Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования и пути формирования профессиональной готовности будущих педагогов для работы в инклюзивной образовательной среде в условиях педагогического вуза.
Ключевые слова: профессиональное образование, инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные компетенции, модернизация образования, направления подготовки педагогов.

 В настоящее время одной из актуальных проблем профессионального образования  является подготовка будущего учителя к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  и к работе в сфере инклюзивного образования. Изменения, происходящие в России, затрагивают все сферы жизни и деятельности общества, особенно это касается школьного образования. Приоритетным направлением модернизации современного общего и специального образования в изменяющейся России  является инклюзивное образование.

Инклюзия – включение, добавление, прибавление, присоединение; процесс увеличения степени участия всех граждан, в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Это процесс совместного образования обычных и «особых» детей, установление между детьми разных групп, категорий более тесных взаимоотношений в процессе их обучения и воспитания в одном классе массовой школы.  Как отмечают многие ученые, проблема совместного обучения чрезвычайно сложна и многогранна . Ее рассматривали отечественные педагоги и психологи еще в начале XX века (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко и др.). Психологами и дефектологами Т. А. Власовой, В. И. Лубовским, О. Н. Усановой, Н.. М. Назаровой и многими другими  исследователями [1] доказано, что дети, имеющие пограничные нарушения физического и психического развития, способны обучаться в массовой школе при учете их особых образовательных потребностей. Н. Н. Малофеев  [см.2] утверждает, что  около двух процентов детей школьного возраста смогут обучаться только в коррекционных школах.

Итак, инклюзия – глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (Е. А. Екжанова, 2008).  Наумов А. А.  отмечает [2], что инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Благодаря этому школа превращается в такое образовательное пространство, которое, с одной стороны, учитывает специальные потребности  и стимулирует развитие учащихся  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а с другой стороны, воспитывает у остальных детей  отзывчивость и понимание.

В  основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить потребности  каждого ребенка.  Однако дети, нуждающиеся в специальных подходах, зачастую оказываются в массовых школах в ситуации один на один со школьными трудностями и соответствующими проблемами. Образование детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, по мнению ученых и практиков, возможно при создании специальных материально-технических и психолого-педагогических условий, предусматривающих сотрудничество различных служб сопровождения с массовой школой [1].

В инклюзивном образовании существует масса объективных и субъективных трудностей. Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А.,  Туркина Т. Г. [3] справедливо  утверждают, что проблемы и барьеры в жизни человека с ограниченными возможностями здоровья создает общество и несовершенство общественной системы образования.  На наш взгляд, прежде всего необходима подготовка и переподготовка, повышение квалификации педагогов, участвующих в инклюзивном образовании.    

В  ФГБОУ «Армавирский государственный педагогический университет» работа по формированию готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде проводится в следующих основных направлениях:

1. Подготовка студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».

2. Переподготовка и повышение квалификации педагогов дошкольных, школьных общеобразовательных учреждений, ССУЗов.

3. Повышение квалификации преподавателей АГПУ по вопросам инклюзивного образования  студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе.

 Известно, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья   будет эффективным только при наличии в образовательном учреждении штатных  педагогов-дефектологов, учителей – логопедов, специальных психологов.  Как было сказано выше, в АГПУ  осуществляются  различные направления решения проблемы формирования готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде и прежде всего  - подготовка дефектологических кадров, которая осуществляется на социально-психологическом факультете академии.

     Социально-психологический факультет Армавирского государственного педагогического университета  имеет большую историю.  В начале 90-х годов  началась интенсивная работа по расширению сферы деятельности факультета – открытие новых специальностей и организация филиалов факультета. В связи с потребностями региона  был разработан учебный план дополнительных специальностей «Логопедия» и «Специальная дошкольная педагогика и психология», что позволило в те годы присваивать выпускникам квалификацию «Педагог-логопед»  или «педагог-психолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии».

        В настоящее время на факультете  осуществляется обучение студентов по очной и заочной формам  по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».  В качестве приоритетных были выбраны следующие профили: «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Олигофренопедагогика».  В  феврале 2015 года вузом  была успешно пройдена государственная аккредитация выпускников, обучающихся по заочной форме.  По направлению «Психолого-педагогическое образование» разработана программа подготовки бакалавров по профилю «Педагогика и психология инклюзивного образования», но, к сожалению, абитуриенты не готовы пока к выбору данной программы.

      Помимо этого проводится подготовка  и переподготовка педагогов дошкольного, школьного  образования,  ССУЗов  по направлению Специальное (дефектологическое) образование (профили – логопедия, олигофренопедагогика)  на факультете дополнительного профессионального образования (ФДПО). Следует подчеркнуть, что среди контингента обучающихся на ФДПО имеется большое количество  дошкольных работников, учителей общеобразовательных школ, ССУзов, а также родителей, имеющих  детей с ограниченными возможностями здоровья.

В «Профессиональном стандарте педагога» по существу отмечаются требования, предъявляемые к современному учителю инклюзивной школы. В связи с введением инклюзивного образования педагог должен иметь обязательную дефектологическую подготовку, чтобы использовать специальные подходы к обучению и включить в образовательный процесс учащихся, имеющих специальные потребности в образовании, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель современной школы должен не просто «читать» документацию логопедов, психологов, дефектологов и  других узких специалистов, а понимать проблемы конкретного ребенка и знать пути их решения, что  доказывает о необходимости специальной дефектологической подготовки всех педагогических кадров (желательно не просто курсы повышения квалификации, а дополнительное к базовому образование). Педагог современной школы  должен уметь  консультировать  родителей, имеющих   детей с ОВЗ,  по проблемам обучения и развития,  их жизненного и профессионального самоопределения, проводить психопрофилактическую работу, направленную на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении и в семье.

       Преподаватели  АГПУ проводят большую работу по повышению квалификации педагогических кадров, а также  осуществляют коррекцию отклонений в развитии детей,  консультируют, обучают их родителей в Кабинете логопедической и психологической помощи. Профессиональную подготовку педагогов специального и инклюзивного образования осуществляют опытные и квалифицированные  преподаватели, имеющие базовое дефектологическое образование.

       Преподаватели кафедры социальной, специальной педагогики и психологии активно занимаются подготовкой и изданием учебно-методических  и научных работ, повышением своей квалификации, успешно решая  следующие задачи:

–       совершенствование методик преподавания логопедии, специальной педагогики и психологии, а также смежных с этими курсами дисциплин, используя современные информационные технологии;

–       создание условий для формирования  и развития профессионально-значимых качеств будущих педагогов специального и инклюзивного образования;

–       максимальное усиление связи специальных психолого-педагогических дисциплин с реальной логопедической и дефектологической практикой не только в дошкольных и школьных коррекционно-образовательных учреждениях, но и в массовых общеобразовательных учреждениях;

–       совершенствование  базы для проведения учебной и производственной практик;

–       повышение качества преподавания учебных дисциплин, совершенствование организации и методики проведения самостоятельной работы студентов, привития навыков творческой работы будущим педагогам специального и инклюзивного образования;

–       усиление воспитательной работы среди студентов факультета, воспитание уважения к личности человека, имеющие недостатки в развитии, формирование  чувства эмпатии  к детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии современными гуманистическими ориентирами  отечественной  системы образования, а именно: корректность, личностная ориентированность и способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы указанной категории детей.     

       Преподаватели кафедры активно внедряют новые формы и методы обучения, а также разнообразные средства активизации познавательной деятельности студентов. В своей деятельности они ориентированы на формирование у студентов творческого компонента профессиональной деятельности как одного из составляющих профессионально-педагогической культуры будущего специалиста в сфере не только специального, но и инклюзивного образования.   

        С целью  формирования профессиональных компетенций  выпускников для работы в инклюзивной образовательной среде в учебные планы всех факультетов АГПУ включено  изучение дисциплин «Специальная психология» и «Специальная педагогика», способствующих пониманию различных уровней готовности детей к обучению в школе, поскольку идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке будущих педагогов.

      Следующим направлением работы  АГПУ  является повышение квалификации преподавателей  по вопросам инклюзивного образования  в вузе студентов с ограниченными возможностями здоровья.   Руководство и преподаватели вуза  принимают активное участие в осуществлении инклюзивного образования студентов,  имеющих особые образовательные потребности, согласно политике Российского  государства, направленной  на активизацию работы с  лицами с ограниченными возможностями здоровья, создание мер по их привлечению к профессиональному образованию и трудоустройству.

ФГБОУ ВПО «Армавирский государственный педагогический университет» проводит  активную  работу в этом направлении. В соответствии с правилами  приема в вуз, абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья имеют особые права при поступлении на места в рамках контрольных цифр приема. Так,  в 2015  году предполагалось   41 место по квоте лиц, имеющих особые права, в том числе для данной категории граждан. В университете  созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.

Все преподаватели, работающие со студентами с ОВЗ, изучают также  особенности их психического статуса, их потенциальных возможностей с тем, чтобы учитывать эти данные в процессе  обучения. Сопровождение студентов с ОВЗ в  период обучения их в университете  осуществляется сотрудниками отдела профориентации, практики и содействия трудоустройства в соответствии с должностными обязанностями сотрудников. В 2014-2015 учебном году по очной и заочной формам обучения в АГПУ обучались  28  юношей и девушек  с  особыми образовательными потребностями. В соответствии с Письмом МИНОБРНАУКИ РОССИИ № АК-1335/05 от 21.05.2015 г. в  нашем учебном заведении  разработан  и  успешно реализуется план по профессиональной ориентации и созданию условий для инклюзивного образования в вузе.

Одна из задач социально-психологического сопровождения студентов в вузе  -  организация  и реализация всесторонней помощи лицам с ОВЗ. В соответствии с «Положением о социально-психологическом сопровождении участников образовательного процесса» данной категории студентов оказывается помощь в процессе адаптации к вузу, психологической подготовке к сессии, проводятся диагностические обследования, тренинги.

   На основании «Положения об организации и проведении практик студентов в ФГБОУ ВПО «Армавирский государственный педагогический университет»» организация практики осуществляется с учетом нозологий лиц с ограниченными возможностями здоровья, базы практик согласуются с требованиями их доступности для данных обучающихся.  Лица с ОВЗ наравне с другими студентами могут участвовать в проводимых в вузе мероприятиях по поддержке талантливой молодежи.

В Армавирском государственном педагогическом университете активно ведется работа по содействию временной занятости и последующему трудоустройству лиц с ОВЗ. В 2015 году среди выпускников вуза было шесть студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся   по очной форме обучения, с которыми в настоящее время продолжается работа по поиску адекватных для них рабочих мест.

Создан и регулярно обновляется банк вакансий для особых категорий студентов, который размещен на сайте университета в разделе «Трудоустройство». Данный банк вакансий на июль 2015 г. насчитывал 74 квотируемых вакантных мест по Краснодарскому краю (учителя, логопеды, бухгалтеры и др.). Специально для студентов с ОВЗ проводятся индивидуальные консультации по составлению резюме и подготовке к собеседованию с работодателем. Студенты активно участвуют в общевузовской «Неделе содействия трудоустройству», получая навыки построения профессиональной карьеры.

        В настоящее время в Армавирском государственном педагогическом университете   успешно продолжается дальнейшая работа по улучшению условий для инклюзивного образования студентов с ОВЗ и формированию готовности выпускников к работе в инклюзивной образовательной среде.

Литература:

  1. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / авт.-сост. И. В. Возняк, Л. В. Голодовникова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 87 с.
  2. Наумов А. А. Что такое интегрированная школа // Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / авт.-сост. И. В. Возняк, Л. В. Голодовникова. – Волгоград: Учитель, 2011. –  с. 18-27.
  3.  Участие общественных организаций людей с инвалидностью в развитии инклюзивного образования  /  Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А.;  под. ред. Туркиной Т. Г. – Москва, РООИ «Перспектива», 2012 г. – 67 с.