Аннотация. В статье осмысляются теоретические вопросы, касающиеся проблемы самоопределения старшеклассников как основы, способствующей осознанному выбору будущей профессии. Предлагаются подходы к организации профессиональной ориентации с учетом изменений в образовательной системе.
Ключевые слова: самоопределение,профессиональная ориентация, структура, качества, направленность, деятельность личности, мотивация, потребность, эмоционально-волевая сфера.
Изменение социально-экономических условий, рост безработицы оказывают неблагоприятное воздействие на процесс социализации растущего человека. В данной ситуации наиболее социально не защищены выпускники общеобразовательных учреждений, поскольку рынок труда предъявляет повышенные требования к уровню образовательной и профессиональной подготовки специалистов.
В связи с этим особую значимость приобретает проблема самоопределения старшеклассников как основы, способствующей осознанному выбору будущей профессии. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе республики: появление новых видов общеобразовательных учреждений, реализация профильного обучения, разноуровневых образовательных программ, вариативности образования. При этом требуется принять во внимание этнорегиональные особенности республики, этнопедагогические традиции обучения и воспитания подрастающего поколения в условиях Крайнего Севера, специфику сельских общеобразовательных учреждений.
Личность старшеклассника школы проявляется не столько в достижении конкретных предметных результатов, а прежде всего в выборе и предпочтении поступка, будущей профессии, в самостоятельности при принятии жизненно важных решений. Самоопределение - сложное качество личности, требующее владения другими важными качествами – решимостью осуществить выбранное. И в этой связи рассмотрим основу личности, которую составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Поэтому основанием для выявления структуры личности должны быть иерархия деятельностей личности и лежащая за ней иерархия мотивов и соответствующих потребностей.
В теории существуют различные подходы к выделению структурных компонентов личности. Наиболее детальную картину мы находим у К.К. Платонова, выделяющего в структуре личности четыре основные подструктуры: биологически обусловленную, психологическую, социальную и подструктуру направленности [4]. Подструктура направленности объединяет моральные черты личности, ее нравственные и эстетические отношения, интересы, идеалы, стремления, убеждения и мировоззрение. По мнению автора, направленность личности определяет отношение человека к действительности. Действительно, анализируя мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности, можно выделить наиболее значимые интегральные образования, представляющие собой своего рода системообразующее начало, ядро личности. Именно таким образованием является направленность личности. В повседневной жизни, когда имеют в виду направленность личности и ее проявления в поведении человека, говорят о “внутреннем стержне личности”, “главной внутренней тенденции”, “смысле жизни человека”.
Личная направленность характеризуется личным мотивом, который ориентирован на достижение субъектных целей. Мотивы человека, как осознаваемые, так и неосознаваемые им, являются формой проявления его потребностей. Другими словами, потребности человека конкретизируются и проявляются в мотивах. Таким образом, определяющим в характеристике направленности личности является мотив деятельности, имеющий направляющие и смыслообразующие функции. Он представлен как генерализованное, стержневое свойство индивида, представляющее начало, ядро личности. Многие авторы рассматривают направленность личности как результат наличия у человека определенной структуры его мотивационной сферы [1, 2.].
Следующей существенной характеристикой направленности личности является то, что это система отношений человека к действительности. Интересна трактовка С.Л. Рубинштейна, который определяет направленность как систему побуждений или мотивов, влияющих на ее деятельность. Автор считает, что направленность является важнейшей стороной личности, определяющей ее социальную и нравственную ценность [3].
Из вышеизложенного следует, что направленность личности представляет собой сложное психологическое, системно-генерализованное образование, отношение человека к миру, себе, системное свойство личности, отражающее устойчивую взаимосвязь инициатора действий с заданной целью и обеспечивающее регуляцию поведения и деятельности человека. Именно так и появляется новая деятельность, и рождаются новые отношения человека к действительности. Таким образом, можно утверждать, что качества личности являются основой для самоопределения личности старшеклассника.
Литература
- Леонтьев А.А. Методика изучения ценностных ориентаций.- М.: Смысл, 1992. - 17 с.121.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е - М.: Политиздат, 1977.- 201 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: Педагогика, 1989.- Т.2. - Ч.5. - 485 с.
- Платонов К.К., Адаскин Б.И. Об изучении и формировании личности учащихся. - М.: Высш. шк., 1966.- 221 с.