Аннотация. Представленный в данной статье охватывает опыт работы, инновационные поиски современной педагогики, направленные на развитие, повышение творческого потенциала и профессионального самоопределения школьников. Об одном из приоритетных направлений региональной политики в области образования: социально-педагогическая поддержка и развитие одарённых детей и молодёжи, как бесценного достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала Республики Саха (Якутия). О создании для школьников Малой академии наук Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: развитие, обучение, управление, учебно-познавательная деятельность, создание, инновационный подход.
На современном этапе развития общества в России остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск инновационных средств и методов формирования творческой личности – способного к самостоятельным действиям, саморазвитию, самоопределению, к реализации себя в профессии, обществе – актуальная задача, обусловленная потребностями общества. Содержание образования обогащается творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, отвечающих уровню общественного знания. Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.
Организация и управление этим процессом основывается на определенной базе, которая по определению Селевко Г.К. включает:
1.банк педагогических технологий, информационную базу их концепций, алгоритмов, учебно-методического обеспечения;
2.критерии выбора педагогической технологии, отправные позиции проектирования новой образовательной практики;
3.механизмы использования инновационной педагогической технологии в реальный учебно-воспитательный процесс.[5, с.25]
Учебный процесс является неразрывным единством трех составляющих:
-информационной (передача, прием, накопление, преобразование, хранение и применение информации – содержания обучения);
-психологической (становление и развитие человеческой индивидуальности);
-кибернетической (управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых). [3]
Длительное время среди этих компонентов предпочтение отдавалось первой. Однако в информационном обществе этот приоритет ушел на задний план. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися, т.е. психологической. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск инновационных подходов в обучении и воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе.
Технология ставит целью обеспечить условия для развития активной позиции ученика в учебно-познавательной деятельности, облегчить процессы его профессионального самоопределения. Республиканские школы с обучающей деятельности педагога переносят акцент на познавательную деятельность ученика. Переходят к новым способам межличностного взаимодействия и общения в системах «педагог-ученик», «ученик-ученик»; в обеспечении психолого-педагогических условий и форм учебной деятельности, которые способствовали бы формированию общих и профессиональных способностей, социальных качеств личности, приобретению опыта творческой деятельности. Научно-исследовательская деятельность является одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника.
В республике сформирована система работы выявления, поддержки и развития одаренных детей. Министерством образования Республики Саха (Якутия) представлена 45 школами повышенного уровня, физико-математическим форумом «Ленский край», специализированными образовательными учреждениями. Также в целях развития детского научно-технического творчества, совершенствования структуры, содержания и технологий научно-технического творчества обучающихся реализуется государственная политика развития научно-технического творчества обучающихся в Республике Саха (Якутия). Сегодня в республике действуют 8 Центров технического творчества. В центрах и объединениях организованы 155 кружков научно-технического направления с общим охватом 3960 учащихся.[1]
Несмотря на это, молодёжная среда недостаточно информирована о научных достижениях, о значении роли науки в развитии современной России. Малоизвестно о возможностях научной карьеры и растущей востребованности молодежи в науке и образовании. Преодолеть эти стереотипы с помощью традиционных способов очень трудно, а проблемы привлечения молодежи к научным исследованиям нужно решать уже сейчас. Важнейшим и наиболее перспективным аспектом современной научной популяризации для массовой аудитории является популяризация научного мировоззрения, основ научного мышления. Особую актуальность приобретает вопрос о совершенствовании популяризации науки через систему школьного дополнительного образования.
Республика внедрила один из механизмов формирования конструктивного отношения общества к нововведениям, как особо значимой личной и общественной деятельности и ранней ориентации молодежи на занятия познавательной, научной, исследовательской деятельностью. Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 29.04.2015 №470 «О Малой академии наук Республики Саха (Якутия)» создана для школьников «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)». Создание МАН РС (Я) связано с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, с возможностью образовательных учреждений комплексно охватить каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями. Только при таком условии можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор. Создать систему мероприятий, способствующих выявлению и организации поддержки молодых исследователей, вовлечь детей и молодежь в научно-исследовательскую деятельность. Также позволит действовать в едином информационном поле, участвовать в разнообразных исследовательских и методических проектах, поможет создать базу данных о талантливых и одаренных детях, своевременно оказать помошь в их самореализации и развитии, содействовать развитию интеграции школьного и высшего образования, укреплению научных связей и взаимодействия с научными организациями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования. Цели работ МАН РС(Я): создание условий для развития интеллектуальных, творческих способностей личности, приобретение знаний, умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Организация научно-исследовательской деятельности интеллектуально одаренных детей в рамках МАН РС(Я) для системы дополнительного образования будет иметь ряд аспектов:
1) гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
2) наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные научные экспедиции, семинары и конференции;
3) направленность на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и творческих способностей.
Обучение школьников по дополнительным образовательным программ, в частности научно-исследовательской деятельности, можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт научно-исследовательской деятельности, развиваются личностные качества для социально-профессионального самоопределения. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими определенными знаниями, умениями и навыками, развитию способностей, выработке и отстаивании собственных позиций.
Список литературы:
- Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 973
- Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: уч.пособие. М.: Академия, 2014. – 155с.
- Научно-методическая деятельность учителя.Методические исследования, технологические находки./ Назарова Т.Н. – Волгоград, 2011.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград, 2006.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч.пособие. М.: Народное образование, 1998.- 330с.