Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния детско-родительских отношений на самооценку дошкольников. Показано, что самооценка у детей  формируется именно в дошкольном возрасте. Проведено исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей дошкольного возраста при помощи методик «Лесенка» В.Г. Щур, «Нарисуй себя» А.М.Прихожан, З.Василяускайте и ОРО (опросник родительского отношения) Я.А.Варга и В.В.Столин. Представлены результаты этого исследования.
Ключевые слова: самооценка, самооценка дошкольников, детско-родительские отношения.

Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения в ее составе. Семья является такой малой группой, которая постоянно развивается и видоизменяется.

Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка [1].

Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.

Объединяя понятие самооценки разных психологических словарей, можно определить самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [2].

М.И. Лисина, И.Т. Димитров, А.И. Силвестру изучали в основном условия развития когнитивной стороны самосознания, однако в их работах также аффективная часть образа «Я» и указывается, что самооценка является механизмом переработки данных представлений на уровне аффективного процесса [3].

B.C. Мерлин особо отметил в структуре самосознания четыре компонента, отождествляемые им с фазами развития самосознания: сознание тождественности; сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности; осознание своих психических свойств; социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности [4].

С.Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения [5].

Итак, самооценка представляет собой иерархически организованное, системное образование, все элементы которого – структурные компоненты, формы, виды, показатели – развиваются в тесном взаимодействии и взаимообусловленности.

Проведенный теоретический анализ подходов показал, что в рамках исследования проблем самосознания самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало, его личностный аспект, органично включенный в процесс самосознания.

В работах, посвященных самооценке детей дошкольного возраста, подчеркивается ее зависимость от уровня освоения ребенком той деятельности, в которой она проявляется.

Дальнейший анализ литературы [6, 7, 8, 9, 10] и наши собственные выводы [11, 12, 13, 14, 15, 16, 17] свидетельствует о том, что трудности ребенка дошкольного возраста в игровом общении со сверстниками во многом обусловлены его высокой самооценкой и недооценкой партнеров по игре.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Поэтому, правильность представлений старшим дошкольником своих действий во многом зависит от оценочного воздействия взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих.

Собственная внутренняя позиция детей дошкольного возраста по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых.

В дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми или сверстниками, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых и легко поддаются их влияниям.

Оценка старшим дошкольником себя происходит труднее, чем сверстника. К ровеснику он более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна, часто положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются очень редко.

Самооценка у детей дошкольного возраста обычно неадекватная (чаще завышенная), это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников.

С возрастом самооценка у старшего дошкольника становится все более правильной, полнее отражающей его возможности. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

Важно отметить, что в регулировании поведения самооценке принадлежит особая роль, она выступает стержнем всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления... Вместе с тем в процессе саморегулирования поведения в различных видах социального взаимодействия самооценка непрерывно развивается, корректируется, углубляется и дифференцируется.

В определении различных типов самооценки детей дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.

Разбирать основные типы семейных отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Гиперопека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Стили семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский (либеральный).

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Это стиль «согласия»; при авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку - стиль «подавления»; при попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

- родители регулярно указывают детям, что им делать;

- ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

- ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

- решение часто принимает сам ребенок;

- ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

В любом периоде жизни ребенка родители являются для него примером как личности. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям в целом и, конечно же, на формирование его личности.

В исследовании самооценки дошкольников приняли участие воспитанники средней группы, в возрасте 4-5 лет, МБДОУ ЦРР  Д/с № 457, в количестве 24 человек, посещавших муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

Дети данной группы дружные, активны на занятиях, любят веселые подвижные игры. Большинство детей группы послушны. Из беседы с детьми было установлено, что дети в большинстве своем любят занятия по изодеятельности, пятеро ребят любят математику, трое дошкольников любимым занятием называют физкультуру, музыкальное занятие. Двое воспитанников любимым занятием назвали прогулку и игры на ковре. Одна девочка с большим удовольствием ухаживает за цветами в живом уголке, также ухаживает за комнатными растениями дома. 
Дошкольники легко идут на контакт, любят, когда игры организовывают воспитатели, студенты. Самостоятельно игры организуют сложно. Игры воспитанников группы примитивны.
Все дети группы помогают по хозяйству дома. Воспитатели отзываются о детях положительно, отмечают, что все дети помогают им. 

По заключению психолога дошкольного учреждения все дети относятся к условной норме и не имеют отклонений в развитии интеллекта.

Результаты исследования самооценки дошкольников по методике «Лесенка» В.Г. Щур  представлены на рисунке 1. 

Рисунок - 1.  Результаты диагностики самооценки по методике «Лесенка» В.Г. Щур 

По результатам исследования самооценки у детей дошкольного возраста по методике «Лесенка» В.Г. Щур оказалось, что высоким уровнем самооценки обладают 8% (2 ребенка), эти дети поставили себя на ступеньку выше средней ступеньки. Для них характерно уверенное поведение.

Средним уровнем обладают – 75% (18 дошкольников группы), для них характерны: уверенность в себе, почти всем детям со средним уровнем самооценки свойственно спокойное поведение, большинство из неконфликтны, дружелюбны.

Низкий уровень самооценки у 17% (4 ребенка). Двоим из них свойственны замкнутость, застенчивость, безынициативность. Другим двоим детям  свойственны агрессивность, вызывающее поведение, они не играют с другими детьми, лишь отбирают у них игрушки, дерутся.

Вторая методика, при помощи которой была исследована самооценка дошкольников - методика А.М. Прихожан, З. Василяускайте «Нарисуй себя». Результаты представлены на рисунок 2.

 

Рисунок - 2. Результаты диагностики самооценки по методике «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте 

По методике «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте, с высокой самооценкой оказалось 8% (2) дошкольников. 71% (18) дошкольников показали среднюю самооценку. Низкий уровень самооценки показали  21% (5)дошкольников.

III. ОРО – опросник родительского отношения Я.А. Варга и В.В. Столин.

Опросник состоит из пяти шкал:

«Принятие – отвержение» - 12 дошкольников (50%).

«Кооперация» - 3 ребенка (13%).

«Симбиоз» - 8 детей (33%).

«Авторитарная гиперсоциализация» - 1 ребенок (4%).

«Маленький неудачник» - 0.

Полученные результаты подверглись обработке, согласно нормам по каждой шкале.

Представим полученные результаты на рисунке:

 

Рисунок - 3. Резулдьтаты диагностики детско-родительских отношений по  методике ОРО – опросник родительского отношения Я.А. Варга и В.В. Столин 

Итак, у большинства дошкольников в семье эмоциональное отношение к ребенку, у 12 человек (50%) высокие показатели по шкале «Принятие».
По шкале «Симбиоз» высокие показатели в 8 семьях (33%).

Для того чтобы установить, оказывают ли влияние детско-родительские отношения на самооценку дошкольников мы воспользовались критерием ранговой корреляции Спирмена.

Вывод: по результатам математической обработки именно наших данных доказано влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников.

Для формирования адекватной самооценки у дошкольников необходимо согласовывать действия детского сада и семьи.

Ссылки на источники:

  1. Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме – М: Олма-Пресс, 2009 - 558 с.
  2. Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография / Москва, 2013. – 234 с.
  3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Из-во «Интститут практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.
  4. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь: Пермский Государственный Педагогический Институт, 1971. – 119 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 713 с.
  6. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи – СПб: Питер, 2009. – 507 с.
  7. Земская М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В. – М.: Из-во «Прогресс», 2010. – 128 с.
  8. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Академия, 2006. – 56 с.
  9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2012. – 138 с.
  10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.– Кн. 2: Психология образования. – 429 с.
  11. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  12. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  13. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  14. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 123с.
  15. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 33-34.
  16. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191-196.
  17. Долгова В.И., Журбенко С.С. Психолого-педагогическое моделирование пантомимической деятельности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 5 (25). - С. 99-102.