Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Раскрывается особенность формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе посредством организации  проектной деятельности учащихся.
Ключевые слова: коммуникативные качества, универсальные учебные действия, проектная деятельность.

С внедрением ФГОС в систему образования главную роль в достижении результатов является формирование универсальных учебных действий (УУД). Выпускники школы должны не только владеть предметными знаниями, но готовые  к самореализации. Как справедливо отмечают специалисты, это достигается систематическим формированием умения учиться, сознательного и активного присвоения младшими школьниками социального опыта.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. Так,  на начальном этапе обучения индивидуальные успехи  школьника впервые приобретают социальный смысл, в связи с этим основной задачей начальной школы является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Именно с начальной школы закладываются основы коммуникативных навыков, которые непременно понадобятся учащимся на протяжении всей их учебной деятельности. Коммуникация рассматривается, как взаимодействие и коммуникативные действия,  должны быть направлены на учет позиции собеседника, что определяет интеллектуальный аспект коммуникации, Также  коммуникация, должна выступить как кооперация. Именно вторую большую группу коммуникативных УУД образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

Если коммуникацию рассматривать как условие интериоризации, то в большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и становления рефлексии.

Коммуникативные навыки более ярко проявляются в проектной деятельности, так как проектные задачи, способствуют формированию умений общаться, договариваться со сверстниками, представлять и оценивать результаты совместного проектирования. Используют разные типы проектных задач: обучающие, рефлексивные, исследовательские, творческие.       

Как отмечают современные исследователи, проектная деятельность должна  обязательно учитывать: возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;  мотивацию и заинтересованность детей в работе над проектом. В связи с этим необходимо вначале работы над проектом,   педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать  учащихся проблемой, перспективой практической и даже социальной пользы.

На наш взгляд, проектная деятельность позволяет формировать  ряд коммуникативных умений как умение спрашивать, т.е. выяснять точки зрения других учащихся, делать запрос учителю и др.; умение управлять голосом, четко говорить, реагировать громкость голоса; умение договариваться;  умение выражать свою точку зрения.

Таким образом, коммуникация в проектной деятельности обеспечивает совместную деятельность учащихся и предполагает не только обмен информацией, но и установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера. 

Литература:

  1. Макаренко Т.А. Применение проектов в воспитательной работе со школьниками с целью формирования нравственных качеств. // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ "Education, forward! - II" - 2014. С. 514-518.
  2. Панина С.В., Варламова А.В. Подходы к формированию коммуникативной компетенции на уроках английского языка // Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации материалы I Международной научно-практической междисциплинарной Интернет–конференции. Научный редактор: В.В. Хлынова. Киров, 2013. С. 68.
  3. Панина С.В., Золотарева Н.М. Применение веб-квест проектов в процессе обучения учащихся средствами иноязычной коммуникации // Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации материалы I Международной научно-практической междисциплинарной Интернет–конференции. Научный редактор: В.В. Хлынова. Киров, 2013. С. 70.