Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Проведённые в СПИГ в контексте КНИР «Экскурсоведение» исследования позволяют наполнить рынок экскурсных услуг Санкт-Петербурга качественно новым, инновационным, высокотехнологичным и наукоёмким продуктом в виде серии авторских экскурсий в рамках проекта «ЗЛОвещий Петербург», ставшего семантическим продолжением и развитием популярного цикла «Мистический Петербург», давшего городу с 2005 года высокодоходное направление, связанное с уникальными культурно-историческими ресурсами северной столицы России. Маркетингово выверенное внедрение данного продукта в практику экскурсоведения Петербурга создаёт условия для привлечения в город новых потоков экскурсантов премиум-класса из России и Зарубежья, способных принести новые доходы в бюджет мегаполиса.
Ключевые слова: Санкт-Петербург, экскурсоведение, инновационный продукт, авторские экскурсии, эвденомизм-экскурсы, уникальные культурно-исторические ресурсы, новые доходы мегаполиса. 

Проводимая в течение девяти лет комплексная научно-исследовательская работа «Экскурсоведение» вступила в новую стадию. Успех реализации на протяжении более 10 лет цикла из 9 экскурсов «Мистический Петербург или Анти-мистика Петербурга» [2,3] побудил к разработке концепции нового экскурс-проекта «ЗЛОвещий Петербург».

Сама аббревиатура «ЗЛОвещий» образована сочетанием: З – знаки, Л – лики, О – образы и пи этом – «вещие»! Очевидно, что смысл такой формы вполне понятен. В контент проекта включаются объекты, явления и события Петербурга, могущие представлять интерес не для широкой, но взысканной аудитории экскурсантов.

Целевая функция нового проекта была сформулирована с учётом диагностированной резкой смены экскурсного интереса жителей и гостей Санкт-Петербурга в эксклюзивном сегменте индивидуального экскурсизма, где практически нет ограничений на уровень цен. Есть достаточное число потребителей, готовых вознаграждать работу экскурсовода достаточно высоко.

Вместе с тем, при адекватном восприятии высокой стоимости услуги покупатели экскурсов ожидают получить уникальный продукт не только по новизне и сложности впечатлений, но и по глубине испытываемых чувств в самом широком диапазоне. При этом скрытые опросы показали наличие сдвига от этно-эротических к эдукативно-эвдемонистическим запросам [2,3].

Как показал сущностный анализ вскрывшейся тенденции, эдукативный (образовательный) контент связан с нарождающейся потребностью прогрессивных представителей интеллектуального социального слоя в самоощущении добродетельной нужности высокотехнологичных производств и наукоёмких трендов предпринимательства.

Системный анализ изменений тонкой материи экскурсов эвдемонистского сегмента с целевой потребностью счастья указывает на желание приобщённости к радикальному уровню экологического диалога. Это означает смену «золотосерединной» парадигмы счастья на экстремумное соответствие главному предназначению человека.

В персонально-теоретическом аспекте это, как представляется по результатам перевода статистических данных в сведения, означает генерализацию линии эвдемонизма, отражённую в трудах Аристотеля, Гельвеция и Дидро. В противовес этической линии счастья Эпикура, Гермарха, Лукреция, они воспевают эстетико-этикетную, т.е. более высокую составляющую духа.

На языке восточной философии это означается как актуализация акцентирования конфуцианства в противовес даосизму. В первом культивируется рациональное начало, во втором же – чувственное, аффективное. Ранее был востребован эксклюзив-экскурс вчувствования. Теперь спрос поворачивается в сторону радости от мысленного диалога в кругах «Я-концепции».

В связи с этим больший отзыв в самосознании (самоотражении) экскурсанта находит не линейно-векторный конструкт контента, но страто-центрический. Выяснилось, что это осмысляется как сохранение востребованности иерархической каузальности контента, но перенаправленной на многомерное иллюстрирование, семантическую классификацию объектов.

На практике такой тектонический сдвиг востребованного контента эксклюзив-экскурсов, по всей видимости, выявляет, что в среде реализованного покупателя наметился вектор осмысления не внешней, но внутренней свободы представителя интеллектуальной и состоятельной страты.

При этом ариадниной нитью экскурса становится самосознание больше своей внутренней, а не внешней красоты в состоянии счастья. Поводом к такой картинизации сущности выстраиваемого цикла стало наблюдение востребованности аэродинамических аттракционов (труб). Осмысление этого факта породило ноу-хау эссенцистности «невесомости» счастья.

При этом «счастье» увиделось как высшая форма внутренней самоудовлетворённости, а не пик внешне выраженного успеха, удачи. Принципиальное отличие состояния «невесомости» состоит в том, что, в первом случае, счастье переполняет как взлёт, а во втором – как выпадение.

Ввиду этого, в отличие от линейно-векторного подхода к построению рисунка успешного цикла о мистике, рисунок «ЗЛОвещего» проекта получил блуждающую концентрическую форму. Это означает, что новая разработка основывается на выделении ряда исходных точек и их увязывании в маршрут на основе выстраивания шкал семантического дифференциала.

Потребителем такого типа экскурсов видится цивилизованный, социально и деятельно успешный человек, ищущий наслаждения в инсайте как возникающей рефлексии теоретического самопознания, олицетворённого в конкретной средовой ситуации, представленной в контенте мысленного диалога привлекательной, но ещё не осмысленной культурной дефиниции.

Понятно, что такой экскурсный продукт не является объектом массового потребления. Однако такая стратегия может вывести Санкт-Петербург и весь Русский Север (СЗФО) в лидеры туризма.

При этом если в контексте развития внутреннего туризма востребованность этого тренда видится как вскрытие знаков, ликов и образов, прежде всего, времени Петра Великого, то для увеличения потока въездного экскурсизма этого уровня в качестве адеквата видятся объекты и смыслы времён Руси Серебряной – рюриковской Руси на просторах всего Русского Севера.

Таким образом, концептуальный смысл разрабатываемого цикла экскурсов «ЗЛОвещий Петербург» сводится к раскрытию уникальных экскурс-ресурсов Санкт-Петербурга с целью достижения конкурсантом состояния счастья как взлётной внутренней свободы от причастности к служению Добру, выраженному в сохранении и развитии Жизни в её высшем проявлении.

Опираясь на концептуальную модель, «ЗЛОвещий» Петербург был сформирован с учётом ряда «находок» предыдущего цикла. В частности в него вошли: дилемма «райского треугольника» и «треугольника смерти», Могила Буратино, самые большие Солнечные часы Мира и другие.

Так в представлении самых больших Солнечных часов Мира Правильной площади аспектируются уже не столь внешние признаки. Сколь акцентируется проникновение в смыслы, например, «подножного Чёрного квадрата», выписывающего круготуру шестигранника, описанного расширением двенадцатикаменного пояса в многомерность бесконечного вскружения. Вхождение во время-пространство надвратной церкви «Всех скорбящих Радость», заимствованной К. И. Росси у И. Е. Старова от Александро-Невской лавры для Правильной площади, акцентируется возможностью вознести свой Позыв к Небу через бескупольную квадратуру, стоя в центре Круга, распластанного в четверти, осьмушки и более детальные рефлексии.

В одном ряду с этой новинкой авторских открытий (надвратная церковь «Всех скорбящих радость» на Правильной площади) уже выстроены и наполнены соответствующим контентом: «Храм Соломона» в Стреле острова Святого Василия,  ангельский Зодиак на Мокрушах (символический круг Евангелистов – Ангел, Лев, Телец и Орёл – во Владимирском пятикрестии).

Понятно, что при галопирующем увеличении объёма и поликанальности информационных потоков радикально актуализируется проблема уравновешивания и систематизации соотношения доступных экскурсантам объёмов восприятия информации и библиотечного фонда образов, сподвигнутых СМИ для рефлексии, с авторским замыслом экскурса.

Для кафедры туризма и гостеприимства Санкт-Петербургского института гостеприимства (СПИГ) внимание к этому вопросу стало приоритетным в связи лавинообразным ростом профильных публикаций в периодических изданиях и электронных СМИ [5]. Поднятая успехом цикла «Мистический Петербург» волна разнородных трансляций затрудняет выход на покупателя.

С другой стороны, динамика туризма и гостеприимства в России за последние годы уже два раза меняла вектор развития. Ввиду этого простое увеличение объёма смыслов, предлагаемых экскурсантам становится деструктивным и порождает, как показал анализ периодов стагнации цикла «Мистического СПб», ступорные явления в культивируемой аудитории (сегменте рынка).

Более того, производимые на кафедре ежегодные замеры доступных объёмов восприятия информации образовантами по категории новизны и сложности показывают обратную динамику по отношению к предыдущим периодам. Большее удовлетворение доставляет плотный, но разнообразный поток информации. Сначала он вызывает некоторое шоковое состояние, но позже побуждает к повторному и даже многократному восприятию информации. В этом состоянии, как представляется, происходит не столько открытие Иного, сколько Себя.

Таким образом, представленная актуализация рыночного спроса на разнонаправленную динамику объективной и субъективной сторон информационного обмена в экскурсном процессе заставила автора разработки нового цикла «ЗЛОвещий Петербург» задействовать почти 40-летний опыт стремления прийти к объективной оценке субъектом своей «Я-концепции».

Базовым тезисом авторских изысканий в данной сфере технологии экскурсоведения стала максимально возможная подстройка информационного потока под возможности и ожидания конкретного потребителя экскурс-услуги (экскурсанта).

Замысел программы экскурса «ЗЛОвещий Петербург» в своей реализации, с одной стороны, не может превышать нормы востребованной энергоёмкости, а, с другой стороны, должен приводить к качественному (неколичественному) скачку процесса рефлексии в направлении гарантированного формирования состояния инсайта счастья.

Опыт реализации цикла «Мистический Петербург» показал, что на практике в зависимости от новизны и сложности представляемого материала, особенностей объектов показа трудоемкость восприятия и, особенно, осмысления разнится в разы [2,3]. В итоге она может оказываться запредельной и вызвать не усталость, но переутомление (ущерб органике) [1].

Снять эти вопросы в интересах повышения конкурентоспособности цикла можно, как было показано выше, выстроив более насыщенную в информационно плане систему контентного обеспечения экскурса.  Это, в свою очередь, будет понуждать экскурсоведа (разработчика экскурса) к постоянному совершенствованию информационно-семантического фонда экскурса [4,6].

В итоге стало очевидным, что проведённое исследование и разработка нового экскурсного цикла «ЗЛОвещий Петербург» может резюмироваться тем, что его выход на рынок связан с эффективным использованием новых инструментов продуктивного и объективного измерения объёмов контентной информации, доступной для усвоения экскурсантами в отведённое время на уровне допустимых показателей энергозатратности и инсайт-результативности. 

Список использованных источников 

  1. Англинов К.А. Актуальные проблемы педагогического проектирования образовательного процесса в военно-морских институтах. Монография. В 2-х ч. – Петродворец: ВМИРЭ, 2002.
  2. Англинов К.А. Мытная хиромантия Петербурга. Альманах «Мистика Петербурга», выпуск № 13. – СПб.: СПИГ, 2012.
  3. Англинов К.А. Тайная Аполлонiя Петербурга. Альманах «Мистика Петербурга», выпуск № 14. – СПб.: СПИГ, 2012.
  4. Асанова И.М. Партнерство без границ. Аккредитация в образовании. 2010. №6 (41).
  5. Асанова И.М.Реализация компетентностного подхода при подготовке менеджера в Санкт-Петербургском институте гостеприимства/ Экономическое и гуманитарное образование в туризме и гостеприимстве/ http://e-koncept.ru/teleconf/95223.html
  6. Асанова И.М., Семухина Е.В. Концепт «компетентность» как фактор преобразования и модернизации высшего профессионального образования в России: системный подход. Социология и право. 2015. №3. С.11-17.