Аннотация. Рассмотреныусловия успешного внедрения инновационной технологии, раскрыто теоретическое основание технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности. Представлены результаты анкетирования учителей по выявлению мотивации, готовности к инновационной деятельности.
Ключевые слова: профессионализм педагога, психологическая готовность к инновациям, инновационная технология, методическое сопровождение, развивающая система учебных заданий.
Реализация ФГОС в основной ступени общего образования становится для педагога вызовом времени, в связи с чем повышаются требования к его профессионализму. Как в новых условиях учителю перестроить свое сознание и управлять учебной деятельностью обучающихся на уроках? На мой взгляд, данный вопрос решается на двух уровнях: административном - путем повышения квалификации педагога на курсах и дальнейшего методического сопровождения на практике, так и на индивидуальном - путем повышения психологической готовности педагога к инновациям.
В рамках повышения профессионального роста учителей психолого-методическая служба образовательного учреждения должна решить следующие задачи, как создать необходимые мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, побуждающие учителя к самосовершенствованию, формировать готовность к инновациям, развивать соответствующие потребности и мотивы. [4].
Педагогический коллектив филиала «Айыы Кыhата» МОБУ ЯГНГ с 2005 года, получив статус республиканской экспериментальной площадки, включен в инновационный процесс, в результате чего произошли качественные изменения ценностных ориентаций учителей. Большой акцент делался на формирование умения рефлексировать свою педагогическую деятельность. В 2015 году коллективу присвоен статус республиканской инновационной площадки по теме «Трансформация классно-урочной системы обучения посредством разновозрастных социальных проб обучающихся в условиях городской национальной школы», что подтверждает высокий педагогический потенциал педагогов и администрации школы. Так, полученный в 2013 г. грант Президента РС (Я) позволил организовать повышение квалификации всего коллектива на курсах «Модель реализации ФГОС в условиях городской школы». Реализация разработанной модели невозможна без внедрения инновационных технологий, позволяющих оптимизировать результаты педагогического процесса и повысить качество образования.
С этой целью пять учителей прошли обучение на дистанционных курсах «Реализация ФГОС общего образования: развивающая система учебных заданий» Василеостровского информационно-методического центра г. Санкт-Петербурга. Положительным моментом данного курса является практико – ориентированность, по договору удостоверение об окончании курсов выдается только тем учителям, которые сдали зачет в виде составления системы учебных заданий, ее апробации и анализа, также экспертизы выстроенных систем других курсантов. Методическое сопровождение педагогов по внедрению инновационной технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) осуществляется Лабораторией развивающих образовательных технологий, научным консультантом Т.Е.Матвеевой, к.п.н., зам. директора Василеостровского ИМЦ г. Санкт-Петербурга.
Система учебных заданий выстраивается в соответствии с инновационной технологией ТРИИК. Автор технологии Т.Е.Матвеева отмечает, что умение человека эффективно использовать освоенную информацию для решения практических проблем во многом определяет его успешность в других областях самостоятельной деятельности [1]. Технология ТРИИК универсальна в том плане, что ее можно применить по любому учебному предмету, так и выстроить систему учебных заданий на один урок или на весь раздел. При создании инновационной технологии авторы основывались на логико-информационном подходе к обучению, согласно которому выделяются три уровня восприятия информации: описательный, объяснительный, прогностический. Так, Б.И.Федоров указывает, что реализация описательной функции в познавательных актах, предполагающей в основном владение коммуникативной прагматической функцией языка, означает умение сравнивать объекты, находить в них сходство и различие, умение разделять их по группам, умение обобщать, умение давать определения отдельным словам, умение общаться с другими людьми, сообщая им или получая от них информацию описательного характера. Реализация человеком объяснительной функции предопределяет становление и развитие такой интеллектуальной способности как понимание описанных ранее событий или фактов в виде активной деятельности сознания по установлению связей между ними, по сопоставлению их друг другу и выявлению отношений зависимости одних фактов от других. Прогностическая функция связана с получением нового знания и сводится по существу к осуществлению процедур логического вывода, получению нового знания в виде следствий, заключений, выводов из заранее известного знания [2].
Разрабатывая систему учебных заданий, педагог заранее определяет ожидаемый результат освоения темы на личностном, метапредметном и предметном уровнях, тем самым создает условия для развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся. Выполняя систему учебных заданий, выстроенных в логической цепочке Знание - Понимание - Умение, школьники учатся работать с информацией: находят и фиксируют, анализируют и систематизируют, интерпретируют и обобщают, представляют и передают, преобразовывают и используют. При этом учащиеся должны понимать саму логику системы заданий, что влечет за собой осмысленность выполняемых упражнений, таким образом создается ситуация для развития личностных компетентностей.
Внедрение инновационной технологии требует от педагога внутренней мотивации к повышению своей квалификации. С целью изучения готовности педагогов к профессиональному саморазвитию, инновационной деятельности опрошено 27 учителей МОБУ СОШ № 6 и филиала «Айыы Кыhата» МОБУ ЯГНГ г. Якутска. Нами была использована анкета «Восприимчивость учителей к новому», по результатам которой уровень инновационного потенциала педагогов составил (0, 71), допустимый. Данный результат подтверждает, что большинство опрашиваемых учителей готовы к введению инновациям, понимают значимость инновационной деятельности в системе образования. На вопросы, связанные с барьерами, препятствующими освоению инноваций, большинство педагогов назвали отсутствие материальных стимулов и большую учебную нагрузку, при этом более трети участников опроса не имеют никаких барьеров для освоения инноваций. Также учителя постоянно отслеживают передовой педагогический опыт, занимаются самообразованием, используют в работе определенные педагогические находки и развивают их в своей деятельности. По вопросам, связанным с выявлением способности учителя к профессиональному развитию, 26% участников активно реализуют свои потребности в саморазвитии. У 71 % учителей нет сложившейся системы саморазвития, профессиональный рост зависит от условий. Выявили, что все опрошенные учителя организованные, готовые всего себя подчинить решению деловых вопросов, ставят себя в поставленные жесткие рамки. При этом не позволяют себе спонтанности и импровизации, «творческой лени», что помогло бы приумножить успех, появление новых идей, творческого развития [4].
Повышение профессионального роста педагога зависит от многих факторов, как направленности и мотивации педагогического труда, так и налаженной системы методического сопровождения учителя, социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Литература
- Матвеева Т.Е., Сапон С.А. Реализация ФГОС общего образования: развивающая система учебных заданий: учеб.-метод. пособие/ Т.Е.Матвеева, С.А.Сапон. – Санкт-Петербург: изд-во Политехнического университета, 2014. – 60 с.
- Федоров Б.И. Алгоритмы обучения [ Текст]./ Б.И.Федоров. – Санкт-Петербург: филиал изд. «Просвещение», 2004. – 182 с.
- Сергеева Т.И. Повышение профессионального роста учителя в процессе внедрения технологии развития информационно- интеллектуальной компетентности (ТРИИК) / Т.И.Сергеева.// Столичное образование.- 2015.-№6. – С.57-58.
- Сергеева Т.И., Татаринова В.А., Панина С.В. Психолого-педагогическое сопровождение повышения профессионального роста учителя /IVВсероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе» с международным участием. Якутск, 03.04.2015. С.114-116.