Аннотация. Дистанционное образование (ДО) рассмотрено как средство гуманизации профессиональной подготовки. Показаны степень развития ДО в России и новая роль преподавателя. Приведены сравнительная характеристика средств ДО – информационно-компьютерных технологий, и обзор организационных моделей ДО. Показана модель ДО, принятая сегодня во многих ВУЗах Санкт-Петербурга, и указано место электронного учебного методического пособия (ЭУМП) при использовании этой модели. Представлены текстовые макеты четырёх ЭУМП по туристским дисциплинам.
Ключевые слова: дистанционное образование, информационно-компьютерные технологии, организационная модель дистанционного образования, электронное учебное методическое пособие, туристкая дисциплина.
Актуальность работы обусловлена планомерным сокращением часов аудиторных занятий, которое наблюдается в настоящее время в образовательном процессе высшей школы, что в свою очередь требует от преподавателя новых способов представления учебного материала, например, способа дистанционного образования (ДО). Принцип «образование для всех» или «образование без границ» лежит в основе реализации ДО, что подтверждает высокую социальную значимость этой формы обучения. Она даёт равные возможности всем слоям населения получить образование независимо от социального статуса, места пребывания и конкретного времени обучения, и, как следствие, ориентирована на развитие и саморазвитие личности, т.е. на гуманизацию профессиональной подготовки.
Термин "дистанционное образование" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning), «дистанционное обучение» (distance learning), «телеобучение» (teletraining), но чаще - «дистанционное образование».
ДО, как форма заочного обучения, появилось еще в начале XX века . Однако в связи с плохо налаженным контактом между преподавателями и студентами, а также из-за практически отсутствия контроля над учебной деятельностью студентов, качество заочного обучения оказывалось хуже качества очного обучения. Сегодня, когда современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации, ДО становится равным, а иногда и гораздо эффективнее традиционных средств обучения.
В перспективе по мере развития информационных технологий можно прогнозировать разделение общего учебного времени на очную, заочную и дистанционную формы образования. Переход обучения к форме ДО подтверждается тем, что практически во всех ведущих ВУЗах России уже существуют (и продолжают создаваться) кафедры дистанционного обучения на основе общегосударственной программы «Теория и концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России» [1]. Тем не менее процесс развития ДО сдерживается традиционными для России причинами - отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями телекоммуникационной связи и низким материальным стимулированием преподавателей [2].
Среди основных этапов внедрения дистанционного курса следует назвать создание:
- электронного варианта учебного курса - учебные материалы и задания, средства тестирования и оценки знаний обучаемых;
- создание электронных баз и банков данных.
В этой связи при переводе очного варианта дисциплины в дистанционный на преподователя возлагаются новые обязанности. Прежде всего это - более детальная проработка каждого занятия и выделение дополнительного времени на его оформление в электронной форме. Кроме того необходимо разрабатывать критерии оценки текущих и итоговых знаний с учетом дистанционной формы обучения, а также с учётом неизвестного уровня подготовленности обучаемых студентов. И наконец, не понятна воспитательная роль преподавателя из-за практической неизученности психологических проблем дистанционного общения со студентом.
Казалось бы образовательный потенциал преподавателей должен быть основным факторами при выборе средств ДО, т.е. информационно-компьютерных технологий (ИКТ). В России же выбор ИКТ определяет в основном даже не их стоимость, а их распространенность. Тем не менее уже в 2004 г. в Санкт-Петербурге был создан «Национальный открытый университет России», предлагающий преподавателям ДО повысить свою квалификацию на дистанционных курсах« ИКТ для преподавателей».
Сравнительные характеристики ИКТ для ДО приведены в Таблице 1 [3], [4].
Таблица 1. Сравнительные характеристики информационных технологий
Технология |
Характеристики |
Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты). |
Низкая коммуникационная интерактивность; Стоимость линейно зависит от числа обучаемых; |
Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта. |
Средняя степень интерактивности; |
Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени. |
Высокая степень интерактивности; Наиболее развитая в мире инфраструктура сети; Использование широко распространенных платформ компьютеров; Низкая стоимость. |
Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии. |
Высокая степень интерактивности Хорошее качество передачи изображения; Снижение более чем на два порядка, требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом; Высокая стоимость. |
Видеоконференции по аналоговому спутниковому каналу. |
Высокая степень интерактивности; Максимально возможное качество передачи изображения с минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука; Высокая стоимость. |
Ниже приведён обзор организационных моделей дистанционного обучения.
- Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на ВУЗовские (экзаменационные) требования, предназначалось для студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.
- Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэльса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается только 3000 студентов.
- Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа "Содружество в образовании". Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.
- Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект.
- Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли получить среднее образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.
- Автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета могут служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году университет объединил эти 40 колледжей сетью ДО при теснейшем сотрудничестве с правительством штата и сферой бизнеса
Модель ДО, принятая сегодня во многих ВУЗах Санкт-Петербурга, приближена к модели «Один университет для всех». Она предполагает самостоятельное взаимодействие обучаемого собразовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя. Организация учебного процесса ориентирована на использование электронных учебных методических пособий (ЭУМП) и компьютерных сетей в режиме ON-LINE (www) и OF-LINE (E-mail), а также с помощью различных видео - мультимедийных и неинтерактивных материалов, доставляемых по компьютерным сетям.
При этом эффективность ДО достигается в первую очередь использованием электронных учебно-методических пособий (ЭУМП) – электронного учебника, и компьютерных сетей для выдачи заданий, тестов, информационного материала и вопросов для контроля.
К особенностям электронного учебника следует отнести возможность использования всего разнообразия мультимедийных технологий вплоть до «оживления» различных его объектов , и гипертексты, позволяющие свободно перемещаться по всему тексту учебника. В настоящее время целесообразен перевод учебной информации в электронный вид, поскольку практически во всех образовательных учреждениях имеется соответствующая техника и программное обеспечение. Именно поэтому электронный учебник должен стать неотделимой частью образовательного процесса.
В работе представлены текстовые макеты четырёх электронных учебников по туристским дисциплинам [5]:
- «История туризма» и «Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма» по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и
- «Организация и технология турагентской деятельности» и «Организация и технология туроператорской деятельности» по специальности «Туризм».
Каждый электронный учебник включает:
- основные требования по изучению дисциплины (компетенции, определенные стандартом подготовки)
- учебную программу,
- авторский курс лекций,
- организационно-методические указания по подготовке и написанию контрольной работы и подготовки к экзамену.
Курс лекций состоит из тематических разделов с текстами лекций, контрольных вопросов для проверки уровня усвоения каждого раздела и с указанием правильных ответов в тексте соответствующей лекции. В учебнике приведён также банк контрольных тестов по каждому из разделов и итоговых - по всему учебному курсу.
Электронные учебники по перечисленным дисциплинам внедрены в учебный процесс филиалов Санкт-Петербургской академии управления и экономики.
Ссылки на источники
- Теория и концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Постановление Государственного Комитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6.
- Андреев А.А., Солдаткин В.И., Дидактическая система дистанционного обучения.- МЭСИ, 1999
- Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 1999.
- Асаул А.Н., Капаров. Б. М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики. – СПб.: «Гуманистика», 2007.
- Яхимович И.З. Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма. Электронное учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбАУиЭ, 2007.