Те сомнения, которые не разрешает теория,
разрешит практика
Людвиг Фейербах.
Современные технологии 21 века кардинально изменили взгляды людей на многие, казалось бы, обычные для них вещи, в том числе и на обучение. Сегодня всевозможные методы получения необходимых знаний доступны в режиме онлайн через Интернет. Так, дистанционное обучение пользуется все большей и большей популярностью. Вебинары давно нашли свое широкое применение при изучении иностранных языков, маркетинговых технологий и технологий продаж. Особое внимание проведению онлайн-семинаров уделяется и в туризме.
Вебинар - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Это новый современный и доступный формат обучения через Интернет. Не выходя из офиса, можно в прямом эфире увидеть выступление лектора - эксперта, посмотреть презентацию, а так же поучаствовать в обсуждении актуальных вопросов. Для этого достаточно иметь компьютер с доступом в Интернет, колонки или наушники.
Данный вид обучения имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- высокая степень интерактивности. Слушатели активно вовлечены в процесс обучения, могут задавать вопросы, сразу же прояснять некоторые непонятные для них моменты.
- в отличие от обычного семинара, слушатели по окончанию онлайн-семинара получают запись, которую можно использовать при повторном закреплении полученной информации, а также для того, чтобы поделиться ею с кем-то, к примеру, со своими коллегами.
- онлайн-курсы в виде вебинара предполагают значительную экономию времени [1].
Участникам и спикеру не надо тратить время для того, чтобы прибыть к месту проведения встречи, они даже могут находиться в разных странах. Если же кто-то не успел подключиться к семинару со своего рабочего места, после он сможет воспользоваться записью.
Кроме того, в туристической практике, туроператоры предоставляют возможность изучить то или иное направление отдыха посредством участия в вебинаре, бесплатно, с дальнейшим прохождением тестирования и получением сертификата.
Особое место в обучении на специальности «Туризм» занимает практическая подготовка студентов. При проведении практики на данной специальности остро встал вопрос о наличии у студентов знаний о направлениях отдыха и специфике продаж. Каждый руководитель турфирмы желал принять практиканта, который уже к моменту прохождения практики обладал знанием особенностей основных курортных направлений и имел опыт активных продаж. В туристическом бизнесе такие знания получить можно благодаря многолетнему опыту работы или участию в рекламных турах.
Проблема была решена с помощью внедрения в теоретическую и практическую подготовку студентов вебинаров. На заседании кафедры было утверждено решение о прохождении студентами по каждому междисциплинарному курсу не менее 3-х онлайн-семинаров с последующим тестированием.
Апробация данного метода обучения произошла на МДК 01.01. Технология продаж и продвижения турпродукта и МДК 01.02 Технология и организация турагентской деятельности (данные МДК входят в ПМ 01. Предоставление турагентских услуг). Преподавателями была выстроена система работы по данному виду обучения. Студентам предлагается вебинар известных туроператоров по одному из популярных направлений отдыха. Студенту необходимо пройти регистрацию на онлайн-семинар и в указанное оператором время зайти на сайт. Средняя длительность вебинара составляет 1 академический час.
За это время инструктор (специалист направления) в интересной живой беседе предоставляет информацию о специфике курорта: особенностях береговой линии, температурного режима, географического положения. После этого менеджер рассказывает об отельной базе курорта. Обычно инструктор называет базовые отели туроператора, перечисляет их преимущества и недостатки, особенности номерного фонда. Далее слушателям предоставляют информацию о культурных особенностях страны и традициях. Участник онлайн-семинара получает информацию о визовом режиме, полетной программе и системе работы по данному направлению. Важно отметить, что при участии в вебинаре у слушателя всегда есть возможность в режиме реального времени задать оператору интересующий вопрос, уточнить необходимую информацию.
После того как студент просмотрел вебинар, ему предлагается пройти онлайн-тестирование по изученному направлению. Большинство тестов студенты проходят на сайте TurProfi.ru. Студен выбирает тест по направлению отдыха, изучает инструкцию по прохождению теста и переходит на страницу 1 уровня тестирования. Обычно тесты, предлагаемые туроператором состоят из 4 уровней сложности. Вопросы представляют собой синтез знаний по изученному направлению: это могут быть вопросы, связанные с географическими координатами местности, традиционной кухней данного государства или недостатками отельной базы [2].
Только безошибочно пройдя все 4 уровня теста, студент регистрирует свои данные и ему на электронную почту приходит сертификат, об успешном изучении направления отдыха. Студенты специальности туризм получили сертификаты известных туроператоров: Пегас, Русский экспресс и Библио -глобус. Студенты успешно освоили такие направления отдыха: Турция, Египет, Тунис, Греция, Германия, Мальдивы и др.
Знания, полученные в ходе изучения вебинаров, легли в основу прохождения практик. Представители турагентств приняли на практику студентов, с сертификатами по изучению самых популярных направлений отдыха и отметили, что уровень освоения ПК и ОК такими студентами выше. Студенты благодаря вебинарам осознают значимость своей будущей профессии, анализируют информацию, умеют работать с отельной базой, получают первичные знания практической подготовки.
Хочется отметить, что вебинар, как средство практической подготовки студентов, сейчас применяется на всех МДК по специальности «Туризм». Работа на онлайн-семинарах является неотъемлемой частью учебной практики. Студенты получают знания не только в области туроперейтинга. Онлайн-тренинги и онлайн-семинары позволяют познакомить студентов (на базе) колледжа с технологиями продаж, с особенностями потребительского поведения, техникой проведения анимационных компаний. Закрепление полученных навыков и знаний происходит в ходе решения практических задач.
Такая методика обучения позволила повысить уровень освоения ОК и ПК, средний балл практической подготовки на специальности «Туризм» в первом полугодии составил 4,2.