Полный текст статьи
Печать

Долгосрочной основой социально-экономического процветания любого государства является развитие качественных характеристик человеческого капитала. Многие исследователи признают ведущую роль человеческого потенциала в развитии общества в целом, отмечая факт того, что системное развитие человека происходит при условии равной доступности каждого к знаниям, образованию, национальным и мировым духовным ценностям, культуре, медицине и спорту.

Вместе с тем, индивидуальный человеческий капитал представляет собой накопленный запас особенных и специальных знаний, а также профессиональных навыков, позволяющий получить дополнительные доходы и другие блага. При этом формирование индивидуального человеческого капитала на основе интеграции современных исследований и технологий в области образования сопряжено с необходимостью разработки новой стратегии развития системы профессиональной подготовки, направленной на социальное развитие, на воспроизводство человеческого капитала и развитие человеческого потенциала нации. Достижение указанных целей, в свою очередь, должно сопровождаться изменением требований к личностным качествам человека. Вместе с тем, только государство и общество могут повысить качество человеческого потенциала, от которого в современных условиях в первую очередь зависит уровень социально-экономического развития страны.

Тем самым, говоря о развитии человеческого потенциала, создание конкурентоспособного человеческого капитала мы связываем с вложением инвестиций и модернизацией системы образования как наиболее эффективными условиями развития общества. В связи с этим, в современных образовательных организациях должны быть созданы условия для эффективной профессиональной подготовки и реализации обучающимися заложенных в них личностных и профессиональных потенциалов, развития профессионально-значимых качеств, а также становления системы ценностных ориентаций. Вместе с этим, вузы прежде всего должны быть ориентированы на оказание помощи в разрешении личностных проблем обучающихся, а также расширении возможностей для их самопознания, саморазвития, самоактуализации и самопринятия. Достижению этой цели, на наш взгляд, благоприятно способствует формирование психологически здоровой личности. Психологическое здоровье в высшем образовательном учреждении обеспечивается тем, что педагоги оказывают помощь обучающемуся в поиске  достойного, с его точки зрения, и удовлетворяющего его места в окружающем мире межличностных, социальных и интимных отношений, которые при благоприятных условиях все более гармонизируются на следующей возрастной ступени.

Однако, решая в условиях модернизации системы образования проблемы качественного образования и поддержания психологического здоровья личности обучающегося, необходимо создавать условия для его саморазвития, самоактуализации и ориентировать на его будущую профессиональную деятельность. Это же выступает в качестве необходимого условия, способствующего доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и обозначено в качестве стратегической цели государственной политики в области образования.

Опыт разработки и апробации новых образовательных модулей, предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия, показал, что созданию благоприятных условий для развития человеческого капитала способствует решение ряда задач, в том числе обеспечение компетентностного и системно-деятельностного подходов в обучении, взаимосвязи академических фундаментальных знаний и практико-ориентированных умений; системное развитие вариативности образовательных программ; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия всех субъектов образовательного процесса в осуществлении контроля и оценки качества образования. Основным средством решения поставленных задач является обновление содержания образования и улучшение преподавания в соответствии с новыми вызовами цивилизации [1].

Для эффективного развития человеческого капитала следует ориентироваться на достижение приоритетных образовательных результатов, а именно: способности эффективно использовать освоенные теоретические знания, качественный уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций. Современный учитель должен быть готов: обеспечить готовность выпускников школ к дальнейшему непрерывному обучению и деятельности в современной высокотехнологичной экономике; достижение выпускниками школ высокого уровня развития компетенций, необходимых в современном информационном обществе, четких установок и гражданской позиции; создавать условия для формирования идентичности каждого выпускника для построения гражданского общества, основанного на «единстве разнообразия» и солидарности в сфере социальных и межличностных отношений.

Достижение заявленных результатов реформирования образования должно сопровождаться обновлением состава и компетенций педагогических кадров посредством: введения новых стандартов педагогического образования и проведения опытно-экспериментальных мероприятий, направленных на повышение эффективности профессиональной подготовки педагога в педагогических вузах, их подготовки в непрофильных вузах; введения стандартов профессиональной деятельности для педагогов и основанной на данном стандарте модели аттестации с участием профессионального сообщества; введения квалификационного испытания для принимаемых на работу педагогических работников — выпускников вузов и специалистов, не имеющих педагогического образования; переноса акцента с процессуального подхода к четкой ориентации на достижение новых результатов, нового качества российского образования.  При этом реформирование системы необходимо осуществлять как в рамках национальных проектов, так и в повседневной практике преподавания. Основанные на формировании профессиональной компетентности у студентов старших курсов непедагогического бакалавриата, мотивированных на педагогическую деятельность, в рамках академической мобильности студентов в условиях сетевого взаимодействия, образовательные программы могут способствовать повышению качества подготовки конкурентоспособного специалиста [2].

Таким образом, в условиях модернизации системы образования проблемы развития человеческого потенциала могут быть решены путем учета при проектировании основных профессиональных образовательных программ прогностических и преобразующих функций формирующейся личности; целенаправленного планирования организации учебно-воспитательного процесса с личностно развивающих позиций, координируя с участниками этого процесса цели, задачи и формы взаимодействия; создания условий для динамичного саморазвития обучающегося, его самоактуализации; ориентации выпускника на его будущую профессиональную педагогическую деятельность по проектированию и созданию аналогичных условий в будущем школьном и педагогическом коллективе.