Аннотация. В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования и пути формирования профессиональной готовности будущих педагогов для работы в инклюзивной образовательной среде в условиях педагогического вуза.
Ключевые слова: профессиональное образование, инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные компетенции, модернизация образования, направления подготовки педагогов.
В настоящее время одной из актуальных проблем профессионального образования является подготовка будущего учителя к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и к работе в сфере инклюзивного образования. Изменения, происходящие в России, затрагивают все сферы жизни и деятельности общества, особенно это касается школьного образования. Приоритетным направлением модернизации современного общего и специального образования в изменяющейся России является инклюзивное образование.
Инклюзия – включение, добавление, прибавление, присоединение; процесс увеличения степени участия всех граждан, в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Это процесс совместного образования обычных и «особых» детей, установление между детьми разных групп, категорий более тесных взаимоотношений в процессе их обучения и воспитания в одном классе массовой школы. Как отмечают многие ученые, проблема совместного обучения чрезвычайно сложна и многогранна . Ее рассматривали отечественные педагоги и психологи еще в начале XX века (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко и др.). Психологами и дефектологами Т. А. Власовой, В. И. Лубовским, О. Н. Усановой, Н.. М. Назаровой и многими другими исследователями [1] доказано, что дети, имеющие пограничные нарушения физического и психического развития, способны обучаться в массовой школе при учете их особых образовательных потребностей. Н. Н. Малофеев [см.2] утверждает, что около двух процентов детей школьного возраста смогут обучаться только в коррекционных школах.
Итак, инклюзия – глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (Е. А. Екжанова, 2008). Наумов А. А. отмечает [2], что инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Благодаря этому школа превращается в такое образовательное пространство, которое, с одной стороны, учитывает специальные потребности и стимулирует развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а с другой стороны, воспитывает у остальных детей отзывчивость и понимание.
В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка. Однако дети, нуждающиеся в специальных подходах, зачастую оказываются в массовых школах в ситуации один на один со школьными трудностями и соответствующими проблемами. Образование детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, по мнению ученых и практиков, возможно при создании специальных материально-технических и психолого-педагогических условий, предусматривающих сотрудничество различных служб сопровождения с массовой школой [1].
В инклюзивном образовании существует масса объективных и субъективных трудностей. Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А., Туркина Т. Г. [3] справедливо утверждают, что проблемы и барьеры в жизни человека с ограниченными возможностями здоровья создает общество и несовершенство общественной системы образования. На наш взгляд, прежде всего необходима подготовка и переподготовка, повышение квалификации педагогов, участвующих в инклюзивном образовании.
В ФГБОУ «Армавирский государственный педагогический университет» работа по формированию готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде проводится в следующих основных направлениях:
1. Подготовка студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
2. Переподготовка и повышение квалификации педагогов дошкольных, школьных общеобразовательных учреждений, ССУЗов.
3. Повышение квалификации преподавателей АГПУ по вопросам инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе.
Известно, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья будет эффективным только при наличии в образовательном учреждении штатных педагогов-дефектологов, учителей – логопедов, специальных психологов. Как было сказано выше, в АГПУ осуществляются различные направления решения проблемы формирования готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде и прежде всего - подготовка дефектологических кадров, которая осуществляется на социально-психологическом факультете академии.
Социально-психологический факультет Армавирского государственного педагогического университета имеет большую историю. В начале 90-х годов началась интенсивная работа по расширению сферы деятельности факультета – открытие новых специальностей и организация филиалов факультета. В связи с потребностями региона был разработан учебный план дополнительных специальностей «Логопедия» и «Специальная дошкольная педагогика и психология», что позволило в те годы присваивать выпускникам квалификацию «Педагог-логопед» или «педагог-психолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии».
В настоящее время на факультете осуществляется обучение студентов по очной и заочной формам по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». В качестве приоритетных были выбраны следующие профили: «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Олигофренопедагогика». В феврале 2015 года вузом была успешно пройдена государственная аккредитация выпускников, обучающихся по заочной форме. По направлению «Психолого-педагогическое образование» разработана программа подготовки бакалавров по профилю «Педагогика и психология инклюзивного образования», но, к сожалению, абитуриенты не готовы пока к выбору данной программы.
Помимо этого проводится подготовка и переподготовка педагогов дошкольного, школьного образования, ССУЗов по направлению Специальное (дефектологическое) образование (профили – логопедия, олигофренопедагогика) на факультете дополнительного профессионального образования (ФДПО). Следует подчеркнуть, что среди контингента обучающихся на ФДПО имеется большое количество дошкольных работников, учителей общеобразовательных школ, ССУзов, а также родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В «Профессиональном стандарте педагога» по существу отмечаются требования, предъявляемые к современному учителю инклюзивной школы. В связи с введением инклюзивного образования педагог должен иметь обязательную дефектологическую подготовку, чтобы использовать специальные подходы к обучению и включить в образовательный процесс учащихся, имеющих специальные потребности в образовании, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель современной школы должен не просто «читать» документацию логопедов, психологов, дефектологов и других узких специалистов, а понимать проблемы конкретного ребенка и знать пути их решения, что доказывает о необходимости специальной дефектологической подготовки всех педагогических кадров (желательно не просто курсы повышения квалификации, а дополнительное к базовому образование). Педагог современной школы должен уметь консультировать родителей, имеющих детей с ОВЗ, по проблемам обучения и развития, их жизненного и профессионального самоопределения, проводить психопрофилактическую работу, направленную на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении и в семье.
Преподаватели АГПУ проводят большую работу по повышению квалификации педагогических кадров, а также осуществляют коррекцию отклонений в развитии детей, консультируют, обучают их родителей в Кабинете логопедической и психологической помощи. Профессиональную подготовку педагогов специального и инклюзивного образования осуществляют опытные и квалифицированные преподаватели, имеющие базовое дефектологическое образование.
Преподаватели кафедры социальной, специальной педагогики и психологии активно занимаются подготовкой и изданием учебно-методических и научных работ, повышением своей квалификации, успешно решая следующие задачи:
– совершенствование методик преподавания логопедии, специальной педагогики и психологии, а также смежных с этими курсами дисциплин, используя современные информационные технологии;
– создание условий для формирования и развития профессионально-значимых качеств будущих педагогов специального и инклюзивного образования;
– максимальное усиление связи специальных психолого-педагогических дисциплин с реальной логопедической и дефектологической практикой не только в дошкольных и школьных коррекционно-образовательных учреждениях, но и в массовых общеобразовательных учреждениях;
– совершенствование базы для проведения учебной и производственной практик;
– повышение качества преподавания учебных дисциплин, совершенствование организации и методики проведения самостоятельной работы студентов, привития навыков творческой работы будущим педагогам специального и инклюзивного образования;
– усиление воспитательной работы среди студентов факультета, воспитание уважения к личности человека, имеющие недостатки в развитии, формирование чувства эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии современными гуманистическими ориентирами отечественной системы образования, а именно: корректность, личностная ориентированность и способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы указанной категории детей.
Преподаватели кафедры активно внедряют новые формы и методы обучения, а также разнообразные средства активизации познавательной деятельности студентов. В своей деятельности они ориентированы на формирование у студентов творческого компонента профессиональной деятельности как одного из составляющих профессионально-педагогической культуры будущего специалиста в сфере не только специального, но и инклюзивного образования.
С целью формирования профессиональных компетенций выпускников для работы в инклюзивной образовательной среде в учебные планы всех факультетов АГПУ включено изучение дисциплин «Специальная психология» и «Специальная педагогика», способствующих пониманию различных уровней готовности детей к обучению в школе, поскольку идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке будущих педагогов.
Следующим направлением работы АГПУ является повышение квалификации преподавателей по вопросам инклюзивного образования в вузе студентов с ограниченными возможностями здоровья. Руководство и преподаватели вуза принимают активное участие в осуществлении инклюзивного образования студентов, имеющих особые образовательные потребности, согласно политике Российского государства, направленной на активизацию работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, создание мер по их привлечению к профессиональному образованию и трудоустройству.
ФГБОУ ВПО «Армавирский государственный педагогический университет» проводит активную работу в этом направлении. В соответствии с правилами приема в вуз, абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья имеют особые права при поступлении на места в рамках контрольных цифр приема. Так, в 2015 году предполагалось 41 место по квоте лиц, имеющих особые права, в том числе для данной категории граждан. В университете созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.
Все преподаватели, работающие со студентами с ОВЗ, изучают также особенности их психического статуса, их потенциальных возможностей с тем, чтобы учитывать эти данные в процессе обучения. Сопровождение студентов с ОВЗ в период обучения их в университете осуществляется сотрудниками отдела профориентации, практики и содействия трудоустройства в соответствии с должностными обязанностями сотрудников. В 2014-2015 учебном году по очной и заочной формам обучения в АГПУ обучались 28 юношей и девушек с особыми образовательными потребностями. В соответствии с Письмом МИНОБРНАУКИ РОССИИ № АК-1335/05 от 21.05.2015 г. в нашем учебном заведении разработан и успешно реализуется план по профессиональной ориентации и созданию условий для инклюзивного образования в вузе.
Одна из задач социально-психологического сопровождения студентов в вузе - организация и реализация всесторонней помощи лицам с ОВЗ. В соответствии с «Положением о социально-психологическом сопровождении участников образовательного процесса» данной категории студентов оказывается помощь в процессе адаптации к вузу, психологической подготовке к сессии, проводятся диагностические обследования, тренинги.
На основании «Положения об организации и проведении практик студентов в ФГБОУ ВПО «Армавирский государственный педагогический университет»» организация практики осуществляется с учетом нозологий лиц с ограниченными возможностями здоровья, базы практик согласуются с требованиями их доступности для данных обучающихся. Лица с ОВЗ наравне с другими студентами могут участвовать в проводимых в вузе мероприятиях по поддержке талантливой молодежи.
В Армавирском государственном педагогическом университете активно ведется работа по содействию временной занятости и последующему трудоустройству лиц с ОВЗ. В 2015 году среди выпускников вуза было шесть студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, с которыми в настоящее время продолжается работа по поиску адекватных для них рабочих мест.
Создан и регулярно обновляется банк вакансий для особых категорий студентов, который размещен на сайте университета в разделе «Трудоустройство». Данный банк вакансий на июль 2015 г. насчитывал 74 квотируемых вакантных мест по Краснодарскому краю (учителя, логопеды, бухгалтеры и др.). Специально для студентов с ОВЗ проводятся индивидуальные консультации по составлению резюме и подготовке к собеседованию с работодателем. Студенты активно участвуют в общевузовской «Неделе содействия трудоустройству», получая навыки построения профессиональной карьеры.
В настоящее время в Армавирском государственном педагогическом университете успешно продолжается дальнейшая работа по улучшению условий для инклюзивного образования студентов с ОВЗ и формированию готовности выпускников к работе в инклюзивной образовательной среде.
Литература:
- Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / авт.-сост. И. В. Возняк, Л. В. Голодовникова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 87 с.
- Наумов А. А. Что такое интегрированная школа // Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / авт.-сост. И. В. Возняк, Л. В. Голодовникова. – Волгоград: Учитель, 2011. – с. 18-27.
- Участие общественных организаций людей с инвалидностью в развитии инклюзивного образования / Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А.; под. ред. Туркиной Т. Г. – Москва, РООИ «Перспектива», 2012 г. – 67 с.