Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются этнопедагогические аспекты профессиональной подготовки педагогов-бакалавров. Раскрыты понятия «этнопедагогическая компетентность», «этнопедагогические компетенции». Обоснована модель этнопедагогической подготовки студентов, подробно описаны организационные, психологические, педагогические условия реализации модели на примере подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование».
Ключевые слова: этнопедагогика, модель этнопедагогической подготовки студентов, прикладной бакалавриат, этнокультурное содержание, национально-региональный компонент.

      Значимость этнопедагогики в профессиональной подготовке педагогов в настоящее время чрезвычайно велика, особенно в дошкольном образовании, т.к. детство любого человека связано с народным творчеством.

Это колыбельные песни, прибаутки, потешки для маленьких детей, детские народные песни, игры, игрушки, народные сказки, загадки, народные праздники. Воспитание детей на идеях народной педагогики возможно только при соблюдении принципа преемственности, начиная от дошкольного возраста, начальной школы и до зрелого возраста человека.

       Воспитание детей не должно быть обезличено общими теоретическими подходами. С учетом региональных условий жизни и воспитания детей необходимо опираться на этнопедагогические аспекты воспитания детей посредством приобщения к родной культуре, традициям, обычаям, праздникам.

         В эпоху глобализации и открытости общества многие дети растут в унифицированной культурной среде, в которой зачастую происходит отчуждение ребенка от родного языка и культуры. Все больше современных семей в обозримом будущем не смогут приобщать детей к истокам национальной культуры. В этих условиях  актуальная задача педагогов – восполнить данный пробел в семейном воспитании и создать педагогические условия приобщения детей к родной культуре, народному фольклору, праздникам, обычаям, традиционным играм и т.д. С данной точки зрения, одной из важных задач педагогического вуза является подготовка студентов-бакалавров к работе с детьми на основе этнопедагогических традиций родного народа и общечеловеческой культуры.

         Для решения этой актуальной проблемы нами предпринята попытка разработки модели этнопедагогической подготовки педагога дошкольного образования в педагогическом вузе. Мы считаем, что этнопедагогическая подготовка является важной составляющей профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [4].

         Этнопедагогическая компетентность – это интегративное профессионально-личностное качество студента, охватывающее когнитивно-интеллектуальную, операционально-деятельностную и потребностно-мотивационную сферы личности студента. Она включает в себя сформированное владение интегративными этнопедагогическими знаниями, умениями, навыками, позволяющими педагогам продуктивно использовать возможности этнопедагогики в работе с детьми.  Этнопедагогическая компетентность должна сегодня рассматриваться как один из центральных компонентов профессиональной культуры современного педагога, поскольку возрастает значимость для общества этнонациональной составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности. Традиционное народное воспитание должно широко использоваться в дошкольных учреждениях, в школах, в вузе, в семье [3].

        Этнопедагогическая компетенция как составляющая общепрофессиональной компетентности современного педагога дошкольной образовательной организации рассматривается как:

- способность к социально-активной деятельности и реализации этнопедагогически направленных проектов;

- способность в выборе приоритета ценностей в воспитании детей на основе норм , этики и традиций народной педагогики;

- способность к толерантному взаимодействию в поликультурном обществе, к адекватному отношению к себе и другим людям с позиции уважения человека;

- принятие ответственности за решение этнопедагогических задач в учебно-воспитательном процессе;

- умение реализовать себя как представителя той или иной культуры [1].

         В целом, этнопедагогическая компетентность педагога определяется как определенная квалификация и совокупность знаний и умений в области народной педагогики, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в дошкольной образовательной организации. 

         Проектирование модели этнопедагогической подготовки педагогов дошкольного образования осуществлялось на основе анализа структуры, содержания программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование».

        При построении данной модели мы основывались на системном подходе. Системный подход рассматривается нами как один из важнейших путей повышения эффективности учебно-методической работы в вузе при подготовке будущих специалистов. Он позволяет целенаправленно формировать профессионально значимые личностные качества будущих педагогов, необходимые психолого-педагогические знания, умения, навыки и компетенции [4].

       Для реализации модели этнопедагогической подготовки студентов в педагогическом вузе были определены организационные, психологические, педагогические условия.

        К организационным условиям относятся следующие:

1. Введение в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» профиля «Дошкольное образование» дисциплины по выбору «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста»;

2. Разработка рабочей программы и учебного пособия «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста»;

3. Подготовка электронного учебно-методического комплекса для дистанционного обучения по дисциплине;

4.  Организация педагогической и производственной практики в ДОУ;

5. Проведение студенческих научно-практических конференций,  конкурсов проектов студентов, участие в Неделе науки института, участие в Международном студенческом Форуме РАЕ.

        Психологические условия способствуют формированию у студентов готовности использования этнопедагогических идей в профессиональной деятельности, мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, активной жизненной позиции, профессионально значимых личностных качеств. К ним относятся использование на занятиях инновационных технологий, способствующих активному участию студентов в учебном процессе; создание мотивации успеха; положительной эмоциональной обстановки на занятиях, атмосферы сопереживания и сотрудничества; организация совместной творческой деятельности преподавателя и студентов в процессе организации исследовательской деятельности, где они являются субъектами общения и субъектами деятельности; учет индивидуально-психологических особенностей студентов.

        Педагогические условия выражаются в практической реализации современных принципов организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающих: соотнесение содержания профессионального обучения с основными особенностями деятельности педагога дошкольного образования; оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе, создание условий для самостоятельной работы студентов; эффективное использование инновационных методов и средств обучения; анализ качества подготовки студентов, учет требований социального заказа к качеству подготовки студентов в условиях внедрения ФГОС; формирование у студентов необходимых компетенций для работы в ДОО.     

       Основными компонентами модели являются: целевой, содержательный, методический, технологический, результативный. Представленная модель этнопедагогической подготовки педагогов дошкольного образования носит открытый характер, постоянно развивается и при необходимости может обновляться. В ходе исследования были опубликованы монография «Формирование этнопедагогической конпетеностти педагогов дошкольного образования в вузе», учебное пособие «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста», учебное пособие «Этнокультурное воспитание дошкольников». В 2013 г. в педагогическом институте была открыта лаборатория этнокультурного образования, целью деятельности которой является теоретическое и практическое изучение этнокультурных основ воспитания народов Севера. При кафедре действует научно-педагогическая школа «Научно-методическое сопровождение развития системы дошкольного образования в условиях Севера». 

       Целями деятельности научно-педагогической  школы являются:

-  теоретическое обоснование методологии исследования этнокультурных аспектов образования;

- обеспечение научно-методического сопровождения инновационной, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности специалистов системы дошкольного образования;

- методологическая, технологическая, методическая разработка и внедрение инновационных технологий по обеспечению качества непрерывного профессионального образования;

- учебно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов, внедряющих этнокультурные технологии образования.

        В соответствии с указанными целями определились ведущие направления исследований научной школы:

- научно-педагогические основы реализации инновационных процессов в системе непрерывного образования РС (Я);

- этнопедагогизация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ВО и ДО;

- общепедагогические и организационно-дидактические условия совершенствования подготовки научно-педагогических кадров;

- модернизация системы подготовки дошкольных работников [2].

         В 2015 г. на кафедре был осуществлен первый набор прикладного бакалавриата. Отличительная особенность программы прикладного бакалавриата – прохождение учебной рассредоточенной практики с 1 курса. Студенты в неделю один раз занимаются в ДОО, проходят практику, т.е. осуществляется обучение с непосредственной деятельностью на практике.

          Примерная структура прикладного бакалаврского учебного плана по направлению «Педагогическое образование» с перечнем дисциплин по профилю «Дошкольное образование» предусматривает вариативную часть цикла дисциплин профильной подготовки, на которые отводится большая часть кредитов по сравнению с базовой трудоемкостью учебного плана. Программой предусмотрены профильные модули, содержание которых имеет этнокультурную направленность. Это дисциплины «История Якутии и Северо-Востока России», «Народы и культура циркумполярного мира», «Якутский язык» для начинающих и продолжающих, «История дошкольного образования  в Якутии»,  «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста», «Основы музейной педагогики», «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста», «Методика ознакомления дошкольников с культурой Якутии».

        Кроме того, по всем дисциплинам модуля «Теория и методика дошкольного образования» имеются сквозные этнокультурные темы, которые углубляют знания студентов по определенной тематике национально-регионального компонента. Например, по дисциплине «Теория и технология развития детского изобразительного творчества» студенты знакомятся с народным декоративно-прикладным искусством, творчеством народных художников, якутскими орнаментами, национальным шитьем и др. По дисциплине «Теория и технология музыкального воспитания детей дошкольного возраста» студенты осваивают такие темы, как  «Народные музыкальные инструменты», «Народные песни и танцы», «Музыкальная культура народов Севера». По «Теории и технологии физического воспитания детей  дошкольного возраста» студенты знакомятся с методикой обучения национальным подвижным играм и т.д.

        Большую роль в формировании профессиональной компетентности играет научно-исследовательская деятельность студентов. Студенты посещают научные кружки, факультативы, участвуют в олимпиадах, конкурсах, пишут проекты. Для развития научно-исследовательских навыков студентов работает факультатив «Студенческий научный форум». В прошлом учебном году на кафедре была проведена конференция «Актуальные проблемы теории и практики дошкольного образования» в рамках Международного форума «Студенческий научный форум – 2015». Лучшие статьи форума были посвящены народной культуре, народным традициям. Победители форума были приглашены на очную конференцию в Москву для очного участия.

       Таким образом, важную роль для будущей профессии играет формирование этнопедагогической компетентности выпускников – бакалавров по педагогическим специальностям.

Литература

  1. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика/Л.Н.Бережнова, И.Л.Набок, В.И.Щеглов. – М., 2007
  2. Григорьева,А.А.Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов/ А.А.Григорьева. – М.: МГОПУ, 1993
  3. Комраков,Р.В. Этнопедагогическая подготовка будущего социального педагога: Автореф. Дис…к.п.н.- Белгород, 2005
  4. Николаева, Л.В. Модель этнопедагогической подготовки педагога дошкольного образования  в педагогическом вузе//Результаты научных исследований и разработок. Сборник статей Международной научно-практической конференции 14.03.2015.