Полный текст статьи
Печать

Семья является главным институтом воспитания. В семье закладываются основы личности ребенка. Бесспорно, семья должна быть полной: папа, мама, дети, дедушки и бабушки.

Однако, как показывает практика последних двух десятилетий, в стране наблюдается все больше разводов. В связи с этим, остры проблемы детско-родительских отношений, влияющие на становление личности ребенка в неполной семье. Среди них особенно остро стоит проблема функционирования семьи как института воспитания и социализации детей. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.

В соответствии со статьей 65 Семейного кодекса РФ, «место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом, суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое)» [1].

По какому-то, не прописанному ни в каких законах, в том числе и Семейном кодексе РФ, правилу дети, не зависимо от пола, после развода остаются с матерью. Почему? Кто дал судьям право лишать отца воспитания своего ребенка? Особенно, если пол ребенка мужской! На наш взгляд, если родители разводятся, то сын должен остаться с отцом, а дочь – с матерью. Чем мы обосновываем это?

Не секрет, что сегодня очень много инфантильных юношей и мужчин. Мужчин, не умеющих выполнять традиционную мужскую работу: забить гвоздь, отремонтировать бытовые приборы, не говоря о таких видах деятельности, как пилить, строгать, колоть, дрова и пр. Это – результат решения суда: оставить мальчика с матерью. Сына, как будущего мужчину, должен воспитывать отец!  Именно он может научить его мужским видам деятельности, привить ему необходимые мужские умения и навыки, сформировать психические и поведенческие свойства, отличающие  мужчину от женщины. Во взаимоотношениях с отцом мальчик обретает мужской опыт общения с людьми. Он воспринимает мужские ценности, пытается соответствовать определенным условностям, нравам и традициям, утвердившимся в мужской среде. Какая бы ни была высокообразованная, «рукастая» женщина, она это сделать не сможет в силу своего пола.

И наоборот, тоже самое можно сказать и о девочках. Именно мать, воспитывая дочь, передаст ей женские качества.

Одним из ярко выраженных показателей психики ребенка, воспитывающегося в неполной семье, является тревожность. Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Это имеет особое значение в детском возрасте, т.к. именно в этот период формируется личность.

Мы предполагаем, что мальчики дошкольного возраста, проживающие с отцами менее тревожны, нежели мальчики, проживающие с матерью. И решили проверить это предположение в нашем исследовании.

Таким образом, целью проведенного нами исследования являлось  – сравнение тревожности мальчиков, остающихся после развода с отцами, и мальчиков, остающихся после развода, с матерью.

Объект исследования - мальчики дошкольного возраста, проживающие (предполагается и воспитывающиеся) с отцом (первая группа) и проживающие с матерью (вторая группа).

Предмет исследования – тревожность мальчиков дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие две группы мальчиков 6-7 лет, посещающих детский сад, по 20 человек в каждой. Первая группа – мальчики, проживающие с отцами, вторая – мальчики, проживающие с матерью. Для проведения данного исследования была выбрана методика Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Тест тревожности», которая позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени.

Результаты исследования, полученные с помощью этой методики, показали следующее.

  Уровень индекса тревожности каждого опрошенного мальчика, проживающего с отцом, не превышал уровня 65%. Средний уровень индекса тревожности детей этой группы, по результатам исследования, составил 23%. То есть, мальчики первой группы при анализе описанных ситуаций оставались достаточно спокойными и в целом воспринимали их скорее позитивно, нежели негативно. Один из опрошенных детей показал себя довольно жизнерадостным мальчиком. На вопросы психолога «Почему ты выбрал именно этот вариант?», придумывал развернутые и обстоятельные истории, часто отличающиеся чувством юмора и гротеском. Его показатель индекса тревожности составил 12%. Наиболее высокие показатели уровня тревожности были выявлены у двух респондентов, и составили 72,5 %.

Большинство детей, проживающих с матерью,  имеют достаточно высокий индекс тревожности, равный 80% или превышающий это значение. Самый высокий показатель индекса тревожности в этой группе испытуемых составил 92,8 %. Самый  низкий уровень индекса тревожности - 21,4 %.  Средний уровень индекса тревожности детей этой группы составил 57,1%.

Из сравнения видно, что уровень индекса тревожности мальчиков, воспитывающихся матерями, по среднему показателю более чем на 30% превышает уровень индекса тревожности мальчиков, воспитывающихся отцами. 

Рис. 1. Сравнение среднего уровня индекса тревожности (%) детей из двух испытуемых групп 

Дети из первой группы достаточно спокойны и в целом менее тревожны, чем дети второй группы. Матери же, воспитывающие мальчиков, сами отмечают  у них  повышенный уровень тревожности. В частности отмечают, что их дети беспокойны, легко расстраиваются, часто плачут, не уверены в себе, трудно сосредотачиваются на какой-либо игре или задаче, с трудом засыпают и пр.

Часто опрашиваемых мальчиков второй группы интересовало, что записывает психолог, не узнают ли о результатах теста родители или воспитатели, как отвечают другие дети и правильно ли отвечают они сами. Это тоже влияло на уровень их тревожности в момент проведения опроса. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность и волнение: они грызли ногти, качали ногой, покусывали нижнюю губу, вертелись и пр.

При рассмотрении мальчиками второй группы грустного лица на тестовой картинке, психологом задавался вопрос «Почему грустное лицо?» Ответы, чаще всего были негативными:

  • «потому, что его ругают»;
  • «потому, что его наказали»;
  • «потому, что его все бросили и он один»;
  • «потому, что он плохой».

Среди ответов мальчиков первой группы было больше положительных:

  • «потому, что он думает»;
  • «потому, что он сосредоточен»;
  • «потому, что он размышляет».

Кроме того, были рассмотрены индексы тревожности детей в различных группах ситуаций. Из 14 ситуаций, представленных в тесте, были выделены три группы:

  •  группа 1 - ситуации, моделирующие отношения «ребенок-ребенок»;
  •  группа 2 - ситуации, моделирующие отношения «ребенок-взрослый»;
  •  группа 3 - ситуации, моделирующие повседневные действия.

В первой группе ситуаций, моделирующих отношения «ребенок-ребенок», мальчики, проживающие с матерью, также тревожатся несколько больше: их уровень индекса тревожности составил 48,2 %, в то время как уровень индекса тревожности мальчиков, проживающих с отцом - 25,2 %. 

 Рис. 2. Средний уровень индекса тревожности при анализе ситуаций 1 группы

В ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-взрослый» мальчики из второй группы при проведении опроса также показали более высокий индекс тревожности (56,8 %), нежели мальчики из первой группы (45,9 %). 

Рис. 3. Средний уровень индекса тревожности при анализе ситуаций 2 группы

В ситуациях моделирующих поведение ребенка, находящегося наедине с самим собой, описывающих будничные активности, дети из второй группы показывают более высокий процент индекса тревожности, по сравнению с детьми из первой группы: 52,7 %  у второй группы респондентов и  43,6 % у первой группы опрошенных. 

 Рис. 4. Средний уровень индекса тревожности при анализе ситуаций 3 группы

Следует отметить, что в целом разница между индексом тревожности детей, принадлежащим к разным группам при исследовании различных моделирующих ситуаций, отличается от 9 до 23 %. Причиной такой разницы в значениях может служить общение взрослых (пап и мам) с детьми и взрослыми. Дети подражают своим родителям, берут с них пример. Мальчики, проживающие с мамой или папой, переносят на взрослых и детей их стиль поведения, общения, восприятия и пр.

Наименьшая разница наблюдается в третьей группе ситуаций, когда ребенок находится наедине с сами собой, посвящен сам себе. Хотя и тут она достаточна велика. Ответы детей на эти части рисуночного теста могут говорить о мироощущении каждого отдельного ребенка.

Таким образом, выдвинутая рабочая гипотеза полностью себя оправдала. Действительно: мальчики, воспитывающиеся матерью более тревожны, нежели мальчики, воспитывающиеся отцом. Причем, уровень индекса тревожности их различался как в общем анализе всех ситуаций в целом, так и при выделении групп ситуаций, моделирующих различные формы отношений ребенка с окружающими людьми и нахождении его в одиночестве.