Аннотация. В статье раскрыто содержание понятий «смысложизненные ориентации» и «модель формирования». Сконструирована модель формирования смысложизненных ориентаций студентов-психологов. Рассмотрены три уровня её функционирования: стихийно-эмпирический, эмпирический и теоретический.
Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненные ориентации, моделирование.
Проблема формирования смысложизненных ориентаций сопряжена с поиском ответов на вопросы о сущности смысла жизни, ценностных ориентаций, смыслообразования. Смысложизненные ориентации связанны с условиями жизнедеятельности субъекта, формирования его личности, профессионального становления. Современный образовательный процесс в вузе должен быть направлен не только на получение студентами определенного объема знаний, но и создание условий для формирования смысложизненных ориентаций, которые направляют поведение, определяют выбор профессиональных и житейских ценностей [1, с.34].
Проведенный анализ теоретических исследований позволяет констатировать, что «смысл жизни» как психологическое понятие – это единица сознания, деятельности и личности человека, характеризующая направленность, отношение к себе, людям и обществу в целом; смысложизненные ориентации – сложные психологические новообразования, проявляющиеся в когнитивных, мотивационных, эмоционально-волевых, ценностных и поведенческих аспектах [1, 2, 3].
По мнению В. Т. Лисовского, в современных условиях, высшая школа из храма науки стала превращаться в ремесленное заведение. При этом именно на студенческой скамье формируется то многочисленное поколение, которое окажет влияние на духовный климат общества в первой половине XXI века. Поэтому актуальной становится задача формирования смысложизненных ориентаций современного российского студенчества [4, с.45]. В зарубежных психологических исследованиях проблема смысла жизни освещалась с позиции психоанализа (З. Фрейд), аналитической психологии (К. Юнг), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл). Изучению смысла жизни в отечественной психологии посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Серого, В.Э. Чудновского, М.С. Яницкого и др. Разработаны психологические теории, объясняющие природу смысла жизни, его структуру, основные характеристики, функциональное назначение и т.д.
Формирование – это процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности. Если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное и духовное – термин формирование [5, с.798].
Изучая проблему формирования смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии, обратимся к научно-исследовательскому методу – моделирование.
Моделирование является не только одним из методов и средств отображения явлений и процессов реального мира, но и объективным практическим критерием проверки истинности наших знаний, умений, навыков, отношений. Построение и использование моделей является ключевым механизмом познания. В случае многогранности и сложности реальных объектов и явлений окружающей действительности, лучшим способом их изучения часто является построение и изначальное исследование модели, отображающей какую-то грань реальности [6, 7, 8].
Анализируя назначение метода моделирования, следует отметить, что наиболее простой функцией является воспроизведение свойств и отношений предметов и процессов. Вместе с тем, в качестве его специфической черты как метода научного познания автором подчеркивается его исследовательская роль. В.В. Краевский характеризует моделирование как познавательную рефлексию, основанную на понятиях, принципах и закономерностях. Результатом процесса моделирования является модель.
Основные этапы моделирования:
1) постановка цели,
2) построение модели,
3) проверка модели на достоверность (адекватность модели),
4) применение и обновление модели.
Первый этап:
Генеральная цель: Формировать смысложизненные ориентации у студентов-психологов в образовательном процессе.
1. Формировать когнитивный компонент смысложизненных ориентаций.
1.1. Формировать стремление к приобретению знаний о смысле жизни, ценностях, целях.
1.2. Формировать осмысленность жизни.
1.3. Формировать представления о сфере обучения и образования.
1.4. Формировать познавательные потребности.
1.5. Формировать креативность.
1.6. Формировать представления о природе человека.
2. Формировать рефлексивный компонент смысложизненных ориентаций.
2.1. Формировать стремление к самопознанию.
2.2. Формировать самопонимание.
2.3. Формировать оценку своих действий, поступков.
2.4. Формировать осмысление своих действий в системе отношений с миром, в котором живет человек.
2.5. Формировать цели.
3. Формировать поведенческий компонент смысложизненных ориентаций.
3.1. Формировать самоуважение.
3.2. Формировать активные социальные контакты.
3.3. Формировать ценности самоактуализации.
3.4. Формировать самостоятельность.
3.5. Формировать гибкость в поведении.
3.6. Формировать компетентность во времени.
3.7. Формировать самопринятие.
3.8. Формировать сохранение своей индивидуальности.
Второй этап: после правильной постановки целей следует построение модели.
Проанализировав природу моделей, мы пришли к выводу, что разрабатываемая нами модель является смешанной − структурно-функциональной. Структурные компоненты модели, с одной стороны, раскрывают внутреннюю организацию работы (цель, задачи, содержание форм, методов, приемов). С другой – характеризуют процессуальный аспект этой работы (необходимые условия, этапы, их взаимосвязь и промежуточные результаты).
В контексте нашего исследования определены три структурные компонента: когнитивный, рефлексивный, поведенческий. Это позволило выявить три блока в исследуемой модели: информационный, аналитический и практический.
Блок I: информационный – лекции, стендовые доклады, демонстрация видеофильмов.
Блок II: аналитический – дискуссии, сочинения.
Блок III: практический - игровые упражнения, моделирование ситуаций.
Содержание компонентов изменяется в зависимости от уровня стихийно-эмпирического, эмпирического и теоретического. Методологическую основу построения модели составляет теория поуровневого подхода. Всякое развитие есть необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов.
Методологической базой построения модели является теория познания (Д. Беркли, С.В. Илларионов, И.А. Ильин, И. Кант, Н.О. Лосский и др.). Ее суть заключается в выделении двух основополагающих форм: эмпирической, опирающейся на данные эксперимента и теоретической, направленной на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и отношениях. Обе эти формы представлены в целостной структуре научного познания: эмпирическое ставит перед теоретическим новые задачи, а последнее, в свою очередь, направляет и ориентирует эмпирическое. По законам материалистической диалектики человеческое отражение осуществляется на основе активной практической преобразовательной деятельности, поэтому и сам процесс формирования какого-либо личностного свойства осуществляется не в форме созерцания действительности, а в виде организованных в систему действий и операций, создающих определенные идеальные объекты, которые служат средством для познания, освоения и отражения объективного мира.
Согласно вышесказанному процесс формирования смысложизненных ориентаций студентов-психологов протекает не в форме созерцания действительности, а в виде организованных в систему действий, операций, создающих условия для осмысления своей жизни, разрешения внутренних противоречий, развития целей и ценностей.
Стихийно-эмпирический уровень
Когнитивный компонент. Студенты имеют слабую выраженность стремления к приобретению знаний о смысле жизни. Осмысленные цели на будущее у них отсутствуют.
Рефлексивный компонент. На этом уровне студенты имеют слабую степень выраженности стремления к самосознанию, осмыслению и оценке собственных действий, поступков.
Поведенческий компонент.
У студентов не развиты навыки планирования своей жизни, стремление к дальнейшему саморазвитию, профессиональному росту.
Эмпирический уровень
Когнитивный компонент. На этом уровне происходит расширение знаний о смысле жизни. Появляется стремление к пониманию глубинных смыслов человеческого бытия; оценки, позволяющие выразить ценностные характеристики явлений действительности.
Рефлексивный компонент. На этом уровне идет активный процесс самопознания, анализ своих действий и поступков.
Поведенческий компонент. Оформляется умение планировать свою жизнь, находить способы достижения своих целей.
Теоретический уровень
Когнитивный компонент. У студентов сформированы представления о смысле жизни. Они проявляют стремление работать по профессии.
Рефлексивный компонент. Сформированы способности ориентироваться в мире, определяя главное, ставить цели и выбирать оптимальные способы взаимодействия с окружающей средой.
Поведенческий компонент. Студенты факультета психологии планируют свою жизнь с учетом личностных особенностей. Находят способы достижения целей.
Третий этап: проверка модели на достоверность.
После построения модели ее проверяют на достоверность, то есть на адекватность модели той реальной ситуации (процессу, явлению), которое она описывает.
Во-первых, необходима проверка того, все ли существенные компоненты ситуации встроены в модель.
Второй аспект проверки связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью, действительно помогает решать нашу проблему.
Четвертый этап: применение и обновление модели.
Обновление модели происходит достаточно часто, при изменении ситуации, которую она описывает. Поэтому важно прогнозировать и учитывать изменения, которые могут произойти в конкретной ситуации.
Таким образом, модель процесса формирования смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии включает три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: когнитивный, рефлексивный и поведенческий. Определение структурных компонентов позволило нам выявить три блока в исследуемой модели: информационный, аналитический и практический. В информационный блок входят лекции, стендовые доклады, демонстрация видеофильмов, аналитический блок включает дискуссии, сочинения, практический блок – игровые упражнения, моделирование ситуаций.
Ссылки на источники:
- Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. – Челябинск: ООО «Искра-Профи», 2012. – 230 с.
- Долгова В.И., Курунов В.В., Вихман А.А. Дмитриева Л.Г. Механизмы управления сетевой формой магистратуры психолого-педагогического образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.
- Долгова В.И. Обобщение сопоставляемых критериев успешности групповой тренинговой рефлексии магистрантов психолого-педагогического направления // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2015. – №5. – С. 63-68.
- Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004. – 210 с.
- Новейший психологический словарь /сост. В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2006. – 808 с.
- Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательной среды Психологический журнал. – 2000. – Т.21. - №4. – С.81 - 88.
- Долгова В.И., Овчарова Р.В. Исследование эмоционально-волевой регуляции студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.– 2015. – №5. – С. 69-73.
- Долгова В.И. Принципы организации обратных связей с выпускниками вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. - №5 (май). - С. 51-55.