Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрывается суть профессионального самоопределения личности. Сделана попытка определить взаимосвязь уровня самооценки на направленность личности среди старшеклассников. Проанализированы результаты опроса среди старшеклассников городской и сельской школы в сравнении по теме исследования.
Ключевые слова: личность, профессиональное самоопределение, самооценка личности, профориентация. 

Почему профессиональное самоопределение так важно для современного человека? Сошлемся на высказывание родоначальника немецкой классической философии И. Канта «…Работа - лучший способ наслаждаться жизнью…».  Именно любимая работа является неотъемлемой составляющей материального и эмоционального удовлетворения от жизни каждого человека. Поэтому в воспитании подрастающего поколения необходимо уделять большое внимание их профессиональному самоопределению, т.к. это основа самоутверждения человека в обществе. Существуют различные определения данного понятия,  мы придерживаемся определения, данного в педагогическом  терминологическом словаре «профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии» [3]. При  данной интерпретации явственной становится двусторонность процесса выбора профессии: позиция субъекта и позиция объекта выбора. Позицию субъекта раскрывает Панченко Л.Л. в учебном пособии «Адаптация
к профессиональной деятельности», где пишет, что процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности [4].

Одним из необходимых условий личностного подхода к выбору профессии является самооценка личности. В рамках данной статьи нас интересует механизм формирования самооценки, который заключается в том, что она формируется через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. В основе познания мира и самого себя лежит процесс сравнения. При этом стоит отметить, что без самопознания сложно правильно наметить программу самовоспитания, поэтому данный процесс актуален в подростковом возрасте, когда возникает интерес к себе, потребность в знании собственных особенностей, практикуются размышления  о себе.  

        Еще К. Маркс в работе «Размышления юноши при выборе профессии» обращал внимание молодежи на умение дать оценку собственным способностям: «заблуждение относительно наших способностей
к определенной профессии – это ошибка, которая мстит за себя и причиняет нам страшные муки» [1].

 По мнению Погудиной И.Е. в юношеском возрасте самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков проявляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственное «Я» становится для подростков первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши
и девушки развивают целостное, связанное представление о себе и задумываются о своем будущем, которое неразрывно связано
и с будущей профессией [2].

Также автор в своей статье «Становление самооценки в подростковом возрасте как объект психолого-педагогического сопровождения» отмечает, что  самооценка в значительной степени определяют социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, т.к. формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. На формирование данного показателя также влияют многие объективные факторы относительно ребенка – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умениями самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности. Он характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется ему привлекательным и возможны [2].

        В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии. Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей [3].

        От уровня самооценки зависит успешность выбора профессии: при переоценке уровня притязаний выбранная профессия, в конце концов, разочаровывает; заниженная самооценка также негативно сказывается на выборе профессии и на развитии личности. Но подростки слабо осознают роль самооценки в выборе профессии и большинство из них выбирают профессию интуитивно, поверхностно или полностью доверяют мнению родителей.

С целью определения уровня самооценки и его влияния на профессиональное самоопределение был проведен опрос среди учащихся 9-11 классов Бердигестяхской средней общеобразовательной школы Горного района и учащихся 9-11 классов СОШ № 12 г. Якутска. В целом на вопросы ответили 52 учащихся – 32 учащихся сельской школы и 20 учащихся городской школы. Из опрошенных учащихся Бердигестяхской школы у 78,1 % средний уровень самооценки, а у остальных 21,9 % – высокий уровень самооценки. Учащиеся городских школ показали следующие результаты – 60 % (средний уровень),
35 % (высокий уровень), 5 % (ниже среднего). При этом примерно одинаковое соотношение школьников стремятся поступить в высшие учебные заведения. Но учащиеся городской школы более осведомлены о возможностях поступления в разные вузы по выбранному профилю.

        Таким образом, формирование самооценки, ее полноты и адекватности является одной из задач профессиональной ориентации. С другой стороны,   вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной самооценки.       

Литература:       

  1. Беседина, И.И. Технологии профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях: метод. пособие / И.И. Беседина – эл.ресурс. – [http://window.edu.ru/].. –
  2. Погудина, И. Е. Становление самооценки в подростковом возрасте как объект психолого-педагогического сопровождения: статья / И.Е. Погудина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Теория и практика. - региональный сборник научных трудов. - 3 выпуск: эл. ресурс. – [http://www.egpu.ru/]
  3. Педагогический терминологический словарь: эл.ресурс. – [http:pedagogical_dictionary.academic.ru]
  4. Панченко, Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности: учеб. пособие / Л.Л. Панченко – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 35 c