Аннотация. Статья посвящена значимости научно-исследовательской подготовки бакалавров дефектологического профиля в вузах. Раскрывается опыт педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова по активизации научно-исследовательской деятельности в подготовке будущих дефектологов.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, педагог дефектологического профиля, профессиональная компетентность.
Российская система образования детей с ограниченными возможностями здоровья переживает сложное время реорганизаций и преобразований, тем самым усиливая значимость подготовки педагогов для работы с данным контингентом детей. Отечественная педагогика предпринимает шаги, направленные на эволюционные изменения в образовании, связанные с включением детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения, что является важной частью образовательной системы, так как число детей с особыми образовательными потребностями, к сожалению, имеет тенденцию к росту.
Важное место в вопросе развития специального и внедрения инклюзивного образования принадлежит подготовке психолого-педагогических кадров, умеющих работать с «особым» контингентом детей. Подготовка таких кадров определяется основными положениями дефектологической и психолого-педагогической науки в области психического развития детей. Эти базовые положения действуют применительно как к нормальному ходу психического развития ребенка, так и к ситуациям, сопровождающимся различными проблемами в психическом и психофизиологическом развитии. И в этом ракурсе особое значение приобретает проблема формирования специальных компетенций будущих учителей как составляющей их профессиональной компетентности. Профессиональная готовность будущего учителя рассматривается как целостное образование личности, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты. Основой профессионально-педагогической подготовки будущего учителя-дефектолога выступает общепедагогическая подготовка, отражающая единство содержательной и операционной структуры педагогической деятельности, и тесную связь методологии, теории, методики и практики единого педагогического процесса.
Овладеть педагогической специальностью означает, что выпускник должен иметь интегративные профессиональные знания и умения, обеспечивающие выполнение творческих действий по конструированию коррекционно-развивающего процесса обучения и моделированию коммуникативных связей, умение проводить логический анализ учебного материала, его информационное структурирование, развивать активность и самостоятельность учебных действий «особых» учащихся.
В педагогическом институте СВФУ с 2002 г. ведется подготовка педагогов по специальности «Логопедия», а с 2003 г. по специальности «Олигофренопедагогика», что, безусловно, покрывает потребность в кадрах дефектологического профиля в нашей республике. С 2011 г. функционирует кафедра специального (дефектологического) образования в Педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, нацеленная на подготовку специалистов и бакалавров дефектологического профиля.
Формирование профессиональных компетенций идет на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в вузе. Согласно ФГОС ВПО система подготовки будущего учителя для работы с детьми с особыми образовательными потребностями основывается на широкой предметной и методической подготовке. Учебные планы дисциплин предусматривают как изучение теоретических основ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, так и проведение практических и лабораторных занятий, педагогических практик, занятий научно-исследовательской деятельностью в студенческих научных кружках. На учебных занятиях применяются разнообразные профессионально-ориентированные технологии обучения, представляющие систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенные на научной основе и приводящие к намеченным результатам. При такой организации деятельности акцент делается на активную самостоятельную научно-исследовательскую работу студентов, которая становится приоритетной в образовательном процессе [1].
Преподавателями кафедры проводится систематическая научно-исследовательская деятельность по актуальным проблемам специального и инклюзивного образования. Каждый преподаватель работает по определенной теме: развитие системы специального и инклюзивного образования в РС (Я) (Юдина И.А., Абрамова Н.А.); развитие профессиональной компетентности будущих педагогов-дефектологов (Юдина И.А., Абрамова Н.А.); предшкольная подготовка детей с нарушениями речи (Архипова С.Н.); интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (Иванова Н.Н.); организация логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом (Корнилова Е.Н.); формирование профессиональной компетентности у студентов в процессе волонтерской деятельности (Корнилова Е.Н., Иванова Н.Н.); использование информационных технологий в коррекционно - логопедической работе (Куликовская Н.Э.).
В результате обучения выпускник должен обладать следующими основными компетенциями: способностью к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ; готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ; способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования; готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях полиязычия.
На кафедре на постоянной основе проводятся научные семинары «Студент - науке» (Иванова Н.Н.); «Логика организации психолого-педагогического исследования» (Абрамова Н.А., Архипова С.Н.); «Актуальные проблемы совершенствования коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями в РС (Я) (Юдина И.А.); с 2013 года - научные семинары «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом» (Корнилова Е.Н.); «Научно-исследовательская деятельность студентов в рамках грантовых проектов» (Куликовская Н.Э.). Кроме этого, ежегодно проводятся итоговые научно-методические семинары «Итоги научно-исследовательской работы студентов за прошедший учебный год» для студентов кафедры.
Также при кафедре работает Центр психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы», который нацелен на практико-ориентированную подготовку будущих дефектологов. Основными направлениями деятельности Центра являются: проведение на базе Центра практических и лабораторных занятий для студентов и организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов. В настоящее время на базе Центра организованы лабораторные занятия по дисциплинам, на которых у студентов формируются знания, умения и навыки определения и анализа структуры речевого дефекта, способность осуществлять коррекционно-логопедическую деятельность. Студенты наблюдают за процессом обследования преподавателем речевого развития ребенка, составляют протоколы обследования, формулируют диагностические и прогностические выводы, осуществляют перспективное и текущее планирование логопедических занятий с ребенком, разрабатывают программу коррекционной работы, производят отбор коррекционных методик, наблюдают и проводят логопедические занятия с ребенком, учатся их анализировать.
На базе Центра проводится учебно-исследовательская деятельность студентов при написании курсовых, выпускных квалификационных (дипломных) работ и научно-исследовательская деятельность, проводимая в рамках работы студенческого научного кружка. Это способствует формированию знаний о методологических нормах и правилах научного познания, умений их применять в процессе решения педагогических задач, что является основой методологической культуры будущих дефектологов [2].
Опыт работы студентов в студенческих научных кружках (СНК) и семинарах позволил успешно представить результаты своих исследований на следующих конференциях: Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия» (2011г.) - Алексеева Д.И., Лыткина А.А. (ОПЛ-09) с докладом «Деревянное зодчество как средство коррекции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта»; заочном туре VI Всероссийского молодежного форума «Моя законотворческая инициатива» (2011г.) - Харитонова К.Г. (ОПЛ-08) с проектом «Льготный Интернет для детей-инвалидов», диплом 2 степени; Всероссийском форуме научной молодежи «ЭРЭЛ-2011» - Соловьева К. Е. (ОПЛ-08), лауреат; Общеуниверситетском конкурсе социально-значимых проектов СВФУ «Моя инициатива в образовании» - Верховцева С.Р. (ОПЛ-08), диплом 2 степени; XVI Международном фестивале «Дети. Интеллект. Культура» (2012 г., Греция) - Харитонова К.Г. (ОПЛ-08), диплом II степени в секции «Психология и педагогика»; Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко «Педагогика А.С. Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы)» (2013 г., г. Нижний Новгород) - Никитина Т.Я. (ОПЛ-08) с докладом «Духовно-нравственное воспитание детей с нарушением интеллекта», диплом; XVII Международном Фестивале «Дети. Интеллект. Культура» (2013 г., Мальта): Максимова А.Н., Потапова Н.В., Тинкиева О.Д. (ОПЛ-09), Уларов П.П. (ОПЛ-10) и др.
Ежегодно на Фестивале науки СВФУ преподаватели и студенты кафедры специального (дефектологического) образования выступают с презентациями специальности «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия», профилей «Логопедия» и «Олигофренопедагогика» и выставкой достижений кафедры. Таким образом, на кафедре специального (дефектологического) образования педагогического института СВФУ планово ведется научно-исследовательская работа со студентами, что позволяет глубже формировать профессиональные и специальные компетенции, необходимые для будущей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ссылки на источники
- Абрамова Н.А., Архипова С.Н. Организация педагогической практики в условиях уровневой подготовки педагогов дефектологического профиля в вузе //Фундаментальные исследования.- № 2 (часть 7) - 2015, С. 1470-1473.
- Юдина И.А., Куликовская Н.Э. О практико-ориентированной подготовке будущих дефектологов на базе центра психолого-педагогической помощи «Сайдыы»детям с ОВЗ/Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, forward! -II». г. Якутск, 23-28 июня 2014 года. Вып. 2 / Отв. за вып. : О. М. Чоросова, Р. Е. Герасимова, Л.Е. Манчурина, Н. И. Захарова.– Киров: МЦНИП, 2014. – С. – 1521-1526.