Аннотация. Рассматривается европейский опыт социального партнерства в организации профессиональной ориентации учащейся молодежи и профессионального образования. Представлены модели государственного участия в профессиональном обучении.
Ключевые слова: зарубежный опыт, социальное партнерство, профессиональная ориентация, учащейся молодежь.
Среди западных специалистов система психолого-педагогического сопровождения молодежи рассматривается как единый комплекс, включающий профинформацию, профсовет и консультирование, профессиональный отбор и профподбор, трудоустройство и меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином «переходные услуги». Система подобного рода услуг представляет собой спектр координированных последовательных действий в отношении молодых людей при переходе от учебы к профессиональной деятельности.
Основой сотрудничества и принятия решений в области развития профессионального образования с учетом потребностей рынка труда в Европейских странах выступают различные формы социального партнерства между государством, бизнесом и организациями гражданского общества. Основная социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения состоит в направлении коллективных усилий на: повышение эффективности обучения; обеспечение равного доступа к обучению; устойчивое развитие обучения с учетом потребности личности, предприятий, общества и государства; достижение непрерывного социально-экономического развития; развитие профессионального образования в рамках концепции обучения в течение всей жизни.
В настоящий момент в зарубежных странах профориентационная деятельность ведется в рамках пяти специализаций:
Таблица 1
Зарубежные специализации профориентационной деятельности
№№ |
Специализация |
Содержание |
1. |
«Информирование» |
включает в себя предоставление информации о профессиях, способностях, профессиональном маршруте, возможностях обучения, мире труда и его основных тенденциях, условиях работы, образовательных программах, учебных заведениях, государственных и негосударственных программах и услугах, возможностях трудоустройства |
2. |
«Обучение карьере» |
проводится учителями и профконсультантами. Цель – направлять молодых людей в познании своих мотивов, ценностей и значимости себя для общества в целом. Получение практического опыта профессиональной деятельности и инструментов планирования карьеры |
3. |
«Карьерное консультирование» |
помогает прояснить цели и желания, осознать свои индивидуальные особенности, принять взвешенное решение, приступить к реализации профессионального плана и научиться управлять своей карьерой |
4. |
«Консультирование по вопросам трудоустройства» |
способствует выявлению ближайших профессиональных целей, приобретению знаний и умений, необходимых для поиска работы и трудоустройства |
5. |
«Трудоустройство» |
связано с направлением желающих и / или устройством на имеющиеся вакансии. Услуги предоставляются государственными и коммерческими службами занятости |
В осуществлении этих представленных направлений большую роль играет социальное партнерство, которое рассматривается как обязательный компонент связи между образованием и бизнесом, направленное на формирование и развитие устойчивых контактов между школами, колледжами, другими образовательными учреждениями и работодателями с целью совершенствования системы профессионального образования и профессиональной подготовки различного уровня и подготовки высококвалифицированных специалистов.
Социальное партнерство зарекомендовало себя в Европе как действенный инструмент достижения социального консенсуса на основе компромиссов для улучшения положения работников. Диалог социальных партнеров осуществляется на разных уровнях – правительственном, научном, общественном, предпринимательском, профсоюзном и др.
Европейским работодателям принадлежит важнейшая роль в развитии социального партнерства и наставничества как в профессиональном образовании в целом, так и в профессиональной ориентации, в частности. Это наблюдается в лоббировании собственных интересов с целью формирования новых генераций высококвалифицированных специалистов, в содействии в подготовке и реализации государственных мероприятий и принятии решений в области профессионального образования, участии в разработке образовательных программ, проектировании содержания обучения, контролировании использования ресурсов, помощи в управлении образовательными организациями. При этом ключевая роль работодателей не означает, что они всегда являются инициаторами социального диалога. Степень инициативности работодателей во многом определяется традициями, производственными отношениями и моделью регулирования профессионального образования.
Форма социального партнерства зависит от основной модели профессионального образования и обучения, принятой в конкретной стране, которая, в свою очередь, формируется в зависимости от типа производственных отношений. Существуют три основные модели, которые отличаются друг от друга степенью государственного участия в системе профессионального образования и обучения, и потребностями социальных партнеров в объединении усилий.
Таблица 2
Модели государственного участия в системе профессионального образования и обучения [1].
Модель |
Содержание |
Страна |
Модель либеральная |
Государство не играет никакой роли или она незначительна. Политика в области профессионального обучения в основном определяется на местном уровне, и центральную роль играют работодатели |
Великобритания (Ассоциация попечителей, инспекция обучения взрослых, Совет по умениям и навыкам и др.) |
Модель государственного вмешательства |
Государство планирует и осуществляет профессиональное образование. Однако за последние годы наблюдается рост как формального, так и неформального участия социальных партнеров в управлении профессиональным образованием, Внутрифирменное обучение. |
Франция («Программы современного ученичества»)
|
Неокооперативная модель |
Государство определяет общие рамки деятельности частных компаний и организаций по осуществлению профессионального образования и обучения |
Германия (дуальная система). Нидерланды («национальные организации»). Дания |
В последние десятилетия в Европе наблюдается рост как формального, так и неформального участия социальных партнеров в профессиональном образовании. Основанные на партнерских отношениях профориентационно значимые инициативы зарубежного профессионального образования, таким образом, либо являются неотъемлемой частью уже сложившейся практики профессионального образования, согласованного с образовательно-кадровой политикой страны или региона, либо выступают более изолированно, отвечая целям и ценностям профориентационной составляющей общего образования.
Несмотря на различные модели, внедренные в практику взаимодействия образовательных организаций и предприятий в общемировом масштабе феномен профориентационно значимого наставничества в наибольшей мере представлен в «событийных» форматах [1]. Например, наибольшую известность приобрело международное движение WorldSkills International. В рамках мероприятий данного движения предоставляются уникальные возможности обмена опытом и сравнения стандартов компетенций по рабочим профессиям в различных секторах глобальной экономики и предлагаются рентабельные и эффективные решения для развития международного сотрудничества, направленного на достижение высоких стандартов профессионального образования и обучения. Миссия этой организации состоит в содействии распространению в мире информации о важности умений и высоких стандартов компетенций в достижении экономического успеха стран и реализации личностного потенциала граждан путем совместных действий своих участников [2].
Создание моделей педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся представляется возможным на базе: изучения структуры профессиональной занятости населения муниципалитета, территории, ее основных трансформаций, определения важнейших проблем занятости, общественного и экспертного обсуждения направлений реорганизации существующей системы профориентационной работы; исследования опыта создания и реализации оригинальных моделей образовательно-кадровой политики, а также примеров профориентационно значимого социального партнерства, реализуемых в различных странах.
Литература:
- Золатарева Н.М. Присоединение России к Worldskills International //Профессиональное образование в России и за рубежом № 2 (10), 2013. С.19-23.
- Зарубежные практики социального партнерства в области образования, профессиональной ориентации и обеспечения занятости молодежи http://мой-ориентир.рф/социальные-партнеры/zarubezhnye-praktiki-sotsialnogo-partnerstva/