Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Дистанционное образование (ДО) рассмотрено как средство гуманизации профессиональной подготовки. Показаны степень развития ДО в России и новая роль преподавателя. Приведены сравнительная характеристика средств ДО – информационно-компьютерных технологий, и обзор организационных моделей ДО. Показана модель ДО, принятая сегодня во многих ВУЗах Санкт-Петербурга, и указано место электронного учебного методического пособия (ЭУМП) при использовании этой модели. Представлены текстовые макеты четырёх ЭУМП по туристским дисциплинам.
Ключевые слова: дистанционное образование, информационно-компьютерные технологии,  организационная модель дистанционного образования, электронное учебное методическое пособие, туристкая дисциплина. 

Актуальность работы  обусловлена планомерным сокращением часов аудиторных занятий, которое наблюдается  в настоящее время в образовательном процессе высшей школы, что в свою очередь  требует от преподавателя новых способов   представления учебного материала, например,  способа дистанционного образования (ДО). Принцип «образование для всех» или  «образование без границ» лежит в основе реализации ДО, что подтверждает высокую социальную значимость этой формы обучения. Она даёт равные возможности всем слоям населения получить образование независимо от социального статуса, места пребывания  и конкретного времени обучения, и, как следствие, ориентирована на развитие и саморазвитие личности, т.е. на гуманизацию профессиональной подготовки. 

Термин "дистанционное образование" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning), «дистанционное обучение» (distance learning), «телеобучение»  (teletraining), но чаще - «дистанционное образование».

ДО, как форма заочного обучения, появилось  еще в начале XX века . Однако в связи с плохо налаженным контактом между преподавателями и студентами, а также из-за практически отсутствия  контроля над учебной деятельностью студентов,   качество заочного обучения оказывалось хуже качества  очного обучения. Сегодня,  когда современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации,  ДО становится равным, а иногда и гораздо эффективнее  традиционных средств обучения.

В перспективе по мере развития информационных технологий можно прогнозировать разделение общего учебного времени на очную, заочную и дистанционную формы образования.  Переход обучения к  форме ДО подтверждается тем,  что практически во всех ведущих ВУЗах России уже существуют (и продолжают создаваться) кафедры дистанционного обучения на основе общегосударственной программы «Теория и концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России» [1]. Тем не менее процесс развития ДО сдерживается  традиционными  для России причинами - отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными  возможностями телекоммуникационной связи и низким материальным стимулированием преподавателей [2]. 

Среди основных этапов внедрения дистанционного курса следует назвать создание:

- электронного варианта учебного курса - учебные материалы и задания, средства тестирования и оценки знаний обучаемых;

- создание электронных баз и банков данных.

 В этой связи при переводе очного варианта дисциплины в дистанционный  на преподователя  возлагаются новые обязанности. Прежде всего это -  более детальная проработка каждого занятия и выделение дополнительного времени на его оформление в  электронной форме. Кроме того необходимо разрабатывать критерии оценки текущих и итоговых знаний с учетом дистанционной формы обучения, а также с учётом  неизвестного  уровня подготовленности обучаемых студентов. И наконец, не понятна воспитательная роль преподавателя  из-за практической неизученности психологических проблем дистанционного общения со студентом.

 Казалось бы образовательный потенциал преподавателей должен быть основным факторами при выборе средств ДО, т.е.  информационно-компьютерных технологий (ИКТ). В России же  выбор ИКТ определяет в основном даже не их стоимость, а их распространенность. Тем не менее уже в 2004 г. в Санкт-Петербурге был создан «Национальный открытый университет России», предлагающий преподавателям ДО повысить свою квалификацию на дистанционных курсах« ИКТ для преподавателей».

Сравнительные характеристики ИКТ для ДО приведены в Таблице 1 [3], [4]. 

Таблица 1. Сравнительные характеристики информационных технологий

Технология

Характеристики

   Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты).

    Низкая коммуникационная интерактивность;   

   Стоимость линейно зависит от числа обучаемых;
    Известные методики разработки  учебного материала;
    Высокая долговечность.

   Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта.

   Средняя степень интерактивности;
   Наиболее развитая инфраструктура в России;
   Низкая стоимость.

   Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени.

   Высокая степень интерактивности;

   Наиболее развитая в мире инфраструктура сети;

   Использование широко распространенных  платформ компьютеров;

   Низкая стоимость.

   Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии.

    Высокая степень интерактивности Хорошее качество передачи изображения;

    Снижение более чем на два порядка, требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом;

    Высокая стоимость.

   Видеоконференции по аналоговому спутниковому каналу.

    Высокая степень интерактивности;

    Максимально возможное качество передачи изображения с минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука;

    Высокая стоимость.

Ниже приведён обзор организационных моделей дистанционного обучения.

  1. Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на ВУЗовские (экзаменационные) требования, предназначалось для студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.
  2.  Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэльса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается только 3000 студентов.
  3.  Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа "Содружество в образовании". Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.
  4.  Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект.
  5. Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли получить среднее образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.
  6.  Автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета могут служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году университет объединил эти 40 колледжей сетью ДО при теснейшем сотрудничестве с правительством штата и сферой бизнеса

Модель  ДО, принятая сегодня во многих ВУЗах Санкт-Петербурга, приближена к модели  «Один университет для всех». Она предполагает самостоятельное взаимодействие обучаемого собразовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя.  Организация учебного процесса ориентирована на использование электронных учебных методических пособий (ЭУМП) и компьютерных сетей в режиме ON-LINE (www) и OF-LINE (E-mail), а также с помощью различных видео - мультимедийных и неинтерактивных материалов, доставляемых по компьютерным сетям. 

При этом эффективность ДО достигается в первую очередь использованием электронных учебно-методических пособий (ЭУМП) – электронного учебника, и компьютерных сетей для выдачи заданий, тестов, информационного материала и вопросов для контроля.

 К особенностям  электронного учебника следует отнести возможность использования всего разнообразия мультимедийных технологий вплоть до «оживления» различных его объектов ,   и гипертексты, позволяющие свободно перемещаться по всему тексту учебника. В настоящее время  целесообразен перевод учебной информации в электронный вид, поскольку практически во всех образовательных учреждениях имеется соответствующая техника и программное обеспечение. Именно поэтому  электронный учебник должен стать неотделимой частью образовательного процесса.

    В работе представлены текстовые макеты четырёх электронных учебников по туристским дисциплинам [5]:

  • «История туризма» и «Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма» по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и
  • «Организация и технология турагентской деятельности» и «Организация и технология туроператорской деятельности» по специальности «Туризм».  

Каждый электронный учебник включает:

  • основные требования по изучению дисциплины (компетенции, определенные стандартом подготовки)
  • учебную программу,
  • авторский курс лекций,
  • организационно-методические указания по подготовке и написанию контрольной работы и подготовки к экзамену.

 Курс лекций состоит из тематических разделов с текстами лекций, контрольных вопросов для проверки уровня усвоения каждого раздела и с указанием правильных ответов в тексте соответствующей лекции. В учебнике приведён также банк контрольных тестов по каждому из разделов и итоговых - по всему учебному курсу.

Электронные учебники  по перечисленным дисциплинам внедрены в учебный процесс филиалов Санкт-Петербургской академии управления и экономики.

Ссылки на источники 

  1. Теория и концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Постановление Государственного Комитета  РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6.
  2. Андреев А.А., Солдаткин В.И., Дидактическая система дистанционного обучения.-  МЭСИ, 1999
  3. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 1999. 
  4. Асаул А.Н., Капаров. Б. М.  Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики. – СПб.: «Гуманистика», 2007.
  5. Яхимович И.З. Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма. Электронное учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбАУиЭ, 2007.