и употребление глагольных форм всегда вызывало затруднения у учащихся как русской, так и нерусской школы. Одним из сложных вопросов является правописание безударных суффиксов в глаголах на -ывать/-ивать ; -овать/-евать.
Традиционно в практике обучения русскому языку в средней общеобразовательной школе разграничение -ыва/-ива ; -ова/-ева основывается на том, что суффикс -ыва-/-ива- сохраняется в основе глагола при образовании форм настоящего и будущего простого времени: запис-ыва-ть — запис-ыва-ют; отдел-ыва-ть — отдел-ыва-ют. Суффикс же -ова-/-ева- в основе настоящего-будущего времени заменяется суффиксом -у-/-ю- : совет-ова-ть- совет-у-ют; проповед-ова-ть — проповед-у-ют; организ-ова-ть — организ-у-ют [5].
Между тем данный прием, казалось бы, довольно простой, не всегда оказывается действенным, поскольку в письменных работах учащихся встречаются такие ошибки: во-первых, сохраняется суффикс -ова-/-ева- в глагольных формах настоящего-будущего времени, например советовает, заведовает, командовает, брезговою; во-вторых,по ложной аналогии выделяется отсутствующий в словах суффикс : созд-ова-я, разл-ева-ю. Поэтому работу по усвоению орфографической нормы следует вести с учетом грамматических правил.
Под грамматическим правилом следует понимать «с одной стороны, область языковой структуры, объективно существующие в ней связи и отношения между элементами языка, реальные морфологические и синтаксические закономерности, с другой стороны, область лингвистических изысканий, положения, формулируемые на основе анализа и обобщения языковых фактов и используемые в школе в учебных целях» [1]. Поэтому, прежде чем формулировать конкретное орфографическое правило, «необходимо вскрыть языковые закономерности, диктующие выбор написания. Или, иными словами, выявить те условия языковой действительности, при которых функционируют нормы употребления языковых единиц, расчленить грамматическое правило на норму и условие её действия» [1].
Рассмотрим грамматические условия действия нормы написания гласных в суффиксах глаголов на -ывать/-ивать ; -овать/-евать.
Глаголы на -овать/-евать, в которых выделяется суффикс -ова-/-ева- и его инварианты -изова-/-ирова-/-изирова- или же суффикс -ствова-/-ествова-, представлены двумя группами.
Первую группу составляют производные глаголы, мотивированные именами. Среди этих глаголов, обладающих высокой степенью членимости, выделяются следующие семантические типы [6].
1. Совершать действие, типичное, характерное для кого-либо, чего-нибудь.
1.1. Совершать действие, свойственное тому (чему), кто (что) назван(о) мотивирующей основой, или имеет признак, названный мотивирующей основой: плут-ова(ть)←плут, пуст-ова(ть)←пустой, паразит-ирова(ть) ← паразит, тиран-ствова(ть) ← тиран, усерд-ствова(ть)←усердный, злоб-ствова(ть) ←злобный, пророч-ествова(ть) ← пророк.
1.2. Быть кем-то, работать: директор-ствова(ть)←директор, учитель-ствова(ть)←учитель
1.3. Совершать действия, проводимые в/на чем-нибудь, во время чего-нибудь: шлюз-ова(ть) ←шлюз, ноч-ева(ть)← ночь, пург-ова(ть)← пурга.
1.4. Проявлять свойства, названные мотивирующим словом: упрямств-ова(ть) ←упрямство, любопытств-ова(ть) ← любопытство, раболеп-ствова(ть)←раболепие, малодуше-ствова(ть)←малодушие.
2. Делать так, чтобы...
2.1. Наделять объект чем-нибудь, делать так, чтобы объект имел...: финанс-ирова(ть) ← финансы, субсид-ирова(ть) ← субсидия, нейтрал-изова(ть)←нейтральный, стабилиз-ирова(ть)←стабильный.
2.2. Покрывать чем-либо что-либо: асфальт-ирова(ть)←асфальт, никел-ирова(ть)←никель.
2.3. Пропитывать, насыщать чем-либо: спир-ова(ть)←спир, йод-ирова(ть)←йод, газ-ирова(ть)←газ.
2.4. Превращать кого-что-либо в кого-что-либо: кристалл-изова(ть)←кристалл, колон-изова(ть)←колония, консерв-ирова(ть)←консервы.
2.5. Помещать кого-что-либо в/на..: склад-ирова(ть)←склад, бункер-ова(ть) ← бункер, скирд-ова(ть)←скирда.
2.6. Создавать то, что названо мотивирующим словом: копир-ова(ть)←копия, план-ирова(ть)←план, конспект-ирова(ть) ←конспект, реценз-ирова(ть) ←рецензия.
3. Действовать с помощью того, что названо мотивирующим словом: цикл-ева(ть)←циклей, шприц-ева(ть) ←шприц.
4. Совершать действие, названное мотивирующим словом: салют-ова(ть)←салют, ремонт-ирова(ть)←ремонт, жертв-ова(ть)←жертва, совет-ова(ть)←совет, старт-ова(ть)←старт, шантаж-ирова(ть)←шантаж, дебат-ирова(ть)←дебаты, дебют-ирова(ть)←дебют, анализ-ирова(ть)←анализ, атак-ова(ть)←атака, вражд-ова(ть)←вражда, штурм-ова(ть)←штурм.
Вторую группу составляют членимые непроизводные глаголы : агит-ирова(ть), апелл-ирова(ть), варь-ирова(ть), дириж-ирова(ть), коч-ева(ть), лик-ова(ть), редакт-ирова(ть), регул-ирова(ть), организ-ова(ть), участв-ова(ть) и др.
В особую группу выделяются глаголы, в которых звукосочетание -ова-/-ева- не является суффиксом, оно возникает обычно в результате соединения -а(ть) с последними звуками основы на -ов: ковать, клевать, жевать, плевать, совать, сновать.
Следует отметить, что как производные, так и непроизводные глаголы с инфинитивом на -овать/-евать объединяются в один глагольный класс, характеризующийся противопоставлением двух основ — инфинитива (или прошедшего времени) и настоящего-будущего времени: рис-ова(ть) — рис-у-ю [2]. Именно -ова-/-ева- является формальным показателем этого глагольного класса [3].
Таким образом, мы видим, что глаголы на -овать/-евать — отыменные производные или членимые непроизводные глаголы несовершенного вида или двувидовые с инвариантными суффиксами -ова-/-ева-/-ирова-/-изирова- и -ствова-/-ествова-, выполняющими либо словообразовательную, либо основообразующую функцию, являющимися показателями морфологического класса глагола, для которого характерно противопоставление основ инфинитива и настоящего-будущего времени.
Что касается глаголов с инвариантным суффиксом -ива-/-ыва-/-ва/-а-, то в них этот суффикс выступает средством имперфективации: с помощью него образуется видовая пара несовершенного вида к глаголу совершенного вида. Иначе говоря, суффикс -ива-/-ыва-/-ва/-а- участвует во внутриглагольном слово-формообразовании. Причем глаголы, имеющие в своем составе этот суффикс, всегда мотивируются глаголами, например : опоздать → опазд-ыва(ть), откопать → откап-ыва(ть), выветрить → выветр-ива(ть), запеть → запе-ва(ть), вылить → выли-ва((ть), сжать → сжим-а(ть), собрать → собир-а(ть).
Выделяют несколько типов внутриглагольной суффиксации, различающихся видовой принадлежностью мотивирующего и мотивированного глаголов [4].
1. Образование видовой пары несовершенного вида к приставочному глаголу совершенного вида. Этот тип суффиксальной деривации отличается большой регулярностью, единообразием образования видовой пары, а также устойчивой тождественностью лексического значения глаголов: отказать →отказ-ыва(ть), засолить →засал-ива(ть), всадить →всаж-ива(ть), отведать →отвед-ыва(ть).
К средствам имперфективации относится малопродуктивный суффикс -ева-, представленный в следующих словоформах: затмить →затм-ева(ть), продлить → продл-ева(ть), преодолеть → преодол-ева(ть), вознамериться → вознамер-ева(ть)ся.
2. Образование от глаголов несовершенного вида нового глагола того же вида. При этом производные глаголы получают значение многократно совершаемого действия, названного мотивирующим глаголом : ходить → хаж-ива(ть), гостить → гащ-ива(ть), петь → пе-ва(ть), видеть → вид-ыва(ть). Таким образом, суффикс -ива-/-ыва-/-ва/-а- выполняет видо- и словообразовательную функцию.
Процесс суффиксальной деривации глаголов проходит двумя путями [4] : во-первых, путем прибавления суффикса к мотивирующей основе (суффиксация-приращение), в результате чего в мотивированном глаголе оказывается на один суффикс больше, чем в мотивирующем: дать→да-ва(ть), одолеть→одоле-ва(ть), подогреть→подогре-ва(ть); во-вторых, путем замены суффикса мотивирующей основы имперфектным суффиксом (суффиксация-замещение). При этом количество суффиксов в мотивирующей и мотивированной основе остается тождественным: подсмотреть→подсматр-ива(ть), задержать→задерж-ива(ть), высмотреть →высматр-ива(ть).
Именно эти закономерности видообразования и словообразования следует учитывать при организации работы по усвоению норм правописания глагольных суффиксов. Особое внимание при этом необходимо уделять морфемному составу слова и способам действия, формирующим орфографические навыки:
1) если основа мотивирующего глагола оканчивается корневым гласным, то имперфект образуется с помощью морфа -ва-, а корневой гласный проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный находится под ударением: создать → созда-ва(ть), разбить →разби-ва(ть), задеть →заде-ва(ть);
2) если основа мотивирующего глагола оканчивается корневым согласным, то глагол несовершенного вида образуется при помощи суффикса -ива-/-ыва-/-а-: выволочь →выволак-ива(ть), взмахнуть → взмах-ива(ть);
3) если глагол образован с помощью суффикса -ева´-, то ударение падает на а, сам суффикс же сохраняется в формах настоящего-будущего времени : затмить → затм-ева(ть)
Итак, глаголы с инвариантным суффиксом -ива-/-ыва-/-ва/-а- мотивируются глаголами и принадлежат к первому глагольному классу, в котором наблюдается тенденция «к унификации основ инфинитива настоящего-будущего времени» [2]. Эти глаголы могут иметь соотносительную по виду пару, т.е. они образованы в процессе имперфективации и мотивируются всегда глаголами.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод и о том, что для выбора нужного суффикса производного глагола важно знать: суффикс -ова-/-ева- и его варианты употребляются в глаголах несовершенного вида и двувидовых, не имеющих парных по виду образований: командовать, брезговать, пробовать, праздновать, использовать, требовать, радовать, веровать.
Суффикс -ыва-/-ива- и его варианты употребляются либо в глаголах несовершенного вида, имеющих видовую пару совершенного вида, либо в глаголах многократного способа глагольного действия: отведать→отвед-ыва(ть), оглянуться→огляд-ыва(ть)ся, отломить→отлам-ыва(ть), рассказать →рассказ-ыва(ть), овладеть → овладе-ва(ть), преподать → препода-ва(ть); сидеть→сиж-ива(ть), говорить→говар-ива(ть).
В заключение следует подчеркнуть, что работа по формированию у школьников орфографических навыков, связанных с выбором гласных в глагольных суффиксах,требует комплексного подхода, учитывающего особенности образования, употребления и правописания глагольных форм. Осознание глагольного видообразования и словообразования позволит обучающимся преодолеть затруднения, связанные с выбором суффиксов, и определить наиболее эффективный способ действия для проверки этой орфограммы.
Ссылки на источники
- Анисимов, Г. А. Грамматические правила на уроках русского языка / Г. А. Анисимов // Вопросы теории и практики преподавания русского языка и литературы. Вып. 3. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1983.
- Виноградов, В. В. Русский язык : Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов.— М.: Наука, 1972.
- Лопатин, В. В. Русская словообразовательная морфемика : проблемы и принципы её описания / В. В. Лопатин. — М.: Наука, 1977.
- Панова, Г. И. Морфологические категории в современном русском языке :аспекты формального выражения глагольного вида и рода существительного / Г. И. Панова. — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета,1996.
- Русский язык. 6 кл. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А.Тростенцова и др. — М.: Просвещение, 2012.
- Улуханов, И. Г. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания / И. Г. Улуханов. — М.: Высшая школа, 1972.